Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Весенний призыв |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Павел Любимов |
сценарий: | Александр Миндадзе |
видеооператор: | Петр Катаев |
композитор: | Владимир Шаинский |
художник: | Семен Веледницкий |
монтаж: | Т. Ридель |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 февраля 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Совершенно неправильно считать фильм простым или фильмом про солдат и вообще про советскую армию.
Этот фильм шедевр. Странно, что его цензура пропустила, ведь фильм можно было посчитать антисоветским. С другой стороны, если не замечать акцентов, как это сделали предыдущие рецензенты, можно посчитать что фильм про армию, отношения и прочую дребедень.
В фильме показано противостояние людей пустых, у которых все без запинки «правильно» и людей ищущих смыслы.
Интеллектуально превосходный — главный герой (рядовой) человек с принципами, человек в армии случайный, человек, который именно из-за своих высоких моральных качеств оказывается в армии. Он попадает в поле пристального внимания сержанта (на почве интереса интересных женщин к рядовому). Сержанта можно определить как человека простодушного, но не без таланта, имеющего интуицию, с задатками интеллектуала, а главное человека ищущего свой путь не на основе комфорта и выгоды.
И вот это сержант вероятно пройдет шаблонный путь. Он близок к этому вначале, и это раскрывает его разговор с его непосредственным начальником — старшим лейтенантом. Последний является тем самым бессмысленным человеком-шаблоном у которого, как он сам выражается все в «комплекте» и вероятно все будет хорошо в силу внутренней пустоты.
Когда лейтенант и рядовой встречаются, а это происходит более одного раза, случаются «искры», в виду фундаментальной и несовместной разницы в ценностях этих людей.
Смысл жизни и содержание двух антагонистических крайностей ясен.
Сержант же человек, которому еще только предстоит сделать выбор и он пребывает между двумя огнями. Поворотным моментом является момент, когда сержант пришел к своему начальнику для разговора. Он явно пришел к тому, с кем он всегда решал вопросы личные и профессиональные с целью поговорить о содержательном. Это был источник понимания жизни. После некоторой акцентной речи старшего лейтенанта сержант отказывается от разговора по существу и это есть момент переосмысления и иного выбора сержанта.
С этого момента нет никаких двух огней, рядовой интеллектуал победил.
Теперь, через много лет, когда я посмотрел картину и постиг ее смысл, я увидел, что сценарист истории Миндадзе. Все встало на свои места.
Миндадзе, как обычно глубок, смотрит в вечность и говорит о ней.
20 марта 2016
Простое кино, простое, как главный герой сержант Карпенко. И вроде бы в нём нет каких-либо душещипательных сцен и ситуаций, да и сюжет самый обычный о том, как проходят службу в армии. Но это очень стоящее кино, по мужски крепкое, как Александр Фатюшин, исполнивший одну из главных ролей фильма. Отчасти это фильм ностальгия, ностальгия по канувшим в лету 70-м, отчасти некая утопия, но у каждого человека наступает момент, когда хочется заглянуть в прошлое свое страны. Время от времени меня посещают такие моменты и поэтому я смотрю советские фильмы. Может быть сейчас многие из них выглядят наивно, а может быть и нет. Это как посмотреть. Но в одном я уверен: в большинстве своём они были сделаны на совесть и с душой.
Служба в армии-это не просто необходимость и долг каждого мужчины, это закалка характера, становление личности и от того каким будет твой непосредственный командир много зависит между прочим. В фильме Павла Любимова, который к слову сказать, снял очень хорошую мелодрамму «Школьный вальс», таким отцом-командиром выступает сержант Карпенко (Александр Фатюшин). Произошёл весенний призыв на срочную военную службу, приехали новобранцы в воинскую часть и значит нас ожидает картина муштры. Муштры, как таковой немного, обычные солдатские будни, без жести и мордобоя. Вообще несмотря на тематику, фильм очень мягкий и где-то философский. Казалось бы до философии ли молодым ребятам, которым надо окрепнуть физически ?Им может быть и нет. Но если подходить к этому делу без души, то и вырастут люди крепко сложенные, сбитые, без понимания того, что хорошо, а что плохо. А сержант Карпенко своих подопечных не старается подавлять и унижать. Разве это возможно ?Оказывается да, возможно. Даже в той ситуации, когда красный молодец (Игорь Костолевский), как бы сейчас сказали борогозит, и тут нет места физическому воздействию или унижению солдата перед товарищами, а есть личный разговор. У каждого своя жизненная позиция, свой взгляд на мир, свои ориентиры и по всей вероятности им будет трудно понять друг друга, но что-то человеческое, которое старается донести Карпенко, оно безусловно останется, отложится в памяти и возможно по прошествии лет, этот солдат вспомнить своего непосредственного командира и будет ему благодарен.
Уверен, что посмотри сейчас этот фильм 100 молодых парней в возрасте 17-ти лет и все они в один голос скажут, что таких командиров не бывает. И возможно будут правы. Но ведь раньше, даже когда я служил, чёрт возьми, БЫЛИ!!!
Фильм ещё интересен и тем, что опять же соприкасаешься с эпохой и с молодыми русскими артистами, которые выросли в замечательных актёров. Молодой Костолевский, лицом к лицу, молодой Виктор Проскурин и Анна Каменкова у которой совсем маленькая роль, но посмотреть-то приятно!Нельзя этот фильм строго судить и называть прилизанным. Каждый видит то, что хочет видеть. Кто захочет вспомнить то время, то милости прошу на фильм «Весенний призыв»!
8 из 10
17 декабря 2013
В советском кино есть категория фильмов про профессию солдат. В таких фильмах нет намека на неуставные отношения и если главный герой и встречается с трудностями, то только из-за того, что, во-первых, не готовился к армии, а, во-вторых, не соблюдает армейскую дисциплину. Эти трудности объективные, т. е. главный герой в них сам виноват. Он это обязательно поймет, осмыслит и станет образцовым солдатом, как все. И не важно, где ты служишь, в ракетных или в таковых войсках, на флоте или в стройбате, везде тебя будут окружать очень внимательные командиры и такие же как ты сверстники, благо раньше всех можно было разделить на парня из колхоза, с завода и интеллигенцию. Герой Игоря Костолевского как раз из последних: типа — интеллигент, вроде — мажор. Но армия из него, как это водится, сделает человека.
Собственно процесс переделки мажора Костолевского в образцового солдата и показан в фильме, но так как все командиры в советской армии были очень внимательными и терпеливыми, то все давление на новобранца осуществляется сугубо мирными способами без рукоприкладства и «губы». Это лишает фильм изрядной доли драматизма, что конечно «минус», но с другой стороны, показать в фильме человека, который пытается бунтовать против системы — «большой плюс». Итого:
5 из 10
15 июня 2010