Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бешеное золото |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Самсон Самсонов |
сценаристы: | Самсон Самсонов, Дж. Б. Пристли |
видеооператор: | Евгений Гуслинский |
художник: | Александр Борисов |
жанры: | комедия, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 января 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Сам по себе сюжет этой ленты не представляется мне ни острым, ни интересным. Вместе с несколькими ловцами удачи мы оказываемся на необитаемом острове. Они нашли клад. Один профинансировал экспедицию, другой все организовал. Но... В деле задействовано еще несколько участников и они считают, что полученные доли несправедливы. Алчность движет ими.
К чему это все приводит? Попытка отравления. Несколько попыток убийства. Жены ради долей готовы изменять своим супругам. Здравомыслие тут никак не срабатывает. Наверное они не договорятся пока кто-то наиболее хитрый сумеет переиграть всех.
И едва ли это интересно. Это и так понятно, что если 'на берегу' система сдержек и противовесов не проработана, то 'в море' может начаться идеальный шторм. И выходит так, что организаторы экспедиции не смогли учесть самого очевидного.
Советские кинематографисты охотно брались за подобные истории. Тут 'на пальцах' раскладывается анатомия преступности обусловленной неиссякаемым корыстолюбием. Особенность 'Бешеного золота' в том, что на протяжении всей ленты большая часть участников действа пытается действовать корректно и решить возникшие противоречия путем переговоров. Но... не срабатывает.
Повторюсь. Вся эта сюжетная линия донельзя упрощена. Тут нет ни деловой хватки, ни реального плутовства. Куда интересна сама картинка.
Прежде всего очаровывает пленэр. Этот фильм пропитан солнцем и соленой морской водой. Берег становится еще одним полноправным участником картины. Вкупе с простым ненавязчивым сюжетом и выразительными яркими актерами визуальный ряд становится самым значимым в этой комбинации.
В конце концов, эта лента запоминается циничным нервным смехом Валентина Гафта, пляжными нарядами Нонны Терентьевой, обнаженным заплывом от Майи Эглите, вылитым кофе Бориса Иванова и выкидным ножом Глеба Стриженова. Воедино все они создают самодостаточный ансамбль - банду в которой каждый стремится обмануть товарища. При всей простоте и наивности этой картины именно актеры ее вытягивают
7 из 10
26 февраля 2024
«Золото — металл презренный, но одно достоинство в нём есть: переплавку огненной геены, он, пройдя, не потеряет вес…»
Выпускник Кембриджа, известный своими парадоксальными финалами и запутанными интригами, английский классик Джон Пристли, как всегда, готовит зрителям сюрприз. Наблюдать за перипетиями сюжета приятно вдвойне, поскольку актерский состав у фильма звёздный. Пьеса «Сокровище острова Пеликан» написана в духе стивенсоновской романтики, но показывает её неприглядную изнанку. С момента создания пьесы — 1953 год — прошло без малого 70 лет, но отношение человека к золоту в лучшую сторону не изменилось, и не изменится в обозримом будущем. Именно по этой причине пьеса в течение многих лет весьма востребована театрами, потому что позволяет «препарировать» персонажей. Снятый фильм Самсон Самсонов назвал «Бешеное золото», тем самым слегка дистанцировавшись от английского классика, потому что свой сценарий режиссёр написал по мотивам пьесы, местами довольно далеко отойдя от оригинала. Плохо это или хорошо? Не знаю. У писателя своё видение темы, у режиссёра — своё. Наверное, именно поэтому сатирическая пьеса трансформировалась в авантюрно-криминальную сатирическую трагикомедию, местами переходящую в иронический триллер.
Такое смешение жанров подразумевает для зрителя настоящее эстетическое пиршество, и оно, в какой-то степени, в фильме присутствует. Экранная известность актёров — не всегда благо, потому что зритель, хочет оно того или нет, «примеривает» на персонаж другие роли этого актёра. Ассоциативная связь иногда может завести довольно далеко. Так, «собрание» восьмерых членов экспедиции мне напомнило… «Гараж» Эльдара Рязанова, хотя он будет снят только через два года. Присутствие в кадре Глеба Стриженова, но самое главное — «председательствующий» Валентин Гафт сразу напомнили фразу героя Вячеслава Невинного: «Мы все боремся за место под солнцем в виде гаража!» В фильме тоже все борются «за место под солнцем» в виде процента от продажи сокровищ. «Делёжку» полумиллиона фунтов справедливой никак не назовёшь: сэр Ратленд Джильберт (Борис Иванов) и Гораций Логан (Валентин Гафт) — по 40 %, капитан Дадли Траут — 10 %, Берт Симпсон (Николай Олялин) и Джо Парсонс (Глеб Стриженов) — по 5%.
С Парсонсоном и Траутом на острове находятся вроде как их жёны, довольствующиеся процентами мужей. Единственный обделённый персонаж — это Роберта Крой (Майя Эглите). Именно её, в общем-то справедливое пожелание «скинуться на процент» превращает внешне симпатичных мужчин и женщин в серпентарий, где каждый готов укусить каждого. Ещё вчера соратники или друзья, сегодня становятся врагами. И наоборот — люди, которые ранее питали друг к другу отвращение или презрение, теперь, ради тактических соображений, вступают в дружеские и даже любовные отношения. (Здесь волей-неволей вспоминаешь цикл «Последний герой»: цель оправдывает средства.) Симпатии и антипатии участников авантюры постоянно меняются в зависимости от своекорыстных интересов. Каждый думает только о том, чтобы получить как можно большую долю богатства. Они идут на всё — на шантаж, ложь и даже убийство. История взаимоотношения человека и золота сейчас актуальна как никогда. Жажда денег, наживы — это история современного сумасшествия, погони за золотыми призраками. Несмотря на то, что подобных произведений написано и снято немало, в пьесе Пристли имеется хорошая доля иронии и даже абсурда.
Интересно наблюдать за глубинной трансформацией героев, взяв за отправную точку короткие характеристики «председательствующего» Гафта. Сорваны маски, персонажи демонстрируют своё подлинное нутро. «Милая кормилица», славная, добрая миссис Парсонс оказывается холодной и жестокой злодейкой. Роберта Крой — «наш верный молодой друг» — умной и расчетливой авантюристкой, Берт Симеон — «наш общий любимец» — преступником, Ивонна — «очаровательная и отзывчивая душа» — интриганкой, «храбрый и мужественный капитан Дадли Траут» — лжецом и проходимцем, «мрачный, но добрый и честный» Джо Парсонс — молчаливым мерзавцем. Золото в данном случае выступает как лакмусовая бумажка в химическом эксперименте — она проявляет всё самое низменное и подлое в человеке. История золота — это история падения человека из безгрешного рая в грязь низменных проявлений. Джон Пристли в своей пьесе, и Самсон Самсонов в своём фильме попытались дать личную оценку такому падению. Зритель тоже может к ним присоединиться…
4 апреля 2020
Изначально эту рецензия мне хотелось начать небольшим вступлением, «экскурсом в историю», рассказывающем о симпатиях советских постановщиков к творчеству Джона Бойнтона Пристли. Романы и пьесы современного классика английской драмы не раз переносились на экран в СССР, поражая и восхищая глубиной проникновения создателей в самые сокровенные уголки человеческой души. Но эта конкретная экранизация пьесы «Сокровище острова Пеликан» настолько явно неудачна, что какие-либо серьёзные рассуждения тут просто неуместны.
«Плохого» в этом фильме непривычно много: несоответствие типажей актёров образам героев пьесы (ну какой из Глеба Стриженова, с его благородным лицом и полной печали взглядом, прожженный злодей?), некоторые актёры слишком « угловаты» в своей игре, а неожиданная концовка, которыми по праву славится Пристли, исковеркана сценаристами так, что ряд поступков и мотивов главных действующих лиц становятся просто нелогичными и абсурдными.
В итоге, неудачу потерпели не только искатели сокровищ, но и те, кто нам про это рассказывал. Сплошное разочарование.
5 из 10
13 октября 2014