Дни Турбиных
8
7.7
1976, драма
СССР
12+

В ролях: Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Петр Щербаков, Олег Басилашвили
и другие
Конец 1918-го, в разгаре гражданская война. На Украине еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных. Для семьи Турбиных, как и для всего русского офицерства, дворян, это было время мучительных раздумий и решений, время трагических потерь...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дни Турбиных

год: 1976
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Леонид Крайненков, Илья Миньковецкий
композитор:
художники: Алексей Пархоменко, Ольга Кручинина
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 ноября 1976 г.
на DVD: 5 марта 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к сериалу «Дни Турбиных», 1976

Видео: ТВ-ролик (Дни Турбиных, 1976) - вся информация о сериале на FilmNavi.ru
ТВ-ролик

Отзывы критиков о сериале «Дни Турбиных», 1976

Недоразумение

На мой взгляд, эта экранизация - сплошное недоразумение. Я закончил просмотр первой серии с непонятным чувством: толи досматривать весь фильм толи нет. Признаюсь, что книгу не читал. Смотрел Белую Гвардию Сергея Снежкина (2012 г.) - очень понравилось. Яркие герои, интересный сюжет, красивые декорации. В фильме Дни Турбиных я этого ничего не увидел. Декорации и костюмы скучны: унылые стены, минимум всяких предметов интерьера, неинтересные костюмы. Почему-то шинель Тальберга смотрится так, как будто её одолжили для съемок у знакомого милиционера. Возможно оно все так и было - и покрой и цвет шинелей, и почти голые стены с картинами... Но как-то все это смотрится слишком уныло, как наспех собранные декорации для дешевой пьесы в уездном городке. Отдельно хочу написать о героях и характерах. На мой взгляд, все смотрится как-то скучно, неестественно, и даже выглядит как откровенная халтура. Герои просто ходят и разговаривают. Возникает ощущение, что экранизировали не самую популярную книгу о не самом популярном витке истории, как будто 'для галочки'. Поэтому и герои играют расслабленно, не особенно выкладываясь, не стараясь изображать эмоции. Сеня сразу 'добил' типично женский жест Андрея Мягкова: его неестественный прыжок в кресло с поджиманием ног и дальнейшее сидение в этой позе еще и сложив руки. Выглядело это карикатурно, манерно, и по-голубому, уж извините. Басов просто вошел в дом в гриме - больше ничего не указывало на то, что его герой до костей промерз. Сразу вспомнился Пореченков, который отлично сыграл эту сцену (хотя немного переигрывал в некоторых других). Басилашвили изобразил непонятно кого: просто шинель с ногами. Опять вспомнилась Белая гвардия: диалог Хабенского-Турбина с Тальбергом, прослеживалась какая-то натянутость в их отношениях, холодность с первых же кадров. Затем стало понятно, что у них действительно весьма прохладные отношения (из их дальнейшего разговора и прощания).

Лановой тоже показался мне не убедительным, Дятлов был гораздо интереснее в этой же роли.

В общем, после Белой гвардии, Дни Турбиных досматривать скорее всего не буду, если только из интереса, чтобы сравнить те или иные сцены.

Не ставлю отрицательный отзыв только из уважения к великим актерам и их других ролях.

24 декабря 2021

Мир за кремовыми шторами

Фильм «Дни Турбиных», снятый Владимиром Басовым в 1976 году, давно стал классикой советского кинематографа. В первый раз я посмотрел его в детстве и вдруг понял, что враги-белогвардейцы тоже в какой-то степени люди, а не звери, бесконечно режущие звезды на телах красноармейцев. И они тоже могут быть умными, а совсем не идиотами, как в каких-нибудь «Неуловимых». Нет, был, конечно, до этого знаменитый «Адъютант его превосходительства», но там все же положительный герой — красный офицер, переодетый в белого, а тут все по-домашнему, все изнутри. Вот такие детские воспоминания, но такова реакция на этот фильм, ставший экранизацией пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», но отнюдь не романа «Белая гвардия».

Вряд ли стоит подробно говорить о сюжете фильма. Если в нескольких словах — это фильм о смутных днях в Киеве времен гражданской войны, когда меняется власть за властью, одни знамена и лозунги — на другие, и посреди этого хаоса есть «мир за кремовыми шторами» — квартира Турбиных и его обитатели — хозяева и гости, как слепок того, белогвардейского общества, что, словно обломок Российской империи попадает то под один, то под другой сапог очередного правителя.

Так уж получилось, что в череде фильмов-пьес-романов, я увидел сначала фильм «Дни Турбиных», потом, много позднее, прочел роман «Белая гвардия», а еще позднее, сравнительно не так давно, посмотрел фильм «Белая гвардия» (2012г). Что касается последнего — это уже, как говорится, «совсем другая история», а вот фильм «Дни Турбиных» стал для меня первым знакомством с этой темой. Не читая романа или пьесы, я не знал возраста героев, не сопоставлял соответствие действующих лиц и их действий и так далее. Я просто смотрел этот фильм и наслаждался. К чему я сделал это отступление? К тому, что Булгаков прямо указал возраст своих персонажей, но Басов снял в фильме актеров (в том числе и себя) более возрастных, чем это оговаривалось автором, но, несмотря на то, фильм ничего не потерял, а в чем-то даже и выиграл.

Вообще, что касается актерского ансамбля, он, конечно же, звездный. Это и сам Владимир Басов (Мышлаевский), а также Андрей Мягков (Алексей Турбин), Андрей Ростоцкий (Николка), Василий Лановой (Шервинский), Валентина Титова (Елена), Петр Щербаков (Студзинский), Олег Басилашвили (Тальберг), Сергей Иванов (Лариосик). В фильме заняты и другие известные актеры, но только на эпизодических ролях. Как мне кажется, все со своей задачей справились на «отлично».

Единственный минус этого трехсерийного фильма в том, что вся последняя серия для меня — какой-то очень длинный эпилог или развязка, так как основные события фильма уже показаны в первых двух. Несмотря на это, я с удовольствием пересматриваю этот замечательный фильм, чего желаю и вам!

9 из 10

19 февраля 2020

Гроздья душистые (Мир за кремовыми шторами)

Извечный спор о том, какое из искусств для нас является важнейшим — кино или литература — как правило, завершается в пользу последнего. Мол, всякая книжечка изначально интеллектуальнее вашего Антониони — то ли в силу долговечности существования печатного слова, то ли просто по привычке. Потому любым экранизациям по определению уготована тяжелая судьба у той части публики, что мнит себя мыслящей (или просто мыслит мнительно?). Но есть исключения. В их числе — один из самых недооцененных и потому особенно любимых советских фильмов по любимой пьесе главного советского тирана.

«Дни Турбиных» уникальны тем, что это даже не киновариация на тему книги, а вариация вариации: фильм по пьесе, написанной по роману — казалось бы, трижды перекрученное мясо, какой тут интерес. Однако режиссер Басов вместе со звездной актерской компанией сделал из вроде бы хорошо знакомого и потому вторичного продукта абсолютно оригинальное и трогающее душу произведение. Несмотря на все стереотипы, описанные в первом абзаце текста, фильм по булгаковской классике я ставлю выше, чем первоисточник. Да, вот так, смело. Доказательства? Извольте.

Роман «Белая гвардия» написан довольно вычурно и нервно, до неряшливости. Атмосфера сумеречного города-морока, где за каждый углом — засада и выстрел, передана весьма завораживающе, но не более, на сем перечень художественных достоинств можно и завершить. Пьеса «Дни Турбиных» известно, почему нравилась Сталину (см. первый абзац текста вновь) — раз уж такие достойные и благородные люди благоговейно склонили головы перед новой властью и признали ее безоговорочный приоритет, то уж, знать, она сильна… Басов же снял фильм вообще о другом.

Главное послевкусие картины — ее подчеркнуто внесоветская стильность в форме, и в содержании. Про форму — ниже, а по содержанию — отдельно. Ведь все три серии «Дней Турбиных» доносят нам, собственно, одну простую вещь — от ужаса внешнего мира можно укрыться только за родными кремовыми шторами, не можешь спасти Отечество — спаси близких, и пусть все вокруг хором завывают «Интернационал» — в своей маленькой Вселенной у тебя всегда есть возможность петь про белую акацию. То есть — настойчивый приоритет личного над общественным, частного над народным. Возмутительнейший выпад для 1976 года. Но такой верный.

…И такой точный. Басову удалось собрать шикарную актерскую команду — может, не суперзвездную, но очень уместную — каждый на своем месте, все в лад и в такт. Конечно, простительно для режиссера-актера, что он сам в роли Мышлаевского временами слегка перетягивает одеяло на себя, а простительно для любящего мужа порой чрезмерно долго любуется в кадре Валентиной Титовой — но, помилуйте, господа, это все столь мило, что даже не раздражает. А остальное — в десятку. Кто бы разглядел в тишайшем Мягкове (который, напомню, примерно в те же дни параллельно был Женей Лукашиным) железного полковника Турбина («Я вас не поведу!»)? Кто бы заставил обаятельного Басилашвили действительно быть похожим на крысу в роли Тальберга? Ну, и как хорош все скрепляющий и умиляющий Лариосик — Сергей Иванов, сыгравший за пару лет две почти одинаковые кинороли (еще Кузнечик, который шел в бой вместе со «стариками»), обессмертившие его нелепость…

Кроме стенаний «как люди жили, как тонко чувствовали» — а эти стенания неизбежны и вполне уместны при просмотре «Дней Турбиных» — в голову может закрасться шальная мысль: при чем тут кино, это все Булгаков. Посмотрите ужасающий мини-сериал Сергея Снежкина пятилетней давности ровно на том же материале (и актеры-то все первостатейные по нынешним временам) — но все мимо, невпопад, фальшиво… Так что басовский фильм — далеко не просто булгаковская калька. Это тоска и ностальгия по неслучившемуся, это запах белой акации гроздьев душистых сквозь экран, это боль и сладость следования своему долгу… Это настоящее кино. Это та жизнь, которая должна быть, но нету.

8 из 10

24 декабря 2017

«Народ не с нами… Он — против нас»

Это, конечно, тонко подмечено. Другое дело, что звучит это вроде как с претензией. Дескать, мы к нему (народу, то бишь) со всей душой, а он… Тоже со всей. Пролетарской ненавистью. Ни с того, ни с сего.

То есть не потому, что мы от этого самого «народа» бесконечно далеки в своем неуемном желании вкусно есть, сладко спать и вести нескончаемые «культурные» разговоры ни о чём, а потому лишь, что высокие наши идеалы и, якобы, бесспорные ценности «мужичками» оказались не поняты. И, как следствие, попраны. «Бессмысленно и беспощадно».

Это один момент. Один повод. Для (зрительской) иронии, как минимум. Есть и другой. Гневные рассуждения об офицерах и генералах, питающих большую слабость ко всякого рода кафе и им подобным учреждениям общепита. Мол, не будет им отныне успеха, ибо не осталось ни следа от былого уважения и почитания. Моральное разложение в Русской армии — вот корень всех бед!

С одной стороны, уже ближе к истине. С другой… Почему «им»? Чем принципиально отличается праздное времяпрепровождение в «культурном заведении» от дружеских посиделок «на кухне»? Над этим вопросом героям фильма задумываться в голову не приходит. Не иначе, видят разницу. В отличие от меня, например.

Полная политическая несостоятельность так называемой «белой гвардии» — вот что я имел неудовольствие в очередной раз наблюдать. Слова, слова… Стоит ли удивляться безальтернативности ближайшей перспективы? «Они нас всё равно расстреляют! — И отлично сделают!..»

И ведь не скажешь даже: да бог с ней, с политикой, людей жалко! Не жалко. Моральные устои господ Турбиных и Ко также представляются мне весьма спорными. Минуту назад звенели бокалы и «друзья семьи» наперебой поздравляли неверную жену и ее ушлого «фаворита», как вдруг… «Господа! Владимир Робертович!..» И… Прям как у Гоголя: немая сцена. Как же так? Вы же все такие правильные, такие смелые, такие уверенные в собственном превосходстве! Откуда вдруг смущение? И почему вместо выяснения отношений, прямого и честного, сразу: «Виктор!»? Совесть не чиста?!

Определенно, был повод у соседки снизу воскликнуть: «Я удивляюсь, как им легко всё сходит с рук!» Успокойтесь, мадам. Красные уже в городе…

6 из 10

20 мая 2014

Об измене и предательстве

Я смотрела этот фильм после посещения в Киеве квартиры Булгакова, расположенной по адресу Андреевский спуск 13. Эта квартира, где Булгаков пишет свою «Белую гвардию» и делает прототипами героев своих родителей и эту самую квартиру. Антураж музея воспроизводит обстановку квартиры Турбиных — шкура под ногами в комнате Елены, печка с надписями. В общем, я посчитала нужным ознакомиться и с произведением.

Конечно я читала и «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» и смотрела разные экранизации, но эти произведения относятся к московскому периоду творчества автора, но как Булгакову нужно было измениться в Москве, чтобы начать писать в теперь так называемом жанре фентези. Белая гвардия — это история страны и история семьи. Что значит это произведение для меня? Оно уже не актуально. Я никогда не пойму этих людей, героев… Это было сложное время-перемена власти. Но чисто по-человечески мне нравятся все герои, кроме самой Елены. Мне безумно жаль это слабое создание. Она настолько не жива, неинтересна, что даже диву даешься — как столько мужчин могли польститься на неё?

Возможно времена сильно изменились, но её поступок можно считать предательством. Её муж — важный человек, генерал и она знала за кого выходила замуж. Он уехал — не сбежал, чтобы прощупать почву и вернуться за ней — он так и поступил. Конечно был негатив по отношению к братьям-но это уже его отдельное дело. А что сделала Елена? Она бесчувственная амеба тут же приняла ухаживания певца…

Другое дело братья Елены — это те герои, которые есть в каждой войне или революции. По-истине интересный персонаж Ларион — он такой трогательный и искренний.

В общем, 3 серии конечно многовато, не знаю на сколько фильм передает оригинальный текст. Отдельного внимания требует саундтрек «Белой акации гроздья душистые», в моем детстве его пела Анна Герман.

Оценивать я не буду, потому что это классика, которая не нуждается в моей оценке.

11 февраля 2012

Начинается экранизация булгаковской пьесы с ушата холодной воды на зрителя. Одна из первых фраз — «Все хотели управлять Украиной, но только большевики понимали что ее надо защищать». К Булгакову, как вы догадываетесь, это не имеет никакого отношения.

Впрочем, я не сторонник дословного перенесения текста первоисточника на экран. Важно, чтобы картина в целом получилась стоящая. А с этим, как выяснилось, есть проблемы. И такие, что фразу про большевиков на их фоне забываешь моментально.

Кроются они в святая святых — в постановке. Театр вознамерились претворить в кино, и да-с, режиссер Владимир Басов с этим не справился. Оно-то понятно, что целью было воспроизвести сдержанность и даже аристократическую холодность белогвардейского сообщества, и действительно ощущается, что изображаемые характеры и отношения прилично отстоят по времени от наших дней. Уверен, такой же эффект фильм Басова произвел сразу после выпуска, в середине 70-х — тогда рафинированная высокопарность была кумиром диссидентствующей интеллигенции и эксклюзивом для простых смертных.

Но при этом фильм вышел словно деревянным. В смысле неживым: дерево в руках Басова, в отличие от Папы Карло, не заговорило. В большинстве сцен нет должного уровня эмоционального натяжения, пассионарности. Именно для таких вещей в русском языке придуманы фразеологизмы «ни рыба ни мясо», «ни два ни полтора» и т. д. Особенно слабость драматургии заметна в ключевых по тексту эпизодах: когда бежит Тальберг, когда предает гетман и когда убивают Турбина.

Почему у Басова, большой и знаковой фигуры советского кино, так получилось, это вопрос. Мне это крайне любопытно. Чувствую, что здесь есть какая-то основная причина, но, вероятно, мне не хватает специальных знаний по кинематографии, чтобы ее выделить. Могу сказать лишь о частностях. Во-первых, это пробелы в звуке — как отсутствие внятного музыкального сопровождения, так и ляпсусы в закадровой озвучке. Во-вторых, сумбурный и временами вообще необъяснимый монтаж. Наконец, в-третьих, картина снята на длиннофокусные объективы. Крупные, портретные, планы, конечно, смотрятся здорово, но количественно с ними явный перебор. А что-то более-менее существенное без широкого угла не захватишь — это особенно заметно в сценах военных действий и городской жизни. Больше двух человек в кадр не помещаются, и возникает ощущение тесноты и духоты. Тем более непонятно, зачем Басов эти сцены вставил (фактически, они принадлежат не «Дням Турбиных», а «Белой гвардии») и сделал достаточно продолжительными. Три четверти второй серии состоит из них — признаться, смотрится совсем вяло.

Наконец, по актерам. Тут я не могу не сравнивать — перед этим посмотрел постановку «Белой гвардии» 2005 года в МХТ (ее, кстати, можно найти в Сети). Да, в ней куда больше современного, бойкого и мелочного, и в основном она стремится играть на публику, чем играть Булгакова. Но, по-моему, экранизация 1976 года уступает «новоделу»… даже не исполнительским мастерством, а кастингом. Непонятно, что делает Андрей Мягков в роли Алексея Турбина — у него типаж сотрудника советского НИИ, а не полковника-белогвардейца. Кто бы что ни говорил про «ментовское» прошлое Константина Хабенского, Мягкова он затыкает за пояс.

В свою очередь Михаил Пореченков мне кажется аутентичнее в роли Мышлаевского, чем Басов. Опять же, претензий к Басову-актеру нет, но почему Басов-режиссер выбрал на эту роль себя?! Студзинский, Лариосик, Николка играют на сопоставимом уровне — где-то лучше, где-то хуже. У Василия Ланового в роли Шервинского, безусловно, больше лоска, чем у Анатолия Белого в МХТ. Но единственная роль, которая здесь на голову превосходит аналог из России 2000-х, это Елена Тальберг. Валентина Титова безупречно воплощает образ женщины, в которую влюбляется половина персонажей пьесы.

Итогом просмотра неожиданно стала отрада, что далеко не всегда прав стереотип гласящий, что в случае с экранизацией одного произведения советская версия по умолчанию лучше. Возможно, МХТ помогает то, что они дают «Дни Турбиных» в своем первоначальном виде — на театральной сцене. Как бы то ни было, им я дал бы 9 баллов, тут же не могу поставить больше

6 из 10

18 октября 2011

«Атмосфера собачьей свадьбы, вокруг рыжей жены приятеля»

Весьма не охотно начинал смотреть этот фильм, тема революционного хаоса (об этом вторая серия) казалась мной исчерпана. А кончилось всё, как и началось, великолепной театральной постановкой с точными диалогами в исполнении наилучших актеров. И революция здесь лишь неизбежная декорация тяжелого времени в жизни интересных людей, которых приятно послушать.

Особенно хороша замечательная женщина Елена Васильевна, как же значительно молчание Турбина-старшего — нет достойных перспектив белого офицера, появление в антиколоре гражданской войны Лариосика, каков типаж чувствительного лгуна Шервинского, а про роль Басова лучше ничего не говорить, его слова — это афоризмы, сказанные вовремя.

«И что же это делается в этом богом спасаемом доме?»

Режиссер камерно, на одной сцене, почти без выстрелов, показывает трагедию, которая еще не случилась. Жизнь почти сломана, новой нет, и стоит необходимость выбора — со страхом в глазах, приближения неизвестного, угрожающего часа. Но сперва был ужин, и «белой акации гроздья душистые ночь напролет…» Автор пьесы гений, в этом нет сомнения, он очевидец страшного времени, может большей степенью как Ларион; как и режиссер картины, несомненный талант которого прошел жернова другой войны, здесь он Мышлаевский. В конце фильма они главные персонажи, между ними идет не прямой диалог, может быть, Басова и Булгакова, поясняя их необходимость «повернуться», чтобы жить. Да жить, и жить в этом отечестве, потому что, «человек имеет право на исполнение мечты», — как сказал когда-то Басов.

Автор исписывает теплую квартиру, где принимают гостей, играют на рояле, за общим столом принимают пищу, мужчины преклоняются перед очаровательной женщиной и по своему основному призванию говорят о войне и чести… И всё это рушится в финале пролога под побеждающей силой советской власти. Цензура друзей народа была категорична, но пьеса личным мотивом нравилась Сталину, и этим спасла всё наследие Булгакова. Удивительно, что до нас дошел-таки тот порядочный акцент драматурга, и это из времени отсутствия других газет, кроме советских.

5 марта 2011

Я большой поклонник творчества Булгакова, однако его пьеса «Дни Турбиных» равно как и рассказ «Белая гвардия», который в сущности является тем же самым что и пьеса, мне никогда не нравились. Читая и то и то, я испытывал скуку. Честно, было ужасно тяжело читать эти произведения в отличие от других творений автора.

И я решил посмотреть картину «Дни Турбиных» в надежде, что может повествование этой истории с экрана возбудит во мне какие-либо другие чувства, кроме скуки и желания поскорее все это закончить. Тем более, что в списке актеров, которые в этом фильме снимались, огромное количество фамилий, олицетворяющий собой золотой век российского кинематографа. Во-первых, в одной из главных ролей снимается Андрей Мягков. Обожаю этого актера. Поэтому с большим интересом начинал смотреть этот фильм. Также Василий Лановой, Петр Щербаков, Олег Басилашвили, Борислав Брондуков и, конечно, Владимир Басов, который не только играет одну из главных ролей, но и является режиссером этой картины. Именно игра Басова мне понравилась больше всего в этом фильме. То ли герой у него такой, а играет он капитана Мышлаевского, который притягивает своей горячностью и эксцентричностью. Вот например игра Титовой мне не особо понравилась. Считаю, что у неё получилась какая-то «неживая» героиня. Лично я представлял Елену совсем по-другому.

В общем, к моему огромному сожалению, это кино так и не вызвало у меня большого интереса при просмотре и к середине третьей серии, а фильм состоит из трех серий, мне уже откровенно наскучило все это действо и я смотрел этот фильм как говорится «в пол глаза».

Наверное, я не понимаю, что хотел донести Булгаков в своем произведении. Потому, что сказать, будто творение Михаила Афанасьевича ничего в себе не несет, у меня просто язык не поворачивается.

5 из 10

3 декабря 2010

На мой скромный взгляд эта экранизация — самая лучшая из всех когда-либо снятых по произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Потрясающая постановка, изумительный актерский состав, трагичный сюжет. Я не стала бы больше ставить «Белую гвардию» и «Дни Турбиных», потому что лучше снять и сыграть невозможно.

Кто может лучше передать весь трагизм гражданской войны в России, чем Андрей Мягков в роли Алексея Турбина. Это одна из лучших ролей этого удивительного актера.

Трудно сказать, где в российском кино есть женщина прекраснее, чем Валентина Титова в роли Елены Васильевны. Она действительно не рыжая, она — золотая.

Бесподобен здесь и Мышлаевский блистательно сыгранный Владимиром Басовым. Он удивительно перевоплотился в этакого балагура-приспособленца, способного выжить в любых условиях. Василий Лановой в роли Шервинского полностью отвечает всем параметрам этой роли. Красивый мужчина, который постоянно врет, любимый и любящий, способный благодаря своему голосу стать своим по обе стороны баррикад. Студзинский, олицетворенный Петром Щербаковым, уныл и безнадежен, впрочем, как и любой, верящий в Деникина и белое движение в целом.

Лариосик в исполнении Сергея Иванова просто неподражаем. Он сыграл удивительно тонко влюбленного и чувствительного ребенка, который родился в не то время, когда есть место мечтам, стихам и романтике.

Итог: смотреть обязательно этот фильм. Он полностью отвечает написанному тексту.

10 из 10

Спасибо за внимание!

23 августа 2010

Из романа «Белая гвардия» М. А. Булгакова:

Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь.

Он стремительно подходил к половине.

О книге и о фильме.

В Киеве живут два брата и сестра, Турбины, Алексей Васильевич, Николка и прекрасная рыжеволосая Елена. Они живут во время революционное, на город наступает красная армия, белая гвардия и союзники скоро оставят город, среди них одним из первых муж Елены, капитан Тальберг, «похожий на крысу», в исполнении замечательнейшего актера Олега Басиашвили, которому всегда на удивление прекрасно удается играть как роли положительные, так и отрицательные, отвратительнейших, мерзких и ничтожных типов, которых только носит земля.

Турбины живут тревожно, смутно, какое время, такая и жизнь. У них собираются и устраивают долгие ночные посиделки и застолья друзья, белогвардейцы. Они говорят о политике, политическом положении в стране и в городе, поют песни, играют на гитаре.

Турбины прекрасные, интересные люди, добрые и радушные хозяева. Они готовы принять и приютить у себя кого угодно из друзей, тем более в такое тяжелое время, когда у кого-то может не возникнуть возможности переночевать где-нибудь еще. У них постоянно дома гости, среди них неуклюжий растяпа, родственник Лариосик, у которого буквально валится все из рук, например, посуда, которая падает на пол и разбивается вдребезги. Но Лариосик на самом деле добрейшей души человек, именно такой, как следовало ожидать от родственников таких людей, как Турбины.

Страшные, тяжелые события предстоит пережить небольшой семье Турбиных и их друзьям в ближайшие дни, как и всем остальным жителям города.

Наступает красная армия и наступают новые исторические времена, о которых в свое время мог написать такую смелую, великолепную книгу только Булгаков.

Это сложная книга, и написана она, конечно же, не для праздного, обыкновенного развлечения читателя, в ней чувствуется правда жизни.

Необходимо иметь желание и настроение, интерес к истории, чтобы читать такие книги, необходимо желание узнать разные точки зрения о том, что происходило когда-то и почему, тем более если происходившие события имели влияние на ход мировой истории.

Я несколько раз начинала читать книгу и откладывала ее на потом. Когда же я, наконец, прочитала ее от начала и до конца, то поняла, что это, несомненно одно из лучших произведений Булгакова наряду с» Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и пьесой «Бег».

Гениальная проза.

С просмотром фильма у меня связанны похожие впечатления. Сначала я посмотрела только первую серию, потом через некоторое время еще раз ее пересмотрела, начала смотреть вторую и сразу же вслед за ней посмотрела третью.

Не все по книге, не все соответствует полностью, как это бывает особенно приятно для экранизаций, это, конечно же, идеальный вариант.

Не знаю, какое впечатление фильм может произвести на тех, кто не читал книгу или сначала посмотрел фильм, а потом книгу прочитал, но в любом случае, мне кажется, что это достойная, качественная экранизация.

Один из моментов в фильме, который весьма занятно и интересно отображает дух того времени и настроения простых людей, это когда после того, как страну оставил и бежал гетман, в опустевшем здании остается какой-то старичок, звонит телефон и старичок кричит в трубку, повторяя слова говорившего до этого по телефону одного из начальников, только называя при этом свое имя:

-Бросайте все к чертовой матери и бегите! Федор говорит! Федор!

Актеры прекрасные. Отличный, интересный фильм.

10 из 10

7 августа 2010

Все похоже, все не так

Это не Булгаков. Это Басов.

Талантливо, интересно. Но не то. Совсем не то. Напрочь потерян весь смысл, смещены акценты, все снижено до уровня бытовой драмы.

Единственный кусочек из пьесы/книги Булгакова попавший в постановку Басова — это Лариосик. Сергей Иванов сыграл свою роль великолепно, это практически уже классика.

А вот Мягков просто ужасен.

Алексей Турбин, по пьесе — полковник. В герое же Мягкова от офицера — только форма. Его Алексей Турбин плох даже для офицера — двухгодичника (офицера, попавшего в армию после военной кафедры в ВУЗе).

Эпизод с юнкерами в советском кино был экранизирован дважды (еще один раз — в `Беге»), оба раза крайне неудачно, но все же вариант с Михаилом Ефремовым намного более ближе реальности — его полковник хоть и морально опущенный, но все же офицер. Мягков в же роли командира просто жалок и смешон.

Почему Басов взял в постановку столь неподходящего для это роли актера — совершенно непонятно. Сам же он сыграл своего штабс-капитана великолепно, с полным знанием и пониманием предмета. (Мышлаевский Басова хоть и не булгаковский, но все равно очень хорош).

Но главная проблема фильма в другом. В 1976 году, в СССР, события происходившие на Украине в 1919 году казались чем-то очень далеким и не имеющим больше никакого отношения к реальности. Даже гению Басова не удалось ощутить `вкус и цвет` той эпохи — а стало быть и `вкус и цвет` булгаковского произведения. Никто не мог предположить, что все вдруг вернется, что история сделает еще один круг и все описанное Булгаковым повторится вновь — правда, уже не как трагедия, а как фарс. Но то, что это фарс стало ясно много позже.

И снова был вечер и было утро в доме Турбиных. И остро чувствовалась горечь и правда книги Булгакова — а телепостановка Басова казалась легковесной и бессмысленной пустышкой.

27 ноября 2009

А как же вы селёдку без водки есть будете?

Очень качественный и приятный для восприятия фильм. Начну по-порядку перечислять то, что меня впечатлило:

1. Сценарий. С Булгаковым не поспоришь, его книги — классика, хоть я эту книгу и не читал.

2. Режиссёр. Басов был Великим человеком, прошёл всю войну, дослужившись до капитана. Но в армии не остался, ушёл в кино. И не зря!

3. Актёры. Все актёры играли блестяще, но двоих отмечу отдельно. Упомянутый выше Басов, этакий огрубевший аристократ-вояка. Его философски-ироничные фразы просто надо брать и записывать. Второй — это Мягков. Настолько разноплановый актёр, что аж не верится. То он лох-Новосельцев, то он смешной невезучий Женя с улицы Строителей. А в этой картине он драматический герой, переживающий за родину и за людей.

Очень понравилось и то, что акцент фильма сделан не на пулях, взрывах, баталиях кровопролитных, а на переживаниях героев, ведь нам, а тем более нашим детям, никогда до конца не понять людей той эпохи, что у них творилось в душе.

Фильм хоть и состоит из 3-х серий, смотрится как одна, за одни присест.

10 из 10!

25 ноября 2009

3 серии — блеск

Несмотря на то, что фильм состоит из трех серий смотрится на одном дыхании. Сразу чувствуется рука профессионального режиссера Владимира Басова, и конечно же прекрасная повесть Михаила Булгакова.

Фильм повествует о жизни одной семьи — Турбиных, о ее жизни в Киеве в столь тяжелое время для страны, когда власть менялась в столице Украины ежемесячно, а то и еженедельно.

В фильме десяток персонажей и создается такое впечатление что все они главные и нету актеров второго плана. Текст заслуживает особого внимания, очень много фраз стали крылатыми.

Что говорить о фильме когда список хороших актеров зашкаливает, хороший режиссер и удачный сценарий, его просто надо посмотреть.

9 из 10

2 июля 2009

Драма Дни Турбиных появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Владимир Басов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Петр Щербаков, Олег Басилашвили, Валентина Титова, Сергей Иванов, Лев Перфилов, Иван Рыжов, Федор Никитин, Дмитрий Орловский, Николай Сморчков, Виктор Чекмарев, Валентин Грачёв, Александр Коняшин.

Страна производства - СССР. Дни Турбиных — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.