Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бильбао |
английское название: |
Bilbao |
год: | 1978 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Бигас Луна |
сценарий: | Бигас Луна |
продюсеры: | Пепон Коромина, Josep Cuxart Guardia |
видеооператор: | Педро Аснар |
композитор: | Iceberg |
художник: | Carlos Riart |
монтаж: | Анастаси Ринос |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 июля 1978 г. |
на DVD: | 1 ноября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Лео имеет вполне ординарный образ жизни, связанную с ним женщину, родственников. Однажды он знакомится с Бильбао — танцовщицей, которая также зарабатывает на жизнь на улицах города. После первого свидания Лео понимает, что должен овладеть Бильбао во что бы то ни стало.
Фанатизм — слепое, безоговорочное следование к чему-то или к кому-то. Во многих из нас нормально иметь фанатизм, к музыкантам, к звездам например. И в обществе это воспринимается совершенно нормально, так как фанатизм такова рода редко является опасной как для самого фанатика, так и для его объекта. Но что случается, когда этот объект одержимости является более чем доступной, за некоторую сумму например…
В мировом кинематографе этот мотив актуален до сих пор: «Генри: Портрет серийного убийцы», триеровский «Дом, который построил Джек», а для немецких авторов это вообще отдельный жанр («Страх», «Шрамм»). И во всех этих фильмах присутствует доля гротеска — самым простым и материальным способом показать нематериальное, и тем самым искажается жанр чистого психологического триллера.
А Бигас Луна, который не очень-то знаменит своими триллерами, на заре своей деятельности преподает хороший урок, как надо снимать такие фильмы. А доля гротеска стремиться к минимуму, оставаясь в рамки свиной скотобойней.
9 из 10
7 июня 2020
Совершенно неприятные герои, причем все трое. Отвратительные их отношения между собой. Неприятная Мария, неприятный Лео, среди них первое место по симпатии берет проститутка Бильбао (а вовсе не танцовщица стриптиза, как указано в синопсисе), за ее немногословность. Потому что реплики остальных двоих вызывают некое отвращение. Сложилось мнение, что это просто фильм о законченных неудачниках, непонятно чем так вдохновивших режиссера.
Парочка двух безработных или не пойми кого, немолодых людей, мужчины и женщины, где мужчина испытывает к женщине отвращение, плюет ей в стакан с молоком, что ей, скорее всего, известно. Но он с ней живет, потому что ее родственник содержит не только ее, но и его заодно. Так что, можно и потерпеть. И тут у него появляется странная нездоровая страсть к проститутке, что в синопсисе названо «безумно влюбляется в эту девушку и добивается взаимности», последнее, просто вообще не знаю, как такое можно было написать. Дальше рассказывать не буду, дабы не лишить интриги этот далеко не самый известный фильм испанского кинематографа.
Пара слов про «эротичность». Почему в кавычках? Дело в том, что эротику, обнаженные тела, женское, мужское, можно показать красиво, а можно пренеприятно. Вот в этом фильме второй вариант, хотя в «Бильбао» и нет каких-то слишком откровенных кадров, просто те, что есть, неприятны. Фантазии Лео не вызывают большого удивления, что еще можно ждать от человека, которого так сильно тошнит от своей «ежедневной» женщины. Захотелось ему приключений, не совсем здоровых, да и сама манера поведения героя несколько удивляет.
Но все же есть у этого фильма и достоинства, а именно сюжет. Криминальный, с неожиданной развязкой. Мне он напомнил «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика, на самом деле очень многих схожих моментов именно в сюжетной линии, поразительно. Но как это показано там, и как здесь. И это при моей-то нелюбви к Тому Крузу. Но сюжет все же заслуживает доброго слова. Единственное, все же синопсис обманывает, не те в нем оттенки.
На самом деле, оставить сюжет, но поменять героев, картинку, некоторые моменты убрать и заменить другими, внести какую-то эстетику, и очень даже можно будет смотреть. Сакраментальная фраза Лео, наиболее отражающая нездоровость его ума, это сравнение его жены, которая очень активно действовала, по сравнению с безжизненным телом любовницы (которое, как я понимаю, не очень-то себя активно вело).
Вот и не знаешь теперь, как к этому Бигасу Луне относиться, есть у него любопытный фильм «Ветчина, ветчина». А этому же все поставленные баллы исключительно за сюжет, из которого при другой реализации, может быть, что-то бы сносное получилось.
5 из 10
29 октября 2010
Эротическая психологическая драма с криминальными мотивами, история темной плотской одержимости. Честно говоря, был немало удивлен, узнав, что солидный телеканал, хотя и глубокой ночью, собирается показать «Бильбао». Правда, как выяснилось, в собственноручно испеченной «мягкой» версии. Но тогда, на мой взгляд, теряется суть этой картины, которая буквально завораживает художественной простотой и возмутительной эпатажностью. Скорее всего, именно из-за будничной, псевдодокументальной манеры повествования и возникает то ощущение мрака, которое буквально угнетает душу.
Итак, фотохудожник-рекламист Лео страдает от отвращения к давно опостылевшей супруге, стареющей актрисе Марии. Но приходится терпеть из-за материальной зависимости от нее. Причем, средства она добывает у дяди Лео, являясь его любовницей. Но деньги не удерживают Лео от потери головы, невольно спровоцированной красотой и обаянием проститутки-стриптизерши, исполнительницы фривольных песенок Бильбао. Он следит за ней, собирает коллекцию фетишей и фотографий любимой. Чувство Лео по отношению к Бильбао едва ли можно назвать любовью. Скорее, бурным помешательством рассудка.
Впрочем, он и без того живет словно бы в собственной системе координат. Даже обыденные житейские поступки у Лео похожи на мрачные ритуалы. Что уж говорить про «работу» с телом насильственно усыпленной и похищенной им Бильбао. Он подвешивает его на веревках, затем долго и очень тщательно выбривает лобок любимой (в те годы это еще не было модным)…
Трагическая развязка не столько логична, сколько соответствует психологической подоплеке происходящего на экране воспаленно-извращенного фотосеанса, проводимого обретшим демоническое вдохновение Лео.
После просмотра остается ощущение, что сей полный негатива и патологии фильм, снял талантливый. .. сумасшедший. На «пустом месте» и с минимальными затратами тогда еще начинающий режиссер Б. Луна буквально вынуждает запомнить себя. Совсем не случайно и другое громкое имя в титрах — «Бильбао» представляет скандальный топ-режиссер-коммунист Марко Феррери («Большая жратва»). В стилистику ленты замечательно вписывается музыка «Iceberg».
Стоит отметить, что со временем Луна выбрался из рамок эротической провокативности и перестал принадлежать только кругу киноманов. Фильмы Бигаса вышли на широкий экран, стали завоевывать награды престижных МКФ. Так, «Ветчина, ветчина» была отмечена в Венеции. Постепенно Луна «докатился» до премий фестиваля в консервативном Египте («Горничная с «Титаника»). Так что, кому интересно неформатное кино и тьма извращений, не упустите «Бильбао». Кстати, на видео фильм выходил под названиями «Ее называли Бильбао» и «Ее зовут Бильбао».
7 из 10
6 сентября 2008