Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мама |
год: | 1976 |
страны: |
Франция,
СССР,
Румыния
|
режиссер: | Элизабета Бостан |
сценаристы: | Василика Истрате, Юрий Энтин |
видеооператоры: | Ион Маринеску, Константин Петриченко |
композиторы: | Темистокле Попа, Жерар Буржуа |
художники: | Иоана Кантуньяри, Золтан Сабо, Давид Виницкий, Флорина Томеску |
монтаж: | Кристина Ионеску, Иоланда Минтулеску, Клавдия Алеева, Е. Прятко |
жанры: | фэнтези, мюзикл, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 1976 г. |
на DVD: | 25 февраля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
С одной стороны - сделано здорово! Декорации, смена времён года за одни сутки, красочная 'зима' с нотками Нового года, затем снова лето. Эти причудливые домики мамы-Козы тёти Маши и её пятерых козлят, Медведей, Зайцев, Ласточки, Барана с Овцой. Эти качели. Эта ярмарка с Попугаем, похожим на Филиппа Киркорова. Эти костюмы, маски... Единственное - мужики в трико - не очень как-то. А в остальном - проделана огромная работа на пять с плюсом! Есть ведь не только советская, а так же румынская и английская версии, где актёры и проартикулировали соответствующе. Отдельный памятный поклон отдать хочется великой Людмиле Марковне - уже почти все знают, что на съёмках данного фильма актриса едва не лишилась ноги - ей коньком наехал на ногу Олег Попов (Медведь). Актриса всё равно снималась, в гипсе, который, разумеется, в кадре был не виден. Вот это воля!
Но сюжет, поступки героев, логика этих поступков, вызывает вопросы.
Почему Волк так невзлюбил именно козлят? Его целью, как выяснилось, было не скушать кого-то, ему проще было бы утащить ягнёнка. Почему тётя Маша заперла козлят дома, когда кругом бродит Волк со своей бандой, а сама пошла веселиться на ярмарку? Не безопаснее ли как раз на ярмарку было бы взять детей - уж там, при полном стечение народа, вряд ли бы Волку дали осуществить коварный замысел. Может, ребёнком, я бы и не спросил: коза что, глупая? Взрослые всегда правы ведь. Сказано дома сидеть - значит надо!
А ещё Медведь и Медведица - добрые, едят исключительно мёд и варенье, хотя даже детям известно, что они хищники. А Ослёнок, травоядное, копытное животное - вдруг в банду Волка затесался. И не едят его, а могли бы!
Сказку 'Волк и семеро козлят' все же помнят? Она учит открывать дверь только тем, кого знаешь. Творение под названием 'Мама' чему учит? Что с соседями лучше дружить? Ну допустим! Сама же тётя Маша зачем обзывает Волка сусликом? Козлёнок Митяй зачем стреляет из рогатки куда попало, и попадает в Волка? Сам Волк жалуется на шум от козлят, а сам устраивает рок-н-ролльные пляски. Тут, похоже, вместо того, чтобы не допустить самого худшего, только для этого всё и делается. Всё похоже на то, что сама тётя Маша, не зная, как совладать со своими озорными отпрысками (никакого папы-козла, заметьте, нет), договорилась с Волком, чтобы тот их таким образом проучил, но Волк немного перегнул. Иначе как объяснить всё это? Всё похоже на то, что Волк и Коза - старинные друзья, а не кровные враги. И какая же тут мораль, скажите на милость?
Всё напоминает новогодний утренник в детском саду. С незамысловатым сюжетом. С отрицательными героями, которые потом станут положительными и пустятся в хоровод со всеми, и отрицательными были лишь потому, что им тоже хотелось на праздник. Все друг друга простили, все празднуют, поют, взявшись за руки. Может, в том и была задумка?
Песни - изумительные, мы до сих пор их знаем и поём!
30 сентября 2024
Помню эту сказку с детства, часто по телеку показывали. В детстве меня она не интересовала, но приходилось смотреть за неимением альтернативы: слишком много карнавальных плясок, «ужимок и прыжков», это не для мальчиков. Если не ошибаюсь, тут нет ни одной фразы вне песенного исполнения, т.е. это какой-то мегамюзикл; причём, многие слова абсолютно без рифмы и не вызывают отклика. Зато снято очень богато по тем временам и выглядит невероятно красочно даже сейчас. Все актёры большие молодцы, играют и поют замечательно. Запомнилось много песен. Полагаю, фильм должен очень нравиться девочкам.
Лучшая фраза: '...Потому что козёл', - в детстве этот юмор не понимаешь.
Особое. Уже в детстве мне было непонятно, почему волк разводит политес и сразу не берёт себе то, что нужно, ведь он по умолчанию сильней козы с козлятами. Ещё больше было странно, что в этой лесной деревне вообще никто не боится волка, и он выступает на равных с травоядными, ему приходится как-то приспосабливаться и скрывать свои намерения. Сейчас, во взрослом возрасте, мне тоже не нравится, что волк здесь поставлен в позицию вечного виноватого и пострадавшего. Среднестатистический сказочный волк злой и коварный, с ним приходится считаться, а здесь он как разноцветное пугало, которого никто не боится.
Вывод. Замечательная музыкальная детская сказка. Вероятно, единственная в своём роде. Показывать детям обязательно.
31 мая 2024
Будто детский утренник перенесен на экран. Актрисы выразительно передергивают ручками как ласточки, медлительные артисты пародируют степенных баранов. И нужно отдать должное - кинематографический наив оказывается выразителен и уместен.
Все эта деревенская идиллия прерывается неистовыми рок-зарисовками, построенными вокруг персоны Волка. Он тут главный нарушитель спокойствия. С взъерошенными волосами и накрашенными глазами Боярский тут напоминает скорее исполнителя «хэви металл». Так что параллели с «Лабиринтом» и Дэвидом Боуи тут не случайны. Боярский будет ровно также пластично двигаться и брутально хрипеть. В 'Маме' Боярский был действительно Rock'n'Roll Wolf, своим резонерством превративший детский утренник в нечто вызывающее...
Эта метаморфоза, наравне с актерским дуэтом Людмилы Гурченко и Михаила Боярского, собственно и делает весь фильм. Скучная детская сказка переворачивается в рок-зарисовку направляя в прорубь вовсе не злодея, а разумные зрительские ожидания.
Пожалуй, если бы авторы этой ленты допустили чуть больше хулиганства и отдали вторую половину ленты на откуп эстетике рок-н-ролла, то это было бы более интересным решением. Но, кажется, смелости не хватило. Несколько эффектных номеров заставили зрителя забыть о банальной сказочной фабуле... Но откат к классике жанра был предсказуем. Танец на льду Гурченко и Боярского стал последним островком вызова.
5 из 10
10 мая 2024
Путь фильма 'Мама' к отечественному зрителю был довольно тернист. Проект был с размахом снят кинематографистами разных стран в 70-х годах. Снимали сразу на трех языках, русском, английском и румынском. После фильм дублировали на французский и другие языки мира. Так что изначально рассчитывали на международный прокат. Во многих странах мира в период с 70-х по нулевые 'Мама' стала культовым фильмом и ярчайшим впечатлением для многих детей Канады, Франции, Норвегии, Швеции. В некоторых странах фильм стал традиционным блюдом в Новогоднюю ночь.
Фильм снимался с блестящими советскими актёрами на главных ролях, но сам проект трудно назвать русским. Скорее он был создан для европейского зрителя. Фильм был показан в СССР, но после эмиграции Савелия Крамарова плёнка на долгие годы была положена на полку. В начале 90-х 'Маму' с помпой показали на ТВ. Но впечатления на зрителя он не произвел. Мне самому показались наряды и парики героев чересчур вычурными и не естественным, сюжетные повороты не современными. Зритель уже был перекормлен американскими лентами и ещё один фильм созданный в этой же стилистике был уже лишним, пусть в нем играли и известные в бывшем СССР актёры. И только спустя годы, да ещё и благодаря песенке из рекламы на 'Маму' обратили внимание отечественные зрители. И пусть фильм не стал классикой для нас, но он довольно известен зрителям и любим всеми детками. А они уже решат со временем, место ли 'Маме' в золотом фонде нашего кино или нет.
То что, то что раньше было в фильме китчем, теперь выглядит довольно стильно. А благодаря ледяным и танцевальным шоу на ТВ финал 'Мамы' выглядит довольно современно и в духе времени.
Актёры великолепны. СССР дал этому международному проекту лучшее что у него было, актёров советской школы. Гурченко великая актриса и даже непритязательную роль Козы играет на очень высоком уровне, словно играет королеву, а не низкое для многих животное. Тем более что снималась она практически встав с костылей после травмы на катке в начале съёмок. Боярский настоящий рокер, блестящий певец и актёр. А его наряд подчёркивает фигуру и стать. Он мне тут даже больше понравился чем в роли староватого Дартаньяна.
Очень интересно что Ласточку и Белочку играли актрисы с большими связями в культурной среде соответственно Румынии и СССР. Актрисы явно ревностно относились друг к другу и всячески вредили сопернице как могли. Так как каждую из трех версий фильма снимали одновременно, то версии для разных стран отличаются и у них свой монтаж. И вот в румынской и английской версии заглавную песню про маму запевает первой Ласточка, а Белочку и вовсе почти вырезали. А в версии для СССР запевает первой Белочка, а Ласточка уже идёт второй.
А уж сказать то что блатные актрисы переигрывали, это ничего не сказать.
В целом восприятие фильма позитивное, он довольно современный, игра основных актёров великолепна, песни цепляющие. Эмоций море. Советую фильм всем, и взрослым и деткам и всем тем кто ещё не видел эту европейскую жемчужину кинематографа популярную во всем мире и ещё недавно полузабытую у нас.
10 из 10. Общее впечатление перевешивает даже переигрывание некоторых актеров и кичливость нарядов персонажей.
2 сентября 2023
Фильм «Мама» — это музыкальная осовременная сказка «Волк и семеро козлят». В которой авторы смогли увидеть и показать волшебной силы историю материнской любви. Мама в радости, в горе и в борьбе за своих детей.
«Маму» сняли силами трех стран: СССР, Франции и Румынии. Я долго пытался прояснить всегда важный для меня вопрос: Кто же был главным? Несмотря на то, что в актерском топе здесь стоят только наши, справедливости ради надо признать: главные — румыны. И ниже я расскажу почему. Официально денег каждая страна вложила одинаково, доля СССР — 6 миллионов рублей. Тех еще рублей. Снимали в Румынии и на «Мосфильме». Основа съемочной группы — румыны, а французы записывали музыку и обрабатывали пленку.
Чтобы вы оценили масштабность проекта, расскажу лишь, что вышла «Мама» на трех языках: русском, румынском и английском. И для каждой версии все — ВСЕ! — сцены снимали отдельно. И каждый актер, даже маленькие детишки проговаривали свои реплики на трех языках!
Увы, фильм особо не собрал кинонаград. Однако, будь моя воля, свой Оскар я бы первым делом отдал за костюмы и декорации. Деревня, в которой мирно живут звери, сделана в народном румынском стиле. С персонажами сложнее, но все они — все без исключения — вышли удивительно красивыми. Художники фильма, а это в основном румыны, оказались богами своего дела. Эти фантастические парики, макияж, костюмы — всё яркое, всё оригинальное, но персонажи легко узнаваемы. И красивы. Даже Крамаров там красив!
Франко-румынская музыка мюзикла не победила время. И я считаю, что незаслуженно. Кроме основной темы «Мама» в фильме много замечательных мелодий. Авторы охватили широкий диапазон стилей: от фолка до рока. Нет, правда, там есть, что послушать.
Советский Союз обогатил фильм актерами. Это, действительно, тот золотой запас, который мы могли экспортировать в кино любого уровня. Жаль, что Железные Занавесы давали для этого немного возможностей. «Маму» расцветили своей игрой и Крачковская и принц советской комедии Крамаров и сам Олег Попов!.. Ну, Попов! Так, чтобы вы осознали величину, скажу следующее: в моем детстве все пацаны мечтали быть либо как Гагарин, либо как Олег Попов.
Но самый шикарный дуэт: это, конечно, Боярский и Гурченко! Уж простите, за дальнейшие слова, но Михаил Сергеевич там просто чистый секс. Красивый, аристократичный, демонический, пластичный. А что он делает голосом! Я посмотрел куски мюзикла на английском, полностью румынскую версию — и там дубляжи Волка даже близко не стоят с русскоязычным вариантом. Козу достойно дублировали, но голос Боярского никто и близко повторить не мог!
Образ «тети Маши» Гурченко более сдержан. Но и более глубок. Тут и женское обаяние, и счастье материнства, и горе утраты. В ней настоящая необоримая сила Матери.
Весь фильм строится на конфликте Козы и Волка. Но, хоть режьте меня ножом, в этом противоборстве было столько флирта! И это не мнение испорченного старика! Даже в детстве мне казалось, что в конце Волк раскается, исправится, они с Козой поженятся и будут вместе растить непоседливых козлят… Я не знаю, хотела ли вложить это в фильм режиссер Элизабета Бостан, но при бдительном прищуре можно разглядеть в Козе и Волке архетипичные образы Матери и Отца: Жертвенная Любовь и Эгоистичное Использование. Не знаю, не буду утверждать, но, если Элизабета выросла без отца…
Но отложим фрейдизм и поговорим о минусах, которых на мой взгляд целых два!
Во-первых, смазанная кульминация. Вместо апогея нам показывают полчаса фигурного катания! Блин, красиво, не спорю. И перед нами мюзикл, а не триллер. Но всё равно, на законы художественного произведения плевать с колокольни нельзя.
А вторая беда — это текст песен. Хоть, и написал их поэтический гений — Юрий Энтин — а текст в песнях звучал с натяжкой: то растягивался неправомерно, то слова сваливались в одну строчку кучей.
Возникло у меня подозрение, которое полностью подтвердилось после просмотра версий на иных языках. Музыка сочинялась не под русскую речь. Иные ритмы, иные сочетания гласных и согласных требовались для того, чтобы петь «Маму». Самая лучшая версия — румынская. Здесь каждое слово, каждая фраза подчеркивают красоту мелодии, а не занимаются противоестественным сексом.
А потому, если эта рецензия подтолкнет вас к просмотру «Мамы» — не поленитесь глянуть и на румынскую версию.
26 апреля 2017
Среди всяких там «The Rocky Horror Picture Show» и «Tommy» — фильм «Мама» («Rock’n’Roll Wolf», под таким называнием этот фильм выходил в западном прокате) занимает или мог бы занимать особое место.
Ну, во-первых это в самом деле детский рок-мюзикл.
Во-вторых, глэм — в самом, так сказать, соку. Всё очень ярко, гротескно и кричаще. И по-игровому весело.
А в-третьих, авторы умудрились намешать столько всего серьёзного и несерьёзного, что фильм — в итоге — превратился в какой-то даже уже мега-китч.
Детская сказочка? Только ли сказочка? История начинается с совершенно постмодернистского обнажения приёма — гримирующихся актёров. То есть, всё дальше — как бы не настоящее. Только же оно в самом деле — ненастоящее. В том и дело!
Потому что — если хоть чуть настоящее, то:
Коза сваливает тусить на ярмарку, оставив детей дома (пока всё «по сказке», а один из её сыновей тоже сваливает тусить на ярмарку (ай, молодец).
В Деревне между тем живёт некий «официальный злодей» Волк… И намёки на его давние и трогательные «отношения» с Козой — ну, слишком прозрачные.
Он намереваться украсть детей. конечно, для выкупа. Или «потому что у него никогда не было детей» (с)
Что?! Так это — драма одинокого Волка-мужчины?
Или это — гей-драма нескольких мужчин, которые слишком подчёркнуто одеты в в глэм-прикиды с их обтягивающими всё на свете трико?..
В общем, да. Очень детская сказочка…
9 из 10
19 марта 2015
Маленькая ремарочка…
Если абстрагироваться от излишей театральности и «пестрости» фильма, и вспомнить немного Крылова в чьих баснях каждый персонаж-животное символизирует какого-либо человека или качество человека, то можно бегло накидать следующую картину:
Попугай приезжает в город и зазывает всех на ярмарку, которая больше всего напоминает… дискотеку. Об этом в фильме говорит много вещей, например:
1)Сам Попугай — в фильме он символизирует образ поп-артиста;
2)Сам, так сказать, дух Ярмарки: светомузыка, поведение людей, явно не соответствующее покупкам, наконец, просто банальное отсутсвие торговых рядов;
3)Сами слова песни, просто попробуйте взглянуть на них свежим взглядом, мысленно заменив слова «ярмарка» на «дискотека», а «товар» на «тёлочка»:
Ах, ярмарка, свела меня с ума,
Мне нравится такая кутерьма!
У всех сияют счастьем лица,
Все мелькает и кружится,
Будто сказка к нам пришла сама!
Ах, ярмарка, как песня хороша!
Глядим мы как на чудо, не дыша,
Звучат гармони и гитары,
Здесь помолодеет старый,
Ноги пляшут и поет душа.
Посмотришь — пропадешь!
Любой товар хорош!
И тут, и тут, и тут
Тебя сюрпризы ждут!
Ах, ярмарка, веселая игра,
Пришла ко всем счастливая пора!
Как жаль, что нам нельзя беспечно
Веселиться бесконечно,
Веселиться с ночи до утра!
Подводим итог: Мама оставила детей дома, убежав на дискотеку, пришла под утро и обнаружила пропажу своего сына, который тоже убежал на дискотеку. Выходит как-то так…
6 из 10
9 февраля 2014
Детский мюзикл «Мама»-это шедевр! Надо просто пошире раскрыть глаза и вынуть бананы из ушей. Здесь каждая песня-хит! Шикарная игра актеров, прочувствование деталей, отличные грим и костюмы, а главное-это идея: всеобъемлющая, безмерная, терпеливая и безусловная, жертвенная и героическая любовь родителей к своим детям. У кого нет детей — те не поймут. Детям очень полезно посмотреть как можно раньше и по-нескольку раз — заставлять не придется, т. к. зрелище стоит того. Взрослым — посмотреть, чтобы на полтора часа остановиться, почувствовать добро в сердце и проникнуться нежностью.
21 марта 2013
С раннего детства из всех детских фильмов советского времени только этот фильм вызывал у меня такое отвращение — и в 7 лет, и в 10. Собственно и сейчас, через 30 лет я не понимаю происходящего на экране, когда вижу полсотни ряженых взрослых актеров, в чересчур ярких костюмах, вычурных париках и гриме; их слишком много в кадре, и слишком много сменяющих друг друга сценок с ними, смысл которых очень далек от сказки о семерых козлятах, а некоторые из них вообще очень двусмысленны.
Волк и компания собираются похитить козлят (которых, кстати, почему-то пятеро!), пока их мама-коза развлекается на ярмарке с огромным количеством разнообразных лесных жителей; похищение планируется неожиданно ради денежного выкупа — миллиона монет. То есть волк уже не волк, а хулиган-уголовник, занимающийся киднеппингом.
Актеры в фильме не играют в принятом смысле — они бегают, прыгают, пританцовывают и катаются на коньках. Вся эта пантомима идет под постоянный музыкальный фон. Все очень суетливо, слов — минимум.
Не воспринимаются и остальные персонажи фильма как животные из сказки, скорее это хореографическая клоунада переодетых дядей и тетей; и особенно печально, что в детском фильме дети вообще на заднем плане (козлята дома).
Тексты песен поражают примитивностью и однообразием, вдохновение в тот момент у автора отсутствовало.
Фильм сделан очень добротно, но абсолютно бездарно. Конъюктурщина и фальшь.
8 марта 2013
Причем «козлят» — это опять глагол.
Этот фильм меня раздражал с первых минут просмотра. Есть только две вещи, которые мне здесь понравились. Песня «Динь-дон, я ваша мама» и потрясающая фигура молодого Боярского в черном обтягивающем костюме. Но, увы, все остальное было просто никуда.
Я виню режиссера. Постановка перетянутая, фальшивая и слишком помпезная. В итоге переигрывает не только Гурченко, которая мне и так не слишком нравится, но и Боярский, и все остальные. Такое впечатление, что режиссер не ориентируется в чисто советском жанре «детский музыкальный фильм». Румынке это, с одной стороны, простительно, но с другой — чья идея была вообще устроить этот интернационал?
Очень, кстати, возможно, что именно как детский фильм «Мама» и сгодится. Дети младшего дошкольного возраста воспринимают несколько иначе все. Они любят, когда им все разжевывают, чтобы у фильма был невысокий темп и чтобы все было несколько гипертрофированно. Но практически все советские картины упомянутого жанра предназначены не только для детей, или хотя бы для детей всех возрастов. А тут — узкая специализация.
Еще и исходный сюжет подкачал. Его явно пытались, с одной стороны, переосмыслить, а с другой — оставить в рамках детского кино. А с «козлятами» это невозможно, тут или триллер о маньяке — похитителе детей, или о детях-чудовищах, или как было, других трактовок особенно не придумаешь.
Есть вероятность, что, знай я этот фильм с детства, я была бы к нему более лояльна. Ностальгия — сильная штука. Хотя… вот взять песни. Кроме упомянутой «Динь-дон» ни за что ухо не цепляется. Это при том, что «Питера Пэна» Нечаева я тоже впервые посмотрела уже взрослой, песни оттуда меня покорили. Так что дело не только в слишком позднем знакомстве с произведением.
В общем, глядя на эту кутерьму с явно и непривычно хорошим для таких лент бюджетом, я то скучала, то кривилась. В итоге, когда и длинные ноги Боярского примелькались, осталось только пожалеть о потраченном времени.
13 ноября 2011
Один из любимейших фильмов моего советского детства! А от песни «Мама — жизнь подарила…» даже тогда у меня, еще малявки, на глаза наворачивались слезы нежности. Долгое время этот фильм не показывали по телевизору, а теперь песенка про маму активно используется рекламщиками, что обидно до глубины души. А ведь в «Маме» очень красиво и доступно показано все то, чего так не хватает нам и нашим детям — доброты, любви, нежности. Даже отрицательные персонажи в этом фильме ведут себя «по-человечески», так что Волка мне всегда было жалко, было ощущение, что он плохой, потому что он же один, его никто не любит, и» у него никогда не было детей»(с). А в конце фильма, когда все персонажи поют заглавную песню и мирятся, я всегда себе представляла, что Волк и Коза поженятся.
В целом — великолепный мюзикл с запоминающимися песенками, хорошей хореографией, очень талантливой работой художника по костюмам, и великолепнейшей игрой актеров, смотрится легко, интересно.
Очень рекомендую этот фильм для просмотра с детьми, родителями и домашними животными и пусть атмосфера добра и любви прибудет в вашем доме!
10 из 10
24 апреля 2009
Один из тех фильмов, про которые можно сказать: волшебный!
Казалось бы, старая сказка, наивная идея — люди играют животных, да и лет уже много прошло… Но воплощение этой сказки!
Хочется смотреть снова и снова. Персонажи вызывают просто восхищение, особенно в исполнении таких талантливых актеров. Гурченко и Боярский просто вне конкуренции! Людмила молода и обаятельна, а Волк в исполнении Боярского настолько талантлив, что может затмить любых современных героев.
Можно смотреть и детям и взрослым.
10 из 10!
7 августа 2008