Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подранки |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
продюсер: | Владимир Цейтлин |
видеооператор: | Александр Княжинский |
художник: | Александр Толкачёв |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 июня 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Что значит слово 'подранки'?
- У охотников: раненная птица или животное, которое легче поймать и добить.
После Великой Отечественной войны подранками называли детей выживших, в отличии от своих родителей. Глубже рану, чем сиротство от войны, вряд ли можно найти. Вот фильм об этом.
Наберитесь мужества, и освежите в памяти картины ужаса войны, в тылу, и первых лет восстановления страны
Это, пожалуй, второй после 'Пацанов' такой мощнейший и глубокий фильм о трудном детстве. Точная и искренняя постановочная работа Николая Губенко, да и всего актёрского коллектива. Удивительно, как играют дети, которых-то и актёрами назвать нельзя, настолько убедительно и трогательно они живут на экране своей горькой и трагичной жизнью. И снова музыка, волшебная и завораживающая, проходящая лейтмотивом через всю картину и цементирующая её в то самое неповторимое целое, от которого невозможно оторваться. И, когда звучат финальные строки Геннадия Шпаликова на фоне пронзительной композиции Марчелло, вдруг непередаваемо щемит сердце от осознания простой истины - какое счастье, когда у тебя есть твои родные и любимые люди, прежде всего - родители.
Честный фильм честного режиссера Губенко. Очень жаль, что данный жанр социалистического реализма сейчас не в цене. Такие фильмы надо смотреть хотя бы однажды, чтобы почувствовать то, что чувствовали подростки после Великой Отечественной войны, как они выживали без родителей, как они боролись за жизнь. С культурной точки зрения фильм еще и интересен блестящей игрой знаменитых актеров Юозаса Будрайтиса, Георгия Буркова,
Александра Калягина, Ролана Быкова
Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. - эпиграф фильма взят у Твардовского. Разрыв души, ком в горле, немой крик... Дух, воля и гордость маленького большого человека. Судьбы перемолотые в жерновах страшной войны. Элементы автобиографичности в этой тяжелейшей истории ещё более шокируют- какие тяготы пришлось пройти этому поколению, за что им всё это?! Главный герой занят поиском родных людей, тех которые совсем чужие, пытаясь понять их. Сестра, давно ушедшая, но подарившая на всю жизнь образ любящего человека, заменившая мать, один брат - образованный, интеллигентный, обеспеченный, успешный, прячущий за достатком и красивыми речами свою трусливую, лживую, низменную сущность, другой - преступник, асоциальный элемент, может быть заблуждающийся в своих суждениях, но при этом откровенный и честный. Можно ли судить их за то, какими они стали - наверное нет, они выживали как могли, кому-то повезло, а кому-то нет... Спецшкола- настоящая дружба, чувство локтя, юношеские фрустрации, обостренное чувство справедливости, взрывы мин за окнами... Актёрский состав высочайшего уровня- Быков, Евстигнеев, Калягин, Бурков, Губенко... но юные актёры смотрятся не хуже заслуженных мэтров (всё потому, что ребят выбирали со сложными судьбами, из интернатов, неполных семей и практически у каждого есть в прошлом трагическая потеря). Не очень нравится персона Будрайтиса на главную роль, всё же дубляж и прибалтийский типаж не дали мне необходимой сопричастности к драме взрослого Бертенева, он играет какое-то меланхоличное молчание, в отличии от выразительного юного Алеши Черствова. В финале - блестящий монолог Ролана Быкова, который отправляет глаза на мокрое место... Проникновенный и сильный фильм!
Глаза, смотрящие в душу, глаза знающие и видавшие жизнь, глаза, человека с непростой судьбой, глаза взрослого, они принадлежат ребёнку, герою честного, глубокого и сильного фильма 'Подранки', Вале Ганьдину.
Каждый раз пересматривая этот шедевр я молюсь, чтобы не порвалась верёвка, отсырел боезапас, потух фитиль, чтобы Валя не разорвался вместе с куском ненавистной зоны, места, где на нашей земле, на земле, которую они топтали, жгли, бомбили, орошали русской кровью, питаясь нашей едой, той, что русские люди титаническими усилиями создавали на полях на заводах, которые они изничтожали, жили в тепле, в сытости и в достатке, в отличие от блокадников, узников концлагерей, которые они создали, издеваясь там над русскими людьми, над людьми, жили фашисты. Это прекрасный фильм, о детях - сиротах войны. Об их жизни, взрослении. И мне очень жаль Валю. 'Ненависть к фашистам - это не самое худшее качество в человеке', и это на самом деле так.
Фильм о глубоких душевных ранах прошедшей войны в сердцах маленьких мальчишках - учеников интерната. Фильм запомнился прежде всего изумительной игрой всех актеров, стихами великолепного Геннадия Шпаликова и жизненной правдой. Рифмы долго сидели у меня в голове отдельными строчками пока сами собой не не сложились в единое целое.
,,, Герои _какие они? Какие они разные,,, Дети войны,,, и уже, как бы, не дети,,, так как приходится решать всё самому. Переживать страх, боль и голод. Как ты представляешь себе счастливую жизнь? Какое оно _счастье?,,, Мы не знаем, какого это. Только тот, кто прошёл через ужас войны,,, Тот, кто не видел радости детства, может простить человека за его слабость, может быть и трусость. Только он,,, может простить и понять, насколько слаб человек,,, как не просто победить в себе страх!,,, Дорогие друзья,,, каждый из нас не знает, как бы он повёл себя, глядя смерти в лицо!,,, и нет тех слов, чтобы оправдать тот или иной поступок!,,, 'Подранки' _не просто драма. Этот фильм невозможно смотреть без слез!,,, Картина оставляет глубокую рану,,, и не даёт нам права быть малодушными!,,,
Отличный фильм о войне, без, собственно, войны. Главный герой пытается вернуться в прошлое, вспомнить, оживить в себе детское впечатление. Потому что даже самое страшное детство - самое счастливое время в жизни человека. Мы, конечно, увидели это его детство, но сам он вернулся туда вряд ли. Гениальные стихи Шпаликова именно поэтому звучат в финале этого великолепного фильма.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.
3 декабря 2021
Все, кто знаком с творчеством Николая Губенко, знают, что все его фильмы в той или иной степени автобиографичны. В каждом из них хоть мельком, да затронута тема Великой Отечественной войны. Мне кажется, именно фильм «Подранки» наиболее близок самому автору, его судьбе. Ведь Николай Губенко потерял своих родителей на войне, совсем крохой оказался в детском доме, да и вырос в общем-то там.
Наверное, и поэтому фильм получился таким глубоким и настоящим. Ведь дети и война — это самое ужасное сочетание, какое только бывает в этой жизни. Дети, которые в жизни никак не согрешили, остались без родителбской ласки, внимания, без того, что просто необходимо человеку. Они видели такое, от чего волосы дыбом встают. И самое обидное, что после войны к ним не всегда относились бережно. Некоторые шарахались от них, как героиня Гундаревой в этом фильме, боявшись, как бы сирота лишнюю крошку не съела.
К счастью, в мире больше хороших людей, которые поднимали таких вот сирот, приучали их к порядку, в каком-то смысле лечили их души. Ведь у этого поколения маленьких беспризорников сердца были закрытые, они ненавидили целый народ, лишивший их родителей и дома. Многие уже промышляли воровством и попрошайничеством. При этом нельзя винить их, ведь врагу не пожелаешь того детства, что пережили они.
Сам фильм, как можно понять, и рассказывает о жизни такого приюта, о воспитанниках, которые постепенно приучаются к новой жизни. Кто-то быстрее, кто-то легче. Главный герой, Алексей, спустя годы вспоминает свое детство в приюте для мальчиков, вспоминает лучшего друга, который так и не смог простить немцев после пережитых ужасов концлагеря, вспоминает своих воспитателей, у каждого из которых был свой подход к своим подопечным. Вспоминает он и своих братьев, с которыми его разлучила война и к которым он приезжает повидаться уже во взрослом возрасте.
Мне кажется, нам всем не лишнее вспомнить о тех детях войны, которые самое прекрасное свое время в жизни провели в аду перестрелок. Чтобы не повторялось такое никогда. И вспомнить добрым словом тех воспитателей, педагогов, которые после войны этих детей поднимали. И любили свое дело, и сердцем за этих «подранков» болели.
Браво Николаю Губенко за этот пронзительный фильм. Конечно, браво актерскому составу, как детскому, так и взрослому. Особенно впечатлила Зоя Евсеева, которая сыграла в фильме мальчика. Высочайший класс. Как сказал режиссер, таких глаз ни в одного мальчишки не было, поэтому взяли Зою. Да, столько боли в этом взгляде, столько страданий. Жаль, что эта девочка так и не стала актрисой.
Очень и очень достойное кино.
9 из 10
8 сентября 2019
Казалось бы, глубоко личный взгляд Николая Николаевича не на войну даже, а на людей, которые с этой войной связаны. На самого себя, человека, у которого родители погибли от рук фашистов. А по большому счету пристальный взгляд на тех, кого сегодня вы уже вряд ли повстречаете. Ушедшая эпоха, прошлое, которого не вернуть, представление на другом берегу пропасти, чудовищной пропасти между ними, теми, у которых война не то что кусок хлеба, родителей забрала, и нами, теми, у кого всё есть, у кого достаток и благоденствие. В общем, все предпосылки для того, чтобы мимо пройти и не заметить. Но снято так, что этот чей-то личный взгляд становится твоим личным взглядом, и прошлое как-то невзначай, по несчастью или к счастью, оказывается и твоим прошлым.
Фильм — синоним светлой грусти. Фильм-свая, на подобных которой, уже накренившись, а местами и вовсе полностью обрушившись, держится в нас что-то человеческое, живёт память. Нельзя забывать, нельзя пренебрегать правдой, нельзя предавать подвиг тех, благодаря кому мы сегодня благоденствуем. Эти глаза Вальки Гандина и Алешки Бартенева будут нашим компасом, иначе зачем их родители и миллионы других родителей отдали свои жизни? Попадется вам на глаза свастика, попросят вас примкнуть к зигующим — вспомните эти глаза. Вспомните парня у забора, и его по-детски нежную, тихую боль и невинную, безуспешную месть.
Пронзительность картины, снятой с особой, безукоризненной заботой, описанию не поддаётся. Княжинский и Губенко подарили нам эстетически выверенную вдумчивость, без пустых слов, без посторонних кадров. Актерами, не сыграно, но прожито то, к чему сложно отнестись нейтрально. Удивительные, живые, непосредственные дети. Всё здесь пронизано уважительным отношением человека к человеку, пропитано высокой словесностью, венцом которой стали бессмертные строки Геннадия Шпаликова.
Истина проста. Кино, которое нужно держать в уме. Кино, которое заставляет верить в то, что добро всё равно победит.
18 июля 2019
Давайте начнём с того, что здесь почти все отзывы хвалебные, но для меня это всё пустой звук: каждый чувствует индивидуально, несмотря на то, что есть какие-то усреднённые понятия нормального и не очень кино, «Подранкам» от меня не повезло в этом смысле.
Итак, что же мне не понравилось? Всё. В деталях, или в целом картина совершенно ничего не зацепила во мне, хотя меня цепляют совершенно разные вещи, с учётом сколько фильмов я смотрю в принципе (много). И непопулярная эта картина вполсне заслуженно — откуда стать популярной, если ты унылый и рваный? Вам такое нравится? Мне — нет.
И я даже не про скуку смертную, не про нелинейность сюжета, не про животрепещащую тему войны и судеб, нет. Я про то, что есть фильмы в которых живёшь, а есть — кооторые проходят мимо, ибо зацепиться не за что, несмотря на приглашённых звёзд.
Вы можете возразить мне, что фильм не для всех) Да и слава создателю я не все)
28 июня 2018
В современное время этот фильм особенно выделяется своей искренностью. Вот она настоящая история с чувствами и горем, с искалеченными судьбами и мужественным отношением к действительности. Дети после войны, без родителей, выживающие самостоятельно, думающие и отвечающие за себя не по-детски. Эта тема должна звучать всегда. Не столь далеко от нас это время, хотя мир и полностью изменился.
Спокойное повествование, одного из героев, разбросанных жизнью, братьев, без гнева и ненависти. Перемежаются кадры из взрослой жизни и из детской. В детский жизни есть затаенная боль, а во взрослой чувствуется прощение и приятие ситуации, понимание и размышление.
Фильм-история, фильм-жизнь!
19 мая 2018
Какое же счастье, что есть такие телеканалы, как «СПАС», «Культура», иначе, можно так никогда и не увидеть такое потрясающее, во всех смыслах, кино, как «Подранки»… гениальный фильм, который потом ещё долго не отпускает… хочется пересмотреть, чтобы получше рассмотреть все детали, потому что в первый раз смотришь слишком эмоционально… в фильме гениально всё от сюжета, музыки, стихов, работы оператора, до подбора и игры актёров, как взрослых, так и детей… умные и не наивные, по-детски, глаза Алексея Черствова проникают в душу и не отпускают… глаза Юозоса Будрайтиса… ему и играть-то ничего не надо… просто смотри в эти печальные глаза и всё поймешь…
«Подранки» фильм, который обязателен к просмотру, чтобы лучше понимать, кто мы и зачем… и, как в поговорке, лучше один раз увидеть…
Спасибо всем, кто фильм создал и жаль, что фильм недооценён и не растиражирован так, как он того стоит.
19 февраля 2018
Ох, как же меня поразил этот фильм в своё время. Посмотрела его впервые в 13 лет и была потрясена им, (так же как после просмотра фильма «Генералы песчаных карьеров».), особенно меня тогда, еще ребёнка, потрясла героиня Натальи Гундаревой.. капельку супа налила.. С тех пор смотрела его всего три раза. Очень тяжёлый для частого просмотра. Сегодня пересмотрела его ещё раз (4-й). Впечатления получила те же, что и при первом просмотре.
Фильм «Подранки» один из самых лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Показано много сложного, тяжёлого. Времена послевоенные, дети войны, люди прошедшие войну, дети не добитые войной. Ребёнка ударил педагог. Некрасиво. Ужасно. Несправедливо. Но в жизни, в действительной жизни, было ещё трагичнее. Этих Подранков, у которых отцы погибли на войне и государство, ни чем не помогало семьям погибших, РАССТРЕЛИВАЛИ. Приговаривали к расстрелу в несовершеннолетнем возрасте, выжидали несколько лет и расстреливали. Это не допустимо, ужасно, безжалостно…
Очень жаль, что Николай Губенко, так быстро «сгорел», как знаковый режиссёр! Детдомовец, мальчишка из 40-х, который просто мог затеряться по жизни. Но шаг за шагом, он шёл к заветной цели, чтобы отобразить, рассказать о своём времени, о стране, которая пережила страшное лихолетье и о людях, советских людях, что вынесли всю тяжесть Отечественной войны и продолжали оставаться людьми! Да, Губенко, русский режиссёр. Многие фильмы, конечно же, не обладают тем Нервом, что он привнёс в «Подранки». И всё же, все фильмы его пронизаны любовью и болью к России. Очень трогательный фильм. Николай Губенко выбрал правильную тему, низкий поклон поколению показанному в фильме. Всегда буду стоять на том — всё что берёт за душу снято при Союзе. Нынешние «Творцы» как они себя сами называют и их высоко бюджетный кассовый мусор не стоит и пылинки от этого фильма. Стихи в конце.… «Будет мама молодая и отец живой…» — это просто на разрыв. До боли врезаются в самое сердце эти строки.
Евстигнеев гениален!… Такое кино надо пересматривать периодически, чтобы навести порядок в голове. У кого вдруг защемит сердце о себе любимом, не понятом, обиженном несправедливо, включайте и смотрите это кино, отпустит сразу, в смысле — полегчает. Потому — что тяжелее ЕЩЁ КАК бывает!
Музыка здесь удивительно передаёт чувства героев, сильнейший посыл прямо в сердце! Б-е-с-п-о-д-о-б-н-а-я музыка. Особенно Вивальди. Фильм не был бы полным, если бы не звучащая классическая музыка Антонио Вивальди, Алессандро Марчелло, Арканджело Корелли. И, конечно, Геннадий Шпаликов. Шпаликов, большой друг Губенко, разделивший с ним его военное детство, всего несколько месяцев не дожил до премьеры, может быть, главной для всех детей войны киноленты, но Губенко не мог позволить, чтобы этот фильм прошёл мимо друга, и в финальных кадрах звучат стихи Шпаликова:
«По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем, —
Ни тебе, ни мне…»
Относись ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с тобой груб. Не потому, что они достойные люди, а потому, что ты — достойный человек.
Николай Губенко — низкий поклон Вам за это кино. Большое спасибо. Комок в горле. Гениальное кино до чёрточки и до кадра.
Фильм, который нужно смотреть здесь и сейчас и показывать своим детям. А Валька Ганьдин в исполнении Зои Евсеевой. Сумасшедшие по своей выразительности глаза. Безмолвные слёзы. Боль. Переживания. Боже, отдай им нашего чувства немного. Игра детей поражает до слез. И взрослые здесь не больше защищены чем дети. Им ли не понять сирот? Две такие разные женщины. Одна как мечта, готовая разделить боль каждого. Другой же чуждо всё и весь мир крутится только для неё. Мужчины, которые пытаются быть сильными и мы видим, что у каждого есть своя личная боль. И дети, которые знают уже цену этой жизни не понаслышке, такие взрослые и закалённые ею. Очень пронзительный, проникновенный фильм о детях войны, о последствиях этой войны.
Всё что я хочу вам сказать и передать, мои дорогие друзья, сказано героем Ролана Быкова. И его выступление. Пожалуйста, смотрите. Это дорогого стоит. Великолепная игра Евстигнеева, обожжёные руки и плач Николая Губенко, индивидуальность Алексея Черствова, элегантность Жанны Болотовой, непоколебимость и манерность Шагаловой, терпение Бухути Закариадзе.
Человеческая суть нашего с вами образа жизни. Да. До сих пор — актуальное кино. До грамма. Высококультурное и моральное кино. Рекомендую к обязательному просмотру.
10 из 10
2 февраля 2018
Это удивительное кино. Во всех отношениях. Признаться, я о нём, к своему стыду, ничего не слышал до просмотра. А смотрел стал из-за участия в нём Евстигнеева. Увы, Евгения в картине не так много, как хотелось бы, да и роль у него в этом фильме не такая запоминающаяся. Но, не запоминается она скорее из-за удивительных, трогающих до глубины образов и других персонажей, которые представлены в этой ленте.
Сюжет картины рассказывает нам о поэте, который ищет своих братьев. Еще в самом детстве, их между собой разделила страшная, несущая всюду смерть война, которая оставила тысячи матерей без своих чад, а тысячи детей без родителей.
В картине присутствуют два временных отрезка, которые периодически сменяют друг друга. Один — это то время, когда главный герой, поэт Алексей Бартенев, уже будучи взрослым ищет и встречает своих братьев, очень здорово сыгранных Бурковым и Калягиным. Особенно понравился Бурков, конечно. Но, эта часть фильма, как мне кажется, не главная. Основная и именно та, что, откровенно говоря, режет ножом по сердцу, затрагивает самые тонкие струны души, это часть, в которой показывается детство главного героя. Послевоенное детство. Ужасно тяжелое, трудное, страшное детство, которым наградила война многих наших соотечественников.
И вот тут фильм меня поразил. Особенно то, как играли дети в этой картине. Это просто потрясающе. Меня сильно удивило, почему Алексей Чертствов, актер, который играет главного героя в детстве, не стал знаменитым актером — я посмотрел, у него довольно скудная фильмография. Но больше всех меня удивила Зоя Евсеева, сыгравшая Вальку Ганьдина, мальчика, потерявшего на войне всю семью. Во-первых, сам персонаж, на мой взгляд, самый сильный в этой ленте. Именно он запоминается больше остальных после просмотра. А, во-вторых, Зоя справилась с очень сложной ролью просто прекрасно! Просто прекрасно! И я никогда бы не подумал, что этого персонажа играла девочка! Удивительное перевоплощение! И я очень удивлен и расстроен из-за того, что, поискав в информацию в интернете, я узнал, что это единственная роль Зои Евсеевой. Мне кажется она была бы замечательной актрисой!
Подводя итог, хочется сказать, что фильм очень хороший. Он трудный. Местами действительно трудный. Его нелегко смотреть, но смотреть очень хочется.
18 января 2017
Фильм «Подранки» один из немногих, в котором нет «минусов». Ни одного.
Автор сценария и режиссер этой кинокартины — Николай Губенко — сам из беспризорников-подранков. Ведь он родился в августе 1941 года во время бомбежки в катакомбах Одессы. Его отец погиб на фронте еще до рождения Николая, а мать фашисты казнили. Вот так и случилось, что сиротское детство Николая Губенко прошло в интернате, о котором он и вспоминает в своем пронзительном почти биографическом фильме «Подранки».
Несмотря на необходимость этой картины, деятели культуры требовали от Николая Губенко «вырезать» несколько наиболее драматических сцен. Ну не может (по мнению придирчивых цензоров) советский мальчик нагло ответить преподавателю: «А ху-ху не хо-хо?» К счастью для зрителей, Губенко отстоял практически каждый кадр своего фильма.
И отдельное «огромное спасибо» следует сказать Николаю Губенко за то, что он не убрал из картины закадровые стихи Геннадия Шпаликова («опального», на тот момент, поэта и сценариста).
Актерский ансамбль впечатляет: Юозас Будрайтис, Александр Калягин, Георгий Бурков, Жанна Болотова, Ролан Быков, Наталья Гундарева, Евгений Евстигнеев, Бухути Закариадзе, Николай Губенко — эти имена были Звездными в Советском Союзе.
Но как фантастически сыграли дети! Алеша Черствов и Зоя Евсеева (да, да! Девочка снималась в роли мальчика Вальки Ганьдина) — они не потерялись на фоне именитых актеров, а по праву дополнили ансамбль своим участием.
Рекомендация проста: этот гениальный фильм должен посмотреть каждый!
10 из 10
26 апреля 2016
17 августа 1941 года во время бомбежки в катакомбах Одессы родился мальчик. Его отец погиб на фронте незадолго до этого, мать через год повесили немцы. Мальчик рос в детских домах и интернатах, не по книгам и рассказам знал, что такое послевоенное сиротство. В 1964-м он закончил актерский факультет ВГИКа, а шесть лет спустя получил профессию режиссера… Судьба словно выбрала Николая Губенко, чтобы доверить ему рассказ о том, как выживали в те страшные годы дети: в 1976 года он снял фильм «Подранки».
Автобиографичная не только по фабуле, но, прежде всего, в эмоциональном плане и настроении, эта картина стала отдельной главой советского кино о войне. Участие в международных кинофестивалях (в том числе участие в Основной программе Каннского кинофестиваля 1977 года), награды и восторженные отзывы критиков — все это весомый багаж истории фильма, но ведь мы его любим не за это… По накалу и тому впечатлению, которое остается в тебе после просмотра «Подранков», это чрезвычайно сложное кино — никакой легкости оно не обещает зрителю. И все-таки оторваться от него практически невозможно.
Удивительно переданная атмосфера заполняет сознание зрителя, заставляя проникнуться воздухом той эпохи: общая мрачность настроения существует рядом с живописными картинами осеннего пейзажа старинной усадьбы, где теперь располагается интернат, а детское горе часто отступает перед надеждой и романтикой. Наверное, никому до Николая Губенко не удавалось так понятно и образно показать, что у этих детей — своя война, которую они довоевывают и после заключения мира. Эта война не дает им спать по ночам, мучает одним и тем же вопросом: почему это произошло со мной? Это история о тех, кому не присуждают наград и не поздравляют в День Победы, но именно на их плечи война взвалила самый тяжелый груз — безнадежность сиротства. Автор вышел в этом фильме далеко за рамки обозначенной темы — он не только рассказывает о своем поколении, он исследует детство в качестве особого состояния человека, основы жизни, где формируется его мировоззрение.
История Алексея Бартенева (Юозас Бурайтис) видится сквозь дымку догорающего осеннего дня, и сквозь нее же смотрит в свое прошлое режиссер, который помимо прочего исполнил в фильме роль физрука Григория Альбертовича Криворучко. В череде образов, которые встают перед Бартеневым особое место занимает Валька Ганьдин, и зрителю тоже не забыть этого тихого горя, которое проявляется лишь в выразительности глаз. Роль эту исполнила девочка — Зоя Евсеева, по воспоминаниям Николая Губенко, после просмотра нескольких сотен мальчиков-актеров для этого персонажа, он понял, что никто не сможет сыграть так, как Зоя: ни у кого не было таких глаз! Режиссер вообще неординарно подошел к выбору исполнителей детских ролей: к примеру, Алексея Бартенева в детстве сыграл Алексей Черствов — воспитанник детского дома. И во «взрослом» актерском составе нет ни одной поверхностной работы, даже эпизодические образы западают в душу зрителю надолго: Георгий Бурков, Александр Калягин, Жанна Болотова, Ролан Быков, Бухути Закариадзе, Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева…
Излюбленный режиссерский прием — географически «запереть» повествование (как было в картинах «И жизнь, и слезы, и любовь» и «Из жизни отдыхающих»), открывает большие возможности для обозначения безграничности проявлений человека в таких условиях. Вообще в каждом слове киноязыка Николая Губенко раскрывается его способность смотреть вглубь своей темы, умение работать с артистом, высокая культура и образованность. Ему удается сделать свой текст многомерным, внутренне практически безграничным благодаря тому, что сюжет, будучи очень ценным сам по себе, дает возможность подумать о природе человека и человеческих отношений, о чувствах, о красоте, любви, уродстве и жестокости, о судьбе и, в конце концов, о самом себе.
23 мая 2013
Фильм «Подранки» рассказывает о писателе Алексее Бартеневе, разыскивающем своих родных братьев, с которыми он был разлучен в годы Великой Отечественной войны. Поиски переплетаются с воспоминаниями о собственном детстве. Здесь и смерть матери, разлука с сестрой, которая вскоре после этого умерла, жизнь в интернате для детей войны, несостоявшаяся приемная семья, первая любовь и много чего еще.
Этот удивительный фильм надо показывать в День Победы. Вместо «Предстояния», например. Потому что в этом фильме есть трагедия того поколения людей, которых война настигла в детском возрасте. Сейчас об этом уже не умеют снимать, даже говорить толком уже не умеют. Поэтому наша страна и получила равнодушное поколение. Как бы кто не старался, мы не относимся к Дню Победы, как к празднику. Мы относимся к нему, как к выходному дню. Если бы детям показывали такие фильмы, они бы не шутили, не смотрели бы всякие «Гитлер капуты» и еще много чего. Но такое кино даже на 9 мая не показывают. Так изредка можно выловить на каком-нибудь телеканале поздно ночью. А в День Победы идут «9 рота», «Офицеры», «Мы из будущего» и т. д. и т. п. Если бы показывали «Подранков», «Летят журавли», «Балладу о солдате», «Двадцать дней без войны», «Восхождение» мы бы не получили того, что имеем сейчас. Там, где все покупается и все продается не может идти речи ни о патриотизме, ни о душе.
А «Подранки» пронзительный фильм. Невероятно современный и нужный. Каждому из нас. Лучше Шпаликова не напишешь.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем, —
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — Боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.
Г. Ф. Шпаликов
10 из 10
Спасибо за внимание!
26 августа 2011
Знаете, какой в нашей стране снят лучший фильм? Это «Подранки» Николая Губенко 72-го года. Посмотрите обязательно. После этого фильма ко всему остальному в мировом кинематографе начнёшь относиться иначе, с высоты фильма «Подранки»
Оператор картины — Александр Княжинский, создавший чуть позже «Сталкера». Надо видеть, как он снимает детские глаза и дождь за окном.
Никогда в кино музыка так не сопутствовала сюжету, как в «Подранках»…
Мы ведь с вами не задумываемся, что нынешние старики — это в том числе те, кто жил после войны. Мы ведь забываем, что хотя бы за это мы должны относиться к ним с уважением.
Губенко снял фильм, который будет близок для любого человека, помнящего своё детство. В фильме будет про 46-й, про воровство курицы и заработанную буханку хлеба, про красавицу-учительницу и про одесский пляж, а зритель вспомнит про своё детство, про свою красавицу-учительницу…
Картина даже для нашего времени станет актуальна. Она о выросших детях, о тех, у кого вроде что-то получилось, да счастья нет, о тех, у кого ничего не получилось и уже не начать с самого начала, о тех, у кого получилось, но детство оказалось самым важным и, наверное, счастливым временем.
В этой картине столько гениальных эпизодов — не перечислить. В этой картине будет не только о войне. Будет о первой любви, о первых стихах, о Пушкине. Будут великолепные работы Буркова, Быкова и Гундаревой. Будет образ учителя литературы, читающего детям отрывок из «Евгения Онегина». Дворник в исполнении Евгения Евстигнеева на экране появится в общей сложности на пять минут, но за эти пять минут создаст потрясающий образ доброго человека. Сам Николай Губенко создаст образ злого воспитателя, оператор покажет его обгоревшие руки танкиста, взрослые не простят, а мальчик простит. Они нашли такие декорации, такие судьбы, таких детей, что, наверное, сами не зная того, создали лучший отечественный фильм.
8 октября 2010
Фильм очень хорош. Потрясающая драма, созданная Николаем Губенко.
Сюжет прост и до предела реалистичен. Неизвестной популярности писатель Алексей Бартенев разыскивает своих родных братьев Дениса и Сергея, которых не видел более двух десятилетий, а может и больше. Денис — удачный карьерист, Сергей — образованный уголовник. Оба в некотором недоумении встречают его. Зачем? Столько лет прошло. В фильме нет слюнявой сентиментальности индийского кинематографа, вопросы задаются чётко и прямо в лоб в случае с Сергеем, либо витают неозвученные в воздухе в случае с Денисом.
По ходу этих событий главный герой вспоминает своё нелёгкое послевоенное детство, смерть родных, интернат, первую влюблённость…
Не заметил я в этом фильме ни то чтобы лишнего персонажа, а даже лишнего жеста. Как и три десятилетия назад всё смотрится остро и напряжённо. Музыкальное сопровождение великолепно. Актёры, даже эпизодические, на недосягаемой высоте. Выделять никого не хочется. И юмор присутствует, несмотря на то, что фильм довольно жёсткий.
Разве что со временем по другому воспринимаешь Григория Альбертовича, мастерски исполненного Губенко. Нестерпимо жаль его, плачущего. А раньше не было жалко. Раньше и рук его обожжённых не замечал.
«Республика ШКИД», «Подранки», «Уроки французского», «Даже не думай», «Жара», «На игре».
Фильмы о проблемах молодежи.
После просмотра долго не хотел выходить на улицу, воспринимать современную действительность, видеть бездуховное и бессовестное большинство, но затем
Посмотрел какой-то качественный ураганный трэшак и отпустило. Такие дела.
10 из 10
23 апреля 2010