Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Женитьба |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виталий Мельников |
сценаристы: | Виталий Мельников, Николай Гоголь |
видеооператор: | Юрий Векслер |
композитор: | Олег Каравайчук |
художник: | Белла Маневич-Каплан |
монтаж: | Зинаида Шейнеман |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 1978 г. |
на DVD: | 1 июня 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Прекрасная экранизация комедии Николая Гоголя о самом нерешительном женихе. Эта лента из разряда тех картин, которые смотрятся словно театральные постановки, которые давно стали золотым фондом советского кинематографа. Теми лентами, в которых абсолютно всё зависит от актерской игры. А игра эта в те времена, прямо скажем, была на высоте.
Конечно, вся эта театральная гоголевская атмосфера, декорации, костюмы, антураж, также большая заслуга создателей ленты. Но, всё-таки, повторюсь, этот филь из тех, где всё держится исключительно на актерском составе.
А состав здесь просто потрясающий. Перечислять можно всех и каждого, но мне больше всего запомнились Петренко в роли Подколесина и Леонов в роли Жевакина. Безусловно и остальные актеры прекрасно справились со своими задачами, но персонажи этих двух лично мне запомнились больше остальных.
Есть еще один огромный плюс в подобных лентах того времени: если ребенок совсем не хочет читать произведение, то такую экранизацию не стыдно показать. Читать, конечно же, нужно. Но я говорю о том, что такие вот экранизации с максимально переданными образами героев, с мимикой, с развитием характеров, равносильны прочитанной книге. Настолько полно они отражают написанное.
27 мая 2024
Принято думать, что Светлана Крючкова в роли Агафьи Тихоновны особенно хороша - без бровей да крупным планом. Не знаю. Возможно. По крайней мере, женихи, польстившиеся на чужое добро, выглядят ещё более жалкими и даже убогими рядом с героиней, лишенной женственности и привлекательности.
Купеческой дочери хочется дворянина - с манерами, наружностью, фамилией. В конце концов, с ТАКИМ приданым ей и не найти суженого? Тем более, ищет профессионал - опытная сваха.
Сладкие мечты мещанки превращаются в кошмар с элементами фарса. Вместо мужчин приходят на свидание мертвецы какие-то. Один с языковым фетишем, другой вроде с и корабля сошел, а к суше не пристал, а третьему что жена, что дом новый - всё равноценно. Зажатые, неуверенные в себе да просто неприятные. Зачем их вообще надо было вместе собирать? Конечно, на таком маскараде ленивый лысый мужичок выглядит более-менее нормальным.
Но только не всем семейное счастье за счастье - кому-то и невеста в белом подобна призраку, хоть в окно прыгай от ужаса.
10 марта 2024
В этой экранизации Гоголя есть нечто перфекционистское. Каждая сцена стремится быть идеальной. Каждый актер показывает эмоцию. Интерьер в полной мере отвечает литературному первоисточнику. А самое важное - темп. Постановщик Виталий Мельников и не собирается спешить. Он не спеша, с расстановкой рассказывает нам историю о одной женитьбе.
Такой подход позволяет выхватить замечательные выпады, наподобие: 'Ну да, это за ней водится. Она дура' или 'И давно за ней водится дурь?'.
На мой вкус Гоголь - это страсть, резкость, жесткий юмор, смех, мажорные тона. А в ленте совсем иной посыл, более подходящий для 'Мертвых душ'. Автор будто сдерживается, не позволяет открыто улыбнуться. И в некотором роде такой подход безусловен - классика должна быть академичной. Однако много ли в этом фильме от Гоголя?
Особо отмечу, и то, как Мельников снимал Петербург. Зимние улицы, старые дома, набережная... Каждый видит Гоголя по-разному, но нам подарили силуэт совсем другого города, былой столицы.
Для меня этот фильм интересен прежде всего актерской работой Олега Ивановича Борисова. Его персонаж так отличается от тех героев, которые он играл в то время. В своих воспоминаниях он немного приоткрыл свое понимание роли: 'Все женихи, невеста — в замедленном темпе, как будто их Векслер снимал на другой скорости. Но отчего я — на убыстренной?'. Он весьма внимательно всматривался в своего персонажа, пытался постичь его тайну и допускал, что он является плодом личной фантазии Гоголя.
Предположу, что в этом фильме столкнулись два начала - скромный академизм Виталия Мельникова и неиссякаемая любовь к искусству Олега Борисова. Один делал нечто понятное, второй пытался заглянуть вглубь.
7 из 10
19 января 2024
Петербург; середина XIX века
Агафья Тихоновна /Светлана Крючкова/ - купеческая дочь, сирота, засидевшаяся в девках и пытающаяся при помощи свахи выйти замуж; желание девушки – непременно дворянин и ни в коем случае не купец
Иван Кузьмич Подколесин /Алексей Петренко/ - надворный советник, мягкий и легко поддающийся на уговоры; жениться вроде хочет, а вроде и нет, но познакомиться с невестой решается
Илья Фомич Кочкарёв /Олег Борисов/ - друг Подколесина, решивший женить своего товарища на выгодной невесте
Иван Павлович Яичница /Владислав Стржельчик/ - один из женихов, которого интересует состояние невесты
Никанор Иванович Анучкин /Борислав Брондуков/ - один из женихов, для которого главное – чтобы невеста умела говорить по-французски
Балтазар Балтазарович Жевакин /Евгений Леонов/ - один из женихов, бывший моряк, не имеет никаких меркантильных целей и особых условий
Фёкла Ивановна /Валентина Талызина/ - сваха; злится оттого, что Кочкарёв влез в её дела и сам выступает от лица Подколесина
Арина Пантелеймоновна /Майя Булгакова/ - тётка невесты, приветливая и добрая старушка
Нелегко говорить о любимых фильмах, а это – один из таких. Слов не находится, хотя эмоции переполняют. С большим удовольствием пересмотрела эту картину и не меньше, чем в первый раз, наслаждалась актёрской игрой и тонким юмором.
Снова вызывал улыбку Подколесин с его флюгеровским характером. Очень понравился Борисов, которого при первом просмотре отметила, конечно, но сейчас уже есть, с чем сравнить, скажем так. Очень ему идёт эта роль плута.
Фильм, как многим известно, является экранизацией пьесы Гоголя. Просто удивительно, как тонок юмор у этого писателя, которого многие ассоциируют исключительно с мистикой и страхом. Впрочем, в своё время своим чувством юмора меня поразил Достоевский, и очень расстроил тем, что юмористических произведений у него раз-два и обчёлся. Впрочем, речь-то не о нём, куда это я ушла…
Фильм я, конечно, рекомендую-пререкомендую. Что-то говорить и подмечать смысла не имеет. Нужно просто сесть и насладиться настоящей игрой и прекрасными диалогами, превосходно написанными и отыгранными от и до характерами: яркими, незаурядными и незабываемыми. Мой вердикт, как вы понимаете: смотреть обязательно!
26 июля 2023
В юности я считал эту пьесу Гоголя всего лишь забавным анекдотом. проходной вещью. Сейчас по прошествии многих лет я сам готов посмеяться над собой тогдашним. Как это характерно для Гоголя - представить смешное, после которого ощущаешь грусть. В этом ряду и 'Иван Иванович с Иваном Никифоровичем', и 'Старосветские помещики', и 'Женитьба'. Как тут ни вспомнить короткую фразу Пушкина: 'Только дураки веселы перед свадьбой'. Каждый раз при перечитывании перечисленного, к которому не могу не добавить 'Невский проспект', с новой стороны раскрывается тончайший психологизм в описании характеров и глубина проникновения автора в жизнь. Чтобы это понять и принять юношеского сознания недостаточно. Нужны многолетние собственные наблюдения и выводы, т.е. всё то, что можно назвать одним словом - опыт.
И пусть все ситуации, описываемые Гоголем, вряд ли совпадут с теми, которые переживаем мы люди XXI века, есть в них что-то такое, что пережито нами либо мимолётно, либо с потрясением, что соблазняло принятием простых решений, чего мы подспудно желали или опасались.
Фильм этот обязательно сегодня пересмотрю в том числе ещё и для того, чтобы восхититься прекрасным актёрским ансамблем. Так в нём сделано всё просто, органично, точно по отношению к замыслу оригинала, каким я его себе представлял.
20 марта 2022
Рано или поздно она ожидает всякого мужчину. Ну ладно, почти всякого. О женитьбе задумались четверо мужчин, к которым приходила сваха сватать перезрелую (не по нынешним, правда, меркам) дочь купца. Ну что с того, что не так уж и молода. Зато, вроде, и дом большой, и достаток… Да и собой не сказать, что уж прям совсем дурна. И вот на первые, так сказать, смотрины, являются сразу все четверо предполагаемых женихов…
Великолепная картина, которая вызывает то дикий хохот, то жуткую грусть и сострадание. Я не очень жалую экранизации, тем более, русской классики. Но, по моему мнению, советским режиссёрам чаще всего удавалось её экранизировать просто чудесно. Как в данном случае Виталию Мельникову удалось создать кинематографический шедевр из пьесы Николая Гоголя. Кто ещё не смотрел — срочно смотреть. Кто уже видел — пересмотреть немедленно))) Об игре актёров и говорить, кстати, нечего. Все — на недосягаемой высоте!
24 августа 2020
Великолепная постановка, чудесный подбор актёров. Игру каждого можно охарактиризовать одним словом — Великая. Весь фильм проникнут тем гоголевским духом, который всем нам так полюбился.
Этот фильм является истинной классикой синематографии, и его должен посмотреть каждый интеллигентный, уважающий себя человек.
Я ставлю 10 из 10, другой оценки стоять и не может.
27 января 2009