Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сиротка |
английское название: |
Árvácska |
год: | 1976 |
страна: |
Венгрия
|
режиссеры: | Ласло Раноди, Дьюла Месарош |
сценаристы: | Юдит Элек, Ласло Раноди, Жигмонд Мориц |
видеооператор: | Шандор Шара |
композитор: | Рудольф Марош |
художники: | Матьяш Варга, Жужа Вице |
монтаж: | Михай Морелль |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 марта 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
«Анютины глазки» — именно так звучит название картины на языке оригинала. В США она вышла в прокат под названием — «Ничья дочь».
Этот фильм является адаптацией шедевра Жигмонда Морица. Жигмонд Мориц — венгерский прозаик и крупнейший представитель критического реализма в венгерской литературе. Его произведения выражали жизнь венгерского крестьянства и проблемы бедности. Роман был написан в 1940 году, после того, как летом 1936 года он спас девушку от самоубийства. Сиротка хотела покончить с собой — прыгнув в Дунай, стоя на краю моста в центре Будапешта, чтобы положить конец невыносимой и унизительной жизни. Писатель взял её с собой и она стала его приёмной дочерью, всю свою жизнь он обращался с ней, как с собственным ребёнком. Она много рассказала о своей жестокой жизни и её воспоминания о приёмных родителях, пытках в течении многих лет, садизме в самых мрачных тонах и вдохновили Морица написать роман. Так или иначе, фильм повествует историю этой сиротки.
Ласло Раноди и Дьюла Месарош проделали гигантскую работу в поиске главной героини. Семь тысяч детей, поездки в детдома и интернаты, потом ещё пять тысяч. Круг сужался. В конечном итоге из шести девочек роль Чорэ получила — семилетняя Жужи Цинкоци, сыгравшая потрясающе и сразу же ставшая знаменитой. Она получила главный приз фестиваля фильмов для детей, Ласло Раноди — награду кинокритики Венгрии. Жужи Цинкоци стала любимицей Марты Месарош и снялась во многих её картинах, а также у мэтра Миклоша Янчо. После премьеры «Сиротки» в Венгрии(1976г.) и проката в кинотеатрах, число посетителей достигает миллион человек, а после трансляции по ТВ, эта цифра увеличивается в четыре раза.
Это очень жуткая история, потому что она содержит насилие и унижение над ребёнком и неоднозначные обнажённые сцены могут шокировать некоторых зрителей. Но эти сцены играют свою роль, чтобы проиллюстрировать подавляющую деградацию физической и психологической озверелой жизни. Достигающий кульминации ярости и трагедии, ультра-реалистичный взгляд на жестокость людей и государства является одним из самых трогательных и гротескных портретов бесчеловечности к человеку. «Сиротка» исследует глубины души страдающего ребёнка и графически изображает зверскую жестокость людей. Картина о пренебрежении самым ценным ресурсом Земли — нашими детьми. Страшная история, страшная по настоящему, страшная своей правдой. Тяжёлый, полный драматизма и жестокости фильм. Атмосфера вокруг этого несчастного ребёнка, насквозь пропитана злобой, ненавистью, откровенным цинизмом и унижением. Не каждый из зрительской аудитории решится на второй просмотр.
Фильм с душераздирающей историей девочки показывает несправедливость системы Венгрии до Второй мировой войны. Тогда венгерское правительство выплачивало дотацию семьям, которые принимали нежелательных детей в свой дом. Но не отслеживало, что в дальнейшем происходило с ребёнком. Не существовало никакого контроля. Чорэ — семилетняя сирота, живёт в агрессивной среде с крестьянами в венгерской степи 1930-х годов. Она пасёт корову, рядом поле кукурузы, обречённый беспризорник подвергается насилию со стороны соседа-подонка. С чувством дезориентации она возвращается домой. Приёмные родители, узнав о случившемся, мер не принимают. Вдобавок, «отец» раскалённым углём прижигает ей руку. За то, что она сорвала арбуз с бахчи и пообедала вместе с коровой. Проходят недели. Чорэ изображается как оскорблённый ребёнок с почти невероятной устойчивостью к трагедии. Она проводит первую половину фильма полностью обнажённой в грязном, холодном, враждебном окружении. Границы между крохой-актрисой и персонажем просто не существует. Такова магия действительно великого кино.
Далее, семья отказывается от Чорэ и отвозят её в детский дом. Другая заботливая и любящая пара пытается её удочерить, но возникают бюрократические сложности и процедура остановлена. И тогда она попадает в семью с довольно сомнительной репутацией. Опять же, она подвергается жестокому обращению, учитывая её более низкий статус в доме. Когда всё кажется безнадёжным, маленький лучик счастья озаряет печальное личико Чорэ — она встречает друга. Это бородатый старик, который берёт её под своё крыло и относится к ней с уважением и достоинством. Мучительно разительный контраст представляют собой счастливые непродолжительные сцены их общения. Но и они скоро заканчиваются, старик умирает. Чорэ опять одинока, одна в целом мире. Жизнь невыносима. Близится Рождество.
Рождество. Хлев, Чорэ — одна, бумажная кукла, керосиновая лампа, солома, огонь, огонь повсюду, лиловый закат… Зло наказано.
22 июня 2016
Кино очень серьезное и страшное. В голове не укладывается: как можно так обижать этого хрупкого ребенка, который весь фильм ждет, когда придет его мама и заберет домой. Но мама почему-то не торопится приходить. А какую нашли девочку для фильма: у нее недетские глаза… В них такая глубина и взрослость. Хотя нет, какая там взрослость: у людей, которые ее окружают, глаза не взрослых. Это равнодушные глаза. Чорэ полфильма бегает абсолютно голая, потому что ее приемная «мама» говорит ей, что у нее ничего здесь своего нет, что бы она ни взяла, все будет чужое, все будет воровство, а за воровство надо наказывать…
Фильм произвел огромное впечатление своей глубиной, атмосферой, но больше всего самой девочкой — такой малюсенькой и беспомощной в этом огромном жестоком мире…
23 июня 2010