Жилец
Le locataire
7.8
7.6
1976, триллер, драма, детектив
Франция, 2 ч 6 мин
18+

В ролях: Роман Полански, Рюфюс, Роман Бутей, Жозиан Баласко, Мишель Блан
и другие
Скромный конторский служащий Трелковский решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями. От консьержки он узнает, что предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает всё больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей. Вскоре он начинает винить соседей в её гибели.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Жилец

английское название:

Le locataire

год: 1976
страна:
Франция
слоган: «No one does it to you like Roman Polanski.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Свен Нюквист
композитор:
художники: Пьер Гюффруа, Клод Мёшинг, Альберт Ражо, Жак Шмидт
монтаж:
жанры: триллер, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $1 924 733
Мировые сборы: $1 924 733
Дата выхода
Мировая премьера: 24 мая 1976 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, детектив

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Жилец», 1976

Видео: Трейлер (Жилец, 1976) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Трейлер №2 (Жилец, 1976) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2

Постеры фильма «Жилец», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Жилец», 1976

После выхода на экраны “Китайского квартала» Роман Полански приехал во Францию, где занялся экранизацией книги Ролана Топора «Призрачный жилец», в которой сам же сыграл главную роль офисного служащего по фамилии Трелковски, который ищет себе жилье и в процессе поисков находит подходящую квартиру. Однако, как оказалось, квартира была в некотором роде еще занята, поскольку проживавшая в ней девушка выбросилась из окна, но не умерла. Меркантильный Трелковски посетил девушку в больнице, понял, что шансов выкарабкаться там немного, и, дождавшись её смерти, заселился в освободившееся жилье, после чего психологический эффект от проживания в квартире самоубийцы и нелюбезное отношение к нему соседей, помешанных на тишине и порядке сыграло с психикой впечатлительного молодого человека злую шутку.

В этом фильме Полански более интересен в качества актера, а не режиссера, потому что с того момента, как у его персонажа по сюжету отъезжает кукуха, он выдает в кадре норматив на 101%. При этом в плане режиссуры есть некоторые проблемы, которые довольно заметны. Особенно можно отметить стремительность, с какой Трелковски из просто смущенного и напуганного превращается в полного крейзи. Полански и сам потом говорил, что получилось слишком резко, но будучи полностью погруженным в роль он не мог уделять достаточно внимания постановочным аспектам. Тем не менее в целом все равно получилось очень достойно. В конце семидесятых этот фильм наверняка выглядел для европейских пейзан полным кринжем, да и сейчас немного шокирует. Не все актеры точно поняли, что от них требуется, но некоторые прямо попали в десятку, например актриса, игравшая изгнанную советом жильцов тетку, кукуха которой стартовала раньше кукухи Трелковского и которая с затаенным восхищением и маниакальным блеском в глазах рассказывала главному герою о своей изощренной и жестокой мести бывшим соседям. На фоне всего этого безобразия настоящей отрадой для глаз и мозга является красивейшая Изабель Аджани, играющая светлый росток в этом царстве безумия, который персонаж Полански в итоге безжалостно растаптывает.

Отдельно повеселила сцена, в которой комиссар полиции спрашивает у Трелковски насчет его приобретенного французского гражданства. Как известно, Роман получил аналогичный документ именно после выхода этого фильма.

P.S. Пока писал пост постоянно порывался на автомате написать Паланик вместо Полански, потому что очень уж в духе мэтра постановка.

14 марта 2024

Гений или злодей?

Один из самых кафкианских фильмов Полански. Впрочем, начинается он совершенно без намека на сюрреализм. Исполняющий роль Трелковского, француза польского происхождения, Полански подыскивает жилье подешевле, ведь его персонаж обыкновенный конторский служащий. Он узнает о только что освободившейся квартире и идет за неё торговаться. Тот факт, что бывшая хозяйка квартиры пыталась покончить с собой выбросившись из окна, его не останавливает.

Трелковский, человек осторожный и предупредительный, хотя этим чертам он обязан не столько воспитанию, сколько превратностям жизни в стране, где недолюбливают чужаков. И хотя он имеет французское гражданство, тем не менее, ему приходится сталкиваться с проявлениями ксенофобии. Почему и пришлось выработать в себе сказанные качества, а вовсе не потому, чтобы он был от природы чутким и деликатным. Впрочем, он не чужд и сочувствия.

Как бы ни было, уладив дела с арендой и поладив с чопорным хозяином многоквартирного дома, месье Зи, долго не желавшим уступать в цене и выставившим целый ряд правил проживания, Трелковский решил навестить в больнице еще живую Симону — разбившуюся до полусмерти жилицу: вдруг она скоро поправится и потребует освободить квартиру? Там он знакомится с навестившей её подругой, по имени Стелла, которую играет очаровательная Изабель Аджани. И у них сходу закручивается связь. Правда Трелковский, то ли опять из осторожности, то ли из чувства легкого стыда, — дескать, пришел посмотреть жива ли — врет Стелле, будто был знаком с её подругой. Впрочем, он обещался хозяину не водить в дом женщин, что не помешало ему пригласить сослуживцев, устроив дружескую попойку по случаю новоселья.

С этих пор у Трелковского начинаются серьезные проблемы с соседями, постепенно ломающие ткань фильма. Отметим, что Полански и сам не раз бывал в положении отщепенца. Это дает ему как следует понять положение героя. Мир Трелковского как будто сужается от перманентных стычек с соседями, начинает ходить кругами к центру, а центром становится всё более ненавистная ему квартира. Картина становится клаустрофобной, замыкается в тесном пространстве тонких стен и чутких ушей. Время от времени Трелковский старается вырваться из этих стен, незаметно прошуршать по лестнице, чтобы никого не встретить, тогда он часами ходит по улицам, но мысли о тягостном положении его не оставляют. Он как будто носит эту квартиру с собой. А на ум всё чаще приходит теперь уже покойная Симона и страшная догадка, что её смерть вовсе не была случайной…

Я написал так подробно для тех кто, может быть, станет смотреть этот фильм впервые. Если же кто дочитал до этого места, то дальше может пропустить, потому что мне хочется сказать несколько слов о Полански не в связи с фильмом. Вообще, я не приветствую движения «me too», которое превратилось в банальную травлю мужчин часто с сомнительными на это основаниями, а то и вовсе без них. Но в случае с Полански, да и ряда других его коллег, дело обстоит иначе. Известно, что Романа не обвинили постфактом в совершенном домогательстве, а законно преследовали за совращение и изнасилование тринадцатилетней девочки. Из-за этого преследования он был вынужден скрываться от американского правосудия в Европе, но при этом оставался одним из самых востребованных и прославленных режиссеров. Потом возникнут и другие похожие эпизоды. Возникает вопрос, даже не один, но главное: что же, гений и злодейство вещи совместные? Насильник, педофил, трусливый негодяй всю жизнь избегавший ответственности за содеянное, — что же представляет из себя его творчество, является ли оно следствием особой одаренности или, всего-навсего, открывает мир закоренелого извращенца приоткрывшего через фильмы закоулки больной фантазии? Фильмы Полански полны насилия, вуайеризма, психических девиаций, сексуальных отклонений итд. Во многом именно благодаря этому он и стал столь заслуженным. И как это характеризует кинематографический бомонд, столь щедрый к наградам? Теперь-то они несколько отступились от него, откуда-то исключили, но ведь тайны никогда не было. И тем не менее у меня нет прямого ответа на вопрос об одаренности или бесталанности режиссера. Война — несомненное зло, но именно она часто становится мотором прогресса. Какое бы зло и черноту не обнаруживали картины Полански в его душе, смотреть их не запрещено и даже полезно. Хотя бы затем, чтобы задаваться этими же вопросами.

24 июля 2021

Злые соседи или Знакомство с Полански

Бывают режиссёры, чьи имена по нескольку лет на слуху, их часто обсуждают в околоинтеллигентных тусовках, но руки до их фильмов никак не дотянутся. Для меня одним из таких стал Роман Полански. На самом деле «Жилец» второй его фильм, который я посмотрел. Первым был прекрасный «Ребёнок Розмари», но оба они стоят рядом и относятся к так называемой «квартирной трилогии» Полански.

Спектр эмоций во время просмотра «Жильца» варьируется от «Какой-то странный фильм» до «О, Боже! О, Боже! Это же гениально!». Дело в том, что сюжет долгое время остаётся несформированным. Очень подробно и обстоятельно изображается повседневность главного героя: как он договаривается о съёме квартиры, как он в неё въезжает, как знакомится с соедями, как встречается с девушкой, как отдыхает с друзьями. Все эти эпизоды длительны и занимают большую часть повествования. Невольно задаёшься вопросом: «Зачем это всё? Только для того, чтобы показать характер героя и образ жизни?» Впрочем, эти эпизоды не лишены драматичной составляющей, однако от сюжета фильма далеки.

Между делом главный герой обнаруживает странности в своей комнате и во всём доме и постепенно сходит с ума. Тут включаются элементы добротного фильма-ужаса — запугивающие приемы, которые киноделы заимствуют друг у друга. Мне лично очень нравится приём «человек в окне» (тут он использован весьма креативно) и одна из финальных сцен, где герой выглядывает в окно во двор и видит, как соседи сидят на своих балконах словно в бельетаже театрального зала и аплодируют. В такие моменты я был восхищён творческим подходом Полански.

Но сюжет оставляет некоторую недосказанность. В частности, остаётся неясным, почему герой, абсолютно здоровый психически человек, начинает обезумевать. Это отдалённо напоминает сюжет «Острова проклятых» и «Бразилии». Можно предположить, что протагонист лишается рассудка от давления общества. Но общество тут изображено самое обычное; и соседи, и друзья Трелковского (фамилия главного героя) обычные люди, которых каждый из нас встречает в жизни постоянно. Возможно, в сценарии была мистическая составляющая, но всё обыграно так, что видения героя выдаются за галлюцинации. В конце концов сюжет оказывается закольцован.

В целом, фильм интересный, но очень часто теряет зрительское внимание. Я не понимаю жанровые критерии на Кинопоиске, так как «Жилец» мне кажется фильмом ужасов, но не из серии поделок типа «Астрала», а какой-то странной (в хорошем смысле) серии ужасов, как и «Ребёнок Розмари». Эти ужастики ближе к драмам, в них нет никаких скримеров, зато есть социальная составляющая, и в целом они рассчитаны на более серьёзного зрителя.

4 апреля 2021

Замечательный сосед

Общее впечатление: Скромный конторский служащий Трелковский (Роман Полански) решает сменить место проживания и переехать на новое место. Он снимает квартиру в обветшалом здании с недружелюбными соседями. От консьержки он узнает, что предыдущая квартирантка, Симона, покончила с собой, выбросившись из окна. Со временем Трелковский начинает всё больше и больше думать о ней, стараясь узнать как можно больше подробностей. Вскоре он начинает винить соседей в её гибели.

Необычная история, которая дает пищу для ума в самом конце повествования. Лишь в финале задумываешься над подачей и тебя посещают такие мысли, как, а было ли вообще все это? Кажется что монотонный сюжет ни к чему не приведет, но постоянное запутывания зрителя, наталкивает на размышления, что перед нами неполная картина, она как разбитый стакан, который нужно собрать. Вуаля, и у нас в конце то, что в начале.

Могут ли соседи довести человека до припадка? Вполне, а если и сам человек немного не от мира сего? То пик безумия будет все ближе. Если вы не знакомы с Романом Полански, скажу сразу, это польско-французский режиссер, то для первого знакомства лучше выбрать картину другую. Есть в его фильмах, как и у всего польского кинематографа особая деталь — неспешность. «Жилец» совершенно никуда не торопится и за весь хронометраж 126 минут нагло об этом заявляет. Именно роль детектива, как медленного жанра и проявляется во всей красе. Что самое интересное, лично я успела за просмотр посмеяться, а особенно в конце. Этакий черный юмор.

В целом, о сюжете сложно рассказать, так как потеряется вся интрига. А кому смотреть — тем, кто хочет знакомится с лентами Полански. Все-так 1976 год — из раннего. И тем, кто хочет заценить неспешный триллер.

7 из 10

12 декабря 2020

От человека испокон веку мало что зависит, в поисках лучшей и спокойной жизни можно обрести диаметрально противоположную, не подозревая об этом ни на йоту. Вот и поляк Трелковский (Роман Полански), новоявленный француз, тихий, скромный, в наглаженном костюме и зализанными волосами, желал лишь одного: обрести обыденную жизнь, похожую на миллионы, сняв небольшую квартирку. Но по итогу попал в круговорот таких событий, которым могут позавидовать завсегдатаи шпионских романов.

«Жилец» — картина, основанная на романе Роланда Топора, является своеобразной хронологией того, как за короткий промежуток времени можно упустить землю из-под ног, а другими словами — потерять рассудок. Настоящий мастер-класс от господина Трелковского. Но так ли это на самом деле? Каждый зритель сделает свой собственный вывод. Одно можно утверждать с уверенностью: «Le locataire» — крепкий психологический триллер от Полански, полного сил, способного ввести в ступор и напугать своего зрителя без намека на какого-нибудь маньяка или же без внезапных скримов из-за закрытой двери.

Раз! И ты уже бежишь от всего многоэтажного дома в постель к любовнице, подозревая всех и вся, конечно же, в заговоре, неаккуратно и едва ли умело круша все вокруг. Два! И ты уже надеваешь на голову парик, дабы быть максимально похожим на самоубийцу, предыдущую квартирантку, место которой ты без задних мыслей занял. «Она жила здесь до вас, покончила с собой, вон, взгляните, дырка от ее падения осталась, нужно заделать» — с неким ужасом поддакиваешь, киваешь головой, а затем уже существуешь под психологическим влиянием то ли окружающих-соседей, то ли своей заболевшей головы.

«Вот, кстати, мальборо, ее любимые, а ваших сигарет нет, а вот еще и горячий шоколад, она его любила, самоубийца Симона Шуль, ваш привычный кофе мы не приготовили, да и вообще машина сломалась» — сначала Трелковский спокойно реагирует, но затем глаза и все тело Романа Полански протестуют, мозг активирует статус неприкрытой агрессии. «Подонки! Убийцы! Вы за все ответите! Я вам покажу!» — неконтролируемый крик из уст, сходящего с ума поляка.

Бергмановский оператор Свен Нюквист в лучших традициях создает картинку «Жильца» неповторимой, стильной настолько, что веришь не только в круговорот происходящего в голове Трелковского, но и в то, что каждый кадр фильма способен стать если не отдельным полотном художника, то постером, что не стыдно расположить на стене собственной комнаты. Сам Полански помимо своей привычно нервной режиссуры еще и вселяет посредством актерской игры тревогу в зрителя, заставляя возвращаться к обдумыванию сюжета «Le locataire», причем даже спустя некоторое время после просмотра. Настоящая классика от Романа Полански.

4 октября 2020

Тоталитарность кондоминиума

На сегодняшний день мной этот девятый по счёту самостоятельный фильм этнического поляка с французским паспортом Романа Полански просмотрен был уже как минимум раза три. И именно «Жилец» остаётся для меня самым загадочным фильмом Полански. Это из-за особенностей начала ленты и его концовки, которые совпадают между собой, но это как раз и изумляет больше всего, заставляет задуматься и впоследствии не раз возвращаться к тому, что же на самом деле Роман Полански хотел сказать своим необычным подходом к началу и, особенно, к концовке «Жильца». Пока лично для меня эта интрига всё ещё жива, так что вряд ли удивлюсь тому, что опять приступлю к просмотру фильма и попробую разгадать метафору от польского француза.

Теперь же перейду к тому, что ещё оставило о себе воспоминания. И в первую очередь хотелось бы отметить непередаваемую атмосферу картины. В принципе, практически все ленты от Полански имеют свою непередаваемую атмосферу, где саспенс царит безраздельно, но это особенный саспенс, не такой как у Альфреда Хичкока: излюбленный маневр Полански — это отряжать своих вполне обычных героев в не совсем обычные, зачастую даже таинственные, обстоятельства. Вот и в «Жильце» главный герой (о нём поговорить надо будет тоже, но позже) оказывается в странных обстоятельствах. Как и сам Полански, который и сыграл этого герой, мсье Трелковски — польский француз. Он не женат, у него нет детей, нет домашних животных, он вполне себе такой безобидный, неприметный клерк, который подыскал себе квартиру за невысокую плату. Правда, местные жильцы ставят довольно жёсткие рамки проживания для Трелковски. А вскоре мужчина узнаёт, что девушка, жившая тут ранее, выбросилась из окна. Трелковски решает понять, что же произошло с девушкой, но всё больше и больше погружается во мрак, хаос и паранойю.

Вот эта атмосфера — постепенного угнетения, ломки сознания, превращения в какую-то иную сущность — поистине держит в напряжение. А ведь ещё совсем недавно Трелковски веселился по выходным со своими друзьями, познакомился с девушкой, с которой позволил себе флирт. В общем, на первый взгляд всё обычно… Было. Несмотря на все утверждения критиков, несмотря на заявления самого режиссёра, у меня есть собственное мнение на то, что стало происходит со скромным клерком: его поглотила судорожность проживания, его патологическое дружелюбие и этикет не позволял критиковать местных жителей, которые постепенно своими правилами, наглым вмешательством в личную жизнь ломали сам характер Трелковского, они уничтожили последние крохи его самоуважения и психика не выдержала, и вот вместо клерка перед нами предстал совершенно другой человек. Это можно назвать бунтом мозга против мелкого тоталитарного режима, устроенного местным домовладением. По сравнению с ними властная управдом из «Бриллиантовой руки» — нежное и доброе создание, хотя бы потому что ей можно было дать отпор предоставив корочку милиционера.

Теперь, как обещал выше, подхожу к исполнению персонажа мсье Трелковского. Каким он перед нами предстаёт и каким становится можно понять из предыдущего абзаца. Мне больше понравилось то, что Роман Полански прекрасно понимал этого героя, что можно с лёгкостью объяснить тем, что некоторые характеристики образа Трелковского были взяты от самого Полански. Но основное достижение режиссёра, сценариста и исполнителя главной роли «Жильца» в том, что его героя искренне жаль, волнительно наблюдать за изменениями в его поведении, отношении к окружению и так далее. В общем, ценителям творчества Полански стоит посмотреть «Жильца» ещё и из-за того, что Роман показал себя ещё и одарённым актёром. Женскую актёрскую компанию Полански составила 21-летняя тогда Изабелль Аджани, которая уже получила свою порцию признания после картины «История Адели Г.». Если честно, то характеризовать игру Аджани по «Жильцу» не получается — у неё заметная, но всё же второстепенная роль. Одно точно можно утверждать: несколько сцен с её участием оставляют о себе память и невольно ассоциируются с Изабелль, например, всё те же сцены начала и конца фильма…

8 из 10

14 августа 2017

Квартира с сюрпризами

С творчеством Полански не особо знаком, но это уже вторая картина просмотренная мной у этого режиссёра. В целом лента удачно воплотилась в своём жанре, в котором прекрасно сочетаются элементы мистики и психоделики. Особенность фильма ещё в том, что он выполнен в духе картин А. Хичкока, это и придаёт ему значимость.

Во время просмотра, уловил себя на том, что режиссёр сам выступил здесь в качестве главной роли. Его облик отлично вписался в колоритный образ гл. героя по фамилии Трелковский. Роман Полански достойно исполнил образ человека, которого ужасающе окутывает наваждение, страх, сомнение в окружающих его людях и в самом себе, разрушение личности во всей красе.

В общем интересный психологический триллер, сделанный на уровне. Постепенно нарастающее напряжение, а также поразительная концовка, выводят картину на отличный завершающий аккорд. После просмотра этого фильма, я в новой форме взглянул на стиль режиссуры Полански, и думаю с удовольствием посмотрю ещё, его интересные работы.

15 июля 2017

Жилец

Данная картина является заключительной частью «квартирной трилогии» Романа Полански. Фильмы объединённые общими темами психологической изоляции, паранойи и одиночества. До этого вышли «Отвращение» 1965 года и «Ребёнок Розмари» 1968 года. И каждая картина стала заметным явлением в мировом кинематографе, оказав большое влияние на творчество многих выдающихся режиссеров современности. Не стал исключением и этот фильм.

Перед нами тонкий психологический триллер. По началу ничего особенного не происходит, но по мере развития событий режиссер мастерски погружает зрителя в пучину безумия и паранойи. Атмосфера нагнетается постепенно и напряжение во второй половине фильма выходит на самый высокий уровень. Роман Полански в сюрреалистическом стиле показывает историю эмигранта, который меняя место жительства, снял квартиру в старом доме с недружелюбными соседями. Полански использует любимый для себя мотив, в котором герой оказывается помещён в нездоровую для себя обстановку и подвергается воздействию неведомых сил.

В итоге фильм изначально заявленный как триллер, предстаёт экзистенциальной притчей об одиночестве, о двойственности существования человека в нашем мире. Картина представляет собой объект для глубокого психоанализа. При этом режиссер добавляет в фильм элементы черного юмора и абсурда, что придаёт ленте некий шарм.

Разрушая грань между реальностью и вымыслом, автор ставит под сомнение всё происходящие на экране. Финал запутывает и без того сложную историю, побуждая зрителя самому искать ответы. Сюжет предлагает множество трактовок для интерпретации. Я люблю элементы неопределенности, а потому был в полном восторге от фильма.

В главной роли выступил сам Роман Полански. Доказав всему миру, что он не только великий режиссер, но и сильный драматический актер. Вышел очень проработанный образ, реалистично показан внутренний мир героя, его эмоции и переживания. С полной отдачей показано одиночество сводящее человека с ума. В актерской карьере режиссера это его лучшая работа. На втором плане выделить кого то сложно, так как внимание направленно исключительно на главного героя. Из всех остальных можно отметить француженку Изабель Аджани.

Жилец атмосферный, напряженный, а местами весьма жуткий психологический триллер. Странный, необычный, запутанный сюжет держит интригу до самых титров. А неоднозначный финал оставляет глубокую пищу для размышлений. Если вы любите глубокое кино, где всё не так просто как кажется, то эта картина безусловно для вас. Рекомендую смотреть ночью в одиночестве, это позволит полностью проникнуть в атмосферу происходящего ужаса. Классика мирового кинематографа.

8 из 10

11 июля 2017

1976 год. Франция. Париж. Париж… Как много в этом слове для сердца польского сплелось. 12 лет назад в этом городе выходит роман Ролана Топора «Le locataire chimerique» («Призрачный жилец», если позволите). Топор, польский еврей (или еврейский поляк) пишет очень странный и тревожный роман о некоем Трелковском, парижанине, только что переехавшем в новую квартиру, предыдущий жилец которой покончил с собой, сиганув из окна.

Прочитав роман Топора Роман Поланский просто не мог остаться в стороне и не экранизировать новеллу. Но режиссер не стал сразу плюхаться в режиссерское кресло, а настолько прочувствовал образ Трелковского что сам решил исполнить в фильме главную роль.

«Жилец» Поланского завершает так называемую «квартирную трилогию» режиссера (первые два — «Отвращение» и «Ребенок Розмари»). Фильмы эти объединяет даже не общая «квартирная» тема, но то ощущение беспокойного уюта, которого сумел добиться Поланский в своих «квартирных» фильмах. Мы не просто наблюдаем за происходящем в квартирах Кэрол, Розмари и Трелковского. Мы как бы наблюдаем за происходящим на экране из своей квартиры, откуда и смотрим кино. (Возможно данная трилогия является единственной, смотреть которую лучше не в кинотеатре, а именно дома). Наша квартира и квартира с экрана как бы сливаются воедино, но не в коммунальную квартиру, а в некое сожительство. И мы становимся невольными соседями ее жильцов.

Персонаж самого Трелковского крайне неоднозначен, как и все в романе. И у самого Поланского не до конца точно и образно получилось передать характер, описанный в книге. Позже режиссер скажет: «Оглядываясь назад, я понимаю, что безумие Трелковского выявляется недостаточно постепенно, что галлюцинации возникают слишком неожиданно. Где-то посередине фильма происходит неприемлемое изменение тональности. Даже утонченные киноманы не любят смешения жанров. Трагедия должна оставаться трагедией. Комедия же, если она переходит в драму, почти всегда обречена на провал».

«Жилец» на примере простого польского парижанина Трелковского повествует о полной утрате личности человека. Утрате в силу того, что сама личность, как позже обнаруживает сам Трелковский, отсутствет. Тема «личности» и «свободы личности» сама по себе является для Запада одной из центральных. Топор иронизирует над западной мыслью: в лицо Трелковского он изображает именно такого западного, европейского интеллигента, польского эмигранта, гражданина Франции, для которого так важны права человека, так важна частная собственность, гуманизм и свобода личности. И именно этот человек, так ярко и хлестко описанный пером Топора и является олицетворением полной несостоятельности данного течения в европейской мысли.

Все происходящее с Трелковским происходит не просто с каким-то абстрактным человеком, все это происходит конкретно с нами, практически с каждым из нас. Ситуация, в которую попал незадачливый поляк, состоялась не в силу его неудачливости, сложившихся обстоятельств или просто выдумки автора, вовсе нет. Ситуация создалась самим Трелковским. Не внешний фактор, а фактор самого субъекта вмешивается в жизнь Трелковского, доводя того до полного исступления. Видимо есть в человеческом существе что-то, что, вопреки сложившимуся мнению, противиться механичности и автоматичности человека. Есть что-то, что подталкивает нас к деиндивидуализации, растворении и «утрате личности», а есть что-то, что этому противиться. Но это «нечто» не сама наша личность, не стержень нашего характера, не психологический скелет, а что-то, что выжжено на подкорке нас как человеческих существ, а не как продуктов цивилизации и социума.

Что-то глубоко субъективное, что-то отштамповонное на другой стороне личности Трелковского противиться его бесхребетности, его бесхарактерности. То есть не сам по себе Трелковский замечает что «у него нет ничего такого, что было бы конкретно его, а не кого то еще», «что было бы отличительной чертой его личности». Нет, дело совсем в другом. Именно «это что-то что было бы его» и указывает на отсутсвие личности Трелковского оно и указывает на то, что сам Трелковский хочет стать соседом по отношении к самому себе. Потому что у соседа-то личность есть. И именно его беспокойство и порождено тем, что не у каждого должно быть «что-то», какая-то черта характера что и является достаточным основанием для современной европейской мысли утверждать на присутсвие личности. Как раз наоборот, именно некая отсутсвующая субъективность Трелковского и указывает на то, что у каждого есть не его «индивидуальное», а именно «общее» со всеми другими мыслящими людьми. Именно гнетущее чувство субъективности толкает Трелковского к его безумию. Оно показывет ему бездну его личности, которая как дырка в стене в которую вставлен зуб Симоны Шуле, указывает на что то, что должно быть вставлено туда, некий ключ. Но вместо этого Трелковский вставляет туда свой зуб, часть себя, уже обработанного.

«Я должен снова найти себя самого!» — неустанно повторял он себе.

А в самом деле, существовало ли в реальности нечто такое, что могло принадлежать исключительно ему одному, что делало его вполне конкретной личностью, индивидуальностью? Что вообще отличало его от всех остальных людей?

Что было его этикеткой, наклейкой, на которую можно было бы при случае сослаться? Что позволяло ему думать и считать: это — я, а это — не я.

Тщетно Трелковский бился над этой загадкой и потому в конце концов был вынужден признать, что не знает ответа ни на один из этих вопросов».

Драма романа и фильма жаже не в том, что Трелковский ищет свою личность, «этикетку», а в том, что оборотная сторона его личности, темный двойник, хочет обнаружить самого себя в Трелковском. Из-за этого поляку начинают мерещется заговоры и видяться галлюцинации. конфликт между отсутствующей «этикеткой» Трелковского и отсутствующей субъективностью рождают настоящую драму романа и фильма. Соседи «хотят» превратить его в кого-то, в некую Симону Шуле, абстрактную единицу, которая, как окажется позже, сама была такой же трагичной фигурой как и Трелковский, и ей самой пришлось выброситься из окна. Сколько еще таких шуле и трелковских выброситься из окна злополучной квартиры. Мы видим что и сейчас европейцы не находят ничего другого как выброситься из окна своей цивилизации, не найдя своей личности и уехать «черт знает куда, но подальше из этого ада».

«Жилец» Топора и «Жилец» Поланского это не просто произведения европейской литературы и киноискусства, это документ и заверенное свыше свидетельство не просто кризиса и потери личности, а самого основания той мысли, которая сама эту личность легитимизирует, делает законной представление о такой подлинности. Топор и Поланский не завершают свои произведения. Жилец заканчивается там же, где и начался, он вечно возвращается на свое место жительства, место, в котором ему неуютно, больно и неприятно, он стеснен, забинтован, ему остается только кричать. Это место не только жильца, но и практически любого современного европейца. В конце концов, это и наше место.

21 апреля 2016

Дом, в котором

Они все за одно…

Ох, до чего Трелковский напоминает Башмачкина. Маленький человек. Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете? К тому же, не лишенный мнительности. Один раз наступили на ногу, толкнули на улице, а для него это уже вселенский заговор. Такой типаж личности крайне раним, нервозен, стеснителен, а небольшой конфликт уже для него огромное нервное потрясение. Печально…

В конечном итоге Трелковский становится жертвой из-за:

-собственной паранойи (вначале, может быть, самовнушения, которое дошло до абсурдного);

-бездействия других (нет, ну это уже несерьезно — целая толпа спокойно стоит и смотрит, как искалеченный псих лезет в окно, а врач, видя то ли признаки белой горячки, то ли припадка, дает ему успокоительное (!) и отпускает домой (!);

-национальной нетерпимости (вишь, «Понаехали!»);

Совпадения, совпадения, совпадения… В лавке постоянно нет сигарет «Голуаз», хозяин квартиры все время жалуется на бедного Трелковского (а ему и в голову не приходит, что дело в старческой ворчливости), ему потакают и остальные — консьерж, жильцы вечно недовольны шумом в квартире Трелковского (а возможно, дело все в том, что стены слишком тонкие). Кажется, Трелковский забыл, что он — чужак, и совсем не знает местных порядков (например, может быть неприличным приглашать шумные компании в час ночи и не ночевать дома), может, поэтому его подозревают буквально во всем и относятся с недоверием? Вечная проблема маленького человека в большом городе…

27 сентября 2015

Это один из самых любимых мною киношедевров и лучший фильм из «квартирной трилогии» Романа Полански. «Жилец» в очередной раз подтверждает тот факт, что место может свести с ума, особенно если человек фатально одинок. В истории парижской жизни Трелковского нет традиционного французского романтизма, нет истории любви. Эта кинокартина полна страха, ужаса, отчаяния, безумия, шизофрении и бреда. Вызвано ли все это одиночеством? Или герой Полански повторяет судьбу предыдущей жительницы этой квартиры?

Что за кукловод помещает в эту дьявольскую квартиру очередного жильца и для чего, какова его цель? Ответа нет, да и нужен ли он. Трелковский примеряет чужую судьбу и как будто соединяется с ней в единое целое. Тема двойничества потрясающе раскрыта художником Полански: жутко и еще раз жутко. Сцена ночного отражения в туалете запомнилась мне навсегда, нет никакой гарантии в том, что вы не увидите кого-то или себя в окне дома напротив. И троекратное спасибо за устрашающую стену с зубом — такое не забывается!

Этот фильм достоин высочайших похвал. Вряд ли, кто-нибудь когда-нибудь сможет дотянуться до гения Романа Полански.

25 марта 2015

Дремлющее безумие.

Если присмотреться к каждому режиссеру внимательнее, посмотрев несколько его фильмов, то можно заметить, что его волнует одна проблема с одним взглядом на мироздание. Кого-то терзает страх перед соседями, кого-то беспокоит вопрос любви, кого-то материальное положение и тому подобное.

Посмотрев, как ее называют, «квартирную трилогию», я поняла, что у Романа Полански страх старых квартир с милыми на первый взгляд стариками, которые таят плохие намерения.

По стилистике картина похожа на остальные два фильма. Преобладание зеленого цвета в кадре, струнная триллерная музыка, развитое воображение героев, зловещие старики…

Думаю, что главный герой Тренковский потенциальный сумасшедший, в котором дремлют его демоны. Они так и ждут удобного случая, чтобы выйти наружу и уничтожить тебя. И этим удобным случаем становится бедная перемотанная бинтами Симона, которая орет в больнице от боли. И после этого идет точка отчета до собственного безумия, которому способствует воображение, фантазия и мнительность.

Картина отличное описание того, как сходят с ума, причем не понимая, что ты уже тронулся. «Сойдешь с ума и не заметишь» -, думаешь после просмотра.

8 из 10

14 декабря 2014

«No one does it to you like Roman Polanski»

Фильм в жанре психологического триллера и смотреть его надо именно с настроем на психологический триллер.

Роман Полански чрезвычайно разносторонний режиссер и это не может не восхищать. Сложно представить, что «Бал вампиров», «Пианиста», «Оливера Твиста» и «Жильца» снял один и тот же человек. А ведь он ещё и выступает и в качестве сценариста и даже актёра, как в данном фильме, а ведь это жутко сложно.

Роль Полански подходит очень. Персонаж Трелковский поначалу не очень колоритен: его с лёгкостью разводит бродяга на деньги, не сказав даже «спасибо»; в разговорах с жильцами и управляющим дома он разговаривает без особой уверенности; странно ведет себя в отношениях с девушкой Стеллой. У Романа Полански очень интересное лицо, эдакого зажатого тихони и это играет значимую роль в составлении образа главного героя, как и в «Бале вампиров».

Три фильма — «Отвращение», «Ребенок Розмари» и «Жилец» Полански объединяет в часть под названием «квартирная трилогия». Если вы не смотрели первые два фильма и вам понравился «Жилец», то советую просмотреть и их.

Я бы ещё много чего хотела написать про этот фильм, но, боюсь, что это будет описывать сюжет, а ведь многие читают рецензии к фильмам ещё перед просмотром. Просто скажу:

Я восхищена замечательной игрой талантливого во всем человека.

8,5 из 10

6 июня 2014

В темной комнате не включайте свет, иначе она не будет темной

По-моему, если вы хотите испортить себе настроение, вам стоит посмотреть это кино.

Эта картина, как темный, бездонный колодец, в который падаешь на протяжение всего действия. Особенно неприятно смотреть его в пасмурную погоду или просто, когда у тебя плохо на душе. Невольно возникает ощущение полной безысходности, постепенно переходящее в конец света. Грязь, безнравственность, убогость бытия можно показывать в разных ракурсах, но в руках известного режиссера все приобретает форму психоделического концерта в аду. Кстати, довольно скучного.

После просмотра хочется вымыть руки и забыть все, что было в последние 2 часа.

По-моему, познавать, учиться и смотреть надо что-то иное, обратное сюжету этого черного опуса. Зачем делать кино, если нет капли света?

5 из 10

15 февраля 2014

Руководство Романа Поланского: как превратится из мужчины в женщину за один фильм

Внимание! Не пытайтесь повторить это дома!

Шаг 1: Вы должны быть скромным клерком, который хочет снять квартирку в Париже. Также неплохо было бы, если бы Вы были великолепным Романом Полански, но это практически не возможно.

Шаг 2: Вас должна окружать мрачная и гнетущая атмосфера. Вам должно начать казаться, что остальные жильцы недолюбливают вас.

Шаг 3: узнайте, что девушка, которая жила в этой квартире до Вас, выбросилась из окна и сейчас она находится в больнице.

Шаг 4: Идите в больницу, встретьте там шикарную Изабель Арджани и начните гулять с ней.

Шаг 5: пожертвуйте деньги бездомному художнику. Это важно.

Шаг 6: Вы должны постепенно начать сходить с ума от всех этих скрипов в доме и шума в трубах. Но пока что очень медленно.

Шаг 7: пригласите к себе друзей. Посидите, поговорите, пока злобные соседи не скажут вам прекратить шуметь.

Шаг 8: начните курить другие сигареты. Те, что курила самоубийца.

Шаг 9: вас должна сопровождать пробирающая до дрожи музыка Филлипа Сарда.

Шаг 10: попробуйте примерить женскую одежду. Так, вы уже недалеки от безумия.

Шаг 11: Вы должны предпринять отчаянную попытку бежать из дома к вашей подруге, Арджани. У нее вы должны рассуждать о том, почему ваша голова считает, что она — это вы.

Шаг 12: убедитесь в том, что против вас все и вся. Бегите без оглядки.

Шаг 13: пусть Вам снятся безумные сны о жильцах. Да, кстати, в снах должна фигурировать девочка, которую вы спасли от злых соседей.

Шаг 14: Вы на пороге самоубийства. Вы одеваете женскую одежду и…

А дальше рассказывать не буду. Но скажу, что фильм получился отменным: гнетущий, атмосферный триллер, сдобренный изрядной порцией черного юмора с кучей символизма. И это один из самых страшных фильмов, которые я когда-либо видел. Браво!

10 из 10

2 декабря 2013

Как достать соседа

Интеллигентный молодой мужчина по фамилии Трилковский ищет хорошую квартиру для съема. После долгих поисков он останавливает свой выбор на странном доме и поселяется в квартире девушки, которая буквально несколько дней назад пыталась покончить жизнь самоубийством и теперь лежит в больнице в критическом состоянии. Чтобы узнать от бывшей жительницы причины, побудившие ее принять столь крайнюю меру, Трилковский отправляется в госпиталь, где встречает не только загипсованную самоубийцу, но и ее очень хорошую подругу Симону. Вскоре после новоселья, героя начинают беспокоить постоянные вылазки соседей, недовольных его якобы шумным поведением, хотя иной раз его просто не было в это время дома. После нескольких подобных инцидентов, тихий мужчина начинает примерно понимать исконные причины суицида своей предшественницы, не выдержавшей напора со стороны назойливых сожителей. Через некоторое время, у Трилковского и вовсе начинает развиваться паранойя, так как ему начинает казаться что соседи хотят свести его с ума и превратить в ту, которая выпрыгнула из окна и после этого тихо ушла из жизни. Но он не так прост, как кажется на первый взгляд…

Вообще, это один из самых странных и противоречивых фильмов Романа Полански, на этот раз не только руководившего съемочным процессом и работавшего над сложным многослойным сценарием, но и взявшего на себя смелость исполнить трудную заглавную роль, понемногу сходящего с ума интеллигента, считающего что соседи готовы затравить его и заставить покончить жизнь самоубийством. «Жилец» представляет из себя не только крайне сложную в плане восприятия картину, но еще и очень запутанный и крайне специфичный триллер, наполненный кучей всяческих фишек, но тяжело перевариваемый. Сама идея очень классная, да и в квартирной тематике Полански уже достиг определенных успехов, но вот ее исполнение оставляет желать лучшего, так как из мрачного драматического триллера получилось что-то на подобие путанного детектива с некоторыми нотками комедии и драмы. Если последнее нареканий не вызывает, то вот некоторые комедийные мотивы улавливаются легко и не совсем вяжутся с общей концепцией фильма.

В остальном, «Жилец» очень даже неплох. Помимо достойной атмосферы и грамотно выверенного стиля, здесь есть хорошая задумка и несколько действительно стоящих режиссерских находок. Чего только стоит плавное, но в тоже время равномерное нагнетание саспенса и последующие оригинальные находки героя, отыскавшего в своей квартире дырку в стене, где был спрятан чей-то зуб. Вот только на фоне творящихся странностей, все действия главного героя выглядят мало того что не убедительно, так еще и нелогично. Почему бы ему сразу не уехать в другое место после начала травли и не пытаться удостовериться в намерениях своих соседей. Полански попытался объяснить это тем, что в то время было очень сложно найти квартиру и нужно было держаться за этот вариант всеми силами. Правда, ближе к концу он сам себе противоречит, когда его же заглавный герой в крайне быстрые сроки находит себе временное убежище. Подобных неточностей и противоречий в «Жильце» было еще очень много и это весьма сильно подпортило общее впечатление от просмотра.

Не совсем удачен был и выбор человека на роль Трилковского, так как Полански пускай и очень талантливый режиссер, но как актер он весьма слабоват и это особенно чувствуется в тех моментах, когда его персонажу необходимо в одиночку удерживать зрительское внимание. Наблюдать же за его двухчасовыми попытками подытожить не такое уж увлекательное зрелище и если бы не крайне интересный и запутанный сценарий, то стало бы совсем скучно. Вот в чем нельзя упрекнуть постановщика, так это в его умении удерживать напряжение и интригу до самого конца и при этом не прибегать к каким-то невероятным действиям, ограничиваясь лишь диалогами и скрытыми гранями заглавной истории. Из актеров второго плана особого упоминания достойна шикарная Изабель Аджани, хотя у нее здесь не самая объемная роль, запомнилась она не меньше слетающего с катушек Трилковского.

В итоге, «Жилец» являет собой неплохой психологический триллер с намеками на многие другие жанры, из числа которых больше всего выделяется драма, детектив и комедия. Здесь есть яркий и необычный сценарий, терпимая актерская игра и достойная режиссура. Кино хорошее, но слишком уж муторное и тяжелое, так что общая оценка только такая:

7 из 10

26 августа 2013

Фобии Романа

Некий парижанин с польской фамилией Трелковский, с виду крайне закомплексованный клерк средних лет, снимает недорогую квартиру. В первый же день он узнаёт от консьержки, что бывшая жиличка Симона Шуль намеревалась покончить с собой, выбросившись из окна этой самой квартиры. И если поначалу это известие не производит на нового квартиросъёмщика никакого впечатления, то по истечению некоторого времени он всё больше начинает грузиться на эту тему.

Теперь Трелковскому кажется, что суицид Симоны — результат заговора жильцов дома, которые вслед за девушкой намереваются отправить на тот свет и его самого. Отныне источником его еженощных кошмаров и поводом для тотальных подозрений становятся — хозяин дома, соседи по подъезду, консьержка и даже домашние животные… В итоге клаустрофобические страхи доводят одинокого и маниакального мужчину до умопомешательства. Он спит и видит, что Симона зовёт его к себе. И вот психика не выдерживает…

По давнему признанию самого Поланского, его творчество развивалось под влиянием таких европейских мастеров как — Беккет, Ионеско, Кафка, Пинтер, Бунюэль. В результате он начал снимать нетрадиционные в хичкоковском понимании фильмы ужасов. «Жильца» можно воспринимать как нечто вроде авторского римейка по мотивам первого эмигрантского фильма Поланского «Отвращение» (1965), с той только разницей, что теперь главным героем стал мужчина. И сыграл его сам режиссёр.

Поланский и ранее пробовал себя в качестве актёра в своих картинах, но не ограничивал себя типичным хичкоковским камео. В «Бале вампиров» исполнил даже одну из главных ролей, затем предстал в эпизодах в «Что?» и «Китайском квартале». И вот теперь выступил как самый настоящий бенефициант, почти безраздельно воцарившись на экране. Режиссёр, всегда добивавшийся от актёров неуверенности на площадке, теперь сам должен был предъявить это чувство в полной мере в образе запуганного донельзя клерка, боящегося даже собственной тени.

В его собственной биографии был случай, когда фашистские молодчики, оккупировавшие Польшу, использовали 8-летнего еврейского мальчика Ромика как живую мишень, стреляя в него по очереди. Каким-то чудом ему удалось тогда спастись. В том страшном военном прошлом была и трагическая гибель матери в концлагере, и его рискованный побег оттуда, затем долгие скитания по польским деревням… Понятно, что это не могло не наложить свой отпечаток на сверх впечатлительную детскую психику.

Может быть, поэтому уже в зрелые годы всё творчество Поланского так или иначе будет пронизано мотивами безумия и страха, персонифицированными здесь в образе Трелковского. Режиссёр систематически подпитывает интригу на протяжении всего фильма: сюрная комичность постепенно сменяется всё нарастающей паранойей. Поэтому данный фильм с одинаковым успехом может служить учебным пособием как по режиссуре, так и по психопатологии.

В этой любопытнейшей экранизации романа Роланда Топора (адаптированной режиссёром в паре с таким видным мастером сценарных дел, каковым являлся Жерар Браш) смешивается несколько жанров и предлагается несколько трактовок развязки таинственных событий. Поэтому те, кто больше всего на свете любит внятные финалы, где всё раскладывается по полочкам, будут, скорее всего, раздосадованы. Но зато все остальные наверняка поймают кайф.

10 августа 2013

Роман Полански. Кажется, я любил этого человека всегда. Неосознанно, подсознательно, еще до просмотра гениального «Отвращения», еще до того момента, когда впервые наткнулся на словосочетание «квартирная трилогия», еще до того, как увидел его самого, играющего главную роль в своем фильме. Сложную роль. Улыбка-усмешка, затерявшаяся в уголках рта, лихорадочный блеск глаз, до невозможности милый акцент, делающий его героя еще более беззащитным. Подозрение, страх, ужас, безумие, негодование, боль, протест, душащий шарф, собственные руки, сдавливающие шею, тугой венозный жгут, белый кокон одеяла, тяжелый парик, четыре стены, окно в квартире и еще одно — напротив.

Это была первая ночь, когда после просмотра фильма мне пришлось вцепиться зубами в собственный кулак. Первая, но не единственная. Каждый раз, когда мы с Трелковским переживаем все это безумие, чтобы, измучившись, прийти к той же самой проклятой концовке, мы снова и снова истошно кричим.

10 из 10

9 августа 2013

Кафка?

Посмотрел фильм и если честно — получил удовольствие. Интересный сюжет и захватывающее действие. Но, я ни как не мог понять — чем же все это кончится? Неужели банальной кончиной главного героя? Я рассчитывал на развязку, на интересную, умопомрачительную развязку.

Все как у Франца Кафки. Ощущение что Полански решил позаимствовать манеру преподнесения продукта общим массам. Все столь же абсурдно и необъяснимо. Что мы видим? Парень заселяется в квартиру, где недавно покончила с жизнью молодая девушка. Его постепенно сводят с ума непонятные соседи, подолгу торчащие в туалете и что-то там рассматривающие. Современен главный герой проникается атмосферой квартиры, в которой живет и начинает подозревать каждого человека в предвзятом отношении к нему. Медленно сходит с ума.

Все в фильме хорошо, и сюжет и актеры, однако много недосказанности, много непонятного. В целом, мы вроде бы как и понимает в чем суть, но в то же время некоторые моменты картины ни как не возможно объяснить. Такое ощущение что режиссер просто решил этим самым завлечь зрителя, а потом просто напросто забыл объяснить в чем соль. Ну или же передумал объяснять, а просто закончил картину довольна очевидным действием.

В общем ставлю

7 из 10

за то что фильм сам по себе интересен, да и полностью соответствует настоящим традициям старых триллеров 70 тых.

Но в целом моя оценка средняя, сюжет хорош, но с кучей пробелов.

5 августа 2012

«No one does it to you like Roman Polanski»

Фильм одного из любимых мною режиссеров, чей почерк явно выделяется среди всего кинематографа, обладает просто неповторимой атмосферой. Никто ее так не передаст, как Полански. Некая двойственность присутствует в происходящем, причем не только в плане раскола личности героя, но и в плане подачи жанра. Психологический триллер граничит с трагикомедией, а местами даже проглядываются сюрреалистические мотивы.

Обстановка мастерски нагнетается автором с самого начала, знаки преследуют героя почти на каждом шагу… Он становится настолько зависим от окружающих людей и обстоятельств, связанных с ними, что теряет контроль над своими мыслями и впадает в состояние паранойи, которое приводит к раздвоению личности, а точнее, к ее гибели.

Фильм выражает мысль о том, как человек может быть скован своим умом, способным трактовать происходящее совсем уже не в угоду самому человеку. Это выходит тогда, когда человек перестает быть осознанным. Происходящее вокруг складывается в мнимый заговор и уже никуда не деться, ведь именно мысли обладают силой, превосходящей практически все другие силы воздействия.

В тоже время все происходит неторопливо, сначала даже внешне как-то спокойно, но на глубинном уровне очень напряженно. В этом одна из заслуг Полански, который преподнес сценарий очень продуманно, детально. Визуальные образы тоже являются такими вод деталями (например, во многих кадрах видны зеркала, они присутствуют как бы не для фона, а для атмосферы).

Уровень игры актеров высок, никто не переигрывает. Приятно наблюдать за Полански в главной роли — образ весьма запоминающийся.

В целом, «Жилец» — это пример гениально поставленного мастером триллера. Фильм стал уже классикой, и это не случайно, ведь такие приемы введения в напряжение в купе с тонким юмором не могут быть не оценены по достоинству.

9 из 10

6 июля 2012

Синопсис не помогает узнать, в чем суть фильма. И фильм — не детектив, это просто «учебник по шизофрении», как пишут о нём.

Поставлен фильм очень качественно, со вкусом и юмором, но что мне хотели им сказать, я не понял даже спустя несколько недель после просмотра.

Я пытался искать глубокие смыслы, но мне кажется, что фильм настолько прост, что глубоко «раскапывать» его бессмысленно. Например, такой вариант: человек приходя в новое общество даже на психическом уровне начинает с помощью окружающих идентифицировать, вернее, соотносить себя и свое место (в фильме — жилье) в нем.

Нет, смысл найти можно, просто мне не очень близко такое шизофреническое завязывание сюжета без его развязки.

Оценка. Тут у каждого свой взгляд, я по просмотру ставил 7,5 баллов, сейчас — ну пусть будет

8 из 10

8 июня 2012

За закрытой дверью

В день, когда Роман Полански снимет фильм, в котором все счастливы, в котором добро струит из каждой водосточной трубы и торчит из-под каждого пенька, фильм который закончится на доброй нотке, после чего на затухающем экране появится надпись «Happy End», под звуки землетрясения и криков, на фоне разверзшихся небес, Кинематограф выстрелит себе в голову.

Его угнетающий, депрессивный, абсурдный режиссерский почерк ценится во всем мире, но при этом, то, как он криво выводит очертания своих персонажей и забрызгивает их кровью, выводит из себя «внутреннего гуманиста», обитающего в каждом зрителе. «Герой Поланского», пройдя ряд невзгод, прогнувшись под тяжестью иррационального, пытаясь выползти из иногда пессимистичного, иногда абсурдного окружения, в конечном результате ломается пополам. Иногда в психически-эмоциональном плане. Иногда в физическом. Героям «квартирной трилогии» повезло меньше всех.

Сдавленные стенами замкнутого пространства, на которое наседает недоброжелательное окружение, имеющие склонность к шизофреническому помутнению рассудка, они остаются без единого шанса на благополучный финал. Героиня «Отвращения» Кэрол, оставшись наедине с собой и своим страхом перед мужчинами, окунувшись в пунш из сюрреалистических галлюцинаций и случайных убийств, сходит с ума. Розмари, героиня фильма «Ребенок Розмари», сталкивается с мистическим заговором, направленным против нее и в финале, под напевы сатанистов, лишается целостности сознания и воли.

С Трелковским из «Жильца» обошлись жестче всего. Персонаж типажа «маленький человек» поселяется в квартире, в которой предыдущая квартирантка сиганула из окна прямиком в мир иной. Брюзжащие, злобные и подозрительные соседи, стучащие в потолок по любому поводу, настолько брюзжащие, злобные и подозрительные, что Трелковского посещает мысль, намекающая на то, что соседи сжили со свету девушку и теперь нацелены то же проделать и с ним. В данный пессимизм замешался абсурд и нереальность происходящего, таинственная атмосфера, тяготящая музыка и странные видения. Как результат — резкая шизофрения и страсть к переодеваниям в женскую одежду.

Сам Полански потом сознается в том, что виноват. Мол, сильно резко поехала крыша у героя, сильно резко сменилось и без того напряженное настроение фильма. Но сказать, что «Жилец» от этого сильно пострадал, то же, что сказать глупость. Да, из «квартирной трилогии» — это самый слабый фильм. Он не настолько пугает и страшит как черно-белое «Отвращение» и не настолько новаторский как «Ребенок Розмари», который породил моду на фильмы ужасов с сатанистами и Антихристами, обитающими среди нас. Но присутствует все тот же конфликт личности и общества (ломающий личность), все те же попытки слить воедино реальность и воображение (после чего до финальной кульминации невозможно понять, существует ли заговор на самом деле или это фантазия) пугают и гнетут зрителя и спустя почти 40 лет.

Сам Полански, исполняющий главную роль, не раз показывающий свои актерские качества в эпизодических ролях предыдущих фильмов, кажется фаталистически не случайным, если учесть, что на следующий год после выхода фильма он был обвинен в изнасиловании девочки-подростка, после которого режиссер бежал из Штатов навсегда. И все фильмы вышедшие после того, как его жену жестоко убили в 1969, намекали на внутренний разлад самого Полански: чрезмерная кровавость в «Макбете» (1971), потеря связи с реальностью в «Что?» (1972), идеализация «злого рока» в «Китайском квартале» (1974), и наконец внутренняя пустота и страх перед обществом в «Жильце» (1976).

16 мая 2012

Город грехов

Париж… город любви, город страсти, город надежд, город приятных встреч — с чем он только у нас не ассоциируется! А Полански, будучи уроженцем это манящего места, видит его совсем по-другому. Это словно тюрьма, с грязными улочками, старыми домами, холодными людьми, которые не живут, а просто волокут здесь свое жалкое существование. Холодные краски, строгие формы, мрачноватая музыка — потихоньку мы осознаем, что главный герой Трелковский, будучи скромным, но очень ранимым и впечатлительным конторским служащим, просто не вписывается в рамки этого страшного места. Люди здесь быстро теряют свою индивидуальность — сильные становятся частью системы, а слабые просто-напросто бесславно погибают. Но режиссеру удалось передать этому месту своеобразную «грязную эстетику» грешного города, которая, несмотря ни на что, привлекает зрительское внимание.

Этот фильм завершает своеобразную «комнатную трилогию», а так же является окончанием классического периода Романа Полански. Так же, как и в предыдущих фильмах трилогии («Отвращение» и «Ребенок Розмари»), мы наблюдаем, как под влиянием определенных внешних факторов, главный герой приходит к внутренней деградации. Но если «Ребенок Розмари» насквозь пропитан мистикой, то в «Отвращении» и «Жильце» Полански доказывает, что он не верит ни в какие мистические заморочки. Он верит в человеческую одержимость и паранойю, он верит в страшное зло внутри человека, которое может привести и его, и окружающих к настоящей катастрофе. И что бы добиться этого эффекта, режиссер заключает своих героев в рамки определенного, очень душного и враждебного пространства, которое разрушает их изнутри.

Трелковский оказался в подобной ситуации. На протяжении всего фильма в нем постепенно накапливаются страхи и сомнения, порожденные мелкими стычками со своими соседями. Только к концу чаша терпения переполняется, и все, что накипело в душе Трелковского, выплескивается наружу. В этом плане фильм очень экспрессивен — ему свойственны резкие и неожиданные эмоциональные порывы протагониста, его абсурдное и нелепое поведение. Даже в «Отвращении» вы не найдете таких резких изменений форм человеческого сознания. И, тем не менее, неровность и шероховатость композиции я не причисляю к минусам фильма, поскольку это великолепно подчеркивает неограниченность и непредсказуемость человеческого мышления в контрасте с холодным и застывшем обывательским миром, в который попал главный герой. В конце концов, этот фильм представляет собой бытовой театр абсурда, где безумные полеты человеческой фантазии только приветствуются.

Примечательно то, что Полански выступил в этом фильме не только в качестве режиссера и сценариста, но и исполнил главную роль. Возможно, он чувствовал, что в жизни его ждут серьезные перемены. Раньше он вовсе не собирался вкладывать в свое кино что-то личное, исповедальное, но так уж получилось, что почти каждый его фильм стал для него пророческим. И «Жилец» не стал исключением — буквально в следующем году Полански обвинили в совращении несовершеннолетней и ему пришлось навсегда покинуть границы Соединенных Штатов и окончательно поселиться в Париже. Свое детище Полански пропитал очень горькой иронией в адрес всех недалеких и крайне жестоких обывателей, которые напрасно прозябают собственную жизнь и образуют вокруг себя по-настоящему пугающий и враждебный мир, в который есть вход, но нет никакого выхода. И последняя сцена фильма очень мне напомнила картину Эдварда Мунка «Крик» — беспомощное существо без пола и возраста, задыхающееся от собственного бессилия, издает пронзительный крик страха и безысходности, за которым вряд ли последует какой-либо ответ.

25 апреля 2012

Квартирная трилогия: фильм третий

«Бог видит всё, соседи — ещё больше».

Автор неизвестен.

Не правда ли занятно, на каждую из трёх стран, в которых Полански главным образом работал, приходится по фильму из его квартирной трилогии? Действие же разворачивается всегда в самом крупном из их мегаполисов: Лондоне, Нью-Йорке, и, наконец, Пари. «Уединение надо искать в больших городах», — фразу Декарта можно было бы смело поставить эпиграфом к рецензии на любую из трёх историй, если б это вожделенное уединение маленького человечка в большом городе у Полански не перетекало всегда в болезненную отрешённость.

Герои — не более чем статистические единицы в гигантском муравейнике. Их квартиры — не более чем камеры в городском Алькатрасе. Пронумерованные ячейки пронумерованных жильцов. Отличаются эти камеры только разновидностью пыток. Если в «Отражении» главную опасность для закупоренной в своей квартире героини представляет она сама, то в «Ребёнке Розмари» — соседи и муж. В «Жильце» же обе угрозы объединены.

Интересно и то, что «Жилец», в котором сам режиссёр сыграл главную роль, стал ведь в каком-то смысле пророческим. Его Полански снимает в Париже в 76-м, после семилетнего американского периода, а вскоре становится ясным, что в основном только с Францией и будет связано его дальнейшее творчество. Обвинение 77-го года в изнасиловании несовершеннолетней в США навсегда закроет дорогу как туда, так и в Туманный Альбион. Режиссёр, как и его герой, французский гражданин польского происхождения Трелковски, до конца дней окажется припаянным к одному месту. Кстати, вторая работа трилогии «Ребёнок Розмари» тоже многими считается зловеще пророческой — через год после её выхода в свет американская жена Полански будет убита членами коммуны «Семья» Чарльза Мэнсона. Больное сектантское сознание фильма словно перетекло с экрана в жизнь.

Париж у Романа — полная противоположность тому, что мы увидели у Аллена в «Полночи». Он не блестит чародейским светом гладкой ёлочной игрушки. Это город грязных домов с неисправным туалетом и водопроводом, тусклый, унылый, и, что самое страшное, однообразный. Цикличность и монотонность мегаполисной жизни — не это ли тот дьявол, которого изобличает в своём романе Роланд Топор? Город сам прокладывает для его обитателя рельсы, по которым тот катится, будто загипнотизированный. Трелковски снимает квартиру и не замечает, как начинает жить жизнью её бывшего обитателя, выбросившейся из окна девушки Симоны Шуль. В самой квартире его окружают её вещи, он ходит тем же маршрутом, посещает то же самое кафе, хозяева которого вынуждают заказывать его те же сигареты и горячий шоколад, проводит время с её же подругой, читает её книги и получает её письма. Но, что самое главное, пожилые упыри соседи вовсе не оставляют ему шансов на личную жизнь. Трелковски ни компанию, ни девушку не может к себе привести. Малейший шум и тут же стук либо в дверь либо в полицию.

Свистопляска приводит к тому, что у Трелковски вскоре едет крыша — самого себя он иной раз уже отождествляет с Симоной Шуль, а надоедливых соседей принимает за демонов, договорившихся довести и его до самоубийства. Метафора — герой превращается в ту, что жила в данной квартире до него. Маленький человечек под давлением больших сил время от времени легко теряет самоидентификацию, хотя и продолжает лихорадочную борьбу за самого себя. «В какой именно момент человек перестаёт быть тем, кем себя считает? Отрежь мне руку — получится я и моя рука. Отрежь другую — получится я и две руки … Если отрезать голову? Что будет? Я и моя голова или моё тело? Почему моя голова зовёт себя мной?», — Трелковски задаётся насущными для себя вопросами, а приступы перевоплощения в Шуль имеют лишь периодический характер. Он пытается сопротивляться, сбежать, поменять обстановку, но поздно — болезнь проникла уже слишком глубоко. Не стоит обманываться концовкой — это очередная галлюцинация, отражающая степень прогресса расстройства персонажа.

К сценарным минусам, правда, можно отнести то, что это перевоплощение происходит уж слишком спонтанно. Если в «Отвращении» нам показан пошаговый процесс схождения с ума изначально предрасположенной к тому Леду, то в «Жильце» зритель и сам не замечает, как нормальный человек, пусть и подверженный неким странным видениям и давлению извне в новой квартире, начинает по ночам краситься и переодеваться в женщину. Сюжет словно перескакивает к этому моменту, пропуская какие-то важные сцены.

При том, что мистика у Полански чаще всего тема лишь иллюзорная, реально не существующая, и под неё он по большей части маскирует психические проблемы, всё же не отделаться от ощущения, что квартира и даже дом «Жильца» являются некой аномальной, потусторонней зоной, которая и сводит героев с ума. Как бы ни был бесхребетен Трелковски, со схожими проблемами до переезда он ведь не сталкивался, впрочем, как и Симона Шуль. А ещё заметим, что чем ближе к финалу, чем выше градус, тем сильнее картина пропитывается каким-то чёрным юмором, чего не было в других лентах трилогии. Эдакий авторский смех висельника.

7,5 из 10

10 апреля 2012

Молодой человек Трелковски въезжает в съемный дом в комнату девушки, которая накануне по неизвестным причинам выпрыгнула из окна. Его окружают нелюдимые и мало дружелюбные соседи, которые постоянно им недовольны и всячески ущемляют бедного жильца. Постепенно у героя разыгрывается нехилая паранойя. Он начинает приходить к мысли, что соседи в каком-то коварном заговоре против него и что они тоже хотят довести его до самоубийства. В итоге герой окончательно слетает с катушек, подозревает в заговоре всех и вся, мучимый жуткими галлюцинациями.

Если честно, схождение героя с ума выглядело не очень правдоподобно. Слишком резкий скачок от адекватности к полному помешательству. Несмотря на то, что режиссеру удается пару раз нагнать жути на зрителя, маломальский интерес картина вызвала у меня только в последние полчаса. Первые полтора, в свою очередь — были пыткой. Сюжет выстроен как на душу легло. Развитие интимных отношений между Трелковски и Стеллой лишено вообще всякой естественности, будто эта сюжетная линия для режиссера не представляла никакого интереса.

Просроченная и скучнейшая классика. Я отчаянно боролся со сном.

29 марта 2012

Человек в футляре

Это необычный фильм, впрочем я не помню фильма с Аджани, который был бы чем-то банальным или обычным. Что интересно? Да, пожалуй, это просто стоит увидеть и осознать, потому что каждый сделает упор на что-то свое, и сделает свои собственный выводы.

Мне вспомнился рассказ Чехова «Человек в футляре». Эта квартира будто футляр подавляет Трелковски и делает свои рабом. Заставляет вечно бояться как бы чего не вышло — ходить на цыпочках и говорить шепотом. Она заставляет даже усомниться в самом себе. «Почему моя голова имеет право считать, что она это я?» — вопрошает главный герой. Он медленно и уверенно сходит с ума. Перестает понимать кто он есть на самом деле.

Роман Полански поразительно красиво справился с этой бесспорно сложной ролью. Аджани почти не видно, но она как всегда на высоте, а ее героиня ведет себя на грани разумного. Кстати, фильм я решила посмотреть, увидев ее в составе актеров, но теперь понимаю, что открыла для себя Романа Полански и хочу посмотреть как можно больше его фильмов.

Конец фильма эффектен и ставит красивый завершающий аккорд.

8 из 10

26 декабря 2011

Грязная… Незабываемая…

Париж. грязные улочки, старые дома и соседи, любящие тишину. Ох уж эти соседи. Готовы пожрать любого, кто хоть как-то выбиается из их чудесной, устоявшейся коммунны. Но они явно не хотят ничего плохого, и все их придирки да жалобы — для всеобщего блага. Или им проще выгнать новичка, чем перевоспитать? А может и не выгнать, а… Как далеко они готовы зайти, устраивая свой театр абсурда, кулисы которого где-то в чьём-то подсознании? Осталось лишь выяснить — в чьём. И, может быть именно тогда и станет понятно — кто же виновник того, что весь спектакль пошёл наперкосяк.

Но раз уж попал на главную роль, то и спрос велик. Прыгай! Не подведи толпу! Если её найдёшь.

Фильм Романа Полански из трилогии, куда так же входят «Ребёнок Розмари» и «Отвращение». Быть может, самый сильный из трёх. Чёрный юмор здесь соседствует с постоянно увеличивающимся саспенсом, а рядом с ними пьёт горячий шоколад сюрреалистический ночной кошмар человека, который уже умер, издав крик.

10 из 10

24 октября 2011

три в одном. два в одном

Психологический триллер. Причём, что по своему уникально, жертва присутствует, а охотника, как бы и нет. Хотя конечно можно развести канитель относительно места человека с его шаткой душой в мире полном зла и равнодушия, но не об этом кино. как мне кажется. Просто мастер-кинорежиссёр представил определённую историю, не сказать что очень оригинальную п, в таком ракурсе, что глаз от неё не оторвать. Подбор актёров настолько хорош, так все на своих местах, с таким мастерством происходит действо, что попадаешь, под какой то своеобразный гипноз. И вроде бы ничего особенного не происходит в первой части, ну за исключением каких то немного странных эпизодов, что даже несмотря на постепенно нагнетаемую волну безумия настолько интересно смотреть за происходящим на экране, за игрой актёров и тем, что придумал режиссёр, что восхищаешься этой гениальной простотой.

Мне честно говоря, даже больше понравилась первая часть, где ещё что то не понятно. А наверное многим, чаще нравится преддверие, чем сам праздник. То что произошло в этом фильме праздником конечно не назовёшь, но вот подарок для киногурмана этот фильм отменный. Невозможно рассказывать об этом фильме и сюжете, не раскрывая его интриги. И что самое превосходное в этом кино, то то что интрига, как бы и хоть раскрывается довольно быстро, но вот финал сплетающийся в какую то шизофреническую головоломку, абсолютно непредсказуем. И вот смотришь, его с интересом, потом с пониманием. а потом понимаешь, что уже ничего не понимаешь. а остаются какие то домыслы, которые невозможно чётко обосновать, из-за абсурдности происходящего.

Не знаю, как ещё похвалить этот фильм и актёров, и сподвигнуть посмотреть всех, кто любит хорошее кино. Посмотрите, не пожалеете.

Имя режиссёра и актёра играющего главного героя, рекламировать нет смысла. Единственно стоит, конечно упомянуть, что это один из немногих случаев, когда мастерство и в режиссуре, и в актёрской игре, настолько равноценно, что остаётся только снять шляпу и разразиться новыми дифирамбами. Кстати, соавтором сценарий, Полански так же выступал.

Фильм номинировался на Сезар и Каннскую ветвь, но к сожалению не получил ничего. За исключением признательности зрителей, конечно.

Оператором при создании фильма выступал очень именитый Свен Нюквист, часто номинировавшийся на различные кинонаграды, за операторскую работу и получивший Оскара за Шёпот и крики, Сезара за Чёрную луну и Оскара и Сезара за Фанни и Александр.

19 октября 2011

Одиночество в большом городе

Этот фильм я бы порекомендовала вдумчивым, немного романтичным и отчасти одиноким людям.

Если сегодня Вы ищите «ужастик» с выпрыгивающим Бугименом, проходите мимо.

На вопрос «страшно-не страшно» отвечу: жутко. Жутко от окружения и происходящего в жизни человека N. Ещё интереснее то, что он — всё ещё современный обыватель, любой из нас.

Картина жизни героя написана отнюдь не радужными красками. Во-первых, он чужак. В фильме несколько раз делается акцент на «как бы не француз, но есть гражданство». Этого мало для участия тех же соседей. Во-вторых, у него есть хорошая работа и даже друзья-коллеги, но мы много раз увидим героя пьяным, шатающимся по ночам. В-третьих, у него нет семьи, а случайные знакомства с постельными сценами не принесут должного удовлетворения.

Окончательно доводят до ручки героя нюансы и совпадения, связывающие его с бывшей квартиросъёмщицей. Герой даже наряжается в её вещи: мальчик-девочка, какая разница.

Вот и получается, что чуткий человек без собственного угла, истинного интереса к жизни и духовной опоры сходит с ума.

Посмотрите этот фильм. Возможно, Вы увидите в нём себя и попытаетесь изменить свою жизнь к лучшему.

15 июня 2011

Главное, что всегда отличало Романа Полански от своих других западных и европейских коллег — это умение в любом своем проекте отображать погружающую атмосферу.

Данная ситуация целиком касается и картины «Жилец», где Роман Полански выступил не только в качестве режиссера, а и сценариста и главного актера. Стоит признать, он удивительным образом справляется на всех фронтах данного проекта. С самого начала, зритель полностью погружен в происходящие события, хоть картина и снята несколько десятков лет назад, от нее не отнимешь этот неторопливый и психологический ужас, который собственно и должен ощутить зритель.

Фильм «Жилец» в некой степени повторяет самого режиссера картинами «Ребенок Розмари», «Отвращение», не напрасно, все картины относят к трилогии квартирного ужаса, и несмотря на отточенный режиссером стиль картин, каждая из них смотрится интересной по-своему.

Передавать сюжет не имеет смысла, знакомым с творчеством режиссера заранее оценивают свои ожидания, и данный проект наполнен помимо свойственной атмосферы вышеупомянутым лентам, еще и сильной, полностью посвященной своему герою актерской игрой самого Романа Полански.

Удачный проект, быть может, не до конца развернут в плане идеи, однако неплохо воплощен во всех составляющих, в данной ленте все более выразительными становятся операторская работа и музыкальное сопровождение картины, в целом, фильм понравился.

7 из 10

8 апреля 2011

Триллер Жилец появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Роман Полански. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Роман Полански, Рюфюс, Роман Бутей, Жозиан Баласко, Мишель Блан, Бернар-Пьер Доннадье, Жерар Жюньо, Андре Пенверн, Серж Спира, Франсуа Вио, Альбер Дельпи, Ален Сард, Филипп Сард, Изабель Аджани, Патрик Александр.

В то время как во всем мире собрано 1,924,733 доллара. Страна производства - Франция. Жилец — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.