Следователь Файяр по прозвищу Шериф
Le Juge Fayard dit Le Shériff
6.7
7
1976, драма, криминал
Франция, 1 ч 52 мин
В ролях: Патрик Девэр, Аврора Клеман, Мишель Оклер, Жан Буиз, Даниэль Ивернель
и другие
Полицейский детектив, рассказывающий о молодом полицейском следователе-идеалисте Файаре и о его обречённом противоборстве с «сильными мира сего» — прогнившими судьями, политиками и террористическими организациями.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Следователь Файяр по прозвищу Шериф

английское название:

Le Juge Fayard dit Le Shériff

год: 1976
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Жак Луазлё
композитор:
художники: Serge Sommier, Мануэль Тортоза
монтаж: ,
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 января 1977 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постер фильма «Следователь Файяр по прозвищу Шериф», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Следователь Файяр по прозвищу Шериф», 1976

Образцовый французский «поляр»

Ив Буассе, режиссер «Следователя Файяра по прозвищу Шериф», говорил о нем как об остросоциальном политическом детективе. В те годы в соседней Италии похожие фильмы ставил Дамиано Дамиани, позднее прославившийся телесериалом «Спрут». Учитывая, что сценарий «Следователя Файяра…» основан на реальных фактах, убийстве судьи Франсуа Рено (оно, кстати, до сих пор не раскрыто), напрашивается сравнение с другой итальянской картиной, вышедшей, правда, восемью годами позже — «100 дней в Палермо» (об убийстве префекта Сицилии Далла Кьеза).

Тогдашняя критика отнеслась к «Следователю…» положительно (он был награжден национальной премией Луи Деллюка), но дружно отнесла его к совершенно иному жанру — «поляру», полицейскому фильму. Было это не то что бы пренебрежительно, но в те годы кино еще было принято делить на «высокие» и «низкие» жанры, и «поляр» относился именно к последним. Правда, нужно отметить, ленту Буассе называли «образцовым поляром».

Со времени премьеры этой картины прошло уже почти полвека, и, когда смотришь ее сейчас, обращаешь внимание на те моменты, которые тогда отмечали мимоходом. В первую очередь, конечно, это потрясающий Патрик Девэр (актер буквально слился в роли со своим персонажем) — но не только он. Превосходно сыграл наемника по прозвищу Капитан Марсель Бозуффи — молчаливого человека-тайну, не только прошлое, но и настоящее которого зрителю открывается лишь по намекам, обиняками.

Великолепно сняты и традиционные для жанра боевые сцены, особенно сцена ограбления банковского автомобиля и убийства свидетеля. Здесь интересно сравнить с тем, как снимают такие же сцены в современном кино — в 1970-е делали упор не на хореографию, как сейчас, а на мизансцену и актерскую пластику.

Еще одно достоинство картины — в сравнении с политическими детективами той эпохи, действие нисколько не провисает, чем иногда страдали ленты Дамиани (из современных лент аналогичная жесткая атмосфера присутствует в «Гоморре»), нет и излишнего мелодраматизма.

Вместе с тем ясно видны и недостатки фильма Буассе. Недостатки эти, кстати, не его вина, а беда всего французского кино начиная еще с «новой волны». Так, традиционно акцентируется главный герой, но при этом все остальные действующие лица подаются как фон, и, если не знать французской истории, то мотивы их действий остаются для зрителя загадкой. Как пример можно привести упоминавшегося выше Капитана — он прямо-таки напрашивался на протагониста к Шерифу, однако это требовало от сценариста гораздо большего раскрытия его образа, что не было сделано.

Для сравнения можно привести вышедшую тогда же комедию «Игрушка» с Пьером Ришаром, где образ потенциального протагониста (Рамбаля-Коше) был обрисован так же скупо. Точно такой же — акцентированный герой с фоном вокруг — является и драматургия вышедшего в 1981 году «Профессионала» с Бельмондо.

В связи с этой спецификой французского кинематографа и повествование в фильме выглядит скорее как мозаика, чем как логически связанная цепочка событий, некоторые из которых к тому же трудно объяснить (финальная перестрелка Капитана). Финал же и вовсе воспринимается как вставной эпизод — в принципе, его можно было вырезать, а значимую информацию пустить как завершающий титр.

Подчеркну, что все эти минусы — вина не создателей картины, а ее «национальные родимые пятна». Во Франции тогда было принято снимать так, и все снимали так, и, чтобы сделать иначе, надо было быть Годаром — то есть гением.

Но все-таки поразительный Патрик Девэр искупает практически все недостатки фильма!

9 августа 2019

Нам бы таких следователей…

С детства люблю французские фильмы с Бельмондо. «Следователь по прозвищу Шериф» — картина совершенно иная, с «противоположной стороны Луны». Помню, как был разочарован ею в юности, в 1981, конечно, все ждал, когда же неподкупный следователь Файар в исполнении Патрика Девера по аналогии с героями Бельмондо расставит точки над «I», задаст мафии по первое число. Начнет уже крушить гангстеров и коррупционеров, размазывать их по стенам казино и борделей, по стойкам баров, отстреливать из всех видов стрелкового оружия и таранить машинами, пускай получают свое. А Шериф Патрика Девера так и не начал, и я вышел с сеанса оглушенный и разочарованный, с мыслями «черт, это не честно», еще не зная: жизнь почти вся такая, нечестная. Что хочу сказать. Сейчас, по прошествии стольких лет, картина смотрится более чем достойно. Отличные режиссура и работа оператора, Патрик Девер в роли Файара хорош. Как жаль, он ушел так рано, а я и не знал, пока не пересмотрел фильм на днях, а затем не заглянул на «Кинопоиск», в биографию актера, исполнившего главную роль.

Замечание, которое само напрашивается. Или даже вопрос к тем, кто знает. Или хотя бы предложение задуматься. В 1970-е во Франции и Италии картины, рисующие обреченную на поражение борьбу Дон-Кихотов от полиции с продажным государством не были редкостью. Куда они подевались? Сейчас не снимают ничего подобного, снимают чепуху вроде «Багровых рек». Так что стряслось в Европе, спрашивается? У меня есть несколько предположений, сейчас озвучу.

1. Голливуд растоптал европейский кинематограф, и в нем возобладали заокеанские штампы.

2. Во Франции и Италии мафия окончательно утвердилась во власти, в облагороженном, естественно, виде, и сказала: хватит «всякое-такое изобличающее» снимать, давайте побольше позитива, короче, нечего героям Рено бороться с коррупцией, как это делали раньше герои Франко Неро, пускай, став режиссером, режиссирует «крепких орешков»…

3. Западная Европа действительно избавилась от коррупции, сплавив последнюю нам через границу, где не стало «Железного Занавеса». Пускай теперь русские с украинцами «парятся», мы переболели и у нас теперь тип-топ.

7 мая 2009

Серьёзный криминально-политический детектив, прокатывавшийся в кинотеатрах Союза с 1979 года. Интересный подробность — авторы, видимо, сильно «нажали на педаль» в плане обличительных фактов, поскольку выходу фильма в прокат препятствовала некая теневая организация, о которой говорили персонажи картины в своих диалогах.

Режиссёра Ива Буассе заставили вырезать «ненужные места», но некоторые упоминания о тайной конторе (какой именно? — не помню. Помню только советскую газетную шумиху по этому поводу) в фильме всё же остались. После нескольких стычек с политической цензурой картине всё-таки удалось выйти в широкий прокат. У нас она шла, как «Следователь по прозвищу „Шериф“».

Главного героя — заурядного 30-летнего юриста Файара, зашедшего слишком далеко в своих расследованиях и убитого в финале выстрелом в шею — сыграл набиравший в то время популярность, друг молодого Депардье — Патрик Дэваэр (через 5 лет он под воздействием дьявольского зелья покончит с собой, разрядив в себя охотничью двухстволку). Дублировал Файара-Дэваэра молодой Н. Караченцов. Из второплановых исполнителей в памяти остался лысовато-деловой командир грабителей банковского фургона по кличке Капитан (тоже уже не живущий актёр Марсель Боццуффи).

Плоды вышеозначенного ограбления в автотоннеле один персонаж выразил запоминающейся фразой: «850 миллионов франков за 5 минут!». Помнится и музыка Филиппа Сарда, поддерживавшая напряжение по ходу просмотра. Образ, созданный покойным Дэваэром почему-то не кажется сильным. Схожая роль итальянца Волонте в похожем триллере «Я боюсь» (на мой взгляд) гораздо мощнее. Правда, казавшийся мне в детстве непонятным конец фильма теперь кажется относительно толковым.

И хотя понимаешь, что и этот парень-идеалист обрекает себя как минимум на тяжкое будущее — испытываешь некоторое утешение,- что есть ещё люди, которые готовы бороться с несправедливостью в этом гнилом мире!

Очень хочу пересмотреть «Шерифа» и попутно рекомендую его к просмотру тем, кто устал от голливудской криминальной бессмыслицы.

10 из 10

11 июля 2005

Драма Следователь Файяр по прозвищу Шериф появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Ив Буассе. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Патрик Девэр, Аврора Клеман, Мишель Оклер, Жан Буиз, Даниэль Ивернель, Жан-Марк Бори, Анри Гарсен, Жак Списсер, Франсуа Дирек, Бернар Жиродо, Одиль Пуассон, Анри Жилабер, Роже Ибанез, Жан-Франсуа Бенетьер, Патрис Бертран.

Страна производства - Франция. Следователь Файяр по прозвищу Шериф — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.