Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 8.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Послание |
английское название: |
Al-risâlah |
год: | 1976 |
страны: |
Ливия,
Марокко,
Египет,
Саудовская Аравия
|
слоган: | «The story of Islam» |
режиссер: | Мустафа Аккад |
сценаристы: | Тевфик Эль-Хаким, Abdel Hamid Gouda, Ab Rahman El Sharkawi, Мохаммад Али Мехер, Х.А.Л. Крэйг |
продюсер: | Мустафа Аккад |
видеооператор: | Джек Хилдъярд |
композитор: | Морис Жарр |
монтаж: | Хуссейн Афифи |
жанры: | боевик, триллер, драма, приключения, военный, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 января 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 3 ч 18 мин |
- Как мы можем променять триста божеств на одного бога, и то — которого мы не видим?!
Во избежание путаницы сразу поясню: у этого фильма есть две версии: 1976-го года с арабскими актерами продолжительностью 198 минут, и 1977-го — с английскими продолжительностью 177 минут. Мне показалось, что фильм об истоках и становлении ислама логичнее смотреть на арабском языке с арабскими актерами, посему моя рецензия — здесь. Надо сказать, что обе версии снимались параллельно, в одних декорациях, но с разными актерами. Титанический труд, если учесть хронометраж и порядочное количество батальных сцен.
В плане историчности фильм тщательно следует известным о Пророке фактам (в самом начале даже звучит фраза о том, что содержание ленты приведено в соответствие с положениями Исламского университета и Конгресса шиитов). Что, в самом деле, мы знаем о нем более или менее точно? Мухаммед родился в 570 г. в обедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш. Рано осиротев, он вначале пас скот своего дяди Абуталиба, а затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже и вел ее торговые дела, что способствовало его активному общению с представителями разных народов и религий. Вскоре Мухаммед женился на Хадидже, у них было много детей, но пережила отца только любимая дочь Фатима.
После женитьбы на Хадидже Мухаммед вскоре забросил торговлю и целиком ушел в религиозные поиски. Его стали посещать «видения», он начал слышать божественные «голоса». Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка. В отличие от Моисея и Иисуса, он не творил чудес: не превращал воду в вино, не вымаливал манну небесную и даже не воскрешал мертвых. Главным чудом Мухаммеда стал сам Коран.
Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках могут приписывать самому Мухаммеду, теоретически доказать это невозможно, так как сам он, будучи единственным передатчиком Корана, отвергал его человеческое происхождение (соответственно и своё авторство), никаких же письменных работ после себя он не оставил, потому как был безграмотен. Переданные хадисы говорят о том, что его речь не была сходна с Коранической.
Хотя Пророк, безусловно, является центральной фигурой картины, сам он в соответствии с исламскими канонами в фильме не изображен: ни он, ни его голос, ни даже тень. С одной стороны, его «вещественного» изображения не хватает, а с другой — это придает фильму определенную таинственность. Зато ближайшее окружение Мухаммеда сыграно аутентичными и харизматичными актерами. Особенно это касается главных антагонистов, Абу-Суфьяна и Хинд. Почему-то запомнился появившийся в эпизоде христианин, который принес Пророку кисть винограда. Удивительно, но несмотря на уже упомянутое участие шиитского конгресса, нет особого перекоса в сторону Али. Его лица, кстати, тоже не показывают.
Таким образом, в части содержания лента не уводит зрителя в сторону от реального положения дел, и в то же время она максимально политкорректна. Разумеется, ислам, как и любая религия, имел свои темные стороны: джихад, ассасины, ваххабиты. Но начиналось-то всё довольно мирно. К примеру, так называемое распространение ислама поначалу вовсе не имело насильственного характера как такового. Всё было куда проще: на завоеванных территориях устанавливались такие экономические отношения, что быть мусульманином было выгодно с чисто финансовой точки зрения. Желающие остаться при своих взглядах могли платить больше налогов и спокойно поклоняться дальше своим идолам. Я не идеализирую ислам, но обвинять мусульман во всех смертных грехах тоже неправильно.
Кстати, Мустафа Аккад как раз и преследовал эту цель: показать, что не так страшен ислам, каким его малюют благодаря усилиям отдельных радикальных сект. Но мы же не судим, например, церковь исключительно по периоду инквизиции! Между тем, об истории ислама западному человеку почти ничего не известно кроме того, что на слуху, а на слуху-то всегда одни страсти-мордасти. Вон про иудеев уже две тысячи лет рассказывают, что они, гады, Христа распяли. По этому поводу есть отличное высказывание Умберто Эко, которое он ввернул в диалоге с кардиналом Карло Мартини:
«О силе этической системы судят по поведению святых, а не тех несчастных, quius deus venter est».
Впрочем, вернемся к фильму. Съемки проходили в основном в Ливии, а финансами помогал небезызвестный Муаамар Каддафи. Он же подгонял солдат для массовки в батальных сценах. Четыре с половиной месяца заняло строительство Мекки и Медины — все-таки за две тысячи лет города немного изменили свой облик, а возле Каабы выросли многоэтажные отели. В итоге декорации хоть и не отличаются пышностью, но вполне соответствуют древним торговым городкам.
Напоследок — еще один факт. Американско-сирийский режиссер Мустафа Аль-Аккад скончался в Иордании после ранений, полученных 9 ноября 2005 года при совершенном террористом-смертником взрыве в отеле Гранд Хаят в Аммане, ответственность за который взяла на себя Аль-Каида. Горькая ирония судьбы состоит в том, что человек, посвятивший свою жизнь разрушению стереотипов в отношении к Исламу и арабскому миру в целом, пал от рук исламских фундаменталистов.
4 февраля 2013