Сатанинское зелье
Satansbraten
7.4
6.7
1976, комедия, мелодрама, драма
Германия (ФРГ), 1 ч 52 мин
В ролях: Маргит Карстенсен, Фолькер Шпенглер, Улли Ломмель, Армин Майер, Катерина Буххаммер
и другие
Безумные попытки голодающего и беспорядочного писателя, Вальтера Кранца выклянчить, занять или украсть хоть сколько-нибудь денег, чтобы выжить, и в то же время придать некий смысл своей суматошной жизни. Будучи неспособным написать достаточно для получения гонорара от издателя, он разыскивает женщину, которая, как он воображает, является проституткой, и интервьюирует ее. Он любит декламировать стихи, авторство которых его грубая жена приписывает знаменитому защитнику гомосексуальности, мистическому поэту Штефану Георге. Это вдохновляет Вальтера пристально взглянуть на «гей-сцену», и он быстро становится там своего рода знаменитостью.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сатанинское зелье

английское название:

Satansbraten

год: 1976
страна:
Германия (ФРГ)
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператоры: Юрген Юргес, Михаэль Балльхаус
композитор:
художники: Ульрике Боуд, Курт Рааб
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 600000
Дата выхода
Мировая премьера: 7 октября 1976 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Видео к фильму «Сатанинское зелье», 1976

Видео: Трейлер (Сатанинское зелье, 1976) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Сатанинское зелье», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сатанинское зелье», 1976

Сатанинское зеркало

Пожалуй, одно из самых спорных творений Райнера Вернера Фассбиндера — «Сатанинское зелье», становится таковым в большей степени по случайному хронологическому совпадению: во-первых, фильм снят в средний период творчества лидера «нового немецкого кино», когда силу его таланта переоценить уже сложно, во-вторых, буквально в это же время появляется «Китайская рулетка», изящное и тонкое кино, пропитанное, жёсткой иронией то ли по отношению к буржуа, то ли к лицемерию как к человеческому пороку в принципе. Грубоватый фарс от сформировавшегося мастера кино, а отнюдь не начинающего постановщика, который еще только ищет свой путь, — в этом и состоит неоднозначность восприятия этой картины.

Упрощение формы, однако, делает «Сатанинское зелье» не примитивным, а чрезвычайно откровенным разговором режиссера со зрителем. Полутонов, недосказанности и сценарных обманок здесь нет — на экране голый смысл, очищенный от шелухи общественных норм, покрывающих вуалью в обыденной жизни представление людей о ней. Распутство, ничтожность, глупость, тщеславие представлены безо всякого размытия, в словаре Фассбиндера здесь нет места переносному смыслу.

Такая предельная честность позволяет легко оценить роль персонажей в фильме. В центре повествования Вальтер Кранц, именуемый в среде своих немногочисленных почитателей как «поэт революции». Плохой муж и отвратительный любовник, бездарный писатель и мелочный вор, он даже не способен к подражанию своему кумиру Штефану Георге, ведь вся суета сводится лишь к неудачной гомосексуальной связи и глупому маскараду перед пришедшими «поклонниками», которым сам «поэт» заплатил случайно сворованными деньгами. Кранц даже не злодей (убийство, совершенное им, — тоже ложь, бутафория, симуляция) — он просто ничтожество, возвышающееся над маргиналами типа Андре, но при случае и она оказывается способной дать ему отпор. Вальтер и умирает-то как бы понарошку, словно еще раз показывая — ничто умереть не может, для этого надо быть хоть чем-то (интересно при этом, что смерть его жены происходит на самом деле). Главное отличие остальных героев фассбиндеровского «зелья» в том, что они, являясь в сущности, глупыми, мелочными и пошлыми, не ставят себя выше общества, в то время как тщеславие центрального персонажа не знает границ.

Абсурд, с которым сталкивается зритель, действует словно болевой шок. Взирая на галерею человеческого упадка, подсознательно и вправду хочется не признавать, что на экране просто показан внутренний мир людей, а списать всё на причудливое искусство. Еще сложнее после этого поставить зеркало перед собой. И самое горькое, что даже не обнаружив в отражении Вальтера Кранца, многие увидят его не менее бесталанных поклонников, жену или любовницу. И уже не кажется парадоксом, что самым нормальным в этой бурлящей похлебке остается психически больной Эрнст — большой поклонник мух.

8 из 10

13 апреля 2014

Поэзия и проза жизни, или между земным и небесным

Парадоксальная история, не то комедия абсурда с элементами трагедии, не то наоборот. Грустные размышления Фассбиндера о природе творчества в жизни человеческой.

Герой фильма, «революционный» поэт Вальтер Кранц человек, разрывающийся между своим земным существованием и божественным проявлением. Земное не отпускает, божественное не открывается. И вот, то ли в поисках денег, то ли в поисках вдохновения, он совершает убийство, /любовницы/, но акт этот не решает ни материальной, ни творческой проблемы, скорее наоборот проблемы только усугубляются. Денег всё равно не хватает, жена всё равно тяжело болеет, брат всё равно умственно неполноценный, но к этому всему добавляется полиция, которая медленно, но уверенно ищет улики убийства. В суматохе домашних неурядиц, и пустопорожней болтовни, /мы забыли упомянуть, исторические процессы, в свою очередь, диктующие общественные проблемы/, Кранц что-то пытается писать, как потом оказывается, /со слов жены/, уже написанное в прошлом веке поэтом, /гомосексуалистом/, Стефаном Георге. Добавим к этому ещё что, находятся в обществе люди, считающие Кранца своим духовным гуру, /в любое время, в любой стране всегда найдётся кучка идиотов, желающих идти за кем-то более сильным/,в то время, как сам Кранц, путается в поисках своего смысла жизни, между миром вымышленным и миром настоящим, ассоциируя себя с Стефаном Георге, он пытается изменить свою жизнь, в чём терпит сокрушительное фиаско. А события продолжают развиваться и чем далее, тем более история приобретает абсурдный характер.

Мухи умирают красиво, — говорит невпопад умственно неполноценный брат Вальтера Кранца, и по две стороны экрана зависает нелепая пауза, потому как на глупость нельзя дать умный ответ. Или всё таки можно?, Мы же говорим о людях, а люди могут если не умереть, то хоть жить красиво. Могут, а не хотят и живут как мухи. Вот и поэту Кранцу сперва в своей жизни порядок навести надо, а уж после общество переделывать, тем более стихами революционными. Как, к примеру, древние греки, сперва при помощи упражнений физических тело своё ваяли, а потом по образу и подобию своему скульптуры из мрамора высекали. Жили же люди, творили. Не деградировали духовно. А деградация духовная возможно пострашней смерти физической будет. И именно к человеку искусства эта парадигма относится в первую очередь.

Можно и возразить, в наше время, люди уж точно умирают, как мухи, о какой духовности речь. Да но, тем не менее, то, что красиво для мух некрасиво для людей. Вот поэтому не спрашивай, что же такое в таком случае жизнь, и стоит ли она того, чтоб её прожить. Вот такая она, грязная, пошлая, в некотором роде бессмысленная, но твоя. Есть тут всё-таки один нюанс, другой то не будет. И нет у тебя прав судить. Нет тебя вообще никаких прав, кроме одного, сказать правду.

Вот ведь как получается, мы говорили о поэте Вальтере Кранце, перешли к вопросам творчества в жизни человеческой и вышли на то, насколько важно красиво, /достойно/ прожить, эту самую, свою жизнь. Достойно прожить свою жизнь, возможно именно к этому ненавязчиво подводит нас Фассбиндер.

14 января 2014

Тысяча градусов по Фассбиндеру

«Фу, какая гадость, грязь, дрянь, разврат, пошлость и мусор! Голые проститутки на глазах у жены совершающие половой акт с каким-то мерзким неудачником-поэтом, просто отвратительным чудовищем. А это чудовище еще и неистово требует от издательства выплатить ему деньги. Видите ли, он поэт-анархист. Оружие в ящике стола, лежащее рядом с резиновыми пенисами. Оно обязательно должно выстрелить. Но не в конце фильма. А сию секунду. Да пожалуйста, оно и стреляет. Просто очень нужны деньги. Вечно бегающая и сексуально неудовлетворенная жена, психически больной брат поэта-анархиста. Дохлые мухи. Полицейский, расследующий убийство. Спрашивая, есть ли у поэта алиби, он почему-то смеется. И все находящиеся в той комнате начинают смеяться. При этом полицейский попутно с подозреваемым успевает и ноги попарить в тазике. Ну просто бред какой-то. Вот бы в мусор выбросить все фильмы Райнера Вернера Фассбиндера. Ну что он нам показывает? Как два мужика в туалете знакомятся, один из них ну совсем не стесняется. Взрослые женщины без нижнего белья»…

Наверное, в таком тоне о своем любимом режиссере, и такое о любимом фильме я никогда не скажу.

К счастью, я этот фильм смотрел в разном возрасте несколько раз, и мое мнение не изменилось. «Тоска Вероники Фосс» и «Сатанинское зелье» — два моих самых любимых фильма. Но тот, который переведен как «Сатанинское зелье», считаю вообще лучшим фильмом Фассбиндера. Объясню почему.

Это шокирующее издевательство над людьми и их пороками, здесь нет стеснения ни в чем вообще, Фассбиндер показывает жизнь такой, какой он ее видит сам. А не такой, какой ее я хочу видеть в фильме. Я ему верю. А у него нет никаких оснований надеяться на жизненную гармонию, нет волшебной палочки, мир не изменится, люди лучше не станут. Он отстоял в этом фильме свою точку зрения на сто процентов. К тому же, придал фильму причудливый комедийный оттенок. Бывают фильмы плаксиво-правдивые, а этот — больше, чем правдивый. Пессимистичный — да. Ну и что. Кто сумел доказать на сто процентов, что все обстоит не так, как в этом фильме. Фраза «Самое прекрасное в жизни — это смерть» в фильме на самом деле принадлежит Фассбиндеру, просто лично он ее не озвучил. Фассбиндер полез вглубь человеческих отношений и увидел именно такую жизнь. И передал ее видение в этом фильме.

«Сатанинское зелье» — это не комедия в классическом привычном для сегодняшнего дня виде. Это фарс (порой трагического плана), сарказм, ирония, где главную роль играет остро подчеркнутый психологизм во взаимоотношениях людей. И все это доведено до такой степени, что никакой Цельсий с Фаренгейтом не выдержат. Злющее сатирическое уничтожение человеческих отношений. Не давая никому никаких шансов исправиться. Максимализм. И никакого компромисса. Сюжет фильма, если можно так выразиться, «порван на клочки». Специально. Некоторые персонажи второго плана резко появляются и так же внезапно исчезают. Вальтеру Кранцу (Курт Рааб) просто необходимо раздобыть деньги, в издательстве стук в дверь и топание по двери ногой проигнорировали. Сам по себе он — полнейшая бездарность, что будет ясно с самого начала. Его жена (Хелен Вита) — грубая и бесцеремонная, брат (Фолькер Шпенглер) — психически нездоров, но до этого нет никому никакого дела. Он собирает дохлых мух и дарит их всем, кто появляется в их доме.

Сказать, что Курт Рааб, Хелен Вита и особенно Фолькер Шпенглер сыграли хорошо — это значит ничего вообще не сказать. Да и вообще, у Фассбиндера актерский состав, как и у многих режиссеров, практически не менялся от фильма к фильму. Фарс фильма порой доходит до абсурда и эксцентричности самих персонажей. Все персонажи второго плана, казалось бы, не нужны, будь фильм чистейшей драмой. Но здесь они создают комичность многих ситуаций. Глуповатые любовницы, такой же полицейский, портной с фляжкой выпивки. И наш герой, который стал гомосексуалистом и теперь декламирует стихи молодым юношам, всюду его сопровождающим. Теперь он стал Штефан Георге, хотя жена и предупреждала, что «Штефан Георге был гомосексуалистом, поэтому ты не можешь им стать».

Могу посоветовать фильм людям, готовым к нестандартному, порой шокирующему юмору, переплетенному с драмой. И желательно мировоззрение Фассбиндера, переданное в его фильмах, хоть немного чувствовать. Поверьте, фильм того заслуживает.

14 августа 2010

Комедия Сатанинское зелье появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Райнер Вернер Фассбиндер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Маргит Карстенсен, Фолькер Шпенглер, Улли Ломмель, Армин Майер, Катерина Буххаммер, Витус Цеплихаль, Ханнес Кетнер, Хели Финкенцеллер, Марквард Бом, Эльке Аберле, Ханнес Громбалль, Майкл Октав, Моника Тойбер, Вольфганг Гесс, Михаэль Штиппель.

На фильм потрачено свыше 600000. Страна производства - Германия (ФРГ). Сатанинское зелье — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.