Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Экипаж |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Митта |
сценаристы: | Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта, Борис Уриновский |
продюсер: | Борис Криштул |
видеооператор: | Валерий Шувалов |
композитор: | Альфред Шнитке |
художники: | Анатолий Кузнецов, Алина Будникова |
монтаж: | Надежда Веселовская |
жанры: | боевик, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 мая 1980 г. |
на DVD: | 6 ноября 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Экипаж киноклуба 'Ку!' закупился съестным, оккупировал офисный компьютер и на два с лишним часа погрузился в атмосферу полетов и авиации - в самом высоком смысле этого слова.
Начну с того, что я смотрел ремейк с Данилой-свет-Козловским - довольно проходной, по-моему. Ничего мне не запомнилось толком из того ремейка: кто-то куда-то летает, что-то взрывается, Козловский делает серьезное лицо и спасает мир. Посмотрел - и забыл.
При этом отрывки из оригинального 'Экипажа' я как-то то тут, то там выхватывал - и знал, что на серьезную долю это не фильм-катастрофа, а семейная драма, про людей.
Ну и вот тут интересный момент. По сути перед нами два фильма, разделенные для убедительности титрами. Первая серия 'Экипажа' - это целиком драма, вторая - целиком фильм-катастрофа. И если бы я не знал про мотив второй, я бы неслабо обалдел, досмотрев первую - потому что за титрами повествование резко меняется, все акценты перестраиваются, и мы получаем ну вот совсем не то кино, которое наблюдали первые час с небольшим.
Поэтому, думаю, резонно будет рассмотреть каждую серию отдельно - а потом обнять их общим впечатлением.
1 серия. Перед нами несколько летчиков - каждый со своей историей и сложностями. Один - эдакий милаха, женившийся на стерве. Второй - бабник и бобыль, подсознательно ищущий, как водится, ту, что бросит его сама. Третий - крутой суровый мужик, почти уже отлетавший свое, но слишком влюбленный в профессию, чтобы ее оставлять с холодным носом. Каждая из линий детальна, эмоциональна и цепляет - ни одну не хочется скипнуть ради следующей. Это вот прямо крепкий самостоятельный фильм - про то, как бравым пилотам непросто приходится под облаками, а не над ними. Линия Валентина - это, конечно, отдельная боль, так у меня не горело со времен 'Аферистки'. Ну и из-за того, насколько инфернальна Валентинина жена, местами не верится в самого Валентина - слишком уж он спокойно и благодушно все воспринимает; а в его ситуации даже каменное изваяние бы спилось или убежало на край света.
2 серия. Могу только представить, как смотрелась вторая серия 'Экипажа' в конце восьмидесятых. Наверное, до него советский зритель и впрямь ничего подобного не видел - и впечатление может быть сопоставимо с тем, как смотрели, скажем, спустя 30 лет '2012'. Да, сегодня спецеффекты выглядят, конечно, почти никакими - но у кого повернется язык упрекнуть за это авторов? Для тех лет сделано очень убедительно, многие сегодня с миллионными бюджетами снимают не лучше. Сама по себе драматургия катастрофы крепка, но и стандартна (хотя на тот момент, наверное, еще стойких стандартов не существовало). Героями становятся, по сути, обыкновенные люди (для понимания этого и нужна первая серия) - помещенные в специфические обстоятельства. Удивила болезненная реалистичность - в ремейке пассажиры с самолета на самолет прыгали как акробаты, а здесь нет, здесь все серьезно: хоть обмотайся тулупами, перчатки придется срезать вместе с кожей. То есть героям больно и страшно, они, повторюсь, обычные люди - но тем поразительнее выглядят их действия.
Общее впечатление. 'Экипаж' - это не один большой фильм, а своего рода диптих, в котором два элемента радикально отличаются друг от друга. Вспоминается 'Место под соснами' - хотя там триптих. Актеры играют ожидаемо блестяще, Филатов так и вообще - легенда и Бельмондо. На выходе у зрителя остается сложное впечатление - по-хорошему сложное именно что из-за неоднородности материала. Отдельно воспринимаешь первую серию, отдельно вторую, впечатления смешиваются в некий 'коктейль' - который потом можно долго разбирать на составляющие, обдумывать, анализировать.
Мощное кино. Вот умели ведь!
23 апреля 2024
Замечательный фильм — «Экипаж»! Так получилось, что я смотрела его давным-давно, в детстве, но запомнила всего один эпизод — оказание медпомощи второму пилоту Ненарокову. Сцены спасения людей из пекла, а затем — от страшной авиакатастрофы, конечно, бьют по нервам. Уже после хочется, подобно стюардессе Тамаре, обнять самолёт и плакать. Но к счастью, такие страшные события крайне редки. А вот трагедии, происходящие в обычной жизни членов экипажа, случаются сплошь и рядом. Бортинженер Скворцов по глупости разрешает остаться у себя дома обиженной бывшей и чуть не теряет Тамару навсегда (а ведь мог, как Костик из «Покровских ворот», оборвать все связи). Командир Тимченко не отдыхает даже на земле и продолжает нести ответственность за взрослую дочь, за внучку старого товарища, за всё и всех. Удивительно ли, что списание на покой после тяжелейшего рейса окончательно подрывает его здоровье? Ему буквально обрубают крылья, обрекая на медленную смерть. Но больше всего сочувствия вызывает Ненароков. Пересевший с международного лайнера на областной вертолёт ради любимый жены, он живёт в аду постоянных истерик и придирок. Вышедшая за него из-за тщеславия Алевтина, мучается сама, обижает мужа и срывается на маленького сына. Сцена развода с попыткой оклеветать Ненарокова выглядит особенно чудовищно. Мы не видим его слёз, но он плачет. В голове просто не укладывается, как можно издеваться над таким милым человеком? И разве сейчас такое могло бы быть? А ведь действие фильма происходит всего каких-то сорок лет назад.
Фильм «Экипаж» — это настоящая школа жизни. В небе пилот, как и сапёр, ошибается лишь однажды. Но и на земле ошибка может привести к катастрофе.
31 августа 2021
Экипаж долгое время был в списке советских фильмов, которые я просто обязана была посмотреть. Я слышала о нем много мнений, от восторженных до противоречивых. И вот, посмотрев его, заявляю — один из лучших фильмов советского кинематографа!
В центре сюжета — экипаж пассажирского самолета компании Аэрофлот. Командир экипажа Андрей Тимченко — опытный летчик, который каждый раз при прохождении медкомиссии боится, что его спишут. К тому же дочь-студентка сообщает о своей беременности вне брака. Второй пилот Валентин Ненароков пытается сохранить семью и воспитать сына, но ему постоянно мешает истеричная жена. Бортинженер Игорь Скворцов — ловелас, который никогда не задумывался о серьезных отношениях, заводит роман с стюардессой Тамарой, который уже почти перерастает в любовь, но разбивается вдребезги из-за одной из бывших Скворцова… Однако работа есть работа, и когда экипаж получает задание эвакуировать жителей городка нефтянников в разгар землетрясения, они летят на помощь, прекрасно осознавая что могут и не вернуться…
В последнее время замечаю, что в советских фильмах мне стали больше нравиться именно драмы (раньше это были комедии). Невольно сравниваешь с тем, как их показывают в Голливуде — у нас же все совершенно по-другому. Как-то проще и одновременно сложнее, меньше эмоциональности, больше правды… Экипаж разделен на две серии, где первая посвящена как раз социально-бытовым проблемам главных героев. Меня просто поразило то, что я увидела на экране — если честно, я и не думала, что такие проблемы вообще имели место в Советском Союзе (либо их очень хорошо скрывали). Но то как их представили — все кажется таким обычным и естественным, такие проблемы могут случиться с каждым… И это большая заслуга режиссера Александра Митты и его видения. Кстати, та знаменитая сцена эротического содержания (впервые в советском кино) мне показалась очень чувственной и нежной — ведь ты обращаешь внимание на действие, а там говорилось о чувствах и отношениях. Было очень интимно и красиво…
Экипаж также стал первым советским фильмом-катастрофой. Впечатляет то, настолько достоверно и качественно удалось показать природный катаклизм, и как люди пытаются от него спастись. В данном случае — взлететь на самолете с постепенно разрушающейся взлетно-посадочной полосы. А затем устранить серьезную поломку самолета уже в воздухе. Что и говорить — мы невероятно переживаем за героев фильма, которые пытаются справиться с ситуацией, не теряя головы и собранности, ведь в их руках жизни пассажиров, и они за них в ответе.
И все же главное в фильме — это актерский состав. В который раз восхищается талантом наших советских артистов. Георгий Жжёнов, сыгравший роль командира экипажа Тимченко с первых кадров производил впечатление человека решительного, строгого, уверенного во всем, который не показывает свои эмоции открыто. Его характер раскрывается лучше всего в сценах с дочерью, которая отказывается выходить замуж за отца своего ребенка, а также — с Тамарой, заботу о которой он считает своим долгом. И конечно же, во время того рейса — поразило то, как передано состояние героя: пот градом, но в глазах уверенность, голос твердый, и в ответ на истерику стюардессы он спокойно просит кофейку…
Второй пилот экипажа — талантливый летчик Валентин Ненароков (Анатолий Васильев), который в свое время оставил большую авиацию ради семьи, но теперь страдает от истерик и скандалов жены, которые также негативно влияют на его маленького сына, которого Валентин любит всей душой. Все же именно его история меня потрясла больше всего — много мыслей возникало на счет его поведения и поведения его жены, очень непростая и весьма реалистичная жизненная ситуация…
Бортинженер экипажа Игорь Скворцов (Леонид Филатов) — обаятельный ловелас с множеством любовниц, с которыми у него уже налажена схема обольщения, которым он открыто говорит о своих намерениях не заводить серьезных отношений и никогда не жениться, а жить свободно и раскрепощенно. И все меняется, когда он заводит интрижку с красавицей-стюардессой Тамарой (Александра Яковлева), которая хотела стать актрисой, но мечтам не суждено было осуществиться. Потрясающая игра, неподдельные эмоции и захватывающие чувства героев…
Экипаж Александра Митты был первым во многих отношениях, и он останется легендой советского кино, одним из лучших советских фильмов, которые я смотрела в жизни.
10 из 10
Приятного полета, эм просмотра!
25 апреля 2019
В преддверии скорого просмотра нашумевшего ремейка я к своему удивлению и прискорбию обнаружил, что не знаком с оригиналом.
Самолет с персоналом и пассажирами отправляется в очередной полет, который для многих оборачивается трагическими обстоятельствами.
Я не раз слышал, что это первый советский фильм-катастрофа. И я рад, что перед просмотром современной версии я ознакомился с оригиналом. Фильм произвел на меня неизгладимые впечатления. Помимо событий, касающихся самой катастрофы, в картине есть немало других сильных сторон. Отдельно хочется отметить драматическую составляющую. Многие моменты из фильма надолго врезались в мою память и тронули многое в моей душе. Развод Ненарокова с женой, его последний разговор с сыном и бывшей женой на пристани, размолвка Скворцова с Тамарой — эти кадры нельзя посмотреть без того, чтобы внутри ничего не колыхнулось. Немаловажную роль в этом играют, соответственно, сами актеры, показывая своими непревзойденными работами запоминающихся персонажей с полностью раскрытыми характерами. Жаль, что многих актеров уже не осталось в живых. При написании рецензии по советским и российским фильмам прошлых лет я редко обхожу стороной атмосферу, интерьер и локации времени, в которое был снят фильм. Во время просмотра подобных фильмов я рад, что хотя бы так я могу оказаться снова в том времени, побывать в советских квартирах, пройтись по улицам, которые сейчас изменились до неузнаваемости, увидеть моду того времени, побывать в квартире у Скворцова и заценить цветомузыку. В картине «Экипаж» нет специально созданных гигантских макетов, здесь все реально, и это подкупает. Стоит отдать должное создателям происходящих в фильме катастрофических событий, на то время это был действительно прорыв и повод для гордости отечественных зрителей. И не только из-за эффектов, а также за мужество и отвагу наших соотечественников, которые, рискуя своим здоровьем и жизнями, спасали других людей.
Я пока не видел современную версию «Экипажа» и не хочу о ней как-либо отзываться, пока не посмотрю, но для меня это будет совсем другой фильм. «Экипаж» 1979 года-неповторимый оригинал.
9 из 10
18 марта 2018
Фильм «Экипаж» смотрю всегда с огромным интересом по нескольким причинам.Во-первых, это невероятно зрелищный фильм-катастрофа. Это при том, что в те годы, когда он создавался, не было компьютерной графики. И всё, что мы видим на экране создавалось в студии. Просто умы советских кинооператоров и авторов таких картин шли впереди своей эпохи… Во-вторых, именно в фильме «Экипаж» впервые в стране были сняты и показаны (не вырезаны) кадры невероятно красивой постельной сцены. Всё было завуалировано настолько искусно, что придраться не к чему. Смотреть на это доставляет огромное удовольствие, хотя ничего «такого» снято не было, но произвело ошеломляющий эффект… И самая главная причина — это, на мой взгляд, актёрский состав.
Леонид Филатов, сыгравший героя-любовника и покорителя женских сердец, невероятно хорош. Александра Яковлева просто чудесна, она не реально красива и фантастически сексуальна в этом фильме. Думаю, что именно после картины «Экипаж» её признали секс-символом. От такой красоты взгляд не отвести.Анатолий Васильев, сыгравший одну из главных ролей — хорош во всех смыслах. Всегда восхищалась его талантом.
Игра буквально всех актёров была великолепной, как жизненно, натурально они играли, вызывая чувство сопереживания и сопричастности к происходящему. По своей сути фильм режиссёра Александра Митты, снятый на киностудии «Мосфильм», уникален, поскольку снят сразу в двух жанрах — мелодрамы и катастрофы. Но не это, по моему мнению, главное. Главное, я думаю, в том, что, несмотря на то, что картина снималась в разгар «холодной войны», в ней почти нет политики. Никто не клеймит позором воинствующий империализм и не винит во всех бедах «коварную руку Запада».
Более того, прекрасно показано, как зажиточно живёт советский бортинженер Игорь Скворцов (Л. Филатов), ведёт распутный образ жизни, а молодые советские женщины охотно ложатся с ним в постель, рассчитывая на его денежки в будущем. В этом аспекте сюжетной линии фильма прекрасно показано истинное лицо советской морали. Нам, гражданам страны советов, всегда прививали мысль, что в СССР немыслим брак по расчёту. А как же поступок Алевтины (И. Акулова), советской провинциалки, вышедшей замуж по расчёту за московского лётчика и не испытывающей ни каких чувств к нему? Все действия Алевтины — это поступки настоящей хищницы, готовой на любое предательство ради достижения своих корыстных целей.
Мне сложно выделить кого-то одного в этой легендарной картине! Помните, КАК замечательно там сыграны даже роли второго-третьего плана — запоминающиеся, такие разные и такие «знакомые» одновременно! Впрочем, лукавлю… Одно открытие я для себя сделала и даже не в детстве, намного позже… Георгий Жжёнов! По малолетству мне казалось, что настоящий Артист, это — лицедейство, перевоплощение и только! Став старше поняла, это ещё и особая внутренняя сила, то что сейчас принято называть «харизмой»! Именно Георгий Степанович Жжёнов доказал и показал мне этот феномен. Его персонаж в «Экипаже» немногословен, не пользуется мимикой для усиления эффекта и даже скуп в движениях. Но когда смотришь в его глаза, понимаешь КАКАЯ огромная работа души и сердца проделана этим человеком. Такой вулкан страстей и переживаний внутри, что «вырываясь» иногда через взгляд или жест — поражает до глубины души! На мой взгляд, это высочайшее Мастерство и особый Талант!
Фильм невероятно хорош. Думаю, что у нас создано мало картин, которые смогли бы «тягаться» с фильмом «Экипаж». Всегда смотрю его, как в первый раз.
Музыкальное оформление фильма заслуживает отдельных аплодисментов. Человек, его героические черты характера в пиковые минуты противостояния ситуации и в обычных житейских буднях — всё показывает характер героев фильма. Ответственность за людей, зависящих от действий экипажа самолёта в жуткой обстановке стихийного бедствия, любовь, обиды, предательство — вся гамма человеческих чувств ярко показана в фильме.
Посмотрев этот фильм понимаешь, что никакой Голливуд со своими компьютерными эффектами не сравнится с нашим кино. В этом, как и во многих советских фильмах внимание акцентируется больше всего не на катастрофе, а на чувствах человека, на том, что он предпримет, чтобы спасти себя и других от гибели. Поэтому «Экипаж» нельзя назвать просто фильмом-катастрофой. Это — самая настоящая психологическая драма, сплачивающая людей перед общей бедой.
Настоятельно рекомендую к просмотру, как гениальную картину, каждый кадр в которой дорогого стоит!
10 из 10
26 февраля 2018
Сегодня за разговорами об авиации и настоящих мужчинах решила пересмотреть тот самый настоящий (!) «Экипаж» и озвучу основную проблема нынешнего века: наше кино-таки почти умерло. И тот «Экипаж», что был переснят и выпущен в 2016 году лишь очередное тому подтверждение.
В далёком «79-м за 2 часа умудрились погрузить, раскрыть историю каждого основного персонажа, все характеры, устроить катастрофу и всех спасти.
Настоящие мужчины действительно остались в советском кино, на тех старых бабинах «Мосфильма», на которых они спасают, сопереживают, любят, даже сердца разбивают и то мужественно и само собой остаются героями.
Ни минуты лишнего времени, ни на кадр не перетянуто. Всё на своих местах. И это уровень, и это Митта.
Смотрите классику, показывайте её детям, не забывайте, что такое Человек и как им оставаться.
Смотрите кино правильно.
10 из 10
17 января 2018
В 1979 году советский зритель впервые увидел отечественный блокбастер, и даже сегодня не получается иронизировать и свысока оценивать его. «Экипаж» — фильм-катастрофа, ставший для нас откровение и сохраняющий свой эмоциональный заряд и спустя почти 40 лет после выхода на экраны.
Секрет подхода Александра Митты, на мой взгляд, в сочетании несочетаемого высокой для своего времени технологичностью и вневременной человечностью показанного. За историей про лайнер, землетрясение и отвалившийся на посадке хвост нам открывается целый мир человеческих судеб, переживаний, бытовых проблем и жизненных трагедий. Этот венок переплетающихся линий судьбы умещается в простое слово «экипаж» — рассказ о каждом из них, связанных общей работой и замкнутым пространством самолета.
Разделенное на 2 части повествование вводит нас в историю каждого из героев: командира экипажа Тимченко (Георгий Жженов), второго пилота Ненарокова (Анатолий Васильев), бортинженера Скворцова (Леонид Филатов), стюардессы Тамары (Александра Яковлева). Все они связаны не только по службе, но и невидимыми прочными личными связями, поэтому из одного действия неизбежно вытекает другое, а причины и следствия следуют друг за другом. Естественно, что это отражается на взаимоотношениях, которые становятся вторым фронтом фильма: наряду с проблемами техническими героям необходимо решать не менее напряженные межличностные, а значит, и геройство проявлять приходится не только в драматических декорациях, но и в повседневной суете.
Во второй части фильма, где страсти накалены до предела и даже бушующая лава не затмевает их, меньше разговоров и быта, но больше действий: спонтанных, молниеносных, порой противоречивых, но ни в коем случае не нерешительных. Каждый из героев оказывается действительным героем на своем месте, и экстремальная ситуация в данном случае проявляет все лучшее, что есть в каждом: хладнокровие командира, надежность второго пилота, решительность бортинженера и бесконечное милосердие стюардессы. Но именно то предыдущее погружение в мир каждого из них дает нам возможность остро прочувствовать драматизм ситуации. И заключительная сцена, в которой каждый из этого экипажа, обрел некий покой после тяжелого испытания, настолько теплая и понятная, что нам кажется, мы сами присутствуем в ней и чувствуем свою сопричастность.
Разбирая «Экипаж», пытаясь понять, что нас к нему притягивает, понимаешь, что мастерство режиссера именно в том идеальном балансе катастрофы и драмы, технического и чувственного в картине. Он гармонично существует в двух жанрах, ни разу не преувеличивая ни один из них, из-за чего и остается такое послевкусие, будто все это произошло если и не с тобой, то с твоими знакомыми.
Той же гармоничности Александр Митта добился и в создании актерского состава, в котором помимо перечисленных выше артистов блестяще исполнили свои роли Ирина Акулова (Аля), Екатерина Васильева (Анюта), Мария Скворцова (теща Ненарокова). Каждый образ настолько достоверен, что артисты долго еще не могли избавиться от шлейфа ассоциаций.
«Экипаж», получивший не то сиквел, не то ремейк в 2016 году, навсегда останется историей о том, что мужество — это привилегия простых людей, а вовсе не героев из стали. Человеческие слабости естественны и понятны, все дело в том, позволишь ли ты им управлять собой в судьбоносный момент. Ведь, как говорит Михаил Жванецкий, смелость — это порождение страха.
2 декабря 2017
Этот фильм был первым фильмом в жанре катастрофа в истории нашего кинематографа. Он же стал легендой и фильмом на все времена. Кино, которое всегда тронет тебя за душу. Имя этому фильму Экипаж (1979), за режиссерским кресло, которого сидел Александр Митта. И сегодня я расскажу о нем. За одно упомяну его ремейк от ученика Митта — Николая Лебедева.
Начну, с одного маленького длинного не достатка. Дело в том, что Экипаж разделен на две половины, драма про летчиков и фильм — катастрофа. И на мой взгляд они не сбалансированы, и вторая часть интереснее, чем первая. И проблема в том, что она важна, ибо если начать со второй, то ты не поймешь главных персонажей. И да, я считаю первую половину не интересно. Пока я не посмотрел Экипаж Лебедева, где был весь фильм не интересный. Причем на столько, что первая половина Экипажа Митта выглядит 10 раз интереснее на его фоне. И простить бы мне за это этот недостаток Экипажу (1979), но проблема в том, что он единственный в этом фильме. И его не так просто простить. Но не будем о грустном.
Этот фильм мне нравится всем. Первую очередь, конечно же, актерской игрой, просто великолепно. И в особенности это касается Жжёнова, Васильева и Филатова. Т. е. самые лучшие роли — это главные роли. Мне понравилась постановка сцен в этом фильме. Она здесь великолепная. Здесь ты персонажем сопереживаешь, и ты боишься за них. Даже если ты знаешь, что с ними все будет хорошо. Тебе обидно за Ненарокова за то, что его первая жена разлучила его с сыном. Ты понимаешь все переживания Тимченко за свою карьеру и за свою дочь. И тебе становится неловко так же как и Скворцову, когда заявилась давняя знакома перед приходом Тамары. Вообще наши три героя (командир, второй пилот и бортинженер) — это воплощения трех типов мужчин. Скворцов — это тип холостяка и бабника, романтика, который пока не хочет «быть в клетке». Ненароков — это воплощения любящего отца, которому не повезло жениться на редкостной двуликой стерве. Тимченко — это воплощения мудрого отца с верной женой, который из-за непутевой дочери станет дедушкой. И все эти три типа мужчин отработаны и сыграны на славу. Здесь прекрасно показан конфликт Отцов и Детей (Тимченко). Здесь прекрасно показан конфликт Мужа и Жены (Ненароков). И прекрасно показаны проблемы бабников (Скворцов). И самое интересное, мне понравился дизайн квартиры Скворцова. Ибо его квартира — это квартира первого советского DJ в кино. И это радует. Ещё тут показаны не штатные ситуации, вероятность удачного решения которых мала. Но ты веришь, что они выполнимы. Здесь показаны последствие от прибывание в не самолета во время его полета. И ты чувствуешь ту боль, которую эти персонажи ощутили. Да, и вообще для 1979 года спецэффекты тут великолепны. Да, это макеты, но эти макеты хорошо анимированный, что выглядело как в живую. Иными словами в этом фильме отличная драма и прекрасный фильм — катастрофа.
Если сравнивать с Экипажем (2016), то конечно же Экипаж (1979) выигрывает по всем параметрам. Ибо в Экипаже (2016) драма, актерская игра, постановка намного слабее, чем в оригинале. А не штатных ситуаций так много, что ты не сопереживаешь персонажем. Ибо знаешь, что они выйдут сухими из воды. Да, и вообще во время полета там было больше людей в не самолета, и все они целы и здоровы после прибывания там. Да, сам Экипаж (2016) выглядит хорошим фильмом, но очень скучным. Настолько, что даже первая половина Экипажа (1979) выглядит интересно. Короче Экипаж (1979) тут победил.
В Экипаж (1979) — это не только прекрасная драма и великолепный фильм — катастрофа. Это шедевр среди фильмов — катастроф. А так же достойный представитель советского кинематографа.
8 из 10
16 марта 2017
Я лишь сейчас посмотрела этот фильм, хотя название с неизменной приставкой «первый советский фильм-катастрофа» было на слуху с детства.
И именно из 2017-го года хочу заявить, что это не «первый фильм-катастрофа», а лучший фильм-катастрофа — безо всяких там снисходительных похлопываний по плечу: дескать, молодцы конечно, но куда там советским кинематографистам до современной компьютерной графики. Не тут-то было.
Я не помню ни одного фильма в этом жанре (отечественного или иностранного, вплоть до настоящего времени), который бы перевесил «Экипаж» по эмоциональному накалу.
Современный зритель привык уже ко всему, даже пули могут свистеть у его головы в 3d-очках. Я точно не буду хаять технический прогресс, так как без него вообще не возникло бы киноискусства. Однако, когда смотришь какой-нибудь блокбастер с безумными виражами и взрывами, ты прекрасно помнишь, что это кино. Даже мысленно аплодируешь особенно крутым фишкам.
Когда смотришь «Экипаж» — переживаешь за людей.
Да, здесь тоже помнишь, что это всего лишь фильм, но он наполнен такой правдой жизни, что ты понимаешь: люди, попавшие в аварийную ситуацию, действительно так себя и ведут. Вспоминаешь выпуски новостей про шахтёров в обвалившейся шахте или про мирных жителей под бомбёжками. И это держит тебя у экрана так, как никакой спецэффект удержать не сможет.
Есть моменты действительно гениальные, например, когда самолёт останавливает свой безумный ход прямо перед камерой и по его обшивке хлещет дождь: из огня мы падаем в воду, это невероятное ощущение, монтаж всей сцены — произведение искусства! То же касается и звукового сопровождения фильма, например в сцене, где напряжённо перекликаются голоса экипажа, проверяя все системы перед взлётом.
Про актёров невозможно толком писать, потому что это будет через каждое слово «гениально»! Просто стоит посмотреть на один крупный план Анатолия Васильева, когда его герой сидит в крови, с забинтованной головой и смотрит на маленького мальчика в кабине пилотов. Этого не передать словами.
Я не знаю, планировал ли Митта снять патриотичное кино, но именно таким оно у него и получилось. Без пафоса, откровенно, сильно. Там есть момент, когда пилот лезет на крышу самолёта прямо в полёте. Я не физик, но мне кажется, что это невозможно. Однако смотришь на это и понимаешь: если есть хоть малейший шанс, что это возможно, наши Иваны — смогут. В это просто веришь, потому что они это уже доказали в сороковых годах на войне.
Хочется поблагодарить всех людей, работавших над этим фильмом. Большое человеческое спасибо.
10 из 10
16 марта 2017
Села смотреть фильм после того, как узнала, что «Экипаж» Лебедева является его недоремейком. Я сразу понимала, что фильм старый и ждать чудес техники не стоит, но дело в том, что дело не в этом, как говорил один мой учитель.
Фильм разбит на две серии. И первая, как ни странно, меня очень увлекла. Если всю первую часть «Экипажа» Лебедева я практически спала, то здесь мне было интересно, как будут развиваться события. Особенно тронула история заботливого отца и талантливого пилота Ненарокова. Его невозможно не жалеть из-за того, что ему попалась такая змея на жизненном пути. Я таких стерв ещё не встречала. Она вызвала бурные эмоции, хотелось её придушить голыми руками, за что выражаю благодарность актрисе Ирине Акуловой. Смогла так сыграть, что, думаю, любой посмотревший возненавидит её персонаж. Ненароков, конечно, сам виноват, что выбрал такую, а потом ещё так долго терпел, но всё равно его персонажу остро сопереживаешь. За парой борт-проводницы Тамары и бортинженера Игоря тоже было интересно наблюдать, здесь была некая интрига, державшая до самого конца.
К сожалению, вторая серия меня разочаровала. И здесь я ни в коем случае не говорю о каких-то технических деталях и «неправдоподобностях», о зрелищности и спецэффектах. Напротив я даже считаю, что для того времени эта часть была снята настолько ярко, насколько это было возможно. Другое дело, что я никогда не поверю, что люди в форс-мажорных обстоятельствах так себя ведут. Да, я могу понять, что пилотам надо держаться невозмутимо, и хоть и считаю, что они все вели себя слишком невозмутимо, но могу списать на то, что их специально обучали, что они не могли по-другому, но пассажиры, простые пассажиры… Никогда не поверю, что они могут вести себя настолько пофигистично. Я понимаю, что они там слегка паниковали, слегка истерили, но ключевое слово — слегка. Создатели, видимо, решили немного уйти в комедийный жанр, чтоб снять излишнее напряжение, но слишком перестарались. И здесь, если сравнивать с «Экипажем» 2016 года, фильм очень проигрывает, потому как не вызывает чувства сопереживания, участия вообще. Так, мелодрама с элементами фильма-катастрофы. Повторюсь ещё раз, чтоб было предельно понятно, — я говорю не о спецэффектах и технических неточностях, за которые фильм явно распнут работники авиации, но мне это совершенно неважно. Я приходила за эмоциями, и я их не получила. Только за счёт эмоций можно показать такой фильм-катастрофу, что декораций и не надо, итак веришь.
Конец жестоко слили, как по мне, и опять перевели в мелодраму. Ну, и мелодрама в конце меня опять тронула. Вывод — не надо было лезть в жанр катастрофы, надо было снимать бытовую мелодраму. Это, кстати, у них получилось гораздо лучше, чем снимают сейчас, ибо истории главных героев реально цепляли.
Возможно, если бы я не посмотрела Лебедевский «Экипаж» буквально неделю назад и не сравнивала во время просмотра эти два фильма, то впечатления были бы лучше, я этого не отрицаю и не исключаю, потому как там я очень прониклась и переживала практически за каждого второстепенного персонажа, я реально боялась за их жизни, здесь же — посмеялись, сели, разошлись по домам.
Если советовать, то только ради общего развития и ознакомления. Или если хотите добротной советской мелодрамы. Хотя… рейтинги высокие, людям очень нравится, так что я в меньшинстве, но уж как есть.
5 из 10
3 сентября 2016
Учитывая, что этот фильм я впервые посмотрел за день до похода в кинотеатр на его ремейк, фильм 1979 года у меня не может вызывать ностальгии, но я отлично понимаю старшее поколение, которое вспоминает этот фильм с восторгом, ведь советские люди практически не имели возможности смотреть зрелищное кино, поскольку в СССР почти не умели делать спецэффекты, а американское кино редко показывали в советских кинотеатрах, тщательно «отсеивая» и выбирая только то, что не навредит уму советского человека. Двумя самыми зрелищным советскими фильмами, в которых есть не только красивые виды и декорации, которыми могли похвастаться самые знаменитые кинокомедии типа «Кавказской пленницы», а ещё и дорогостоящие подвижные экстремальные сцены со спецэффектами, были (по моим данным) только «Война и мир» Сергея Бондарчука (которую не каждый способен понять, а скорее только досконально читавшие роман); а также фильм, о котором пойдёт речь. «Экипаж» не одностороннее кино, он позиционируется одновременно как мелодрама и фильм-катастрофа. До середины фильма зрителю показывают набор жизненных ситуаций, а после середины начинается самый настоящий аттракцион, наполненный невероятными спецэффектами, которые крайне непривычно видеть в советском фильме. Что самое невероятное — по части зрелищности фильм мало чем уступает новой версии, недавно прошедшей в кинотеатрах — понятно дело, в ремейке высокий уровень зрелищности достигнут с помощью компьютерной графики и 3D, но количество спецэффектов примерно такое же, что и в оригинале: так же до середины показывают жизненные драмы, а затем начинается экшн. В ремейке усовершенствовали только качество диалогов, которые в оригинале были не самыми идеальными и напоминали современные мыльные сериалы, но я ни в коем случае не хочу сказать, что старый «Экипаж» неинтересен — фильм хорош, но хорош прежде всего как фильм-катастрофа.
Если вам неинтересны любовные истории и описание семейных страстей, то начинайте смотреть сразу с середины. Сам я всегда любил посмотреть и на жизненные мелодрамы, и на экстремальные сцены, но первое здесь не слишком доходчиво для человека, не жившего при советской власти. Поэтому, наблюдая за историями о беременной девушке, отказывающейся выходить замуж за отца ребёнка; о ловеласе, добивающегося расположения стюардессы; о разводе и решении суда о том, с кем останется ребёнок; я ждал, когда начнётся обещанное активное действие. Когда начался самый настоящий аттракцион, я в очередной раз порадовался, что мы купили ЖК-телевизор с диагональю 81 см, поскольку на большом экране такое зрелище смотрится более чем эффектно. Это тот случай, когда наши, несмотря на огромные трудности с бутафорией (кому интересно, почитайте в Википедии, как создавался фильм), сняли достойный ответ мэтрам зрелищного кино — американцам, сняли потрясающее зрелище, в котором невозможно отличить старинные спецэффекты от тех, что рисуются на компьютере в наши дни. Пожалуй, самой мощной сценой получилась та, что показала смертельно опасную вылазку из самолёта на лету с целью заделать дыру, и последствия этой вылазки для того, кто провернул это действие.
«Экипаж» — тот советский фильм, который хвалишь прежде всего за визуал, даже понимая, что он не должен быть на первом месте. Новый фильм ближе современному человеку, но даже в нём не было такой сильной сцены, как лечение ожогов после вышеописанной мной сцены. Конечно, советскому человеку такой фильм может показаться абсолютно идеальным, мне же он понравился исключительно как фильм-катастрофа. Такой титанический труд надо уважать. Хоть я и не «сделан в СССР», но советское кино уважаю — признаюсь, что не всё, но этот фильм меня порадовал.
11 июня 2016
В отличие от многих я изначально посмотрел современную версию «Экипажа», а уже после — классическую. И с промежутком в 4,5 часа между ними. Так уж захватила картина Николая Лебедева, что терпения не хватило.
Несмотря на 37 лет между двумя фильмами, управляющая идея осталась та же — проявить мужество и отвагу при выполнении прямых и второстепенных обязанностей с целью спасти множество пассажиров. Зато Александр Митта прекрасно изобразил основных персонажей. Признаюсь, именно первая серия тронула и заинтриговала меня больше. Бытовая драма из жизни обычных советских граждан отдавала заметной простотой и родной душой, что ли. Чувствовалась эта добродушная и притягательная атмосфера давно ушедшей эпохи, в которой я никогда не жил. Своими светлыми тонами первая серия напомнила о замечательной «Москве слезам не верит».
Сильнее всего я следил за судьбой пилота Ненарокова. До чего же, мягко говоря, противная и невыносимая женщина ему попалась! В личном рейтинге самых отвратительных персонажей из кинофильмов героиня Аля в исполнении Ирины Акуловой отныне занимает твердое первое место. Абсолютно психически неуравновешенный человек, не знающий своего места в жизни. Вследствие чего постоянно «выносит» мозг мужу и ребенку. Оправданий такому поведению нет никаких. Ради семьи муж бросил любимое дело, устроился на работу рангом ниже, свободное время уделяет семье и никогда не ругает заикающегося сынишку. Он даже не орет и не поднимает руку на свою хабалку, каких поискать! Жалкий и возмутительный перфоманс Али во время суда по определению родительских прав вызвал во мне такой праведный гнев, что я не удержался, и вслух громко произнес «сука!». Кстати, нечего обвинять Ненарокова в мягкости и слабости. Это совершенно не так. Его сила как раз заключена в терпении и верности. Такому лишь можно позавидовать.
Александр Митта сотоварищи прекрасно расписали своих героев. У каждого есть свой облик, своя душа, свои мысли, свои переживания. Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на Время, Место и Обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвется. Так гласит древнекитайская мудрость. Невидимая нить великолепно протянута до каждого уголка сценария. Стираются какие-либо границы между фильмом и зрителем, потому что зритель становится чуть ли не общим другом всех персонажей. Радуешься «просветлению в уме» Игоря Скворцова, высвобождению Ненароковым из кандалов, отношению Тимченко к собственной беременной дочери. Так как по-хорошему у них получается всё. По-советски, что ли…
Настоящая гордость советского кинематографа. Не столько из-за жанра фильма-катастрофы, сколько по причине настоящей человеческой истории. Для меня первая серия превалирует над второй. Не хочу голословно утверждать, что сейчас такое уже не снимают. Я уверен, что нынешние авторы стараются, и их старания не пропадут даром. Сколько бы фильмов не было снято до сегодняшнего дня, качественные истории все равно ждут своего часа. Этот час наступит.
9 из 10
23 апреля 2016
Александр Наумович Митта — один из немногих кинорежиссёров с советским образованием и опытом, которые практически безболезненно прошли, так называемые, лихие 90-е, и смогли влиться в уже современное кино. Среди ярчайших его работ, многими любимых до сих пор, ещё советской эпохи — «Гори, гори, моя звезда» (1969-й год выхода) и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976-й). В нынешнее время он более всего знаменит уже сериалом, очень часто прогоняемым по различным телеканалам «Граница: Таёжный роман» (2000-й год). Но всё-таки самым популярным и всё-таки самым любимым фильмом у зрителя, который снял Александр Наумович был и остаётся фильм «Экипаж» 1979-го года, один из первых советских фильмов жанра катастрофы.
Особняком в случае картины «Экипаж» стоят несколько важнейших компонентов для того, чтобы картина оказалась удачной. Стоит начать, пожалуй, со сценария, который был написан в соавторстве Юлия Дунского и Валерия Фрида, которые известны ещё и тем, что обработали для киносъёмок классические произведения Артура Конан Дойла, речь, конечно же, идёт про «Шерлока Холмса и доктора Ватсона», наверное, лучшей экранизации легендарных детективных очерков писателя и это вовсе не хвастовство. Надо отдать должное дуэту сценаристов, которые смогли раздельно, примерно на две важнейших части, разделить фильм «Экипаж». Первая часть — это драма, в которой зритель максимально близко знакомиться с составом лётчиков, которым в скором времени предстоит спасти немало жизней благодаря своему упорству, отваге, выдержке и хладнокровию. И вторая часть как раз это — катастрофа из землетрясения и выброса лавы, когда целый промышленный город мог оказаться погребённым, как незабвенные Помпеи.
Второй особый момент фильма «Экипаж» — это его персонажи, которые были великолепно сыграны нашими любимыми актёрами. И в этом случае есть один особенный эпизод и касается он актёра, поэта, публициста и вообще мегаталантливого человека Леонида Филатова. Одним из первых он снялся в СССР в эротической сцене, которая стала не то, чтобы шоком, а чем-то вообще на грани разумного в ту бытность. На следующее утро после своей роли Филатов проснулся не только знаменитым, но к нему уже после, а тогда только намекали, прочно приклеелся ярлык секс-символа, хотя сам по себе, как человек, Леонид Филатов таким вовсе не был. Стесняясь, он даже снимался в постели в джинсах. Замечательный был человек! И это только эпизод, вдумайтесь: эпизод фильма, а сколько ещё разных персоналий тут, каждому уделено внимание, каждый зритель может найти наиболее импонирующего себе актёра. Это и умудрённый седым опытом Георгий Жжёнов в образе капитана самолёта, это и Анатолий Васильев и даже Екатерина Васильева заслуживает своей похвалы, хотя её роль небольшая и второстепенная. Но из всех выделяется ещё и Ирина Акулова, сыгравшая жену героя Васильева. Не хватает слов, чтобы описать ту её дурость, стервозность и самую настоящую глупость, то, как вела себя её героиня. Каждое её появление — это скрежет зубами от гнева к этой женщине. попробуйте так ещё сыграйте, прежде чем выражаться непристойно. Но таких женщин нам не надо!
И, безусловно, отдельного упоминания заслуживает снятая вторая часть картины, это как раз та, когда разгорается бедствие, и экипаж самолёта бросается на выручку совершенно при этом не щадя себя. Но есть небольшая отсылочка, потому что прежде, чем всё началось внутри экипажа произошёл небольшой конфликт и это придаёт особый колорит и психологизм ситуации. Когда происходит беда, когда нужно будет спасать людей уже все начнут забывать об этом инциденте, теперь на первом месте профессионализм и способность быть не трусом. Оператор картины Валерий Шувалов смог передать настоящую дрожащую атмосферу происходящего. Да, это сейчас смотришь, когда визуальные эффекты, созданные при помощи компьютерных технологий, заполонили экран, а тогда снимали натурально и пусть кадры катастрофы кажутся сейчас несколько примитивными, но на 1979-й год это, поверьте, был настоящий прорыв. И не даром до сих пор картина «Экипаж» находится в списке самых посещаемых лент советского времени.
Поклонникам голливудских многомиллионных блокбастеров этот фильм не советуется, это не Вселенная Марвел, здесь драматургия, высочайшего уровня игра актёров, разносторонность персонажей, их жизнь и сила воли, когда они сделали всё возможное и невозможное, чтобы спасти людей из зоны катастрофы.
9 из 10
30 апреля 2015
Шедевральное кино из разряда «таких картин больше не снимут». Это яркий пример того, как можно бесподобно снимать без всякой там компьютерной графики, всё здесь натурально выглядит.
Единственное, что мне не нравится, так это первая серия. Честно говоря, я её только пару раз видел, а потом желания как-то не было смотреть, сразу ждал появления второй, ибо в первой серии мне жутко неприятно смотреть на стереотипных персонажей — истеричку, безвольного овоща и прочих, да и к тому же мелодрамы категорически не перевариваю. Зато вторая часть безумно пронзительная, смотрел много раз, причём затаив дыхание.
Режиссура на высшем уровне, молодец Митта, снял легендарный фильм, который будут смотреть ещё много лет. Сценарий тоже очень хороший, ну а про актёрский состав даже и говорить не надо, каждый сыграл так как надо, ничего лишнего в их игре.
Так что данную киноленту можно смотреть и смотреть, разумеется, это касается второй серии, ибо как я говорил — первую серию пересматривать много раз желаний нет.
10 из 10
8 июля 2014
Этот фильм стал лидером проката 1980 года — более 70 млн. зрителей. Получил несколько наград. Перед написанием отзыва я его пересмотрела, и оказалось, что некоторые фразы и ситуации помню до сих пор, хотя последний раз смотрела лет 12 назад.
Фильм двухсерийный, причем его особенность в том, что серии разные по жанру. Первую я бы назвала довольно спокойным рассказом о жизни и работе главных героев (драма, хотя ее пытаются называть мелодрамой), вторая — это фильм-катастрофа. На меня произвели впечатление обе, и само деление тоже.
В первой серии больше всего зацепила «педагогиня» — жена Ненарокова — это ужас какой-то! Сытая, наглая, психованная дрянь! Я стараюсь выбирать выражения, но это такая зараза! Издевается над мужем, мучая ребенка, при просмотре хотелось ей самой врезать! Другой вопрос- зачем муж все это терпел, валенок какой-то.
Немного остыв от эмоций, скажу, что актриса, видимо, отлично справилась с ролью, смотреть это почти невозможно! Баба получилась — просто «оторви да выбрось!» Это такой антипример для всех девушек — никогда, ни при каких обстоятельствах так себя не ведите в семье!
Во второй серии все просто страшно. Тот факт, что фильм старый, не глянцевый, только добавляет ужаса. Некоторая наивность, нестыковки и даже откровенные искажения реальных процессов в подобных фильмах меня не беспокоят. Если актёры заставляют зрителя переживать, то не так уж важно, в каком павильоне, с каким бюджетом и как именно это было снято. А здесь Георгий Жжёнов — просто молодец, это признают даже скептически настроенные зрители. Да и остальные актёры вполне убедительны.
Итог: первый советский фильм-катастрофа до сих пор дергает за нервы, не оставляет равнодушной. Скептикам, циникам и мизантропам смотреть не советую, просто незачем. Кстати, кислородных масок на том типе самолетов тогда еще действительно не было.
Мой муж, что называется, «в теме» — работает на авиацию, «Экипаж», понятное дело, смотрел. Я сказала ему, что считаю нужным поставить этому фильму высшую оценку, даже не уточняя у него самого, бывает так или нет. Муж ответил: «Так — не бывает, десятку ставь.» Вот она:
10 из 10
31 октября 2013
Выпущенный в период так называемого «брежневского застоя», да еще накануне московской олимпиады, когда в страну должен был хлынуть небывалый поток гостей-иностранцев, «Экипаж» явился чуть ли ни первой серьезной попыткой советского кинематографа заявить о себе на непаханом прежде жанровом поле «Фильма-катастрофы».
Как в случае почти с любым другим дебютом, не могло здесь, наверное, обойтись без промахов — явных (особенно бросающихся в глаза профессионалов от авиации) и не очень (по-своему милых, нагнетающих эмоциональный накал, легко принимаемых за авторский вымысел). Много оказалось намешано в фильме: диковинного, дефицитного, запретного. И все-таки неправильно было бы судить данное творение по всей строгости сегодняшнего дня, так как снималось кино в период других возможностей и другой идеологии.
Действие картины логически поделено на две части. Первую половину открывает будничная сцена возврата летного экипажа из рейса. Примечательна она тем, что взору открывается старый аэровокзальный комплекс аэропорта Домодедово, а также легендарный Ту-114, некогда поблизости громоздившийся на постаменте. При встрече своего мужа, а по совместительству командира экипажа, жена задает ему, казалось бы, простоватый вопрос «как слетали?». И получает на него не менее туманный в своей простоте ответ «нормально». Этот же вопрос еще раз прозвучит под занавес второй части фильма. Но только тогда и станет понятным, что на самом деле скрывает в себе вновь повторившийся ответ, как порой бывает высока его цена. Между двумя невзначай пророненными «нормально» успевает промелькнуть целая череда кадров.
На них запечатлена тяжелая внутренняя борьба человека, расстающегося с любимой профессией пилота. И холостяцкое логово бортинженера, снабженное всевозможными спецэффектами для соблазнения дам, месть которых бывает особенно изощренна. И неиссякаемый запас доброты вертолетчика, жертвующего «большим небом» ради сохранения семьи. И драматичные обстоятельства, при которых самолет совершает аварийный вылет с места природной стихии. И радость от состоявшейся посадки, с которой одна пассажирка припадает к земле, как бы обнимая ее всем телом. Ну а впрочем… всего не расскажешь. Эта кинокартина вызывает массу впечатлений, наталкивает на определенные размышления, поэтому непременно достойна пересмотра, и уж тем более — просмотра.
23 марта 2013
При всём моём глубоком уважении к советскому кинематографу, данную киноленту стоит смотреть лишь с историографической целью: «какой же всё-таки был этот известнейший советский фильм-катастрофа — лидер кинопроката 80го года?».
А был он весьма штучным, неестественным, «притянутым за уши», переполненным бессистемными эмоциями, а также огромным количеством спецэффектов — всё это должно было заставить зрителя как бы помягче… поразиться, удивиться, в общем, получить в кинотеатре то, что доселе молодой советский человек даже и не видывал. Отдельным моментом в доказательстве тезиса может идти чуть ли не первая эротическая сцена в советском кинематографе — спрашивается к чему тут она, если не в цели ошарашить зрителя? Да, для кинопроката 80го года это, наверное, был фурор, но…
…но Кино с большой буквы так не делают!
Не в коей мере не хочется принизить замечательную игру основного актёрского состава. Жжёнов, Филатов, Яковлева, Васильева и остальные играют хорошо. Чего нельзя сказать, конечно, о пассажирах рейса — столь высокой наигранности не видел с эпохи немого кино, правда там наигранность была оправданна и даже жизненно необходима!
Итог: смотреть лишь с целью ознакомления с историей советского кино.
2 июля 2012
«ЭКИПАЖ» — гениальнейшая картина советских времён!
Потрясающая игра актёров, восхитительная режиссёрская работа!
Фильм держит вас в напряжении на протяжении всего времени его продолжительности!
Здесь показано всё — семейные и бытовые проблемы, переживания, волнения, ссоры и примирения, умение держать себя в руках и быть хладнокровным в очень экстремальных ситуациях!
Эмоций через край, фильм смотрится на одном дыхании, оторваться просто невозможно!
Режиссёр тоже очень сильно постарался над этой картиной, он добился её выхода в свет, правда изначально концовка фильма была задумана, как трагическая, где капитан самолёта умирает!Его долго уговаривали сделать счастливый конец и он поддался на уговоры!Ну, это ладно!Снял картину он очень и очень классно!Эталон мирового кинематографа я считаю!
Всем, кто не видел этот фильм — рекомендую!Тем кто, видел, в том числе и самому себе, говорю — посмотрите ещё раз!
1 февраля 2011
Итак, приступим. За что над этим фильмом ржут профессиональные пилоты? Самое главное — это, конечно, техническая неправдоподобность. Суррьезные сомнения, однако… Вот, значит пролезает герой Васильева Ненароков в канал воздухозаборника, высовывается наружу и начинает «шить» обшивку фюзеляжа. Кто-нибудь объяснил Митте сотоварищи о том, насколько силен воздушный поток, обдувающий самолет, который летит со скоростью несколько сот километров в час? Да человека бы пригвоздило бы к обшивке как жвачку к парте! Ну, находиться там он еще мог бы, но «шить кровлю» — не знаю, не знаю… Попробуйте чинить крышу дома в ураганный ветер — и что получится? Не говоря уже о самом фюзеляже, который должен был неминуемо разрушиться при таких повреждениях.
Далее. Бортинженер Скворцов (Филатов) пробирается (точнее, прорубается) на верхушку киля самолета через все элементы силового набора и ловит кошкой элемент прожектора, впившийся в рули высоты. Видали такое? Вот-вот. При том, что некоторые специалисты на форумах утверждают, что данная операция и не требовалась бы в реальности, так как управление рулями высоты у Ту-154-го — дублированное. Отказала одна половина — работает вторая. Ну, или что-то вроде того, не ручаюсь за точность.
Еще один, хмм… прикол. Все тот же герой Васильева, возвращаясь в большую авиацию, сначала вводится в строй вторым пилотом на Ту-154. Потом он вроде как уже КВС, но нам показывают Ту-134, идущий на взлет. Опять же: объяснили ли Митте и компании, что переучиться с одного типа самолета на другой — не то же самое, что пересесть с «Москвича» на «Жигули»? Что это занимает время и немалое, и так далее? Возможно, объяснили. Но почему-то создатели фильма не потрудились, в свою очередь, объяснить это зрителям. Впрочем, а надо ли это зрителям?..
Ладно, оставим технику, тем более, что сам не пилот и не авиаинженер. Мы почти ничего не знаем о действительной стороне столь интересной профессии. Что имеем в сухом остатке? Понятно, что авторам захотелось создать фильм о героической, сложной и романтической работе линейных пилотов гражданской авиации. Благо, в ней этой романтики хватает. При этом создатели картины озаботились тем, чтобы, так сказать, показать и человеческие лица «небожителей». Мудрый, заботливый отец, справедливый руководитель экипажа и опытнейший пилот, КВС Тимченко-Жжёнов; бабник и талантливый бортинженер Скворцов-Филатов; стоически переживающий катастрофу в личной жизни, замордованный женой пилот «от Бога» Ненароков-Васильев… Ну, их жены, любовницы, дети и так далее. Все вроде бы путем.
А итог весьма прост. По вполне западным лекалам, дилетантски-залихватски сляпан «фильм-катастрофа». Если об авиации, то что в нем от неё? Где увиденная и прочувствованная красота изящных посадок стотонных машин, мучительный процесс обучения летной профессии, напряженный полет сквозь грозы и тому подобное? Спору нет, отобразить все это на экране, да еще и интересно для зрителя куда сложнее, чем физиономию отца, узнавшего, что его дочь беременна невесть от кого. Или взрывающийся нефтезавод с горящей под самолетом рулежной дорожкой. Оно, конечно, всякое в авиации бывает, но зачем же сразу стулья ломать?
Взамен реалий профессии нам всучивают бабские слезы, море истерик (и море огня) «мелодраматизьм». «Клюква». А в нагрузку еще — реальную хвостовую часть Ту-154 когда-то сгоревшего в Толмачево. Понятно, почему сделано так. В первую очередь потому, что задача стояла такая. С другой стороны — хиловат мозгами видимо, оказался Митта, чтобы осмыслить эти самые реалии, да еще зрелищно ангажировать их на кинопленке. Поэтому нам приходится лицезреть в одном самолете и операцию в полете, проводимую мастерами-хирургами, и отваливающуюся хвостовую часть, и «космонавта» Ненарокова, идущего по салону в тряпках с чуть ли не ледорубом спасать ВС. Сам этот «выход» вызывает истерический смех. Что должно, кстати, служить сигналом для понимающего зрителя: эстетическая несообразность есть явный признак общей недодуманности концепции. Конечно, снова вспоминаем: пес их знает, что у них там в авиации бывает. Но зачем же вываливать все и сразу на бедного потребителя и в такой концентрации?
Я видел кроме «Экипажа» у Митты только «Затерянного в Сибири». Не берусь судить за все его творчество, но эти два фильма почему-то оставили именно такое впечатление о режиссере. Инфантильное желание всех ошарашить, удивить, «отбить мозги». Ого-го, стррах-то какой! Отсюда перебор с истеричностью, до ненормальности, отсюда дилетантизм, (ну, конечно, это же кино, условность. Как же иначе, режиссеру можно все), натурализм. Любопытно отметить, что эта черта перекочевала и в новое российское кино. Из виденного она особенно сильна у тов. Михалкова. Вот откуда корни, значит, растут.
И пара общих суждений. Дело было на излете застоя. Полуживой Генсек доживал последние годы, ни сил, ни желания вести страну к реальному социализму ни у кого из геронтократического Политбюро не было. Потому в конце 70-х особенно обострился запрос на зрелища для народа — хлеб, хоть и куцый был. А тут еще и Олимпиада подвалила. Надо было показать народу и миру, что у нас все как у людей. Кстати, и эротика в «Экипаже», видимо для того же была пришпилена: мы страна свободного пролетариата, нам ничто человеческое не чуждо.
Возможно, я слишком жесток… Что же позволило «Экипажу» не потерпеть катастрофу? Ну, во-первых, Жженов. Во-вторых, остатки чувства меры, вдолбленные в создателей канонами советского кино, которое строилось все же на классических образцах. Типа, производственный роман и иже с ними. Ну, а авиаторам, видимо придется еще долго ждать «своего кино». И смеяться над иными корявыми попытками.
22 января 2011
Думается, для начала, стоит отметить, как уже многие говорили, что кинокартина
«Экипаж» — один из первых фильмов-катастроф, относящихся к периоду советского кинематографа. Но несмотря на «первую попытку», на мой взгляд, зрителям показали хорошо продуманный по сценарию и качественный фильм.
Режиссура
Люблю я фильмы Александра Митты. Видно, что человек вкладывается в них на все 100%. Но первый фильм, увиденный мной, был не «Экипаж», а «Граница. Таёжный роман», собственно режиссёром которого является тоже Александр Митта. Тоже качественное кино, я считаю. В блоке «Фильм о фильме» он как-то сказал, что они вырезали из фильма некоторые сцены, потому что эфирное время было примерно 8 часов вечера, и картину могли смотреть дети.
Так вот, в кинофильме «Экипаж» я заметила ту же закономерность. Первая часть фильма посвящена судьбам героев, чтоб нам, взрослым, было легче понять их характеры и т. д.
А вторая часть как раз уже, скажем так, о катастрофе.
Согласитесь, совсем необязательно детям смотреть первую часть (если Вы ее смотрели, Вы понимаете, о чем я). Дети могут увидеть лишь первую часть, и при том она смотриться как отдельный фильм. Этот факт построения фильма я считаю просто гениальным.
Атмосфера\среда\отношения героев
При слове «фильм-катастрофа» сейчас у многих возникают ассоциации с такими картинами как: «Послезавтра» или «2012», которые наполнены каким-то американским пафосом и «невероятными удачами». Вот например, в фильме
«Послезавтра» герои обнаруживают в Нью-йорке что-то типа русского\советского(они так «любят» русских в их кино) корабля, который замерз во льдах, и находят нужные им лекарства. Если так разобраться, то получится полный бред.
Во второй части «Экипажа», напротив, все очень понятно зрители и логически объяснимо. Когда они ещут теплые вещи, они не находят, например, скафандры, которые, наверняка нашли бы американцы, а просто просят обычные вещи у пассажиров, доходит даже до свитера вместо штанов.
И радует, что героями в советском фильме могут стать обычные люди, а спасение зависит не от того, прилетит ли к ним Кларк Кент, а от героизма пилотов.
И в экстраординарной ситуации люди отбрасывают все свои предрассудки, забывают свои ссоры…
И даже немножко неприятно, что для некоторых катастрофа-лишь повод, для того, чтобы сказать нежные и добрые слова только в осознании смертельной опасности, но когда жизнь входит в обыденное русло эти слова-пустой звон. Но такова жизнь. Люди любят, радуются вместе, ненавидят и уходят…
Браво актерам и режиссеру, а также съёмочной группе, которые проделали огромную работу…
10 из 10
17 июня 2010
Эта и, пожалуй, «Иди! Всё, что могла, ты уже сделала — иди!» — вот две фразы, наиболее четко ассоциирующиеся у меня с актером Л. Филатовым, чью роль в данной картине я считаю наиболее яркой и запоминающейся.
Ну а сам фильм — это, конечно, шедевр. Меня лично он покорил своей многогранностью. Много раз приходилось видеть эпитеты типа «первый советский фильм-катастрофа» и т. п. Удивительно даже. По мне так землетрясение в горах с последовавшим за этим сходом селевого потока, взрывами на нефтеперерабатывающем заводе, взлет в экстремальных условиях — всё это вторично. Во-первых, всё равно темно, сумбурно, где, кто — не разобрать. Во-вторых, из спецэффектов — только сцены взлета-посадки, плюс небольшие эпизоды устранения неполадок, главным остается психологическая атмосфера: взаимодействие экипажа, поведение пассажиров. Но главное даже не это. Фильм не об одном рейсе! Есть первая серия, в которой мы видим героев, живущих обычной земной жизнью, и каждая из трех историй сама по себе «фильм в фильме». И эти простые и незамысловатые, типовые, можно сказать, жизненные ситуации показаны настолько достоверно, что вызывают массу эмоций.
Скворцов и Тамара: шикарные диалоги о разнице между мужчинами и женщинами в отношении к институту брака и семейной жизни как таковой. «Потому что это муж, это семья — не понимаю!» Или Тимченко — на эту же тему: «Это с другими он плохой, а я такая умная, такая красивая!.. Сами же потом плакать будете!» И ведь в точку! Нет, я считаю, тема раскрыта блестяще просто. И то, что в итоге всё хорошо кончилось, отнюдь не выглядит как слащавый хэппи-энд — наоборот, только больше веришь во всепобеждающую силу настоящей любви.
А вторая история — пример неудавшейся семейной жизни — Ненароков и его истеричная жена? Потрясающее актерское мастерство! Ей богу, кулаки непроизвольно сжимаются от желания поставить на место эту зарвавшуюся стерву! И, напротив, какая невероятная выдержка у героя: только и сказал, что «Да ты замолчишь когда-нибудь?!» Я просто восхищаюсь этим человеком. Я бы не смог. И, опять-таки, какой справедливый финал: человек возвращается к любимому делу, становится первым пилотом, да и личной жизни, судя по последним кадрам, у него всё еще наверняка тоже будет хорошо. Да, в жизни далеко не всегда происходит то же самое, но ведь иногда так хочется верить в справедливость!
Даже третья — самая, казалось бы, спокойная история — тоже вызывает неподдельный интерес. «Ты, с книжкой, выйди! А ты останься — тебе тоже полезно будет послушать!» Отличный момент! Или сцена, где Тимченко утешает списанного напарника, а потом они встречаются взглядами, и… Всё ясно без слов. Сильно. В этот момент уже словно предчувствуешь финал, когда главному герою придет-таки уже пора «подковы сдирать».
Классный фильм. Можно смотреть без конца. Настоящее кино, наше, советское, родное. Классика. Ценю.
10 из 10
2 марта 2010
Фильм смотрится на одном дыхании и… никто не обращает внимания на отсутствие спецэффектов. Никто вообще не смотрит на то, как снят фильм. «Если ты не помнишь во что была одета женщина — она была одета безупречно». Тоже можно сказать и о кино. Если ты не обратил внимания на киноляпы и качество съемки, значит фильм удался!
Больше всего, как и многие другие фильмы, «Экипаж» запоминается цитатами:
`Взлетим, не взлетим. В Москве обсудим!`
`Что делать? — Хм… Что делать, что делать? А принеси-ка нам кофейку.`
Ну и актеры! Актерский состав просто великолепен! Ну а Георгий Жженов… а что о нем можно сказать? Это от начала и до конца Его роль.
10 из 10
30 ноября 2009
Для меня этот фильм что-то невероятное.
Помню, увидела его впервые в детстве где-то с середины и не могла оторваться, настолько волнующе развивались события. Таинственный, привлекателный, загаочный мир авиалайнеров, пилотов — все это до сих пор разжигает во мне невероятный интерес и может даже несбыточную мечту… Я запомнила эти поседние трагичные 40 минут фильма на всю жизнь.
И только спустя, наверное, лет 10, зная наизусть всю вторую серию, я вдруг поняла, что ни разу не смотрел фильм с начала — тогда это было неинтересно. И вот я решилась, немного побаиваясь нудной бытовухи, но… удивительно! Как все стало еще более напряженнее, эмоциональнее, тоньше… Я просто словами не могу выразить, в каком восторге я от актерского состава и их игры! В каком восторге я от съемок! Как всё это сняли, я до сих пор не могу понять, особенно если учитывать факты в интернете. Снимали в основном макетно! А режиссура… Какая гениальная! Тонкие нити умелой режиссуры крепко опутывают нам сердце, заставляя внутреннее содрогаться, сжиматься от переживаний, вздрагивать от взрывов, гордиться ЭКИПАЖЕМ.
Не могу описать, что чувствую. Что чувствую в тысячный раз увидев невероятную концовку: глаза бывшего капитана, в которых все написано, и глаза нынешнего капитана, в которых отражатся все то же самое… Просто восхитительный фильм, каждый раз проникаюсь и никогда не устану смотреть! А музыка! Музыка!…
10 из 10
9 сентября 2009
Главные особенности этого фильма — это сочетание двух, казалось, несовместимых в одной ленте жанров: катастрофа и мелодрама. И чтобы зритель благополучно дотерпел до второй серии, где происходит самое «горяченькое», авторам надо было придумать невероятный ход, чтобы мы с вами сидели с открытыми ртами. И такой ход был найден… Если разобрать каждый эпизод, то можно заметить что ни один не обошёлся без конфликтной ситуации.
- Жена-стерва каждый раз устраивает истерику;
- Дочь командира экипажа сначала говорит, что будет рожать одна, а потом и вовсе хочет сделать аборт, плюс, она просто не считается с мнением родителей;
- Герой Филатова бросает одну бабу, чтобы охмурить другую — главную героиню, потом на этой почве и ссорятся.
В общем, итак далее.
Это невероятный талант драматурга — постоянно подкидывать героям проблемы. Вторая серия — всё тоже самое. То землетрясение, то гибель соседа-самолёта, то авария в хвостовой части, то мокрая полоса при посадке… Ну просто смотришь и и злишься про себя «Ну что такое опять?!». Но злость это благородная, даже благодарная, ведь авторы не дают соскучится.
Короче, фильм-эталон!
3 февраля 2009
Помнится мне, как я искал ее с года полтора назад в продаже на DVD в одном провинциальном городе-миллионере и никак не мог найти. Нигде, ни в одном магазине. И, наконец, я ее нашел! Посмотрел снова, после лет, эдак, 12-ти с подросткового возраста. Честно признаюсь, был не разочарован в своих поисках.
Вот говорят и цитируют: «Первый советский фильм-катастрофа. Уау! Мы тоже могем! Мы умеем делать попкорновое кино!» Если честно, то, как мне показалось, основная фабула фильма не катастрофа и не катаклизменная яркость, а наша ЖИЗНЬ, — человеческая и, самое главное, русская (если хотите, советская).
Фильм начинается с обычных и, в то же время, с непростых человеческих ситуаций. Личные драмы у каждого героя ленты перерастают и сливаются в одну общую Драму, перед которой меркнут свои собственные проблемы, так как на кону не только своя жизнь, но и жизнь окружающих, хоть и временно окружающих, но Людей, у которых свои проблемы, свои эмоции, свои драмы, свои личные неурядицы.
Спасибо Александру Митте (снимаю шляпу) за яркие персонажи, которые он раскрыл в этом фильме.
Тимченко (Георгий Жженов)
Старый вояка, умный и мужественный мужик, за которым стоит очень нелегкое принятие решения в ответственный момент. Сдержанный и скрытный, что отражается на его сердце, после катастрофы, уже больном.
Ненароков (Анатолий Васильев)
очень яркий персонаж. Эдакий увалень-специалист. Ключевые слова: «Добрый и нерешительный» Именно своей добротой и нерешительностью он располагает. Не быдло, не ловелас, а нормальный русский Мужик. Со своими комплексами, но со своею чистой душой, непорочной и непредвзятой. Чего только стоит услышать и принять с мужским достоинством от собственного сына: «Дядя, я тебя люблю!»
Скворцов (Леонид Филатов)
Вот сколько слышу отзывов об «Экипаже», всем он запоминается именно игрой Леонида Филатова, эдакого героя-любовника. На самом деле, Скворцов очень несчастный персонаж. Да, он спит с милашками-дурнушками. Он искренне думает, что брак его погубит, но у него нет душевной гармонии и не предвидится. И вот появляется Она — Тамара, которая утром, ИСКРЕННЕ, без личного интереса и пафоса, говорит: «Игорь, я хочу тебе сделать кофе.» Любой мужик потек бы от этого.
Тамара (Александра Яковлева)
Александра в этом фильме сыграла на «5». Замечательная актриса! Александра смогла донести до Зрителя эмоции, которые не чужды любой девушке. Ее героиня Женственна и это очень импонирует.
Жена Тимченко (Татьяна Васильева)
Жена Тимченко, вроде, как бы, второстепенный персонаж, незаметный. Но ее любовь, ее забота о своем муже выносит на авансцену всю идею фильма, всю ее жизненность, всю ее прелесть.
Печально за наш нынешний кинематограф, который не может предоставить Зрителю подобное. На кон ставится низменные интересы. Сомневаюсь, что сейчас могли бы снять ленту, подобную фильму «Экипаж».
20 декабря 2008
Сколько не смотри этот фильм, а всё равно так захватывает и держит в напряжении как в первый раз. Александр Митта снял по истине революционный фильм в советском кинематографе, первый отечественный фильм-катастрофа, до сих пор остаётся лучшим в этом жанре нашего кино.
Это не только потому что практически вся вторая серия фильма держит в сумасшедшем напряжении, и даже не потому что музыка к фильму подобрана просто невероятно точно, а скорее потому что к моменту этого рокового полёта сами лётчики из этого экипажа переживали в своей жизни очень непростые времена, у каждого из них были очень тяжёлые личные проблемы и переживания, о чём подробно рассказывалось в первой серии, и этот рейс в Бедри явился им самым нелёгких испытанием, когда под опасностью гибели, не только своей, но и сотни пассажиров, они должны были выстоять все как один, совершить то, чего никто никогда не совершал, спасти сотрю чужих жизней, и сплатиться, забыв обо всех своих проблемах и разногласиях.
Именно после всего этого, после их героического подвига, все их трудности в «прошлой» жизни оказались ничтожными, и в этой новой жизни у них теперь всё будет хорошо. Этот рейс стал переломным в судьбе каждого, но экипаж выдержал все испытания.
За потрясающе сыгранные роли Георгия Жжёнова, Анатолия Васильева, Леонида Филатова и Александры Яковлевой, за невероятно пронизывающую душу музыку Альфреда Шнитке и за бесспорно уникальную режиссуру Александра Митты оценка:
10 из 10
14 августа 2007