Контакт
7.9
7
1978, фантастика, комедия, мультфильм
СССР, 10 мин
В ролях: Леонид Чижик
История о встрече человека и инопланетянина, который пытается изучить Землю посредством имитации увиденного.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Контакт

год: 1978
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Кабул Расулов
композиторы: ,
художник: Николай Кошкин
монтаж:
жанры: фантастика, комедия, мультфильм, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 10 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, комедия, мультфильм, короткометражка

Отзывы критиков о мультфильме «Контакт», 1978

Стремление к необычному – это не всегда хорошо

В конкурсе мультфильмов, вгоняющих зрителей в самый глубокий ступор, «Контакт» наверняка занял бы первое место. Вне всяких сомнений это самая странная лента из всех, что когда-либо выпускал Союзмультфильм. Или одна из них, во всяком случае. Количество необъяснимых и просто неудачных решений здесь настолько велико, что сложно начать с чего-то конкретного…

Разговоры. А точнее их полное отсутствие. Такой недостаток в позднесоветских мультфильмах мелькал достаточно часто, и за него невозможно не упрекать по очевидной причине: людям свойственно говорить. Не молчать, не петь, а говорить. Прозой, как это обычно бывает. Но мало того, что главный безымянный персонаж «Контакта» здесь только и делает, что поёт, это ещё и выглядит абсурдно. Впрочем, абсурдность – это уже следующий пункт.

Как вы себя поведёте, если за вами погонится чудаковатый инопланетянин? Вероятнее всего вы испугаетесь и помчитесь от него сломя голову как можно дальше, без оглядки. Герой «Контакта» вроде бы так и поступает, но… ощущение такое, что персонаж не до конца понимает опасность, либо понимает её по-своему. Слишком по-своему. С фантазией у этого человека вообще что-то не так, поскольку, восхищаясь природой, он в то же время думает о насилии над ней. Мультфильм даже не стесняется показать нам живую бабочку, которую протыкают булавкой. В мыслях персонажа, но тем не менее. Хотя… действительно ли это мысли? Обычно для отображения мыслей показывают голову в условном разрезе, а здесь почему-то линзы очков. У вас уже складывается определённое представление об этом мультфильме, да? Но это ещё цветочки. Ягодки – это мысли персонажа, возникающие возле холма с обрывом. Что это такое и откуда взялись такие… не вполне нормальные образы, я не представляю.

Самый сокрушительный удар, однако, наносит визуальный стиль. Всё, что связано с пришельцем, выглядит замедленным, сюрреалистичным и в какой-то степени искажает сознание зрителей. Иногда это выглядит забавным, но чаще всего во время просмотра возникает недоумённый вопрос: «А что тут происходит?» Похожий на гигантского слизня, пришелец ведёт себя по-разному в схожих ситуациях, навевая те же чувства, что возникают при наблюдении за человеческим персонажем. Добавьте к этому местами неудачный монтаж (существо падает с холма то ли назад, то ли вперёд) и такой же неудачный звуковой ряд (звуки шагов раздаются до того, как персонаж начинает шагать), и получится то, про что говорят «ни в зуб ногой».

Наконец, музыка. Несмотря на то, что она заимствована из «Крёстного отца», режиссёр взял самую неудачную, нудную мелодию, которая и в оригинале не доставляла большого удовольствия. С какой стороны ни посмотреть, «Контакт» выглядит как артхаус, но проблема в том, что его издавали на VHS вместе с другими, обычными лентами от Союзмультфильма. И что в детстве, что сейчас впечатления скорее отрицательные, чем положительные.

Это эксперимент, который получился слишком уж особенным.

4 из 10

8 февраля 2022

Тут и там мелькают пёстрые частицы радуг- беззаботные бабочки, складывая, как в калейдоскопе, узоры из крыльев своих. Перепархивая над замысловатыми переплетениями стеблей трав- над неведомыми письменами Природы, которые насекомые и ветер смешивают на ладонях Земли…

Где-то вдали на дороге возникает точка, которая с каждой минутой растёт: красный извивающийся шарф, клёш, мольберт через плечо, трубка с дымом, сдержанная улыбка сквозь усы, внимательный взгляд из-за очков- перед нами Джон Леннон («the Beatles») на цветущей поляне!

Что он здесь ищет?- «Прикосновения» к природе, внутреннего мира. Гармонии с кем-то или с самим собой? Важна ли ему именно ЭТА стрекоза, именно ТА вспорхнувшая птаха и ароматная земляника, неповторимо именно БЛИЖНЕЕ озеро, а не какое-либо другое?..- Приветливо с неба в улыбках сияет светило, у Леннона совесть спокойна: не делает зла он ни птицам, ни зверям. Природа как фон для него, но не личность, как образ того, кто слабее, защиты кто молит…

Ленивое блаженство и размышления Леннона у озера прерывает разноцветное Нечто, с любопытством изучающее его. Кто этот Разноцветный: маеризовавшийся Дух Природы, Космический Разум, Инопланетянин, Другой Человек или Большой Ребёнок, который понимает не язык слова, но дела?- Вопросы отступают на второй план на время погони Пришельца за музыкантом, с которым он пытается установить контакт.

Как понять другое существо, ДРУГОГО, который дышит, ходит, говорит, мыслит, чувствует совсем иначе, чем ты? Какая будет точка соприкосновения, основа?-

Подражание? Копирование походки, одежды, мимики, жестов- «внешней формы» помогает лишь частично понять зверя, человека. Ведь у них, как и у тени, часто несколько значений-трактовок.-

Что есть вот та вдалеке светло-коричневая шершавая поверхность с замысловатым узором?- Ветви деревьев, растворившееся на их фоне скопление бабочек или насекомых, птицы или змеи (мимикрия)?

Или для изготовления чего несут эти люди металл: подсвечников, утвари, оружия, мостов, цепей, каркасов зданий или вертолётов?

Искусство? Оно включает в себя и «Троицу» Андрея Рублёва и талантливое выполненную скульптуру Пьета (оплакивание Христа) Микеланджело, который, по легенде, для большей правдоподобности изображаемого, убил натурщика.

Любознательность, подобная интересу учёного? Она так же не отвечает на вопрос «для чего (каких целей) познавать?» Воплощение её- и избавляющее от недуга лекарство, и механизм, который «разбирает» щенка на «зап. части» (лапки, ушки), а после не «собирает» в живое лающее целое.

Почему Леннон предпочитает оставить животных, а Многоцветное Нечто- Леннона на свободе, не запирает в клетке? Что определяет выбор между этими двумя полюсами явлений- отражениями двух природ человека, которые присутствуют в теле, любой мысле, действии, чувстве, стремлении?- Этика, применение её на практике.

Что же стало основой взаимопонимания героев, найденного постепенно методом проб и ошибок?- Взаимный интерес к личности другого, этика, доброта.

30 сентября 2016

Этот мультфильм производства СССР когда-то во времена уже нашего нового «молодого» государства произвел на меня сильное впечатление не столько от замечательного музыкального сопровождения Н. Рота, сколько от пугающего вида того самого инопланетянина и реакции главного героя на внеземного гостя. И только сейчас много лет спустя понимаешь всю абсурдность страха перед непонятным разноцветным объектом, словно как и художник, который под конец картины неожиданно для себя осознал, что это всего навсего дружелюбное создание, а не монстр, пытающийся поработить всех вокруг. И это его осознание весьма закономерно: подхватив мелодию, которую пришелец никак не может правильно исполнить, художник выбирает дружбу, как и свободу в случае с бабочкой и птичкой, а не боязнь и желание обладать.

Владимир Тарасов создал гармоничную, добрую и умную картину, приукрасив её яркими цветами и красивой мелодией. Как и в своей предыдущей работе «Зеркало времени» 1976 года автор решил затронуть тему внеземного, только в этом случае с призмы гостя на нашей планете, с помощью которого хочет сказать нам, что человек такой же исследователь вселенной, как пришелец, путешествующий по её просторам, и в тоже время такое же живое создание, как и любая другая букашка на Земле. А нам осталось беречь и ценить всех её обитателей.

15 марта 2016

О дружелюбных моллюсках

Не буду петь хвалебные оды саундтреку Нино Ротта — он бесподобен, а в обработке Поля Мариа, вообще звучит волшебно, перейду к самому главному.

Прочел все отзывы, ни один из рецензентов, почему-то, не написал самого важного: дело не в красотах планеты Земля, не в фантазии художника и режиссера. Вовсе нет. Это мультфильм о ксенофобии и о том, что как бы ни различались формы жизни во Вселенной, у них всегда есть один общий, понятный всем язык — язык прекрасного и язык гармонии.

Мы входим в кадр под чудесную мелодию из «Крестного отца» и наблюдаем увертюру: вот он, главный герой — Художник, идет по лугу, стараясь не смять лишней травинки и не наступить на какую-нибудь зазевавшуюся бабочку. Он наслаждается красотой природы, ясным солнечным днем, к нему на руку садится птица, и он, с ужасом представив себе ее в клетке, улыбается простой и доброй улыбкой, не сгоняя насильно, а дожидаясь, пока та сама не покинет ладонь. Наличие мольберта и палитры говорит нам о том, что Художник вышел рисовать пейзажи, но уж слишком все здорово вокруг для работы, поэтому он просто ложится на песок у кромки озерной воды, и наслаждается днем, напевая себе под нос.

Далее нам демонстрируется инопланетный космический корабль приземляющийся совсем рядом от облюбованного героем озерка. Совершенно очевидно, что это — корабль-разведчик, так как пилота не волнуют кулинарные качества заселяющих планету существ, он просто фотографирует все вокруг, и, в меру своих возможностей, старается их понять, принимая формы заинтересовавших объектов и подражая последним. Кстати говоря, внешний вид пришельца не случаен — он похож на улитку, а трудно найти человека, которому улитка была бы не симпатична — режиссерский ход, во многом определяющий харизматичность всего мультфильма.

Инопланетчик очень любопытен, и его повадки жутко смахивают на поведение собаки: он ощупывает, обнюхивает все привлекшее его внимание. (Обратите внимание — это еще один сильный режиссерский ход: собаки — тоже весьма приятные нам животные).

Наконец, Художник открывает глаза и наблюдает нависшую над собой вышеописанную улитку с песьими наклонностями. Она чужда естественной биосфере Земли, и герой приходит в ужас. Бросается прочь, а в мозгу его рисуются картины, одна страшнее другой. Он не знает, что перед ним, и, поэтому, боится, приписывая неведомому все возможные склонности и ужасы. Налицо ксенофобия, характерная для любого представителя человеческой расы. Нас пугает то, к чему мы не привыкли, и мы по умолчанию считаем его угрозой.

Заставив Художника всласть набегаться от пришельца, режиссер подводит, наконец, зрителя: к главной мысли всего мультипликационного фильма. Случайно услышав при приземлении мелодию, напеваемую героем, инопланетянин старается войти в контакт с землянином, повторяя ноты, и отчаянно фальшивя. И до беглеца доходит, что тот, кто поет с тобой одну песню — просто не может оказаться врагом. Осознав эту простую истину, оба быстро находят общий язык — язык музыки, и в обнимку удаляются, бубня дуэтом сблизивший их мотив.

Еще у Франсиса Карсака проскакивала подобная идея: математика и законы физики во Вселенной могут различаться в зависимости от выбранной точки пространства, а красота, любовь и боль — едины повсюду, Тарасов же ее ярко и лаконично визуализировал.

10 из 10

16 января 2015

Мир вокруг нас

Мультфильм короткий, но очень красочный и запоминающийся! Поля, луга, голубое небо, идиллия. Особенно подчеркивает это музыка. Казалось бы, всего два персонажа, но за их взаимодействиями интересно следить. Особенную симпатию вызывает непонятное существо. Оно, как маленький ребёнок, любознательно, копирует всё вокруг.

Картина о мировоззрении, каким мы видим мир вокруг нас, и каким видит он нас. Обязательно посмотрите!

9 из 10

12 марта 2013

Есть контакт!

Заливные луга, пестрящие пахучими цветами, ворох разноцветных бабочек, бирюзовых стрекоз и изумрудных кузнечиков, голубые небеса с вкраплениями белоснежных облаков, прозрачная вода, ананасовое солнце, полосатая радуга… Райские кущи что ли? Не-а. Всего лишь планета Земля. На ней, оказывается, полно такого добра. Только серым камнем осев в мегаполисах, мало кто его видит…

Мультипликационная история о творческой личности-художнике, который релаксируя на природе встречает представителя иной цивилизации, в смысловом контексте рассчитана, безусловно, на взрослую аудиторию. Хотя картинка может вполне глянуться и детям. Прорисовка в «Контакте» яркая, чёткая и стильная что ли. Как и сам главный герой-художник, который что ни на есть стиляга: красный длинный шарф, широкополая шляпа, клешеный деним, приталенный пиджачок с плечиками… А какие у него сапоги! Любой пришелец позарится. Вот и бесформенный инопланетянин с рожками на башке, как у улитки и семафорным раскрасом тоже проявил интерес, но, в первую очередь, к человеку. Пытливое существо, до смерти напугав рыжего живописца, устремляется за ним, дабы законнектиться и заодно вернуть обувь, и в процессе погони принимает разные формы: от пресловутых сапогов до бабочки (в зависимости от увиденного). Взгляд через равнобедренные треугольники глаз пришельца и тревожные чёрно-белые фантазии художника напоминают графические творения Мориса Эшера — любителя поэкспериментировать с симметрией и пространством; а в лике человека с мольбертом узнаваемы битловские образы из «Yellow submarine», но от этого мультфильм только выигрывает: это выглядит не плагиатом, а уместной стилизацией. Вообще мультипликаторы тех лет имели гораздо больше свободы, чем, скажем, режиссёры художественных фильмов, и пользуясь этими вольностями, конечно же хитрили. Через анимацию, как через не особо серьёзное искусство, удавалось передать гораздо больше запретного-читай «западного», «неправильной музыки» и зритель это, несомненно, понимал.

В «Контакте» основным музыкальным содержанием как инструментально, так и а капелла, является известнейшая композиция Нино Роты, написанная для популярного кинофильма «Крёстный отец», второстепенной, но не менее важной темой послужили джазовые импровизации Джорджа Гершвина. Мультфильм свободен от слов, только мелодии да потрясающий визуальный ряд, от которых так и веет раскрепощённостью, искренностью и добротой.

Стандартный анимационный хронометраж в десять минут, знакомые мотивы и философский подтекст доставят вам удовольствие, но вряд ли изменят ваши жизненные приоритеты. Хотя, кто его знает! Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла…

1 сентября 2011

Fuck Disney!

С самого детства была заворожена этим мультиком по самое некуда. Сидела с открытым ртом и боялась дышать. Не думаю, что я тогда понимала, почему именно, и вообще вряд ли понимала, про что этот мульт. Я, например, вообще не знала, что это инопланетянин, я просто думала, что это такая странная улитка. Я, кроме того, была уверена, что она хочет съесть художника, а не ест его только из-за музыки.

Короче, сейчас я выросла, а любовь к мультику осталась. И ничего красивее я в жизни не видела, и не слышала, наверное. Иногда бывает так, что сильные детские впечатления остаются детскими впечатлениями, но от этого мультика сила впечатления не ослабевает и не уходит никуда. Всегда буду этому чуду поражаться, сидеть с открытым ртом и бояться дышать. Куда там Диснею до нас; то Дисней, а это — искусство.

10 из 10.

6 июня 2009

Очень приятный и умный мультфильм для взрослых. Неуверен, что он понравится детям, дети могут просто не понять, да и к тому же разве детей 2008 года удивишь этим?

А взрослым смотреть обязательно. Казалось бы, 9 минут, а вместил они в себя столько глубины и смысла!

Такой добрый, искренний, настойщий мультфильм, который хочется непеременно пересмотреть, причем сразу после первого просмотра, потом еще и еще.

И, конечно, потрясающая музыка из «Крестного отца», так гармонично вписавшаяся в этот маленький мульт-шедевр, пробирает до костей.

9 из 10

14 октября 2008

Фантастика Контакт появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Владимир Тарасов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Леонид Чижик.

Страна производства - СССР. Контакт — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.