| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
5.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Близкие контакты четвертой степени |
| английское название: |
Incontri molto... ravvicinati del quarto tipo |
| год: | 1978 |
| страна: |
Италия
|
| режиссеры: | Марио Гариаццо, Джанфранко Бальданелло |
| сценаристы: | Марио Гариаццо, Томас Лэнг |
| видеооператор: | Альдо Греси |
| композитор: | Алессандро Алессандрони |
| художники: | Роберто Рануччи, Джорджо Бертолини |
| монтаж: | Винченцо Томасси |
| жанры: | фантастика, комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
28 сентября 1978 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 12 мин |
Марио Гараццио на заре своей карьеры прекрасно чувствовал себя в нише 'боевикастых' картин. Но в мире шли перемены, от которых кинематограф не мог да и не хотел прятаться. Вот и Гараццио в 1974 году снимает свою первую ленту 18+: 'Одержимая / L'ossessa'. Затем был сценарный опыт на картинах 'Макро (1974) Giuda uccide il venerdi' и 'Сестра Эммануэль (1977) Suor Emanuelle' 18+. Полученный опыт трансформировался в идею снять кино на не теряющую с годами популярность тему НЛО. В 1978 году совместно Джанфранко Бальданелло, у которого имелся опыт и фантастических лент ('Адский луч (1967) Il raggio infernale') и эротических комедий ('О Скарамуше, или Если хочешь отпущения грехов... вешайся! (1973) Da Scaramouche or se vuoi l'assoluzione baciar devi sto... cordone!', 'Простушка (1975) L'ingenua', 'Вот это доктор, ребята! (1976) Che dottoressa ragazzi!' 18+) Гараццио совместно с Томасом Лэнгом пишет сценарий, а в сентябре 1978 года фильм выходит в прокат.
В том же 1978 году полугодом ранее Гараццио представил зрителям другой свой фильм об НЛО: 'Глаза звёзд (1978) Occhi dalle stelle'. Не помню примера, чтобы режиссёр столь стремительно снял бы две абсолютно разные по художественному наполнению картины на одну тему. Фантастический триллер с элементами ужаса 'Глаза звёзд' - это 'твёрдая' НФ картина, в которой намешаны и правительственные заговоры, и коварные пришельцы, и эксперименты над людьми, и даже детективное расследование. В общем, фильм позиционируется как абсолютно серьёзное кино, о чём автор не забыл упомянуть в финале. А 'Близкие контакты четвертой степени' - это чистой воды комедия, без какого-либо намёка на серьёзность или отдалённую научность. Можно предположить, что Марио Гараццио так наскучила зашкаливающая серьёзность 'Глаз звёзд', что он решил 'оторваться и расслабиться' на дурашливой комедии.
В уфологии близкими контактами называют контакты с НЛО «не далее двухсот метров». К классической классификации относятся: 'Контакты первого рода' - НЛО наблюдается в воздухе; 'Контакты второго рода' - взаимодействие НЛО с окружающей средой в виде помех в работе радиоэлектронных устройств; 'Контакты третьего рода' - визуальное наблюдение обитателей НЛО; 'Контакты четвёртого рода' - похищение инопланетянами, или абдукция. В последние годы уфологическая психология добавила ещё три степени, которые к серьезной науке, пока что, никакого отношения не имеют. По их 'дополненной' классификации 'Контакт седьмой степени' - это половой акт между человеком и инопланетянином. В далёком 1978 году Марио Гараццио ничего не знал о 'седьмой степени', поэтому ограничился известными на тот момент знаниями.
Впрочем, ни о какой серьёзной 'научной подоплёке' сюжета речь не идёт, потому что главные герои - три балбеса - способны лишь на 'плоские' шутки. Вся актёрская троица - дебютанты. Вполне возможно, что режиссёр нашёл их в той же студенческой аудитории, где парни шутки ради заменили демонстрационные слайды на лекции об НЛО на обнажённую натуру. Главные женские персонажи Мария Бакса (Эммануэль, 28 лет) и Моника Занчи (Моника, 21 год) уже имели актёрский опыт, преимущественно в фильмах 18+. Сюжет эротических комедий, в подавляющем большинстве, строится по одним и тем же лекалам с незначительными вариациям: 'озабоченные парни', 'рогатые' мужья, обворожительные красавицы как предмет раздора и вожделения.
В этот стандартный набор Гараццио привнёс 'внеземную' атрибутику, которая выглядит свежо и оригинально лишь в первые 15 минут. Затем сюжет заходит на территорию, где зритель уже прекрасно понимает, что будет дальше, но продолжает смотреть по двум причинам: визуально приятный дуэт Эммануэль-Моника, и желание узнать финал этой заведомо глупой истории. Нет никаких сомнений, что на создание 'дилогии' 'Глаза звёзд' и 'Близкие контакты четвертой степени' Марио Гараццио подтолкнул успех вышедшего годом ранее англо-американского проекта Стивена Спилберга 'Близкие контакты третьей степени (1977) Close Encounters of the Third Kind'. Понимая, что 'тягаться' с таким 'тяжеловесом' нет смысла, Гараццио сделал свой фильм подчёркнуто банальным и глупым.
Именно отсюда совсем не комичная 'прожорливость' одного из 'инопланетян', и нелепые 'инопланетные' скафандры, напоминающие водолазные костюмы, и главный сексуальный атрибут шлёма - фаллический выступ. В данный перечень нелепостей нужно поставить и звуковое сопровождение - 'вербальный свист' в качестве общения, и 'космическую' музыку, которая ничего кроме удивления не вызывает. Впрочем, ругать фильм 'по-серьёзному' не стоит даже пытаться. Назначение подобных картин исключительно развлекательное. Ни на какие эмоциональные глубины они не претендуют. Заведомая неправдоподобность происходящего играет на руку сюжету, делая картину тем, чем она и является - лёгкой и легкомысленной историей, у которой никогда не будет продолжения...
17 января 2025