Рейтинг мультфильма | |
![]() |
6.9 |
![]() |
6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Новый Аладдин |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Давыдов |
сценарий: | Михаил Липскеров |
продюсер: | Любовь Бутырина |
видеооператор: | Светлана Кощеева |
композитор: | Михаил Меерович |
художники: | Константин Карпов, Лев Мильчин, В. Максимович, Вера Харитонова |
монтаж: | Галина Смирнова |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
10 мин |
Удивительно всё-таки, что в поздние годы советская мультипликация иногда цеплялась за такие прогрессивные идеи, до которых мы до сих пор безуспешно пытаемся допрыгнуть. «Новый Аладдин» — яркий и забавный продукт своего времени. Прогрессирующий социализм перестал прогрессировать и постепенно, год за годом, начал возврат к капитализму. В СССР это старались скрывать, но если требовалось показать что-то в другой стране — это можно.
Практически вся сказка показана здесь отзеркаленной. Злой колдун не такой уж и злой, а вот Аладдин показан не таким уж порядочным человеком: только и ждёт, чтобы какой-нибудь джинн из лампы или бутылки исполнил все его желания. Ну, или… Дело в том, что события как раз происходят в XX веке, от которого не отстают ни султан, ни колдун, ни — тем более — джинн. Последний рекомендует себя как работника на все руки: шьёт одежду, добывает драгоценности, чинит технику, изобретает вечный двигатель… Ладно, шучу — на последнее даже джинны не способны. Как вы уже, вероятно, догадываетесь, у нас тут класс угнетателей и класс рабочей силы. И нет, угнетатель отнюдь не султан. Наоборот, он показан здравомыслящим человеком, который даже свою дочь не держит в оковах. Грустно и до слёз обидно, что почти одновременно с созданием этого мультфильма в Иране происходила революция, переворачивавшая страну с ног на голову. Такие вот обновлённые Аладдин и Зульфия сейчас могут проживать где-нибудь в Турции, но никак не в Иране. Жаль.
Несмотря на то, что на словах сюжет про классовое неравенство воспринимается очень банально, мультфильм цепляет искромётным юмором. Он заложен в сюжет (особенно я смеялся с музея) и только усиливается превосходной озвучкой, в которой приняли участие Александр Ширвиндт, Василий Ливанов и несравненный Владимир Этуш, к услугам которого частенько обращались при создании ближневосточных образов. Есть, правда, одна сцена, суть которой я не понимал в детстве и не понимаю до сих пор: разговор колдуна и стервятника Селима. Несмотря на то, что главные герои попадают из-за «бюрократа» в тупиковое положение, перед ними всё равно раскрывается перспектива успеха. По каким законам физики или магии всё это работает — и шайтан не разберёт. Ну, а конец счастливый. Куда ж без него в подобной сказке?
Забавный, с приятной музыкой и озвучкой, и интересный вариант ретро-прогресса. Такой вот он — самый неожиданный и крышесносный «Аладдин»!
9 из 10
30 октября 2021