| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
4.1 |
IMDb
|
4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Спермула |
| английское название: |
Spermula |
| год: | 1976 |
| страна: |
Франция
|
| режиссер: | Чарльз Мэттон |
| сценарий: | Чарльз Мэттон |
| продюсер: | Бернард Лентерик |
| видеооператор: | Жан-Жак Флори |
| композитор: | Хосе Бартель |
| художники: | Сара Таусс-Маттон, Альберте Барсак |
| монтаж: | Сара Таусс-Маттон, Изабель Рэтери |
| жанры: | ужасы, фантастика, для взрослых |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
7 июля 1976 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 43 мин |
Шарль Маттон, также известный как Габриэль Паскуалани, был разносторонней личностью: живописец, скульптор, иллюстратор, писатель, фотограф, сценарист и кинорежиссёр. Именно в такой последовательности: сначала - художник и в последнюю очередь - режиссёр. Для художников свойственно опережать своё время, и заглядывать в будущее. Слишком далеко Маттон заглядывать не стал, обратив свой взор на философию субкультуры хиппи, расцвет которой пришёлся как раз на начало 1970-х годов. Неприятие хиппи пуританской морали, стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм, достижение внешней свободы через изменение внутреннего строя души - всё это находило отклик в душе французского художника, ставящего знак равенства между внутренней красотой души и внешней красотой человеческого тела.
Европейский кинематограф уже делал попытку завоевать человечество силами очаровательных пришелиц ('Дзета один (1969) Zeta One' 18+), и попытка эта оказалась неудачной. За семь лет мир сильно изменился в плане сексуальной дозволенности, поэтому Шарль Маттон решил повторить попытку 'сладкого' завоевания Земли. Он написал крайне интересный сценарий, способный и увлечь, и удивить, и даже поразить. Главная проблема этого фильма заключается не в его сюжете и не в актёрской игре, а в том, что существует два совершенно разных фильма, один из которых называется 'Спермула / Spermula' 18+, а другой - 'Любовь - это река в России/L'amour est un fleuve en Russie' 18+. 'Любовь' - это оригинальная французская работа продолжительностью 108 минут. Она больше тяготеет к космической опере, хотя главенствующим жанром является сюрреализм. 'Спермула' - переработанная, изрезанно-вырезанная английская версия продолжительностью 88 минут.
Эта версия представляет собой 'выхолощенный' авторский вариант, в который добавлены некоторые сцены, изменена хронология, вырезаны самые 'скандальные' эпизоды. Осуществлена переозвучка, превратившая философский эротизм первоисточника в похабный гротеск туманного Альбиона. Сделан акцент на космический катаклизм родной планеты пришельцев, чтобы картина воспринималась 'по-настоящему' фантастической. То есть, подготавливая фильм к прокату в Великобритании, продюсеры наступили на те же грабли, что и в случае с 'Дзета Один' - 'рубленый' монтаж, мешанина из сцен, хаос поступков персонажей. Даже названия фильмов говорят сами за себя. Оригинальный вариант 'Любовь' - о чувствах, английская версия 'Спермула' - о похоти. Существуют и смонтировано-перемонтированные версии, в которых представлена настоящая 'мешанина' из двух названных вариантов.
Теперь, что касается сюжета. Суммируя вышесказанное, история выглядит так. Катастрофа галактического масштаба надвигается на планету Спермула. (Можно предположить, что речь идёт о 'тёмной материи'.) Спермулиты представляют собой 'тонкоэфирные сущности', проще говоря, состоят из 'дыма и тумана'. Некто по имени 'Большая Мать' (в фильме она представлена в виде закадрового голоса) направляет на Землю группу спермулиток, чтобы они приняли облик 'самого сильного вида'. Таким видом могут быть женщины модельной внешности. План Большой Матери заключается в том, чтобы, войдя в плотное человеческое тело, соблазнять всех мужчин подряд и лишать их репродуктивных жидкостей. Здесь можно заметить первое из многих 'словесных противоречий' потому что на умирающей планете Спермула 'ни один мужчина никогда не проникал внутрь', а на Земле такое - в приказном порядке.
При этом, Большая Мать неоднократно предупреждает вновь пребывающих на Землю спермулиток, чтобы они не давали волю чувствам. Физический контакт не должен иметь 'душевных последствий', потому что эмоциональная привязанность может грозить спермулиткам полной потерей своей идентичности - из божественного источника наслаждения они превратятся в обыкновенных женщин со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как художник, Шарль Маттон сделал свой фильм невероятно красивым. Здесь всё - начиная от роскошного Роллс Ройса и заканчивая образцами платьев прямиком из 40-х годов - подчинено одной цели. Эротическим и визуальным наслаждение дышит почти каждый кадр. Многие сцены - это настоящий гимн Эросу. Кадр за кадром, эпизод за эпизодом, сюжет движется по спирали: чувственность сменяется похотью, похоть трансформируется в разврат, а финальная оргия медленно подводит картину к драматическому апофеозу.
Уже на стадии монтажа видеоматериала продюсеры делали всё возможное, чтобы привлечь внимание публики к своей работе. В мае 1976 году в немецком журнале была опубликована статья, в которой с негодованием говорилось о том, что Ирина Ионеску позволила своей тогдашней 11-летней дочери Еве Ионеску сняться в этом «взрослом» фильме, да ещё и обнажённой. 46-ти летняя Ирина Ионеску была румынско-французским фотографом и медийной личностью. Свою дочь - Еву - она начала снимать в 5 лет (1970 год), и к 1976 году 'взрослые' снимки Евы уже были напечатаны и в немецком 'Der Spiegel' и в испанском 'Penthouse'. Поэтому нет ничего удивительного, что художник Шарль Маттон пригласил - чисто для пиара - известную своими ню-сессиями фотографа Ирину Ионеску.
Сделано это было исключительно в рекламных целях. Поэтому юная Ева Ионеску представлена в единственном 'пасторальном' эпизоде, который был снят точно так же, как снимались многочисленные нудистские фильмы. Как это часто бывало с фильмами той эпохи, эротический контент был одновременно и благом и проклятием картины. Благом, потому что сама атмосфера 1970-х годов, ничего не знавших о СПИДе, помогала создавать предельно раскрепощённые работы, исследовавшие человеческую сексуальность с самых неожиданных сторон. А проклятьем, потому что не все страны были одинаково терпимы к тому, что показывали на большом экране. Вырезая сцену за сценой, цензоры преследовали лишь одну цель - удалить наготу. При этом, даже не подозревая, что картина после такой 'благой кастрации' превратится в набор перетасованных и малосвязанных друг с другом эпизодов...
7 января 2025
Название этого фильма предполагает наличие весьма заурядного порно-фильма или трэш-хоррора. Однако, это совсем не так. Перед нами анти-утопия. Причем анти-утопия, которая сделана весьма и весьма нестандартно.
С сюжетом фильма можно ознакомиться в описании — добавить тут практически нечего. Перед нами рисуется странное будущее, в котором свободный секс занимает абсолютно привилегированное положение. Но, преимущество этого фильма совсем не в сюжете, а в оригинальном монтаже, визуальных решениях, постановке сцен.
В сущности, это совсем не эротическая картина, а смелый кинематографический эксперимент, который можно вполне рассматривать наравне с «Зардозом» Бурмена, «Барбареллой» Вадима, «Сексмиссией» Махульски.
Да, и режиссера Чарльза Мэттона едва ли можно причислить к порно-режиссерам. На протяжении всей своей карьеры он снимал авторское кино.
На мой взгляд, в «Спермуле» Мэттон добился весьма интересного и запоминающегося визуального ряда. Будь сценарий фильма более серьезно и многослойно проработан, картина вообще могла бы попасть в число арт-хаусных шедевров. Но, именно благодаря непроработанному и поверхностному сценарию — фильм получился просто забавной «вещью в себе» со смелым названием.
Конечно, в наши дни он смотрится как жанровая поделка, который совсем не соответствует оригинальный и высокохудожественный постановочный уровень.
В фильме играют очень интересные актеры. Удо Киер в особых представлениях не нуждается. Кстати, само по себе его участие в «Спермуле» должно многое говорить об уровне фильма.
Главную женскую роль играет Дейли Хэддон. Это весьма интересная актриса. Актриса с запоминающимися внешними данными — похожая на Изабель Аджани и Коринн Клери. При этом, Хэддон играла на весьма хорошем профессиональном уровне — ее роль с Ником Нолти в «Северном Далласе 40» это подтверждает.
Она снималась в нескольких эротических (весьма скромных) фильмах и вероятно именно это обстоятельство негативно сказалась на ее карьере. Потенциал был, однако она так и не стала настоящей звездой.
В «Спермуле» Хэддон солирует. Несмотря на некоторую комичность и прямолинейность ее героини, она вполне гармонично вписывается в картину.
В итоге: «Спермула» очень оригинально снята, это настоящий арт-хаус. Однако в силу слабости сценария, картина совсем не смотрибельна и остается забавной «вещью в себе», не более того.
3 из 10
18 февраля 2013
Интерес к данному кино способны пробудить три зрительских аспекта:
- желание находить нечто поистине редкое и необычное для просмотра;
- тяга к нестандартным ужасам, сдобренным эротизмом, преподнесённым эстетикой 70-х;
- попытка рассмотреть ещё один хоррор фильм из творчества Удо Кира.
Что ж, меня подкупили первый и третий пункты. И после просмотра я сумел твёрдо выдвинуть умозаключение, что данный опус являет из себя строгое следование канонам Пола Моррисси из двух его ранее (на момент своевременного выхода на экраны) идущих работ: «Тело для Франкенштейна» («Flesh for Frankenstein») и «Кровь для Дракулы» («Blood for Dracula»). Однако французские создатели рассматриваемого фильма в итоге не сумели уложиться в поставленную задачу, хоть даже и специально пригласили Удо Кира, коей отыграл главные роли в двух выше названных кинолентах, ныне ставших классикой.
Режиссёр, тем не менее, был близок всюду: стилистическая атмосфера морально загнивающего общества налицо, в декорациях шикарный особняк, эротики хоть отбавляй. Но суммарно планка заметно ниже, даже в операторском умении создавать говорящие мизансцены, а метафорические подходы слишком резки и откровенны, порой чрезмерно затеряны в границах жанровых направлений. Конечно, строго судить за сумбурную философичность текста, думаю, не стоит, если бросить взгляд на год выхода кино; тогда в обществе бушевала сексуальная и эмоциональная революция, и любой вид искусства старался «выстреливать» всеми возможными яркими красками в масскульт, дабы кричать о новой волне отношений меж людьми, не теми, кои пропагандировались консервативно настроенным человечеством. Ныне этой сути «свободной любви» не понять, да я и не желаю, можно только постараться взглянуть на завершённый продукт «со стороны»: он вышел неотёсанный, незавершённый, мятежный не пойми против чего, слишком утопленный в низменных человеческих проявлениях.
Касаемо ужаса с экрана, раз в описываемом сюжете фигурируют зловещие пришельцы и их сговор, то всё опять-таки не так очевидно, как могло бы быть. Да и до «Крови…» и «Тела…» Моррисси ему очень далеко в этом плане. Вся жуть, это лишь тревога и меланхолия элиты городка и одного семейства аристократов, а так же демонстрация режиссёром, как они и простые люди, попадают на крючок к эротически настроенным пришельцам-женщинам, создающим тайные развращённые сборища во благо оргий, превращающих землян в бездушные зависимые личности, теряющие ориентиры морально-этических норм, однако и без визитов на подобные приёмы, создатели картины явственно показывают не менее аморальные вещи в героях.
В сухом осадке проблематики весь ужас сказывается на эмоциональной пульсации зрительского нерва с отвращением к быстро падким на нравственное разложение людям. Но для интриги режиссёр преподносит сюрприз, рождая противоборство внутренней борьбы в главной инопланетной красавице, буквально терзающейся из-за вспыхнувшего чувства любви, кое рушит все устоявшиеся привычки и цели их тайных дел у нас на планете. Но вот будет ли победа высоких чувств над холодным разумом в финале, догадаться не трудно из-за перенасыщенности «телесной» главной составляющей фильма, однако как знать, что значит победа?..
В двух словах, если Вы желаете столкнуться с сексапильными выходцами в латексе и с лазерными пушками в руках, покидающих летающую тарелку, соблазняющих землян (как складывается первоначальное впечатление от текста на коробке с кино), то не встретите подобного, за исключением красивых актрис, кои будут неотличимы от обычных женщин без всяких космических атрибутов. Вообще вся завуалированная футуристичная составляющая ещё один инструмент (возможно кич) в руках у режиссёра, выстраивающего дурманные запутанные философичные метафоры о страстях человеческих, преследующего какой-то, должно быть, собственный мотив, видимо, рождённый на фобии или эмоциональной трагедии, связанный с обличением нелицеприятного нутра у абсолютно всех персонажей картины.
Вердикт прост: если Вам понравились работы Пола Моррисси на две культовые классические темы о Дракуле и Франкенштейне, окружённые шлейфом эротики в переизбытке, то опус Чарльза Мэттона окажется вполне привлекательным к просмотру, но с условием, что ужас оттенён чуть ли не до полного визуального лишения, однако если Вы представляете на экране нечто совершенно иное, то полтора часа окажутся разочарованием. Сугубо я лишь поставил себе «галочку», что ещё один невероятно редкий фильм (обозначенный в жанровой принадлежности, как — ужас) просмотрен, но чтоб второй раз взирать сие туманное зрелище… это не для меня.
2 из 10
18 января 2012