Каждому свой ад
À chacun son enfer
7.5
7.1
1976, драма, детектив
Франция, Германия (ФРГ), 1 ч 45 мин
В ролях: Анни Жирардо, Стефани Ийель, Фернан Леду, Эдит Скоб, Анна-Мари Ханшке
и другие
Счастливая семейная жизнь главной героини, жены преуспевающего бизнесмена и матери двоих детей (сын-старшеклассник от первого брака и маленькая дочка от второго), неожиданно оборвалась, когда неизвестный похитил девочку и потребовал за нее выкуп... Мать решается на сотрудничество с полицией.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Каждому свой ад

английское название:

À chacun son enfer

год: 1976
страны:
Франция, Германия (ФРГ)
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Морис Феллу, Эннио Гуарньери
художник: Робер Клавель
монтаж:
жанры: драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 февраля 1977 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, детектив

Постер фильма «Каждому свой ад», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Каждому свой ад», 1976

Мадлен, в общем-то, самая заурядная женщина средних лет, узнает, что ее младшую дочь похитили и теперь требуют выкуп. С полицией сотрудничать нельзя, и бедная женщина пытается обратиться к преступнику посредством телевидения. Но даже после выполнения всех условий похитителя бедной женщине придется наблюдать, как ее мирная жизнь рушится в пух и прах буквально за пару дней. Потому что похитителю были нужны не деньги.

Тут-то и вскрывается бездна непознанного. Здесь и толпы посторонних людей, штурмующих после прямого эфира дом Мадлен, среди которых можно увидеть откровенно сумасшедших, показушно сочувствующих зевак, обывателей, требующих хлеба и зрелищ. Здесь и проныры-журналисты, готовые без мыла пролезать в любую дыру и делать сенсацию на человеческой трагедии (что, разумеется, не новость, еще черно-белые «Туз в рукаве» и «Сладкий запах успеха» раскрывали тему вдоль и поперёк). Здесь и муж, с которым горе вроде бы одно, но толку от этого человека мало, и свёкр, который очень вовремя вспоминает, как его сын женился на женщине с ребенком, и упрекает тем, что родители даже и не подумали торговаться с похитителями. Здесь и комиссар-сухарь, который кажется самым адекватным из нынешнего окружения Мадлен — просто выполняет свою работу: сухо, методично, не размениваясь на лишние эмоции.

В целом весь фильм выглядит суховатым на эмоции — режиссер будто и не пытается давить на жалость примитивными приемами. Сама ситуация, её простота и безыскусность, в сочетании с магнетически прекрасной игрой Анни Жирардо создает мощнейший эффект. По-настоящему инфернальная история обычной с виду, ничем не примечательной семьи. У Александры Марининой в одной из книг про Каменскую упоминается печальная статистика о возвращении заложников. И поясняются причины — логичные, но от того и страшные. В фильме же, правда, всё упирается в куда более мрачную причину. И этим фильм и ужасает по-настоящему (любой ужастик в мгновение ока заткнет за пояс), этим он действительно жуток. Всё это при минимуме средств художественной выразительности (той же музыки крайне мало, хотя композитор не кто-нибудь, а Владимир Косма), общей серости картинки и в целом отсутствии какого-либо размаха. При внешней прозаичности и даже незамысловатости сюжета — вряд ли многим составит большого труда догадаться о личности преступника и чем всё закончится — ощущение липкого ужаса и неподдельного саспенса не отпускает ни на минуту. Одна лишь сцена, в которой Мадлен идет к заветному синему пакету, чего стоит. Когда понимаешь, что ничего хорошего она там, скорее всего, не найдет, но и оторваться от просмотра нет никаких сил, когда кожей ощущаешь этот животный страх.

Можно ли упрекнуть Мадлен за ее поступок в конце? Вряд ли. Каково жить с подобным грузом на душе, копаться в себе и думать, может, это ты где-то недоглядела, вовремя не увидела, не поняла, не предостерегла… каково обитать в столь любовно и цинично созданном аду специально для тебя? И представить страшно.

Поразительная, до глубины души правдоподобная игра Анни Жирардо, которой она затмевает всех и вся. Причем настолько, что ее партнеры по фильму кажутся крайне блеклыми и невыразительными. В этом, к слову, можно узреть и недостаток — Жирардо перетягивает одеяло на себя практически в любой сцене (но и замечательно держит при необходимости одной лишь собой зрительский интерес). Такому сложно соответствовать.

Давно от просмотра фильма не оставалось подобного… послевкусия.

26 августа 2021

Приказа верить в чудеса не поступало

В раю мне будет очень скучно,

А ад я видел на земле.

(Саша Чёрный)

Теперь я представляю себе, что такое пытка в преисподней.

Мне теперь известно, как выглядит апокалипсис. Он звучит в ушах шумом заводящегося машинного мотора, режет зрение лучами прожекторов и щекочет лицо медленно сползающими по щекам слезами. Сам же он состоит из пугающе обыденных мелочей: из женского лица, прикрытого ладонью, из журналистов, пришедших набить свой карман людским горем, из ярко-голубого пакета, лежащего в свете фар. Свершился конец света в локальных масштабах, но люди чрезмерно заняты позёрством и ненужным рвением, чтобы заметить это.

«Каждому свой ад» — ужасно тяжёлый, сильно давящий и в то же время шокирующе правдивый фильм на тему семьи. Он лишён приёмов, которыми изобилуют триллеры, психологические фильмы и семейные драмы. Он держится на сюжете, в котором нет сверхсложных перипетий и изощрённой жестокости. В нём нет того, что шокирует среднестатистического человека — жестоких медленных убийств, звучащих в подкорке мозга людских истерик и толпы, собравшейся перед зданием суда в едином порыве линчевать преступника. Два главных козыря фильма — это удивительная художественная смелость, смелость не уйти в ненужные дебри морализаторства, героизма и исправления негодяев, и удивительно тонкое, психологичное и прямолинейное отображение личного ада каждого из героев. Без претензии на громкость, пафос и шокирующие эффекты, фильм режет зрительскую душу тупым ножом. Саму же картину можно сравнить с медленной, не приносящей облегчения пыткой в зубном кресле, с заточением в пожизненной одиночной камере без права на помилование. Режиссёр ни секунды не щадит зрителя, концепция фильма направлена на мучения для всех сторон, без какого-либо направления в сторону спасения. Каждому человеку уготован ад на земле, а небо, по всей видимости, для всех одно… Все счастливые семьи похожи друг на друга, и каждая семья несчастлива по-своему.

В фильме рассказана история женщины, у которой похитили дочь. И, хотя всё идёт так, как и должно быть в фильмах о похищениях — звонки, требования выкупа, толпы журналистов, невидимой красной линией проходит постулат о безнадёжности попыток. Сможете ли вы остановить несущийся на вас с бешеной скоростью каток для выравнивания асфальта? Можно ли сбежать, будучи глухо замурованным в четырёх стенах? Безнадёжность, мелодия разложения и фатального для всех участников исхода звучит лейтмотивом в тишине, давящей на уши. Хочется издать крик, чтобы эта тишина не провоцировала звучание в ушах реквиема. Потому что когда под ногами шатается почва и привычный уклад жизни трещит как щепка — невольно сходишь с ума вместе с остальным миром. Атмосфера паранойи, нервных жестов и ощущения, что кто-то медленно портит механизм вашей психики, заставляя вас страдать.

Спросим у любого человека, чем можно остановить насилие? Ответы могут быть самыми разнообразными по содержанию. Некоторые скажут об изоляции. Некоторые — о радикальных мерах. Некоторые опустят глаза и ударятся в бессодержательные рассуждения. Но уничтожение одного негодяя, десятка подонков или даже целого социума не даст ничего. Потому что концепция спасения — в милосердии и гуманности. В способности забыть мальчишески-дикарские замашки и посмотреть на проблему с нормальной точки зрения. Увы, люди плохо усваивают преподаваемые им самой жизнью уроки и не оценивают благ. Значит, мы продолжаем шагать с концепцией того же самого — отвечать на маленькую неприятность лавиной ненависти и садизма, насилие с жестокостью обрушиваются на головы тех, кто никому не причинил зла, фатальные мотивы в исполнении расстроенного инструмента продолжают сеять в людских душах горе и хаос. И семья, здоровая ячейка общества, в которой должно чувствовать защиту и покой, превращается в неиссякаемый источник тупой боли, который по каплям вливает в душу яд. Когда на душе настолько плохо, что не плачется, нет сил устроить истерику, выплеснуть в битье чашек тот жесточайший негатив, который нельзя проглотить, и спустить в душевном разговоре накопившийся пар. Когда есть только молчаливое отчаяние, сжигающее душу и селящее в личном мире саднящую пустоту.

А если вдуматься, то ужасным в каждом преступлении является далеко не сам факт свершения преступления. Не жестокость, с которой оно совершается. Даже не то, что преступнику удаётся ускользнуть от правосудия. Ужасающей является повседневность. Привычность и обыденность того, что каждый день на земле души десятков людей кричат о конце света. То, что люди в этом кругу злодейств меняются, как стёклышки в калейдоскопе. Как будто заварку помешали ложкой. Имя Пети меняется на имя Васи, слова об убийстве матери сменяются на слова об инцесте, но этот конвейер личного ада работает под тяжестью глобальной проблемы. Проблемы психического здоровья и вменяемости отдельных не лучших экземпляров человеческого рода, которые, ввиду природной гнили характера, филигранно доводят ближних своих до могилы. В психиатрии, кажется, невменяемыми считаются люди, которые едят на обед гвозди. А можно ли назвать нормальным человека, кого-то зверски замучившего и убившего и получающего наслаждение от страданий родственников жертвы?.. Но повседневность такого ада — только полбеды. Вторая часть беды — то, что к подобным людям в цивилизованном обществе излишне гуманное отношение. Их признают психами и они засоряют психлечебницы. Абсолютизация тезиса о человечности превращает последнюю в свою полную противоположность.

Концовку фильма, ужасно тяжёлые последние несколько минут, можно интерпретировать совершенно в разных направлениях. Но следует принять во внимание факт, что далеко не всегда родственные связи являются счастьем и даром, некоторые тащат их, как тяжкий крест, хотя, может, единственной ошибкой была любовь, благодеяние, оказанное недостойному и ввиду этого перешедшее в злодеяние. И должно быть право выбора между тем, чтобы дальше тянуть личную проблему под тяжестью глобального, или оборвать ненужные мучения, выбора между ужасным концом и ужасом без конца.

Фильм «Каждому свой ад» — это отличный способ причинить себе депрессию и испытать смягчённый вариант той боли, с который человек незнаком, но о которой знает, что будет больно. Как порой возникает глупое желание проверить стереотипы и проверить, насколько больно, когда ломают челюсть или притрагиваются к жидкому азоту. Но эта боль будет недолгой и легко забывающейся лишь для тех, кто не ощущал себя бессильным перед давящими на голову семейными проблемами. Для тех, кто не понаслышке знает, что это такое — когда слово «семья» прикрывает собой слово «ад» подобно тому, как плохо выкрашенные полы прячут под коврами — фильм окажется уничтожающе понятным, и именно такие люди смогут сполна прочувствовать картину и понять все задумки режиссёра. Тем же, для кого семья всегда была местом покоя, счастья и доверия, не стоит портить себе настроения, ведь в жизни полно и других проблем.

С сердечными чувствами и грустной любовью, посвящается моей матери.

2 октября 2010

Драма Каждому свой ад появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Андре Кайат. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Анни Жирардо, Стефани Ийель, Фернан Леду, Эдит Скоб, Анна-Мари Ханшке, Роже Мирмон, Мариус Лори, Jean-Louis Lescène, Ален Шевалье, Жан-Поль Трибу, Франсуа Тиммерман, Жан-Клод Магре, Ален Береги, Франсуаза Бонне, Жак Буаниш.

Производство стран Франция и Германия (ФРГ). Каждому свой ад — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.