Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Китайская рулетка |
английское название: |
Chinesisches Roulette |
год: | 1976 |
страны: |
Германия (ФРГ),
Франция
|
режиссер: | Райнер Вернер Фассбиндер |
сценарий: | Райнер Вернер Фассбиндер |
продюсеры: | Жан-Франсуа Стевенен, Михаэль Фенглер, Барбет Шрёдер |
видеооператор: | Михаэль Балльхаус |
композитор: | Пер Рабен |
художники: | Питер Мюллер, Хельга Баллхаус, Курт Рааб |
монтаж: | Ила фон Хасперг |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1100000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 ноября 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Психологический триллер и ироничная притча в одном флаконе. Моё первое знакомство со знаменитым немецким режиссёром. В принципе, я понимал во что ввязываюсь поэтому не спешил с просмотром (ну и дел хватает). У каждого есть фильмы, определённые режиссёры, актёры, о которых можно сказать, что они не для меня. Я чувствовал, что Фассбендер из этой оперы. И ожидания меня не обманули, хотя и с оговорками.
Западная Германия времён экономического чуда. На экране новейшие на тот момент достижения немецкого автопрома, шикарно обставленный древний замок, ставший своеобразной 'дачей' для новоявленных нуворишей. Хозяин замка господин Крист приезжает сюда на выходные с любовницей-француженкой Ирэн. Там же появляется его жена Ариана с молодым секретарём. Всё это подстроено дочерью хозяев инвалидом Ангелой. Религиозный символизм виден невооружённым взглядом, выражаясь, например, в именах персонажей, хотя Фассбендер даёт их скорее в ироническом ключе. Ну и в духе постмодернизма тут раскиданы цитаты и сюжетные мотивы из Достоевского, Бюнуэля, Пазолини (это навскидку, что сразу прочитывается).
Перед нами многофигурная композиция. Восемь основных персонажей, связанных весьма запутанной схемой отношений. При этом фильм идёт менее полутора часов, за которые Фассбендер успевает накидать сюжетных узелков, которых хватит на целый сериал. Как пауков в банке он собирает персонажей, которые становятся и палачами, и жертвами. Довольно размеренное действие взрывается в финальные полчаса, когда происходит игра в китайскую рулетку. Тут актёры показывают высший пилотаж, играя лицом. Фильм стоит смотреть только ради этого (в остальном он мне не особо зашёл).
Не признать высокий сценарный, режиссёрский и актёрский уровни фильма нельзя. Причём, женские персонажи тут явно превалируют над мужскими. Холодная Ариана (Маргарет Кристенсен), женственная Ирэн (Анна Карина), домоправительница фрау Каст (Бригитта Миро), не говоря уже о блестящей девочке на костылях Ангеле, дочке хозяев замка, главном манипуляторе всей истории. На этом фоне тот же Крист, его секретарь несколько теряются. Только Габриэль, сын фрау Каст, мнящий себя писателем, довольно интересен.
В саундтреке Фассбендер соединяет классическую музыку Густава Малера с электронной Пьера Рабена. Понятно, что это своеобразная притча о старой и новой Германии и та же тема фашизма тут прозвучит. Люди преисполняются различными материальными благами, при этом моральные и нравственные императивы становятся для них всё более размытыми.
Теперь о парадоксах. Уровень фильма заметен. Фассбендер попытался в определённой степени воплотить на экране слепок из жизни. Отсюда многозначительные фразы и сюжетные узлы, ведущие в никуда. При этом кульминация несколько театральная. Картина снята двумя операторами (что заметно на контрасте городских сцен в традиционной манере и изысканных сцен в замке). Да и с пост иронией Фассбендер перебарщивает. Финальная брачная клятва ну не особо вяжется.
Да, это любопытный экспериенс. Фильм, конечно, хороший, но пересматривать я его не буду.
7,5 из 10
23 февраля 2022
'Китайская рулетка' - первая картина Райнера Фассбиндера, с которой я решил начать ознакомление с этим выдающимся режиссёром. И эта его работа в достаточной мере сумела произвести на меня впечатление. Фильм весьма тонко срежиссирован, сценарий достаточно самобытный. Также с технической точки зрения он безупречен. Особенно понравилась операторская работа и прекрасно подобранная музыка. Блестяще справились со своими ролями Анна Карина, Маргит Карстенсен, Александр Аллерсон и ещё совсем юная Андреа Шобер. Сама картина - это настоящий парад лжи, жестокости, предательства и лицемерия. Понравился режиссёрский посыл зрителю. Также фильм показался чересчур высокопарным. Но это лишь идеально вписывается в общую картину происходящего и добавляет плюсов работе Фассбиндера
8 из 10
9 ноября 2021
Этим фильмом режиссер Райнер Вернер Фассбиндер вынес вердикт всему сложившемуся немецкому обществу той поры. На примере богатой супружеской пары и их любовников режиссер в присущей ему неповторимой манере показал моральные устои и стереотипы буржуа.
Вот оно новое общество, вроде бы правильное и целомудренное, но это лишь поверхность, так сказать видимая часть. Внутри же, в сокрытом от глаз окружающих, общество полностью прогнившее и лишенное всяких моральных принципов. Оно не дееспособно и не может вывести страну на новый уровень развития, на это кстати и намекает финал ленты, он как окончательный и бесповоротный приговор. Но каждый будет трактовать финальные кадры по своему, ведь он сделан в двойственной манере и оставляет зрителя додумывать случившиеся до конца самому. Для меня же, после просмотра, напрашивается очевидный вывод что излечения от коричневой чумы не произошло, люди до сих пор связаны оковами национал — социализма. А такая концовка это как единственный способ по Фассбиндеру избавится от страшного и ужасного, только остро радикальные меры способны помочь его стране. Взгляд и видение которые безусловно имеют право быть.
Режиссер этой картиной смог донести до своего зрителя всю остроту сложившейся проблемы. И решение нужно принимать или будет непоправимое. Сколько же выстрелов должно быть, один или восемь? На мой взгляд режиссер ответил на этот вопрос полностью своей лентой. Порок, ложь, обман и лицемерие как подноготная основа общества родной станы Фассбиндера. И это к большому сожалению является неотъемлемой частью для многих развитых обществ подавляющего большинства стран мира.
Смертельная рулетка здесь игра в которой правила непонятны и абсурдны, она хаотична и неразборчива, как вся наша жизнь и по правилам игры не стоит ждать. Сыграть по четким правилам не получится, ведь те кто будет в нее играть правила и догмы жизни не соблюдают, поэтому как живут так и играют, какая жизнь такая и игра.
Картина достаточно не проста для восприятия, сделана она в вялотекущей манере и все интересное в ней приходится аккурат на концовку. Тяготеющая к арт — хаусу и камерности лента тем не менее производит неизгладимое впечатление и наталкивает на размышления после просмотра. Актуальность данной темы будет наверное всегда. Новое без беспощадного искоренения старого не построить, как главный вывод картины.
8,5 из 10
15 июля 2016
Благодаря идиотскому стечению обстоятельств, в одном доме оказывается кучка взаимно ненавидущих друг друга людей, связанных между собой семейными и всеми другими видами уз.
Несмотря на некоторую театрализованность действия, фильм смотрится тяжеловато. В первой половине действия трудно сфокусироваться на чем-то одном, увидеть основную линию рассказчика. Даже создается ощущение, будто Фассбиндер сам толком и не понял, что именно хотел сказать, решив в этот раз просто охватить целый социальный класс и подтрунивать над ним.
Кажется что и харакетеры не особо прорисованы, никто не вызывает никакого сопереживания. Как и полагается комедии в истинном ее значении, здесь напрочь отсутствуют положительные персонажи. Но всё равно это поначалу немного разочаровывает. Как-никак первое серьезное знакомство с режиссером (до этого мне довелось лишь видеть «Капли на раскаленных скалах», поставленных по его пьесе, но срежесированной Франсуа Озоном, спустя годы после смерти самого автора).
Тот самый случай, когда название не просто намекает на важный момент в фильме, а просто ставит огромный указатель на самое интересное. Считаю, что настоящее кино не всегда начинается с самого начала фильма. Для меня кино начинается с момента погружения в фильм, когда интересует лишь момент здесь и сейчас. Мой фильм начался с того момента, когда началась собственно сама игра.
Используя приятные цвета, плавные движения камеры, фильм всё равно смотрится тяжеловато даже на визуальном уровне. Много воздуха, но дышать тяжело. Камера часто фокусируется на губах персонажей, когда то что говорят, важнее того кто это говорит. Взяв на одну из главных ролей Анну Карину, музу Годара, яавляющегося вдохновителем для самого Фассбендера, он использовал ее актерские возможности очень скромно. И действительно, люди у него крайне карикатурные, да и не люди вовсе — а персонажи. Автор нисколько не стремится к «очеловечиванию» персонажей, что можно принять за склонность к водевильному жанру, но в данном случае это попросту не имело особой важности.
Здесь проявляется один из основных мотивов творчества Фассбиндера — паразитирования друг на друге. В его фильмах люди всегда существуют лишь за счет других. Хотя в этом паразитировани он нахоит и хорошие стороны. Отрицая силу родственных связей он не отрицает наличие духовных. Но он не моралист и не стремится осуждать или направлять людей на верный путь, предпочитая однолй рукой показывать пальцем, а другой прикрывать смеющийся рот.
А игра замечательная, надо опробовать.
8 июня 2013
На примере двух пар случайно встретившихся в загородном поместье Фассбиндер разбирает по косточкам все немецкое общество, рассуждает о его судьбах после второй мировой войны и свержения фашизма.
Один из ключевых вопросов фильма, является в том числе одним из важнейших вопросов философии: «Если у человека есть душа, то смертна ли она?». Сам Фассбиндер, на этот вопрос отвечает скорее утвердительно, его герои все злодеи как один и создается впечатление, что хотя они не умерли, но душа их мертва. Он показывает что официально отказавшись от фашизма немецкое общество не пережило его, не переварило. Алчность, злоба, лицемерие, ложь, глупость все эти качества присутствуют у его героев и сложно найти в них что-то человеческое за исключением оболочки. При этом он показывает, что так называемая любовь — не есть спасение от пороков, любовь может прекрасно с ними уживаться и процветать.
Достоинств у фильма много: глубокий философский взгляд, игра актеров, операторская работа.
Недостатки найти сложно. Кому-то фильм может показаться затянутым, скучным, без особого развития сюжета, ведь фактически весь фильм проходит в нескольких комнатах.
В целом могу сказать, что фильм потрясающий, если не гениальный и безусловно заслуживает просмотра людей, интересующихся настоящим кино.
10 из 10
11 марта 2011
Драма
Богатый промышленник Герхард Христ (Александр Аллерсон) приглашает в загородный дом свою любовницу Ирэн (Анна Карина). Их покой нарушает приехавшие буквально сразу его жена Ариана (Маргит Карстенсен) со своим любовником (Ули Ломмель).
Выдающийся немецкий режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер снова создал работу, не похожу ни на одну из остальных его картин, однако очень точно вписывающуюся в его творчество и придающую ему целостность как явлению.
Этот фильм о разложении общества, об иррациональности института брака и о некоторой ущербности человеческих отношений. Не случайно дочь Христов калека, причём больше не физически, а духовно. Ведь именно она подстраивает эту неприятную встречу, в результате которой, на удивление, все ведут себя очень интеллигентно и сдержанно, а единственным всплеском эмоций был только лишь нервный смех Арианы.
Далее в действие картины постепенно начали входить второстепенные персонажи. Их тоже было четверо. Примечательно наблюдать и кадровую работу Фассбиндера. Музы всех его фильмов Ханны Шигулы в этой картине не было, однако одну из ключевых ролей играла муза Жана-Люка Годара Анна Карина. К слову сказать, Фассбиндер с большим уважением относился к творчеству французского гения, и некоторые его картины можно даже сопоставить по стилю с фильмами Годара. Игравшая горничную Бригитте Мира в ленте Фассбиндера «Страх съедает душу», вышедшей на экраны двумя годами ранее, а вот игравший её сына Фолькер Шпенглер спустя два года блестяще исполнит главную мужскую роль в шедевре этого же немецкого постановщика «В год тринадцати лун».
Несмотря на камерность происходящего действия, картина не выглядит как отснятый на видеокамеру театр, а напротив предельно кинематографична и использует по максимуму все приёмы, которые предоставляют возможности вида искусства. Особенно впечатляют акценты на персонажах и плавные переходы от одного из них к другому или захваты камерой логической группы людей в сцене непосредственно игры в китайскую рулетку, игру с достаточно любопытными правилами.
Творчество Фассбиндера и, в частности, эта его картина, оказало большой вклад на развитие кинематографа, в первую очередь, конечно же, артхауса. Лента «Китайская рулетка» в 70е годы стала своеобразной стилевой вариацией фильма «Шёпоты и крики» шведского постановщика Ингмара Бергмана. Несмотря на то, что картина Фассбиндера не настолько мощная чисто художественно (пожалуй, в построении кадра в камерном фильме «Шёпоты и крики» переплюнуть вообще на грани фантастики), она интереснее, на мой взгляд, по содержанию и постановке, к тому же выглядит куда более современно. Думаю, что у Франсуа Озона это был один из фильмов, направлявших всё его творчество.
Подводя итог, скажу, что немецкий автор и режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер снял выдающуюся ленту по содержанию, художественной выразительности, мощности подачи для зрителя, влиянию на мировой кинематограф. Абсолютный шедевр!
10 из 10
1 августа 2010
«Китайская рулетка», принадлежащая к срединному периоду творчества Райнера Вернера Фассбиндера — очень острый и зрелищный, несмотря на камерность действия, фильм, в котором мишенью режиссера становится целая компания немецких буржуа и их слуги.
Германия 70-х годов уже давно пожинала плоды послевоенного «экономического чуда» — в фильме мы увидим великолепных представителей немецкого автопрома того времени и роскошно обставленный загородный особняк. Но моральные ценности немецкого общества, по мнению Фассбиндера, с ростом экономического благосостояния резко пошли на спад, и он жестоко, и вместе с тем изящно препарирует их в «Китайской рулетке».
В замкнутом пространстве загородного дома по воле случая встречаются супруги Крист, приехавшие поразвлечься со своими любовниками. Однако и неожиданная встреча, на первый взгляд, никому сильно не мешает, даже дамам: ни холодной циничной фрау Крист, ни более женственной и человечной мадемуазель Ирен.
И господа, и слуги в этом доме подобрались занятные. В их изящных саркастических фразах, в неуловимо многозначительных взглядах — всего лишь вершина айсберга, в котором правят бал предательство, ложь, ненависть. Здесь и нацистское прошлое, совсем не ко времени напомнившее о себе, и плагиаторство, и совесть, утопленная в молчаливом соглашательстве, и глубоко порочная система ценностей людей, для которых собственный комфорт намного важнее воспитания единственного ребенка.
Спустя день в дом приезжает дочь-подросток, не по годам развитая калека, для которой лучшие друзья на свете — ее немая няня и многочисленные бездушные куклы. С ангельским именем и поистине дьявольским стуком своих костылей, девочка является лакмусовой бумажкой для взрослых, с одной стороны, и несомненным раздражителем, катализатором действия, кукловодом, с другой.
Отдельных слов заслуживает свободно движущаяся живая камера, выхватывающая порой потрясающие ракурсы в ограниченном пространстве. Большая часть фильма проходит в комнате со стеклянными кубами, которые как зеркало — метафора совести — отражают персонажей и разрезают пространство на части. Герои фильма прячутся за эти поверхности, когда скрывают свои чувства или говорят неправду.
Напряжение неумолимо нарастает ближе к драматической кульминации фильма — игре в «китайскую рулетку», с ее все более и более провокационными вопросами и ответами, которые срывают маски с собравшихся. Выигравших и проигравших в этой рулетке не будет. И так же неумолимо стреляет пистолет…
«Китайская рулетка» с ее тонким и напряженным психологизмом, музыкой Густава Малера и Пера Рабена, ироничными диалогами и оставляющей немало загадок концовкой является одним из лучших фильмов Райнера Вернера Фассбиндера.
9 из 10
15 января 2010
еперь окончательно стало ясно откуда растут ноги практически всего творчества модного нынче французского режиссера Франсуа Озона. И имя этого источника Райнер Вернер Фассбиндер. Причем у немца получалось показывать многие запретные общественные темы гораздо тоньше и нескандальнее, чем это выходит у француза, склонного к чрезмерному китчу и эпатажу.
Фассбиндер умело плетет тонкую и почти невидимую материю человеческих отношений, вскрывая наболевшие язвы общества. «Китайская рулетка» — умная, провокационная (в хорошем смысле этого слова) практически камерная драма, держащая в напряжении весь свой пусть и небольшой хронометраж. Это безусловный талант мастера отсечь все лишнее, как скульптора, и вывести чистую квинтэссенцию без лишних вредных добавок в виде ненужного времени продолжительности. Из-за чего нередко провисает сюжет.
Здесь все по делу, надо смотреть не отрываясь, т. к. можно пропустить что-то главное и важное для сюжета. Диалоги выстроены на запредельных высотах — сарказм, издевка, ложь и провокации сквозят чуть ли не в каждой фразе.
Западнонемецкое буржуазное общество после падения гитлеровской власти постепенно деградирует в своем богатстве, ради развлечения придумывая все новые трюки, скрашивая свою скучную жизнь. Скучающие особы развлекаются как могут — меняя партнеров, подворовывая чужое творчество, проверяя друг друга на прочность как им кажется невинными забавами. Жена и муж устали от семейной жизни? Не беда, всегда можно найти замену, поочередно приезжая в собственный замок. А как быть если застали? Тоже не страшно, можно рассмеяться, сведя все это к шутке. И пожав руки, выпить за знакомство.
И все бы ничего, один момент мешает. Ребенок, маленькая полупарализованная дочь со своей няней ведут собственную игру против взрослых, мстя безвольным родителям, пытающимся изобразить подобие жизни. Девочка выступает тут, как подобие давно заснувшей совести (так по крайней мере кажется самому ребенку). Но не простой, с честными жизненными принципами, а плетущей свою интригу. И воспринимающейся родителями как подлинное исчадье ада.
Змей-искуситель, предлагающий игру, показывающую, кто чего стоит в этой жизни. И вывод неутешителен. Виновны все, как это было у Агаты Кристи. И неверные мужья и жены, и безвольные любовники, предпочитающие такое прозябание, и прислуга — плагиатор и бывшая нацистская приспешница, и девочка с няней, заигравшиеся в разоблачения.
В финале должно прозвучать восемь, а не два выстрела, но на то это и китайская рулетка. Кому то повезло, а кому то нет. Правда это не русский аналог, тут играют по несколько иным правилам. И не всегда справедливым.
Общество, в котором остались корни фашистской системы, где процветают порок и обман, причем все это никак не осуждается, постепенно разрушается и вырождается. Римская, Византийская и Османская империя это наглядно показали. Приговор суровый, но к обжалованию не подлежит. Весь мусор надо выметать. Нещадно. Иначе новое будет трудно построить.
14 ноября 2008