Рейтинг фильма | |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смертельные пальцы Брюса |
английское название: |
Lung men bei chi |
год: | 1976 |
страна: |
Гонконг
|
слоган: | «Now is whole body is Lethal» |
режиссер: | Джозеф Веласко |
сценарий: | Джозеф Веласко |
жанры: | боевик, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июня 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
После смерти Брюса Ли в кинематографе Гонконга начался настоящий бум подражательных лент, откровенно эксплуатирующих дух фильмов покойного мастера. Ушлые продюсеры находили молодых спортивных ребят различной степени схожести с Маленьким Драконом, клепая новые «Кулаки ярости» и «Игры Смерти». Не избежал этой участи и начинающий Джеки Чан, из которого режиссер Ло Вэй одно время упорно пытался слепить нового Брюса… Этот особый поджанр — Bruceploitation — продержался целое десятилетие до середины 80-х, породив как весьма посредственные, так и довольно качественные, при всей их вторичности, картины. Рассматриваемый сегодня образец данного направления я отнес бы скорее ко второй категории.
Начинается фильм с небольшой документалки, посвященной жизненному и творческому пути Брюса Ли. Уважение к памяти мастера здесь явно присутствует, что добавило в моих глазах плюсов этому простенькому боевику при его итоговой оценке. Сюжет вертится вокруг книги «пальцев кун-фу», якобы написанной незадолго до смерти самим Брюсом и содержащей некие тайные знания особого секретного стиля, овладевший которым станет практически непобедимым супербойцом. Само собой, за столь ценным артефактом охотится главарь местной наркомафии, по совместительству мастер боевых искусств. Задачей же Брюса Вонга, недавно вернувшегося в Гонконг из Америки проведать родных, является добраться до книги первым и самому освоить «стиль пальцев» Маленького Дракона, не допустив утечки этих знаний в плохие руки. Помогать ему в этом нелегком деле будут несколько единомышленников, имеющих собственные счеты с преступным боссом.
Из всех многочисленных двойников Брюс Ле, пожалуй, был одним из самых успешных и плодовитых. Не будучи внешне похожим на «оригинал», он усиленно старался копировать его во всем — прической, пластикой движений и стилем ведения боя. Отдельно отмечу его забавную манеру одеваться — я все понимаю, это 70-е с их специфической модой в одежде и обуви, — но местами возникает непреднамеренный комический эффект. Настоящий Брюс в своих фильмах выглядел более солидно, что ли. Тем не менее, у Ле не отнять его подвижности, ловкости и неплохой демонстрации техники — не располагаю информацией о реальном уровне его мастерства, но думаю, определенный опыт у него имелся, недаром во многих своих боевиках он выступал еще и постановщиком рукопашных схваток.
Из фильмов самого Мастера Востока сюда перекочевала его вечная подружка/спутница Нора Мяо, словно переходящее красное знамя обреченная быть девушкой очередного Брюса. Разумеется, ничего особенного и интересного от нее ждать не приходится, всего лишь симпатичное приложение к главному герою.
Возможно, ничего нового не показывает здесь и могучий Боло Янг, появляясь в картине от силы минут на 10, но эта харизматичная личность приковывает к себе внимание с первого же кадра. Еще «Выход дракона» навсегда определил его наиболее часто используемый в кино типаж — зловещий молчаливый приспешник, любящий убивать людей голыми руками. Выделяясь среди низеньких худосочных китайцев впечатляющей мышечной массой, Геркулес востока с легкостью поднимает противников в воздух и выкручивает им руки. И этот атлет далеко не так прост, у него многолетний стаж серьезных занятий единоборствами. Мне всегда импонировал боевой стиль Боло — мягкие кошачьи движения с резкими неожиданными ударами по разным точкам и перемещается он, несмотря на свой внушительный вес, очень быстро и плавно. Поскольку Брюс будет занят главгадом, разбираться с этой живой машиной придется одному из его добровольных помощников. Несомненно, присутствие Боло Янга украшает любую картину, в которой он появляется.
Увы, но Большой Босс далеко не так колоритен, довольно стандартен и не обладает какой-то стильной злодейской изюминкой (как стальные когти у того же Хана в «Выходе дракона», например). Обычный лидер очередной банды, хорошо умеющий драться. Их финальный поединок с Брюсом неплох, но не более того, файтинг с участием Боло смотрелся куда интереснее. Точно так же в «Пути дракона» приглашенный Чак Норрис полностью затмил собой невзрачного главного злодея, возглавлявшего преступный синдикат.
Как и в каждом «брюсовском» боевике, уровень насилия и секса очень высок, присутствуют сцены жестоких убийств. Если сценарий откровенно слабенький — обилие пустой болтовни и лишних персонажей, унылые брожения по улицам, — то боевые сцены динамичны и хороши. Немало рукопашных поединков как один на один, так и с кучей противников, достаточно широк и ассортимент используемого холодного оружия: ножи и палки в руках членов банды, сай и меч. Конечно, не забыты и нунчаки, Брюс Ле виртуозно управляется с ними в кадре.
В общем и целом, это неплохая жанровая картина. Плохо проработанный, невнятный сценарий с лихвой компенсирует большое количество хорошо поставленных и действительно разнообразных драк, позволяющих развернуться мастерам и каскадерам. Разумеется, я говорю это, делая скидку на год выхода ленты, фанатов современных файтингов, может, и не впечатлит. Смело рекомендую этот незамысловатый боевичок почитателям наследия Брюса Ли, Боло Янга и ценителям гонконгского кино 70-х, благо с боевой составляющей тут полный порядок.
22 ноября 2020