Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черный камень |
английское название: |
Kaala Patthar |
год: | 1979 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Яш Чопра |
сценаристы: | Джавед Ахтар, Салим Хан |
продюсер: | Яш Чопра |
видеооператор: | Кай Ги |
композитор: | Раджеш Рошан |
жанры: | боевик, триллер, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 августа 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 56 мин |
20 ноября 2019 года, Амитабх Баччан получил высшую награду на 50-м международном кинофестивале. Его поздравили и с 50-летним юбилеем его творческой деятельности в кино (с 1969-го по 2019-й годы, полвека он без устали трудился для радости зрителей и своих поклонников). По этому случаю я решила пересмотреть несколько его фильмов, моих любимых 80-х годов и несколько фильмов конца 70-х годов прошлого столетия. И нашла таки фильм Амита-джи тех лет, на который я здесь ещё не писала. Так обрадовалась, что сразу же после пересмотра, села писать сей опус.
Итак, фильм «Чёрный камень», режиссёра Яша Чопры. С Шаши Капуром, Ракхи Гулзар, Амитабхом Баччаном, Шатругханом Синха, Ниту Сингх, Парвин Баби, Премом Чопра, Пунам Дхиллон в ролях. Фильм этот очень люблю, по совместной работе Шаши Капура и Амитабха Баччана. Их тандем в те годы шикарен, сколько их совместных фильмов стали настоящими хитами тех лет.
С первыми лучами солнца сотни шахтёров спускаются глубоко в шахту. С каждым метром погружения всё тише и тише становятся их голоса. Но даже в самых страшных снах они не могли подумать, что предполагают сделать с ними те, кто остался на поверхности. Перед нами проходят жизнь и поступки трёх главных героев — Виджая, Рави и Мангала. На угольной шахте завершилась карьера уволенного из военно-морских сил офицера Виджая, который расплачивается своей жизнью, как капитан тонущего судна, за свою трусость. Там же погибает талантливый и храбрый инженер Рави, который пытается остановить зарвавшихся владельцев шахты, но бесполезно… Третий главный герой фильма — беглый преступник Мангал просто старается не вмешиваться в происходящее на шахте, но судьбе было угодно распорядиться его жизнью по-своему…
Люблю я Амитабха в таких ролях. Такой красивый, безумно храбрый и отчаянный молодой человек. Его диалоги просто бесподобны. С пламенем гнева в глазах и уверенностью в своих действиях, он произносит минимум слов и совершает максимум действий. И конечно, как обычно, Амитабх Баччан в лучшем своём образе, и сначала всё внимание приковано только к нему. Его напряжённость, смешанная с его покрытым углём взглядом, заставляет зрителя смотреть в экран не отрываясь и сидеть словно онемев.
Ниту Сингх как всегда вся светится радостью. И кстати, первый раз видела её в паре с Шатру. Они такие совершенно разные. Шатругхан такой сильный, крепкий, дерзкий, и при этом невероятно смелый и даже отчаянный. А Ниту (кто не знает, она жена Риши Капура по жизни) такая хрупкая, нежная, трогательная и очень любящая девушка. Роль Шатру в этом фильме — лучшая в его карьере, настолько сильный персонаж, что просто браво! Здесь он во всём своём великолепии.
Шаши Капур и Парвин Баби друзья и влюблённые. Оба безумно очаровательны и искренни. Очень мне их пра по сердцу приходится каждый раз.
Больше всего интересна пара Ракхи Гульзар-Амитабх Баччан. Оба со своими скелетами в шкафу. Только у неё есть цель в жизни, а у него нет. Весь фильм будто снят в шахте. Даже песни. Для героя Амитабха это как дежавю, колесо жизни повернулось и стихия его прошлого захлестнула его вновь. Только сейчас он проявил мужество и отвагу, рискуя жизнью, которой уже не дорожил как раньше.
Очень жаль в финале Манмохана и Шатругхана. Фильм правдивый и от этого очень жуткий. Это происходит в каждой стране: человеческая жизнь не ценится и ни во что не ставится. Важны только деньги и больше ничего. Удивительный фильм, и удивительно, что это один из самых не высоко оценённых фильмов своего времени.
Это, без сомнения, одна из лучших ролей Амитабха, его диалоги действительно попадают в самое сердце. Салиму-Джаведу нужно дать награду за диалоги, настолько они сильны и реалистичны. В целом в фильме не доминирует ни один персонаж. Сценарий и режиссура просто фантастические. Сценарий действительно соответствует эпохе, волнениям, тоске, действительно подходит ко времени, когда был сделан фильм. Удивительно, что фильм никогда не достигал тех высот, которые он мог бы иметь. Мы никогда не узнаем почему! В общем и целом… Это бриллиант (от Яша Чопры). Не пропустите его, особенно если вы поклонник Амитабха Баччана или любитель фильмов 70-х годов.
И конечно на высшем уровне актёрская игра… Я просто не знаю, какими словами это всё описать. Где-то пол-фильма я просидела в одной и той же позе, с раскрытым ртом (при том, что смотрю фильм уже не первый раз). Боже мой, это такой эталон актёрской игры! Каждый персонаж настолько ярок и правдоподобен — вплоть до малейших деталей, типа произношения, походки, жестикуляции. Фильм я начала смотреть главным образом из-за Амитабха, но сказать по правде, Шаши Капур здесь настолько бесподобен и блистателен, что хочется аплодировать ему стоя. Я упивалась каждой секундой его присутствия на экране, каждым его движением, взглядом, жестом. И уж полнейший восторг — это Амитабх и Шаши вместе. Их совместные сцены — самые лучшие. И вообще, я увидела тут много такого, чего раньше и не замечала (как часто и бывает с фильмами прошлых лет, смотришь фильм в 25-й раз и всё равно находишь что-то новое и ранее не замеченное и думаешь, как я раньше этого кадра не замечала).
Мне ещё много хотелось бы написать, но просто не хватает слов, настолько я под впечатлением. Я ещё не единожды пересмотрю фильм и с каждым просмотром буду раскрывать новые детали, новые грани актёрского исполнения, новый подтекст сюжетов и диалогов. Это не фильм, а чистейший бриллиант, на который можно любоваться бесконечно.
10 из 10
24 ноября 2019
Странно, что на этот фильм ни одного отзыва.
В целом фильм хороший, типичный старый Болливуд: неспешно раскрывается жизнь рабочих угледобывающего поселка, неспешно закручиваются интриги, любовные линии, вражда и дружба героев, постепенно узнаем персонажей, немного любуемся танцами и песнями (такой народный стиль, мне понравилось, особенно колоритный певец с закрученными усами и в красном тюрбане). Чувствуется (как и в старых советских фильмах) такая социальная направленность: рассуждения о том, что рабочим на государственных комбинатах живется куда лучше, чем работающим на собственника-хозяина; правильный инженер, заботящийся о благе рабочих (и которого почему-то нельзя уволить); стойкий рабочий, при этом образованный, грамотный, хорошо воспитанный и расхаживающий по «угольному» поселку в белых костюмах, брюках-клеш; есть даже правдивая журналистка (свободная современная девушка), которой важнее полезная статья в газете, призывающая к борьбе, чем чувства друга отца, у которого она живет. Но социальности в меру, есть разбавляющие атмосферу негативные элементы: вроде сбежавшего из тюрьмы преступника (не смогла только понять его антипатии к одному из главных героев) и местная шушера, которой то подраться охота, то девушку обесчестить. Линий и персонажей много, потому чтобы хорошенько раскрыть их характеры и мотивы поступков понадобилось довольно много экранного времени, что для современных зрителей, конечно, тяжеловато. Но в целом сценарий логичный, каких-то глупых шуток либо странных вывертов в сюжете нет, окружающих рабочих довольно хорошо измазали угольной пылью плюс мелкие детали быта придают достоверности и интереса при просмотре. Драки — типичное махалово старого типа (без полетов и трюков, так месилово друг дружки), проматывала, честно говоря. Актеры понравились, игра честная и естественная, напишу о главных по паре слов.
Амитабх Баччан — честный рабочий с тайной из прошлого за спиной, которую хотелось узнать весь фильм. Когда тайна раскрылась, она объяснила многое, но предугадать ее не смогла — интересное решение.
Шаши Капур — молодой инженер, активный и веселый. Типаж современного специалиста (ну того времени, зато очень похожий на советских).
Шатругхан Синха — странный персонаж. Видимо пытались показать дуалистичную природу человека: то он делает мелкие гадости и нарывается сознательно на негатив, то спасает (в основном женщин) и помогает другим. Не поняла его, зачем такое наглое поведение временами?
Ракхи Гулзар — такая приятная женщина с очень правильными мыслями. Милое лицо, приятная мягкость, играла достоинство, но почему-то казалась намного старше своего возраста и старше партнера по любовной линии. Какая-то слишком солидная дама вышла, но это мое впечатление.
Парвин Баби — как во многих других фильмах, чего-то нового и особенного не показала, но она тут была для любовной линии (для каждого героя нашли возлюбленную, чтобы по-честному было), экранного времени было немного, так что может поэтому так получилось.
Ниту Сингх — такая живая деревенская девушка, очень понравилась. Симпатичная, мягенькая такая (не то, что тощие современные модели), танцевала бодренько и из всех женских персонажей данного фильма понравилась мне больше всех.
Прем Чопра — злодей и капиталист. Логичный злодей, действует исходя из соображений прибыли, а не просто из злобы, предусмотренной по сценарию. Противно, конечно, когда для человека рупии или доллары становятся важнее человеческой жизни, но мы сейчас это наблюдаем каждый день, нам даже это продвигают, как правильное отношение к жизни. Так что приятно было посмотреть фильм, где еще для аудитории важнее были общечеловеческие ценности, а не прибыли. Но это так — ностальгия по времени порядочности в фильмах.
Еще очень хочется отметить актера, который пел народные песни и был таким колоритным и приятным на вид, что я даже по два раза смотрела песенные эпизоды с ним. Особенно приятно было, что это оказалось небольшое «ружье», которое в конце выстрелило. Кстати, несколько персонажей, которые в течение фильма появлялись как побочные, в конце раскрылись. Для этого, конечно, они и были вставлены, но я просто думала, что это так, для экранного времени и описания быта, а в конце, в критической ситуации многие висящие ниточки связались в клубочек и закономерный финал.
Для любителей старого болливуда фильм порекомендую. Для тех, кто больше восторгается современным кино (особенно, с комментариями «совсем как американское» и «там нет танцев и драк»), данное кино скорее покажется скучноватым и медленным, так как основное событие происходит уже в самом конце, чтобы показать, как каждый из персонажей, показываемых на протяжении двух часов, поведет себя в трудный и опасный момент.
12 июня 2019