Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Инкогнито из Петербурга |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Гайдай |
сценаристы: | Владлен Бахнов, Леонид Гайдай |
продюсер: | Эдуард Волков |
видеооператор: | Сергей Полуянов |
композитор: | Александр Зацепин |
художник: | Евгений Куманьков |
монтаж: | Клавдия Алеева |
жанры: | комедия, криминал, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 июля 1978 г. |
на DVD: | 5 марта 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Вероятно, Гайдай всё-таки посмотрел «12 стульев», снятые не им, а Захаровым, и именно после этого взял Анатолия Папанова в свою постановку знаменитого «Ревизора». Успех «Инкогнито из Петербурга» — заслуга не только Гайдая, но и Гоголя. Кто бы мог подумать, что спустя два столетия пьеса останется такой же актуальной, как в XIX веке! Вдобавок Гайдай, как и Гоголь, всегда метко подмечал в своём творчестве важные аспекты окружающего социума.
Пьеса — жанр, характеризующийся сжатостью авторских пояснений и акцентом на диалогах персонажей. Соответственно, при переносе событий на экран у режиссёра появляется возможность показать больше сцен и больше действий, иллюстрирующих обилие слов. Ну, а если за дело берётся такой мастер как Гайдай, то рассчитывать можно только на лучшее. И режиссёр ярко показывает нам картину упадка провинциального городка: лужи со свиньями, трухлявый мост, разломанные заборы, почерневший от пыли и грязи памятник, а главное — это низший класс населения, который настолько привык к взяточному режиму, что уже ни на что не надеется и даже на базаре не проявляет особой радости при продаже своих товаров. Сюда, в столь нерадостное местечко, судьба заносит знакомого всем со школьной скамьи Хлестакова, который получает неожиданную возможность подзаработать и заодно подшутить над местным чиновничьим составом. Проводя параллели между фильмом и первоисточником, я могу лишь похвалить те мелкие дополнения, при помощи которых Гайдай подчёркивает волнение и смятение персонажей, будь то вздохи, выразительные взгляды, дрожь или паузы в разговорах. Наглядный пример, когда у кино больше преимуществ по сравнению с книгой.
Блестяще всех в этом фильме выглядит Папанов! Наверняка со мной сейчас не согласятся, но я считаю, что это его самая эффектная роль в немультяшной карьере. Складывается ощущение, что эту роль Гоголь прописывал для актёра именно с такими качествами. Не менее колоритно выглядит и Вячеслав Невинный, интонации которого тоже идеально подходят жадному чиновнику. Сергей Филиппов потрясающе смотрится в образе Осипа, но что касается остальных, то с ними режиссёр чего-то явно не доглядел. Сергей Мигицко — неплохой актёр, но Хлестаков из него вышел слишком гротексный. Капелька-другая серьёзности ему бы не помешала. Нонна Мордюкова обладает слишком «колхозной» внешностью для аристократки и признать в ней жену городничего я никак не могу. Как не могу и признать Хлопова в исполнении Валерия Носика. Ему бы больше подошла роль какого-нибудь крестьянина, чем смотрителя училищ. А вот Наталья Крачковская, мелькающая в паре сцен на втором плане, находится в своей тарелке. Действительно, дама из небедного сословия.
Сравнивая «Инкогнито из Петербурга» с предыдущими фильмами Гайдая, приходится признать, что он чуть уступает лентам вроде «Бриллиантовой руки» или тем же «12 стульям», но сам по себе и как экранизация гоголевской повести всё равно великолепен. И тогда, и позднее в СССР и России далеко не всегда снимали что-то такое же успешное.
9 из 10
23 августа 2021
В 1970-е годы Леонид Гайдай снимал довольно много экранизаций: тут и «12 стульев», и «Иван Васильевич меняет профессию», и «Не может быть!» Не обошёл комедиограф стороной и бессмертную комедию Гоголя «Ревизор» — и получился фильм «Инкогнито из Петербурга».
В кинокомедии Гайдая очень точно сохранён дух книги Гоголя. Тут и город N с его свиньями и гусями на улицах, и напыщенные чиновники, и суетливые Бобчинский с Добчинским, и простой люд, и, конечно же, обманщик Хлестаков со своим весьма выразительным слугой. Мнимый ревизор в модных белых штанах, петербургский франт Хлестаков, прекрасно исполненный Сергеем Мигицко, очень мне понравился. Особенно рассмешил момент, когда «ревизор» танцует под «Песенку о Петербурге».
Мне понравилось всё — актёры, декорации, грим. Фильм замечательный, потому
10 из 10
8 декабря 2018
На мой взгляд довольно странный фильм с одной стороны у него все есть великолепный набор актеров со 100% попаданием в роль, отличные режиссерские находки превращающие все-таки пьесу, довольно специфический и ограниченный жанр в полноценный фильм и удивительная злободневность, особенно сегодня, точное восстановление реалий тех лет пусть и в несколько гротескном ключе, с другой стороны у фильма нет изюминки чего-то особенного, чтобы отличало бы его от десятков других постановок Ревизора в разных театрах, похожих друг на друга как две капли воды. А Ревизора ставили все от МХАТА и Малого Театра в Москве до любительских коллективов провинциальных заводов и школ.
К тому же у фильма нет драйва, действие выглядит предсказуемо и местами откровенно скучно, что для Ревизора, искрометного произведения недопустимо. Да сюжет Ревизора всем известен до мелочей и отдельных реплик, но скажем те же «12 стульев», где сюжет и большинство реплик то же известны заранее смотреть интересно и по несколько раз, а тут скучно уже в первый просмотр.
Отличается и игра актеров, в некоторых эпизодах она выглядит просто великолепно, как например финальная сцена с монологом Городничего в исполнении Папанова или сцена дачи взятки Ревизору в других же создается ощущение, что актерам скучно и они просто проговаривают знакомый с детства гениальный текст. Создается ощущение что эти сцены снимали вначале и режиссер не смог заразить актеров какой-то идеей, потом же актеры сами разыгрались. Единственный кто находится в тонусе весь фильм и к кому претензий нет — это Мигицко — исполнитель роли Хлестакова.
Нельзя не упрекнуть Гайдая и за самоповторы — сцену с гусями, упавшей бумажкой, придавленной ногой в надежде украсть ее из «Кавказской пленницы», сцены со свиньями из «12 стульев» и «Не может быть!», собакой из Операции «Ы» и ряда других.
Конечно экранизация Гайдая лучше, свежее и живее многих других постановок, а скучный, усыпляющий «Ревизор» снятый в девяностых так вообще ей в подметки не годится, но все рано ни то. Больше бы можно было выжать из этого произведения, не хватает глубины, да и не влезает «Ревизор» в рамки водевильной комедии положений, очевидно это понял и сам Гайдай и у него получилось нечто среднее между легкой водевильной комедии и жесткой, даже жестокой гоголевской сатиры.
К большому сожалению Гайдай так и не смог вернуться на уровень «Кавказской пленницы», на мой взгляд лучшей советской комедии и «Бриллиантовой руки», которая была признана всенародно не только лучшей комедией, но и лучшим Советским Фильмом и в дальнейшем особенно во второй половине семидесятых и первой половине восьмидесятых погряз в самоповторах. Перестройка дала Гайдаю новый импульс и «Операция Кооперация» и «На Дерибасовской» получились уже гораздо лучше, но до уровня Гайдаевских фильмов шестидесятых им было очень далеко. К сожалению после смерти Гайдая фактически закончилась история отечественного комедийно-сатирического эксцентричного кино. В этом жанре пытались работать Меньшов в «Шырли-Мырли» и Рязанов в «Привет, Дуралеи» и «Старые клячи», но до работ Мастера им далеко. После смерти Гайдая нет в России комедиографа его уровня и не привидится в ближайшем времени.
7 из 10
13 августа 2010
Только что закончил просмотр этого замечательного фильма. Надо признаться, я испытал массу положительных эмоций.
Режиссёру Леониду Гайдаю эта экранизация удалась на славу. Очень ярко показана атмосфера разрухи, царящей в уездном городе N. В больнице нет лекарств. («Человек простой — умрёт, то и так умрёт, а если выздоровеет, то и так выздоровеет».) Местный врач по-русски ни слова не знает. Судья берёт взятки борзыми щенками и искренне не считает это за взятку. Почтмейстер из любопытства вскрывает чужие письма.
И в эту, уже сложившуюся, укоренившуюся разруху врывается Хлестаков со своей хлестаковщиной. Тогда — то и начинается самое интересное…
Нельзя не отметить блестящей игры таких замечательных актёров как Вячеслав Невинный, Леонид Куравлёв и конечно же Анатолий Папанов, который играл городничего и в театральной постановке этой бессмертной, к сожалению, и по сей день актуальной пьесы.
Очень рекомендую к просмотру хотя бы для того, чтобы освежить в памяти события этой, я надеюсь, прочитанной Вами в школе, пьесы.
5 ноября 2008