Слово для защиты
7.1
7.2
1976, драма
СССР, 1 ч 38 мин
16+

В ролях: Галина Яцкина, Станислав Любшин, Виктор Шульгин, Алексей Алексеев, Валентина Березуцкая
и другие
Валентина Костина обвиняется в покушении на убийство своего любовника Федяева. Она признала свою вину, но её адвокат Ирина Межникова пытается найти оправдывающие обстоятельства для своей подзащитной. Постепенно Ирина выясняет подробности Валиной истории.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Слово для защиты

год: 1976
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Анатолий Заболоцкий
композитор:
художник: Ипполит Новодережкин
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 марта 1977 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Слово для защиты», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Слово для защиты», 1976

'Свет переворачивается не сразу'

Да, свет переворачивается не сразу, писал Валентин Распутин, не одним махом. Откуда, вопрошал он, из каких запасов придёт желанная подмога? А мне хочется спросить, когда, когда же начался вот этот перелом, из-за которого душевная теплота стала подменяться расчётом и приспособленчеством, а участие и интерес к живой душе человеческой ушёл, оставив равнодушие и остывшие сердца? Ведь герой Станислава Любшина не возник в безвоздушном пространстве, такие были, есть и будут. Но почему это отношение к ближнему стало первенствовать?

К слову, можно посетовать и о том, куда же делось мастерство снимать фильмы, подобные «Слову», искусство играть одними глазами, как главные героини, писать такие сценарии, в конце концов. Настолько жизнь поменялась? Но отставим привычное ворчание. К счастью, картина снята, и для истории она хоть и не бессмертна, но существование своё продлила однозначно. История ведь расхожа – один человек любил другого до беспамятства, растворялся в нём, отдавал всего себя; второй этого не знал, точнее, не хотел знать, не хотел отягощать своё существование излишними думами. В его душе не было любви, было удобство, потому что второй человек всю любовь тащил на себе, служа ему и женой, и прислугой, и подушкой. Да, мир не перевернулся сразу, но однажды наглость этого удобного существования достигла апогея, и Валентина (Марина Неёлова) прозрела. А, как известно, когда человеку открывают глаза, из них катятся слёзы (Ф. Кривин). Боль, отчаяние, душевная оскуделость, тоска из-за потраченных на ничтожество усилий, чувств и эмоций очень тяжелы. И она совершает свой бесславный поступок, вынося приговор и себе самой.

Но всё обошлось – к счастью, наверное… И вот, избежав назначенной собой же кары, Валя снова закрывает глаза и всеми способами старается выгородить любимого. Собственная судьба её не интересует. Она до сих пор до полной самоотдачи любит этого морального урода.

Адвокат Ирина (Галина Яцкина) искренне недоумевает. Ей, как профессионалу (хотя и молодому), видна вся гнилая сущность этого «интеллехентика» и беззащитная душа Вали, оттого она и не может понять позиции несчастной девушки. Но сюрпризы поджидают и её. Всё глубже проникая в их историю, она обнаруживает, что вот она, настоящая любовь, жертвенная и подчас жестокая. А такая ли у неё с женихом (Олег Янковский)? Терзания и размышления накрывают её, как волна. В этой непростой ситуации Ирина готовится к защите, квинтэссенции адвокатской деятельности по уголовным делам. И защитительная речь будет водоразделом, определившим судьбу не только Вали, но и её самой.

Потрясающий фильм. Минимум зрелищности (хотя операторская работа замечательная), только качественный сценарий, сильная режиссура и убедительная игра артистов. После таких фильмов хочется размышлять, копаться в себе. Да, голливудские фильмы динамичнее, ярче, они более захватывающи, но думать после них хочется редко, вот такая, понимаете ли, история.

Актёры демонстрируют высший пилотаж. Галина Яцкина играет совсем молодого юриста – только три года, как окончила институт, значит, и адвокатский статус получила недавно, и это – одно из её первых дел, если не первое. Но какая стойкость, хватка, деловитость, которые, при этом, вовсе не отменяют человечности и сострадания. Марина Неёлова – вот это неожиданность: породистая, интеллигентная натура – это определение артистки никак не применить к её героине – простушке, обычной работяге. У неё нет полутонов: люблю – так на полную катушку, и кровь тайком от любимого сдаёт, и работает без устали, да ещё и дом благодаря ей становится уютным. Виталий, герой Любшина, – какая же скотина. И притом самое противное, что с виду это просто заурядная, никчёмная личность, но с каким апломбом!.. (всё сказанное свидетельствует о таланте и профессионализме актёра, дай бог ему здоровья). Понравился и Олег Янковский в роли жениха. Он не безучастен к жизни своей любимой, но Ирина сама не впускает его в свою жизнь, хотя, очевидно, и ждёт от него какого-то необычного проявления любви. Такого, наверное, каким жила долгие годы Валя по отношению к Виталию…

Спасибо всем создателям. Рекомендую к просмотру (правда, всё меньше и меньше сейчас решаются знакомиться с советскими фильмами, тем более, малоизвестными…).

10 из 10.

10 июня 2022

Довольно блеклый фильм, хотя идея хорошая. Кроме того, картинка очень темная и размазанная, не видно деталей, которые наверняка добавили бы фильму содержания.

Слишком мало экранного времени получила Неёлова и слишком мало текста. Она могла бы рассказать о женщине из низов гораздо больше.

Но дама-адвокат, а с ней и режиссёр, успели много рассказать. Например, как это обидно, когда любимый человек говорит: «А может, хватит? Что ты хочешь доказать?» Действительно, если ты сыт и доволен, то тебе заткнули рот. И можно не замечать, что существует другой мир, где Федяевы используют своих и без того небогатых любовниц, чтобы пробиться наверх, в другую жизнь, удачно жениться и как минимум оказаться на одной ступени с адвокатами и другими интеллектуальными профессиями. Чтобы съездить за границу и красиво одеваться.

Актеры играют хорошо и почти не переигрывают. Янковский просто говорит глазами, ему даже не нужен текст. Неёлова как-то не развернулась, и историю её героини как-то скомкали, оставив место для интерпретаций. Ведь по сути: ну да, жил за её счёт, но она того хотела сама, а потом он вырос из своего пролетарского прошлого, а она нет, так что все логично, что он ушел. И вдруг она решает убить его и себя. Как-то нет там драмы, или, наоборот, усталости и безразличия Костиной к происходящему.

Но само противопоставление дамы-адвокаты, с её подготовкой к свадьбе, покупкам и воркованию с женихом и женщины, которая была только сожительницей, всё-таки удалось. И дело не в том, что одна из них лучше и её «позвали замуж», а в том, что у одной из них старт изначально лучше, и папа ездит в купе и вообще директор, а вторая сдает кровь ради денег на прихоти сожителя. Одна покидает жениха, не получив поддержки моральной, а вторая терпит даже физические лишения, потому что в её кругу это не из ряда вон, так все живут.

Неспешное кино, без накала страстей, но скучноватое. И все ждешь, что сейчас что-то бабахнет, но ничего не происходит. Очень искренняя сцена — это когда Костина выходит из суда и её адвокатша приглашает её в гости, а та ведет себя доброжелательно и очень сдержанно. Она как бы говорит: мы не одного круга, мы просто случайно встретились, не бери близко к сердцу … И приглашением она, скорее всего, не воспользуется.

24 июля 2017

Слово для подсудимой

История Миндадзе на несколько порядков сильнее самого фильма. Рассказывая о судебном процессе — обвинении обычной, совершенно заурядной женщины в покушение на жесточайшее убийство он гениальным образом уходит от демонизации ситуации. Страстная выходка, деструктивная и бессмысленная, сравнивается с рутинной любовной историей, правильной, понятной и социально приемлемой. Неожиданно, адвокат ведущий дело понимает, что в жизни все и не должно быть правильно. Можно ошибаться, заблуждаться, обманываться, менять решения и при всем этом оставаться целостной личностью.

Ну вот, к примеру, провожаете вы родственника в поезде, а на перроне вас ожидают. Корректно ли остаться и поехать? Прилично, уместно? А почему бы и нет. Простой вывод, а как оказывается глубоко все уходит.

Миндадзе и Абрдрашитов только начинали. Кто бы мог подумать, что всего через два года они снимут свой гениальный «Поворот», а вскоре не менее великий «Остановился поезд», — фильмы которые стали объемным пророчеством грядущих перемен. Они сделали очень ровный фильм, не выдающийся, с лихвой продемонстрировав свой высокий уровень.

7 из 10

13 января 2015

Уберите Яцкину — получите хорошее кино.

Вадим Абдрашитов, создатель знаменитых иносказательных притч «Парад планет» и «Слуга», начинал не с арт-хауса (хотя сам он от арт-хауса открещивается), а с острых социально-психологических драм.

Первой его полнометражной картиной стала данная кинолента. Для начинающего режиссёра Абдрашитову достался очень звёздный актёрский состав. Сюжет построен на защите персонажа Неёловой, которая пыталась убить своёго многолетнего сожителя (Любшин), который ушёл от неё после многих лет, которые она по сути содержала его. Защищает её молодая адвокатесса (Яцкина), у которой намечается свадьба с персонажем Янковского.

Начну с актёрских работ.

Игра Неёловой — это просто блеск! Ей реально веришь! Типичная сотрудница почты, простая и в меру недалёкая. Она просто любит и всё тут. Внезапная обида на предательство, когда ей захотелось убить и себя и любимого — всё это передано Неёловой так, будто она действительно это пережила. Безусловно, это большая актриса и список её ролей впечатляет. Этот фильм далеко не лучший в карьере Неёловой, но выложилась она на все 100%.

Любшин также сыграл качественно. Не чувствуется, что он намного старше персонажа. Хоть роль и неприглядная у Любшина она получилась.

А вот игра Яцкиной — это тихий ужас! Хуже сыграть наверное нельзя было. Кажется, что актриса вообще не поняла, какого человека ей надо было сыграть по сценарию. Адвокат должен по идее защищать своего подзащитного, у Яцкиной выходит, что она чуть ли не выбивает показания у подсудимой, кажется, что она ей больше вредит своей прямолинейностью. Сложилось впечатление, что простая девушка в исполнении Неёловой оказалась намного глубже и мудрей, чем человек с высшим образованием из высшего общества. В то же время у адвоката какие-то искания и сомнения, но сыграно это Яцкиной просто бездарно. А ведь в сценарии похоже описан очень интересный человек. Адвокат похоже просто завидует настоящей любви своей подзащитной, которой у неё нет и от этого она и страдает. Если бы роль исполняла Гундарева или Купченко, получился бы прекрасный дуэт актрис, которые сыграли бы настоящую психологическую драму, а так получили Яцкину вместо классики советского кино. Я посмотрел фильмографию актрисы и оказалось я её видел в фильме «Провинциалки». Там она произносит монолог о том, как много работали советские люди непонятно, во имя чего. Монолог хороший, но Яцкина и там сыграла крайне неубедительно. В общем явная промашка режиссёра с актрисой.

Янковский сыграл в целом вспомогательную роль и сыграл, я считаю, хорошо. Хотя он уже был известный, но таких проходящих персонажей у него хватало в то время. Вспомним, хотя бы «Длинное, длинное дело» и «Сентиментальный роман».

Сценарий, безусловно, хорош. Миндадзе потрудился на славу. Жаль, реализация вышла не вполне удачной.

В итоге интересное кино явно подпорченное игрой Яцкиной. Поэтому

7 из 10

4 июня 2012

Как и любое фундаментальное культурное явление, советский кинематограф много занимался приручением извечных, архетипических символов и, как известно, дошел до совершенства на данном поприще (как, впрочем, и в переводе этих символов на понятный широкому зрителю язык), создав свою, пусть несколько местечковую, но основательную и вполне самостоятельную мифологию, не скудеющую от цитирований, а напротив, обогащающуюся за их счет. Так, осознание молодой женщиной своей женской природы, воплощенное в европейской религиозной и изобразительной культуре сюжетом Благовещения, в нашем кино не раз передавалось при помощи следующего одновременно оригинального и прозрачного приема: зрителю показывали героиню (стоящую на каком-либо жизненном перепутье) погруженной в себя, задумавшейся под какую-нибудь трогательную радиопередачу для самых маленьких, идущую в качестве звукового фона. Прелесть что такое, эта интерпретация ангелов и голубя — духа святого…

Конечно, мотив варьировался — в основном следуя эмоционально по нисходящей, от щедро, без остатка влюбленной героини Дорониной в натансоновском «Еще раз про любовь», через Лену-Уралову в «Июльском дожде» — сомневающуюся в любимом, но все-таки глубоко чувствующую, и к Ирине-адвокату Галины Яцкиной в «Слове для защиты» — женщине, деловито примеривающей при этом платье к свадьбе (событию, к которому она плывет по воле волн, в то время как ее влюбленные предшественницы своих мужчин сподвигали к нему с трудом и скрипом — забавное наблюдение!), и слушающей не голос сердца, а почти буквально те самые детские голоса, а еще точнее — тикание своих биологических часов.

Ирина в начале фильма живет с «нормальной температурой» (как метко определяет это состояние подлец Федяев), не зная накала страстей, незаметно и постепенно остудив даже тот юношеский запал, который, судя по любительской кинозаписи, и в ней горел в определенном возрасте. Она успешна, в высшей степени благополучна, прагматична (о, в меру, разумеется, ровно настолько, чтобы и повода не дать назвать себя мещанкой!), не лишена интеллигентской рефлексии, самоиронии (и интеллигентской страсти к самокопаниям), но в целом прекрасно уравновешена. И вот по воле случая из практики ей приходится взглянуть в такие бездны, о существовании которых она в своем благополучии и не подозревала. Бездны в душе простой, необразованной женщины, молодой женщины, ее ровесницы. И в безднах -драгоценные залежи такой бескорыстной, такой самозабвенной, такой жертвенной любви, что о нее, как об алмаз, тупится и ломается лезвие любого логического умозаключения, любого аргумента, оперирующего понятиями достоинства, гордости, самосохранения, не говоря уже об обыденной адвокатской казуистике. Такая любовь выше любых соображений чести, рядом с ней подобные соображения мельчают, девальвируются. И Ирина тонет в этом омуте. Раз перейдя в систему координат своей подзащитной Вали (блистательно сыгранной Мариной Нееловой), она не в состоянии вернуться обратно, в свой прилизанный, выхолощенный, благополучный мирок. Ощущение полноты жизни и чувств, которое она прозревает в этой на первой взгляд обычной женщине и к которому сама она в известной степени приобщается, делают ее неспособной жить дальше с нормальной температурой. Уютный муж в уютном доме кажутся компромиссом, предательством своей женской природы, созданной для большего, для лучшего.

Однако, умница Абдрашитов намеренно оставляет финал открытым — не в смысле событийном, разумеется, здесь-то как раз все ясно, а в смысле оценок психологических мотиваций Ирины. Реакция на случившееся ее отца — человека пожившего, опытного, несомненно разбирающегося в людях — не может не навести на определенные раздумья. Не оказалась ли Ирина слишком эмоциональной и внушаемой? Не была ли ее реакция слишком истеричной, спонтанной, необдуманной? Оказалась ли она, в конце концов, достаточно профессиональной как адвокат, допустив подзащитную так близко, внутренне позволив ей влиять на свою судьбу, да еще так кардинально? И не является ли ее решимость отныне гореть самой и светить другим лишь красивой иллюзией, самообманом? Способна ли она на это? Ведь жизнь не такая уж и большая…

22 декабря 2010

Драма Слово для защиты появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Вадим Абдрашитов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Галина Яцкина, Станислав Любшин, Виктор Шульгин, Алексей Алексеев, Валентина Березуцкая, Анатолий Грачев, Эдуард Изотов, Елена Кебал, Нина Агапова, Александр Воеводин, Светлана Коновалова, Василий Бадаев, Людмила Иванова, Игорь Костолевский, Юлия Цоглин.

Страна производства - СССР. Слово для защиты — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.