Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Древо желания |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Тенгиз Абуладзе |
сценаристы: | Тенгиз Абуладзе, Реваз Инанишвили, Георгий Леонидзе |
продюсер: | Нино Натрошвили |
видеооператор: | Ломер Ахвледиани |
композиторы: | Яков Бобохидзе, Бидзина Квернадзе |
художник: | Реваз Мирзашвили |
монтаж: | Гулико Омадзе |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 декабря 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Дерево. Древо. Не простое, а волшебное. Из древних легенд или детских сказок. То, что исполнит твоё заветное (а может и не заветное) желание. Жаль, что желания у разных людей редко совпадают, а часто и противоречат друг другу. И если исполнить желание одного, то можно разрушить жизнь другого..
Никто не спрашивал прекрасную, будто ангел, юную девушку хочет ли она выйти замуж за самого завидного жениха в деревне. Никому не интересно было, что она любит другого - бедного, но доброго юношу. Ни отец родной, ни родная бабушка. Лика Кавжарадзе и впрямь выглядит неземной какой-то красавицей. Эти глаза, эта воздушная походка..
Другой герой жаждет прогресса, желает перемен и грядущих бурь. На что ему возражает старейшина, мол, а хорошо ли будет от этих перемен? И вроде слушаешь, соглашаешься со старейшиной, дело говорит, правильно. Но к чему его морализаторство упрямое приводит?
Бродит местная 'Джельсомина' - Фуфала (бесподобная Софико Чиаурели!) со своим накрашенным лицом да дырявым зонтиком. Смешная такая, все мальчишки её дразнят, насмехаются, а она знай ругается на них в ответ да вспоминает далёкую молодость. Смешная-то, смешная, но трагичная она фигура. И когда под шум грозы пойдёт деревня своим зловещим шествием, дурочка Фуфала окажется много лучше и человечнее иных.
И всё как-то нескладно, местами карикатурно, будто бы и не про жизнь. То слишком красиво, так прекрасно и возвышенно, что и не встретишь нигде. То нарочито дурашливо, нелепо, комедийно. Феллини бы понравилось, в его духе, только не Италия, а Грузия. И вдруг гроза, ливень. И вмиг всё оборачивается в трагедию. Не нашёл чудак своё волшебное дерево, не поймал золотую рыбку.. Искал он счастья для себя, для своей семьи. И все вокруг его искали, каждый в своём. Но не нашли. Только своими руками погубили самое лучшее, что у них было.
Такого рода картины, как 'Древо желания' Тенгиза Абуладзе невозможно оценивать обычными мерками. Постановка, сценарий, операторская работа, актёрская игра - само наличие этих слов рядом с таким прекрасным творением человеческой мысли вызывает какой-то внутренний протест. Поэтому писать обычную рецензию я не буду. 'Древо желания' надо просто увидеть. Понять. А может и не понять, но всё-таки увидеть. Сколько смыслов, сколько образов, аллегорий, символов можно в нём увидеть! Как же мало людей смотрели этот шедевр! Всего 8 рецензий и самая последняя 2018 года. Это удручает. Среди руин и пыли вдруг выросло гранатовое дерево. Для кого? Для чего? Посмотрите на чудо, пока оно есть.
15 декабря 2022
Даже несмотря на относительную малоизвестность фильмов Тенгиза Абуладзе, не может быть никаких сомнений в том, что его трилогия является одним из самых знаковых событий для советского киноискусства. Нарративно, она охватывает собой целые исторические пласты, исследует характеры и судьбы людей в разные эпохи, но при этом, сквозь все пестрое разнообразие тем и персонажей, чудесным образом выявляет нечто единое и вечное, а именно — безвременно присущие человеку понятия любви, истины и жестокости.
Понять сущность трилогии Абуладзе — не самая простая задаче. Во-первых, дать ответ (или скорее подтолкнуть к его пониманию) она способна лишь вопрошающему. Смотреть на картины режиссера нужно не только с художественной точки зрения, но в большей степени, как на пример саморефлексии, отчаянной попытки прорваться сквозь форму к сущности, сказать кинопоэтичским языком о чем-то самом важном, непостижимом и невыразимом. Во-вторых, для понимания и проникновения в идею трилогии, при просмотре нужно полностью инвертировать хронологический порядок выхода фильмов на экраны. Небольшая подсказка и толчок к этому содержится уже в самих названиях лент — «Древо желания», с которого, естественно, все всегда начинается, после чего неизбежно следует «Покаяние» как начало самосознательности, признания за собой как субъектом «онтологической вины» и, наконец, «Мольба» как венец проникновения вглубь истинной субстанциальности, выход в сферу трансцендентных понятий. Здесь, конечно, нельзя не отметить, что мольба есть творческий процесс, требующий известной подготовленности, о чем речь будет идти в своем месте.
Однако необходимость вышеозначенной перестановки порядка просмотра, естественно, не ограничивается только этимологией. Если серьезно, то фильмы Абуладзе выстроены по вечному философскому принципу, который в свое время окончательно сформулировал Гегель, а именно — трилогия есть движение или развертывание самой жизни и ее окончательного смысла от начальной точки наличного «бытия-здесь-и-сейчас», нашего повседневного «быта», естественной жизни («Древо желания») к сфере абсолютного и самотождественного понятия Я-мира, видения себя-в-Боге и Бога-в-себе («Мольба»). Итак, объектом нашего сегодняшнего рассмотрения является первая ступень — наличное бытие или «Древо желания».
Многие критики при выходе фильма в прокат, сперва восприняли его как своеобразный компромисс и уступку Абуладзе по отношению к публике. После довольно холодного приема абсолютно иносказательной и метафизической «Мольбы», режиссеру пришлось несколько сменить направление и взять курс на более доступную кинопоэтику, приправленную философскими коннотациями. Потренировавшись на мелодраме «Ожерелье для моей любимой», художник взялся за по-настоящему крупный проект перевода на пленку рассказов известного грузинского писателя и поэта Георгия Леонидзе. В отличие от трансцендентной «Мольбы», нарратив картины никоим образом не вступал в противоречие с интересом широких масс публики, а скорее наоборот подогревал его трагически-драматической историей любви, наличием первоклассного юмора, реалистической репрезентацией повседневности и, не в малой степени, изрядной долей сексуальности, которая пропитывает фильм от первого до последнего кадра, оправдывая название ленты
Как мне кажется, основной задачей «Древа» для Абуладзе было выразить натуральность, яркость и чувственность жизни как таковой, изобразить ее «по-настоящему», во всем великолепии ее многогранности, ужаса, трагичности, раскованности, широте и необъятности. Благодатный литературный источник дал режиссеру целую палитру самых разнообразных, противоречивых характеров и ситуации, которые уплотнились в небольшом хронометраже до абсолютной степени. Конечно, каждый персонаж отнюдь не случаен в общем контексте повествования, у каждого есть своя метафорическая, иносказательная сторона. В какой-то степени он олицетворяет собой не только героя, но и целый социальный институт. Событие ленты происходят в переломное, революционное время, поэтому здесь нашлось место и бравым реформаторам, мечтающим о светлом будущем, пожилым и уважаемым мудрецам, чьи вековечные традиции воспринимаются уже не как рудимент, а настоящее помешательство, ученым, теряющим голову от стройного механизма под названием «мир» или похотливым, сребролюбивым священнослужителям, которые в основном занимаются поисками не Бога, а согласных на интимную близость послушниц. Однако в ограниченных условиях существования небольшой деревни «возвышенный объект идеологии» вышеописанных персонажей воспринимается односельчанами не иначе как повод для шуток. Единственная вещь, достойная внимания — это, конечно, сама жизнь. Как могут трансцендентные химеры революционного обновления, псевдорелигиозной истины, отживших свое обычаев или ведущей в никуда «бес-плотной» науки соревноваться с мощным течением «наличного бытия»? Чего стоят все теории рядом с улыбкой восемнадцатилетней красавицы Тамары, зачем нужны «методики верования» Августина обезумевшему от веры в чудо одинокому отцу пятерых дочерей, спасут ли революционные идеи влюбленного юношу, который натурально погибает от своей истинной, чистейшей и невиннейшей страсти напару с возлюбленной? Абуладзе, в свойственной только величайшим художникам манере, сумел показать истинное, вечно-юное, вечно-изменчивое и совершенно прекрасное лицо жизни «здесь-и-сейчас», всю прелесть текущего мгновения, разрывающего любые цепи моральных догм, идеологий, теоретических обоснований и прочих атрибутов, всегда следующих на один шаг позади, но завистливо пытающихся опередить настоящее, присвоив себе будущее.
Для репрезентации своей основной мысли Абуладзе выбрал идеальную форму и снял картину в чисто Феллиниевском ключе. Конечно, ни о каком плагиате тут не может быть речи, однако параллелизм просматривается однозначно. Что неудивительно, если учесть, что Абуладзе и Феллини стали хорошими друзьями уже после первого приезда знаменитого итальянца в Москву. Поразительно, насколько точно, изящно и аккуратно автор заимствует приемы из гениального гимна жизни — «Амаркорда», вышедшего за четыре года до «Древа». Это невыразимое трагически-радостное ощущение преходящести мгновения, которое навечно западает в память, у грузинского художника зазвучало новыми гармоническими тонами, красками местного национального колорита, нотками самобытного, архаического и аутентичного существования еще «незабытых Богом» местечек, увы, навсегда раскатанных мощным катком тоталитаризма.
Наконец, что касается формы, то стоит отметить, как ненавязчиво режиссер вкрапляет в сутолоку обыденности гениальные, эстетически совершенные кадры — белая лошадь, умирающая среди поля цветущих роз, молодая красавица, чей образ мистически вырисовывается сквозь пелену тумана (и растворяется в нем с ее смертью), орел, свободно парящий в бесконечном небе над всеми бедами и радостями жителей маленькой деревни. В то же время даже проходные диалоги работают на раскрытие характеров, в каждом слове чувствуется вечное движение животворящей реальности. Иначе говоря, кажется Абуладзе задумал синтезировать в своей ленте всю философскую красоту планов Антониони с бравурной естественностью неореализма. И получилось у него что-то совершенно уникальное и фантастическое.
Итак, с чего же начинается поиск истины? Как мы выяснили, с наших наличных ощущений. Сперва мы должны очистить их от всего наносного, увидеть жизнь вне примесей идеологии, в ее натуральной красоте, со всеми ее несправедливостями и чудесами. Ведь, как это и выявляет фильм Абуладзе, уже сама наша повседневность есть непрекращающееся чудо, даже самый непримечательный взгляд хранит долгую историю бед и радостей, любая проходная ситуация судьбоносна. Подобно героям фильма, для начала мы должны «влиться в жизнь», отринув пелену вечной и бесполезной «заботы». И, кто знает, может тогда нам «и раскроется наконец природа»?
4 февраля 2018
Очень любопытно следить за тем, как от фильма к фильму в трилогии Тенгиза Абуладзе меняются декорации и строй общества: «Мольба», несмотря на свою притчевую форму и «всеобщность» морали, рассказывает, в сущности, о родо-племенном социуме (если уж совсем грубо, то о войне нескольких кланов, живущих в горах). Затем идёт «Древо желания», относящееся к селу дореволюционного периода; и затем — «Покаяние», проходящее фактически в черте города (вообще это не совсем верно, потому что само действие редко когда выходит за пространство четырех стен, будь то церковь, резиденция диктатора или квартира главного героя, но тем не менее); это общество уже совсем урбанизировано, даром что оно сохраняет черты того самого, представленного в «Мольбе»…
Но не суть. Это размышление относится, скорее, к серии забавных наблюдений, и не более того.
«Древо желания» — это мозаика. Чистой воды село, в котором почти невозможно спрятаться или замкнуться, как в городе -огромное количество персонажей со своими историями и сюжетными линиями, почти отсутствует цельная сюжетная линия — при том, что сквозное течение в этом фильме почти что чеховское… Левацкий интеллигент, мятущаяся девушка, нищенствующая полоумная дурочка, мудрый старик, юродивый — и прочие, прочие люди со своими размышлениями, страстями и характерами. Они все взаимодействуют друг с другом, живут, и — как по Метерлинку, — «люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Несмотря на острую социальную направленность фильма, это драма в самом деле в духе Метерлинка — несмотря на приниженный быт жителей, тонко схваченные мелочи существования, это очень глобальная, глубокая, почти космогоническая притча, выходящая на принципиально иной уровень, чем это было в более прямолинейной «Мольбе». Пожалуй, это самый метафоричный фильм из трилогии Абуладзе — несмотря на общую иносказательность и религиозные мотивы, все же «Покаяние» и «Мольба» не настолько сильно возводят символизм в особый кинематографический приём, не так плотно вплетают его в свою поэтику — хотя, безусловно, он в них присутствует.
Просто в «Древе желания» метафора приобретает особое значение: она вплетена в структуру и пластику почти каждого кадра, в каждую монтажную склейку, звуковую и цветовую палитру… Именно поэтому этот фильм кажется (лично мне) не то невероятной красоты лоскутным одеялом, не то перламутром с тысячью оттенков, которых не способен уловить никакой глаз, а в особенности человеческий.
Наверное, именно поэтому о нём так сложно говорить, писать или рассказывать. Правда, очень сложно.
15 мая 2013
В то время как на Мосфильме снимались старые-добрые киноленты, тихая, но колоритная Грузия выпустила «Древо желания» — фильм, опередивший время, осевший на губах сладкой пыльцой горного воздуха, выскакивающего из груди песней.
Он повествует о крохотной деревушке, где традиции и мудрость предков — превыше всего, где любое новшество и каждая странность отторгается, будь то железная дорога, байки старой девы или россказни помешанного чудика. Но не все так чинно и смиренно, как могло показаться. В этом, поистине райском, уголке нашли свой приют лень и спесивость, похоть и глупость, злость и обман. Однако место нашлось и для мечты, красоты и любви, пусть и ненадолго. Как оказалось, столь чистые и юные чувства не смогли противостоять жестокости устоявшегося, но и прогнившего до черноты, общества.
«Древо желания» берет за душу, становясь ее неотъемлемой частью.
10 из 10
3 июля 2012
Картину Тенгиза Абуладзе «Древо желания» воистину можно причислить к произведению искусства. Этот шедевр нельзя назвать просто фильмом. Легка, воздушна, лаконична и мудра как поэма. Красочна, сказочна и завораживающа как произведение изобразительного искусства. Блюдо, которое нужно смаковать и вкус которого ни с чем несравним и незабываем. Нет, попробовав его, не хочется большего. Просто хочется навсегда запечатлеть то чувство оставшееся во время и после просмотра. Это 2 чувства. Я бы разделила картину на 2 части.
Первые 80 минут просмотра фильма я наслаждалась мастерством режиссера передавать гениальную красоту простоты. Это красное маковое поле, белый конь, парящий в небе орел. Мы наблюдаем за судьбами простых деревенских жителей, тем самым убеждаясь, что натура человека самое неизведанное и непредсказуемое явление. Каждый из них герой со своей трагедией.
«Любовь не умирает» утверждает женщина о чувстве, которое ей подарил человек, ушедший в мир иной 40 лет назад, нити которой до сих пор крепко связывают с прошлым и не дают двигаться дальше…
Или герой, жаждущий перемен, в поисках поезда — носителя прогресса. На что он слышит ответ старца, что « Когда придет поезд, разве воздух не загрязнится? Разве совесть сохранится у людей? Будем же осторожны, как бы черти не ухватились за нас.»…
Два молодых создания, нашедших друг друга в этом мире. Аллегории, приводимые влюбленной девушкой о том, что « роса — это слеза трав, а смеется земля весной цветами, а солнце — звездами, и там, где упадет материнская слеза — вырастет фиалка.» Первой, невинной и искренней любви не суждено было ощутить счастье, ибо « Трёх вещи не существует в этом мире — лестницы в небеса, моста через море и справедливости в мире…»
Истинный патриот, желающий вселить любовь к родине всем от мала до велика, утверждающий, что «Горы и равнины никогда не сравняются» …Отец семейства, живущий мечтой о золотой рыбке и волшебном дереве, идущий на всякие жертвы во имя своей мечты, ибо «Розу без шипов не сорвать»…
У каждого из них своё древо желания, и каждый из них существует надеждой когда либо добраться до него. Вслушиваясь в слова, понимаешь, что деревенские простаки глаголят истину, их беседы не замусорены лишними фразами, создается впечатление что они беседуют афоризмами. Не перестаешь восхищаться работой создателя картины, наблюдая за судьбами людей.
Вторая часть, последние 20 минут фильма заставляют взглянуть истине в глаза — такова жизнь во всей своей ужасающей красе. Человеку действительно приходится создавать иллюзорные опоры, дабы выжить в этой жестокой и несправедливой реалии. Смерть невинной жертвы несправедливости и клеветы заставляет роковую женщину признаться в том что она 40 лет обманывала и тешила себя пустыми надеждами о несуществующей любви. Глава семьи заканчивает жизнь, замерзнув под деревом, так и не отыскав золотую рыбку и волшебное дерево. Сторонник прогресса и истинный патриот страны осознают среди какой несправедливости и бесчеловечности они живут. И к зрителю невольно приходит понимание того, каков мир. И возникает недоумение… « Как может красивое гранатовое дерево вырасти среди грязи и пыли?… Откуда приходит и куда уходит красота?»
10 из 10
4 марта 2012
Сложно описать своё впечатление от этого фильма, потому что он очень многослойный. За 107 минут проигрывается столько ситуаций, что не успеваешь их проанализировать, нужно минимум несколько дней. Финал трагичен. Но так ли это, если призадуматься? Были бы герои счастливее, сложись всё по-другому? В аннотации пишут об истории любви, но сюжетных линий здесь гораздо больше: это и городская сумасшедшая в исполнении великолепной Софико Чиаурели, и продажный батюшка, и старейшина, на котором лежит ответственность за сохранение устоев поселения, и отец нескольких детей, который вместо того, чтобы работать и кормить их, ищет золотую рыбку, и бабушка, таскающая за руку внука-переростка.
Он также восхищает тем, что в нём нет однозначно положительных или отрицательных персонажей. Та же женщина лёгкого поведения, по которой вздыхают многие местные мужчины, по-своему видит этот мир и истинные мотивы и характеры людей. Невольно любуешься тем, как она выслушивает нравоучения старейшины, прекрасно понимая, что это не более чем слова. Её ирония, порой злая, показывает героев через их реакцию на эти посмеивания.
Это фильм о том, как строго соблюдаются установленные правила, даже если они неоправданно жестоки, о том, как здорово не подвергать их сомнению и ни в коем случае не идти против них, даже если от этого зависит твоё будущее, о том, как плохо, когда ты не вписываешься в общество. И о некоем переломном моменте, когда под сомнение ставятся старые истины, когда не всё так однозначно плохо или хорошо. Фильм о выборе, твёрдости духа, житейской мудрости, ответственности… можно перечислять бесконечно. Особо я бы выделила тему защиты своих детей от мира, потому что считаю, отец девушки просто предал её, позволив нежеланному браку случиться.
И дерево, расцветающее на развалинах дома, как мне кажется, символизирует то новое, молодое, сильное, что придёт на смену старому, затхлому и уже давно изжившему себя.
10 из 10
26 декабря 2011
Фильм начинается с гнетущей тишины, только слышен крик птицы, летящей высоко в небе. Что говоришь ты нам, птица? Ты летаешь над полями, красными от цветущих маков, видишь добрых и злых людей, видишь смерть, и жизнь…Ты поведала нам, птица, поэму об окрыляющей любви и злой зависти, о людях, совершивших суд над молодостью…
В одном селе жил юноша. Вышел в поле он, поле красное. Лошадь белая, стояла в поле там, стояла и упала навзничь. Мимо старец шел, понял старец, умирает лошадь и не просто так. Трава зеленая, буйна травушка, взросла на крови пролитой, крови пролитой в старину в боях. И теперь, вражья кровь, мстит, воюет с поселением. Эта кровь бурлит в сердцах, и несет с собой зависть страшную. Зависть эта, живет в душах жителей…
«Древо желания» Тенгиза Абуладзе — мозаика, сложенная из судеб жителей поселения. Мы увидим, странную женщину, никому не нужную. Её играет несравненная Софико Чиаурели. Ее персонаж, яркий и запоминающийся. Это женщина средних лет, выдумала себе любовь от безысходности и одиночества. Она добрая, к людям тянется, но натыкается на насмешки и презрение.
В фильме много колоритных персонажей: мужчина, в поисках золотой рыбки и дерева желания, пышногрудая красавица, священник, пастух, Марита и Гедиа. Марита и Гедиа полюбили друг друга с первого взгляда, они наблюдали любовь повсюду: в цветах, в рощах, в ветре, в облаках. Их любовь оказалась роковой для любящих сердец. Злые люди захлопнули в клетку девушку, выдав замуж за нелюбимого мужа…Что на это можно сказать: «Человек может вынести многое, но и он не в силах преодолеть людскую глупость»…
Это произведение, как стихи прекрасного поэта, между строк мы читаем заложенную правду. Смысл повествования, в определённом жизненном уроке, мы все живём, чтобы научиться чему-то… История попадает прямо в сердце, невозможно забыть девушку, тоскующую зимой, без весны, без солнышка. Для нее вся природа меркнет, если нет рядом любимого человека…
Гранат, выросший, на неплодородной почве, распускает свои алые лепестки Веры, Надежды и Любви. В обычаях многих народов, зёрна граната, считаются символом нерасторжимого брака, так и любовь Мариты и Гедиа, заключена на небесах, солнце согрело землю, и выросло дивное дерево, древо желания, древо Мира и Любви!
Грузинский поэт XVII века, Гарсеван Чолокашвили, писал о гранате в поэме «Восхваление плодов»:
И сказал фанат, вступая
Правды молвили вы мало,
Ничего граната краше грудь земная не видала.
От плодов моих обильных даже дерево устало,
И под кожицей моею — россыпь яхонта и лала.
10 из 10
4 марта 2011
Есть в мире Красота!
Фильм начинается с красивой, но печальной сцены: в поле цветущих красных маков умирает белая лошадь, фильм заканчивается красиво, но печально…
«Древо желания» — фильм о людях, озаренных мечтой. У каждого персонажа свой идеал. Один боготворит небо, другой землю, одни поклоняются плоти, другие возвышают дух. Одни умерщвляют плоть, другие душу…» (Тенгиз Абуладзе)
Фильм о «сумасшедших», живущих среди «нормальных». Фильм с большой буквы Ф.
А почему бы и не искать всю жизнь дерево желания, или надо «жить, как все», наперекор своему желанию?
Грузинский фильм-притча снят потрясающе! Более чем! Фильм-поэма…
31 октября 2009
«В персидском эпосе есть легенда о некоем силаче, будущем богатыре, с детства имевшем призвание к свершению чего-то очень великого. Он идёт на базар, и на него наседают, кажется, кожевенники. «Поклонись нам в ноги и ляг в базарную грязь, чтобы мы могли пройти по тебе!» И будущий рыцарь, сберегая силы для будущего, покорно стелется им под ноги — в грязь. Это неслыханное самообладание и жертва всем в целях достижения изначально возложенного, ужасно пленяет». Сергей Эйзенштейн.
Миф, сказ, осколок кинематографической античности — это «Древо желания», второй фильм логической трилогии Тенгиза Абуладзе. Такова уж грузинская традиция повествования, напоминающая то песню, которая каждым звуком остается в воздухе, то библейский сюжет. Доброта. Простота. Правда. Суть человеческая. Марито и Гедея, безумец и философ Бубала, трагичная аристократка и идиотка Фуфала, юродивый, ищущий в зимнем лесу цветущее древо желания, — ложатся в грязь косности, предрассудков, мещанской глупости и захлебываются в ней, чтобы мы протянули лестницу в небо, построили мост через море, и поселили справедливость хотя бы в своем сердце и, может быть, тогда, научились жить мудро.
Советская критика в адрес «Древа желания» в год его выхода — всего лишь подтверждение, что «большое видится на расстоянье». Фильм, задвинутый на полку фондов, живущий на экранах заброшенных полулегальных кинотеатров, как вино его страны, с каждым годом выдержаннее, взрослее и хмельнее в грусти.
«Молитвы приняты. Усмирены желанья». Мольба услышана, отцветает древо желаний, покаяние придет в 1984.
21 февраля 2009