Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Врата небес |
английское название: |
Gates of Heaven |
год: | 1978 |
страна: |
США
|
видеооператор: | Нед Бёрджесс |
композитор: | Дэн Хербертс |
жанры: | комедия, драма, документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 октября 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Свой первый фильм документалист Эррол Моррис задумал когда прочитал в одной из газет Сан-Франциско о перемещении 450 трупов животных с кладбища. Позднее в своей долгой и плодотворной карьере он не раз докажет умение находить интересные истории, не получившие широкого освящения и рассказать их так, чтобы он наконец-то стали предметом разговоров или наоборот снимать картины о случаях известных, но показывать их с другой стороны нежели пресса, освежая попутно в памяти людей. В самом своем известном фильме «Тонкая голубая линия» он обнаружил беспрецедентный талант к пониманию конкретной истории, которого не было ни у одного журналиста, ее освещавшего, и итогом его расследования стало освобождение невиновного человека из тюрьмы. В последней на данный момент полнометражной картине режиссера он нашел в скандальной истории бывшей мисс Вайоминг Джойс МаКинни, похитившей своего глубоко религиозного жениха, романтическую историю на грани сказки, о чем до него тоже никто особо не думал, зато под тонким направлением Морриса Джойс впервые за много лет искренне проливает слезы о своей несбывшейся любви. «Врата небес» — то, что позволило сбыться двум описанным выше проектам и многим другим, начало карьеры режиссера, фильм который определил его стиль и умение делать многослойные картины, анализирующие не только конкретные обстоятельства и ситуацию, но еще и законы того мира или места, в котором живут его главные герои.
Первым слоем будут животные — как никак они главная тема истории. У них нет большинства прав, которыми наделены мы, и дело вовсе не в праве голосовать на выборах президента. Они лишены таких необходимых вещей как бесплатная медицинская помощь, они менее защищены законом, чем человек, их жизнь не является большой ценностью в мясорубке системы. Моррис подошел к этой теме весьма нетривиально, рассказав о мужчине, который борется за право животного не жить достойно, а умереть достойно, но через отношение к данной проблеме прекрасно иллюстрируется вся та бесправность братьев наших меньших, с которыми мы часто обращаемся далеко не по-братски. Его герой проносит главное отрицательное впечатление своего детства в свою взрослую жизнь, создавая для себя мечту, помогающую многим другим обрести покой, становящуюся не только местом с участками земли под захоронение, но и толчком к тому, чтобы животные получили хотя бы на одно право больше, чем они имели в конце семидесятых. По традиции режиссера, которая сформируется несколько позднее, существует и оппонент, который улыбается, имеет четкую точку зрения и не путается в словах, чтобы ее донести, но талант Морриса в «Вратах небес» заключается во многом в том, чтобы именно на фоне таких противоположностей его сентиментальный персонаж казался более логичным человеком. Даже несмотря на то, что его идея, основанная на всеобъемлющей любви и чистом альтруизме в итоге проваливается.
Удивляет и то, как будто мимоходом, но на самом деле вполне намеренно, режиссер вплетает в историю голос одноэтажной Америки — скромные мечты жителей маленьких городов, которые они жаждут рассказать даже автору документального фильма о кладбищах для животных. Любопытно смотреть, как люди, отвечающие на вопросы об этих проектах, одновременно рассказывают и историю своей жизни. Кто-то осознал старость, а кто-то просто повзрослел. Кому-то разбили сердце, но музыка все еще играет и пока есть смысл, а кто-то нашел для себя прибыльное дело, радующее людей и обеспечивающее ту самую старость, иллюстрируемую пока еще другими людьми. Все эти герои жаждут рассказать не о кладбищах, а о себе, отчаявщись найти внимательного слушателя и доверившись режиссеру и аудитории фильма. Таким образом о Морриса получился фильм и о мечте, и о любви, и о смысле жизни, но при всем при этом без ощущения банальности выводов, с живыми людьми и живой конструкцией, перескакивающей с одной темы разговора на другую, как это часто получается в обычной жизни, которую режиссер в первый и в последний раз рассматривает под таким простым углом.
27 октября 2012