Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Банда |
английское название: |
Le Gang |
год: | 1976 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Жак Дере |
сценаристы: | Альфонс Будар, Жан-Клод Каррьер, Роже Борнише |
продюсер: | Ален Делон |
видеооператор: | Сильвано Ипполити |
композитор: | Карло Рустикелли |
художники: | Теобальд Мерисс, Жак Фонтере, Пьер Чаррон |
монтаж: | Анри Ланоэ |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 января 1977 г. |
на DVD: | 21 августа 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Очередная совместная работа Жака Дере и Алена Делона после 'Полицейской истории'. И опять на сценарном материале известного сыщика Роже Борнише. А значит, речь пойдет о вполне реальных первоисточниках. А именно - о банде Traction Avant и ее лидере Безумном Пьеро - Пьере Лутреле. Пусть главного героя и зовут по сценарию Робер.
Уже с самой первой сцены нам показывают нечто иное, нежели привычные полицейские боевики Мельвилля и их переосмысление в 'Полицейской истории'. Заурядная драка в баре нескольких гангстеров с пьяными солдатами переходит в апофеоз жестокости. Мы понимаем, что один из преступников человек, для которого нет рамок. Он так улыбается? Но Делона не узнать...
Тут нет крупных планов Делона. Он тут один из банды. Мы понимаем, что он лидер, но режиссеры не планируют его выделять.
Ну и он не похож на самого себя. Копна кучерявых волос. Нервная улыбка переходящая в оскал (кстати, много позже ее видимо переосмыслил Безруков в роли молодого Саши Белого). Резкие отрывистые движения. Такого Делона еще не было.
Но самое интересное, что у Делона тут не будет много экранного времени. Тем более, моментов, когда он будет в кадре один. Я специально просматривал раскадровку - даже статичных кадров, в которых Делон не движется, за весь фильм лишь несколько.
Это значит, что и Делон, и сам Жак Дере, прекрасно поняли недостатки их предыдущей ленты 'Полицейская история' о которых я уже писал в отдельной рецензии. Они сделали выводы и решили представить нечто более изящное.
А получилось и вправду неожиданно. Лента представляет собой сплошной флешбэк. Раненого преступника привозят домой и его подруга Маринетт (кстати, а подругу Лутреля действительно звали Маринетт) вспоминает их недолгий роман. Выходит нечто романтичное (а как иначе) и непринужденное. Музыкальные этюды и вовсе отсылают нас к 'Бутчу Кэссиди', будто наши герои законченные романтики, у которых не было иного выхода. И это разумно, ибо повествование ведется от лица влюбленной девушки.
Такой нюанс позволяет избежать упоминания о том, что прототип активно сотрудничал с гестапо и был со своими товарищами одним из элементов запугивания. Его казни были лишены бюрократической волокиты. Да и обстоятельства завершения его 'карьеры' тут совсем иные. На самом деле известно, что Лутрель напал на семейную пару - владельца ювелирного магазина по фамилии Сарафьян и его супругу. Что между ними происходило? Но зачем Лутрель был прикладом по голове супругу Сарафьяна? Так он и получил пулю в низ живота.
Это было представлено в ленте как некая предтеча 'Бешеных псов'. А ведь на деле было видимо совсем иначе. Дере решил не говорить об этом.
Когда лента приходит к финалу нам лишь покажут печальную Маринетт, подругу персонажа Делона. Но Борнише пошел дальше - предположив, что именно приятели Лутреля позже убили Маринетт, которая обвиняла их во многом и угрожала им.
Очень похоже на правду. Но как реальность отличается от той милой картинки, которую нам показывает Дере. Он будто скрыл самое 'горячее' не то, чтобы романтизируя - неистово подменяя факты.
Критически настроенный читатель возразит - так это же как раз и художественная история. Тут пространство для вымысла. И на это есть ответ. А что дарит эта история зрителю?
Получается, что потенциал этой истории был куда мощнее, нежели чем ее воплощение в кино. Дере предложил для фильмографии Делона интересную роль, но при этом упустил возможность сделать этот фильм шедевром.
Завершая, нужно отметить весьма нейтральную работу Николь Кальфан в роли Маринетт и очень интересное осмысление образа члена банды по имени Мамут (Мамонт) от Мориса Барье. Именно Мамут прототип персонажа Лино Вентуры в ленте 'Отбросив риск' Клода Соте. Та лента была куда более эффектной. Но Мамут в исполнении Мориса неимоверно правдоподобен.
6 из 10
13 октября 2023
Немало я видел фильмов с Аленом Делоном, но далеко не все. И вот, нагоняя своё вынужденное отставание в знакомстве с его творчеством, отыскал «Банду». И до сих пор пребываю в лёгком шоке от увиденного. Потому что великого актёра, если не обращать внимание на всемирно известные черты лица, здесь не узнать! Во-первых, он нацепил огромный кучерявый парик (не думаю, что прямоволосый Делон специально отращивал «хайр» и делал «химию», поскольку параллельно мог сниматься ещё в паре фильмов, хотя…). Во-вторых, он почти в корне изменил своё традиционное экранное амплуа («почти» потому, что всё равно остался «крутым со стволом»), превратившись в обаятельного отвязанного французского «о-ля-ля-гарсона», для которого ограбление- какой-то своеобразный шоу-бизнес, поле для проявления его артистизма, находчивости и.. . высокого IQ. Сравните его здешнюю роль с каменнолицым гангстером из немногим более ранней дилогии о Борсалино, и поймёте моё лёгкошоковое состояние. Даже вспомнился Пьер Ришар (кучерявый парик навеял?)
Ещё хочу особо отметить, что фильм очень красивый: живописные, ухоженные, радующие глаз свежей зеленью леса, парки, поместья (!), гармоничный дизайн и интерьеры виллы и таверны (Сразу подумалось: чего же ещё их владельцам не хватало, тем более в первые послевоенные годы, когда Европа лежала в руинах и нищенствовала в ожидании «плана Маршалла»? Или «денег никогда не бывает много»?). И как это на всех этих роскошных угодьях на оказалось ни воронок от снарядов и бомб, ни руин, ни окопов, ни подбитой бронетехники? Ах, извините, забыл… Это же не Сталинград, это Франция, это союзническая «о-ля-ля-война»… Да и вообще по фильму незаметно, что она недавно была.
В остальном полностью согласен со словами предыдущей рецензентки (поскольку и сам не раз об этом писал) о «облагораживании» бандитов, придания им романтических образов грешных симпатяг, что, по большому общечеловеческому моральному счёту, не есть хорошо, о том, что таких людей «век не долог»… Да, иного конца и быть не могло. Но авторам фильма так уж не хотелось завершать всю эту «блатную романтику» минором. Потому они и оставили нам право домыслить альтернативную ситуацию: а что бы было, если бы не нелепая случайность? Можно гадать сколь угодно долго, да только, думается, рано бы или поздно «жадность фраера сгубила».
От «Банды» я получил немалое художественно-эстетическое удовольствие, но вот морально-этического- никакого. Поэтому и соблюдаю в его отношении «вооружённый нейтралитет».
7 из 10
4 августа 2012
Кавалергарда век недолог,
И потому так сладок он.
Поёт труба, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон.
Ещё рокочет голос струнный,
Но командир уже в седле…
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле!
(с) Булат Окуджава
В фильме, о котором пойдёт речь, нет кавалергардов. В нём идёт речь о банде преступников, которые в послевоенное время, пока французская полиция перестраивалась на ритм мирной жизни, занимались налётами. Специальное подразделение полиции ведёт расследование по делу гангстеров «в белых воротничках», которые обслуживают и мафию, и мир большой политики. Перестрелки, погони, распутывание грязных дел — ежедневная работа для тех, кто объявил смертельную войну гангстерам. И выжить в этой войне можно, лишь опираясь на правду и надёжное плечо настоящего друга.
Причём и банда-то такая… из каких-то на удивление человечных, галантных, обаятельных бандитов. Во главе этой банды стоит человек, у которого, кажется, эта мания к ограблениям, лихим дорогам и тому, чтобы загребать всё без особых усилий, в крови заложена. Артистичный, ловкий, знающий дело Робер прямо-таки оберегаем какой-то силой свыше. Ничем его не возьмёшь, он демонстрирует стопроцентное чутьё на развитие событий и на то, как следует действовать, если дело запахло керосином. Ребёнком попавший в колонию, он трогательно любит своих приёмных родителей, для своего непосредственного окружения — горстки грабителей — прямо-таки отец родной, стоит ему улыбнуться — никто не способен устоять, но при этом он ещё и опасный псих (не зря в прессе ему дано имя «Чокнутый»). Хуже недрессированной собаки, так отзывается о нём Фелиция.
И с подобным экземпляром столкнулась в танго-баре красавица Маринетта, провинциальная девушка, после войны по примеру многих рванувшая в Париж. На протяжении картины девушка прямо-таки подтверждает собой сентенцию «хорошенькое личико — небесное проклятье». Вот устроила банда перестрелку в баре, и гардеробщица, сражённая джентльменским пижонством Робера, уже готова рвануть за бандитом на край света (хотя место, куда он ей предлагает ехать после первой совместной ночи, куда ближе). Не думала дурочка, какую она петлю затягивает на собственной шее…
Фильм довольно хорош и интересен: в нём хорошо выписан сюжет, ярко очерчены психологические портреты и звучат интересные, остроумные диалоги. А уж главный герой — прямо глаз не оторвать. Обаятельный гангстер с большой дороги, проделывающий все ограбления с недюжинным артистизмом, человек без рамок и шор морали, живущий одним днём, на гребне волны и всплеске адреналина, про которого можно сказать строки из Юлия Кима:
Но я не плачу и не рыдаю,
Хотя не знаю, где найду, где потеряю.
И очень может быть, что на свою беду
Я потеряю больше, чем найду.
У Кима говорится про то, что жизнь игра, и человек ею увлечён. И для Робера жизнь, ограбления и банда — это только своеобразная игра, в которой он привык каждый раз получать высшую награду. И неважно, есть ли у него на руках каре-рояль или он блефует.
И перед кем же мне извиняться?
Мне уступают, я не в силах отказаться.
И разве мой талант, и мой душевный жар
Не заслужили скромный гонорар?..
Заслужили, никто не спорит. Вот только люди, чьи деньги он воровал из банков, наверняка заслужили большего.
О наслажденье — ходить по краю.
Замрите, ангелы, смотрите — я играю.
Разбор грехов моих оставьте до поры.
Вы оцените красоту игры.
Ведь согласитесь, какая прелесть
Мгновенно в яблочко попасть — почти не целясь.
Орлиный взор, напор, изящный поворот,
И прямо в руки — запретный плод.
Маринетта, как и многие в подобной ситуации, оценила в обаятельном бандите Робере лишь внешнюю сторону. Юную провинциалку, работавшую гардеробщицей, просто очаровали его пижонские манеры и небрежное обращение с пистолетом. И дальше она говорит: «Тяжело описывать счастливые дни. Я не видела ничего, кроме деревьев, травы, Робера и его пса». И она, глядя на этих людей, один из которых искренне любил жену и ребёнка, забывала о том, что они — банда. Да и кто бы не забыл? Они и вправду выглядят в некоторых сценах как добропорядочные буржуа. Девушка понимала, что за фрукт этот Робер. Но она закрывала глаза на то, что может принести несчастье ей, что её жизнь с бандитом — это колосс на глиняных ногах. Жила одним днём.
Подобные фильмы плохи тем, что они чуть ли не на пьедестал воздвигают криминалитет и то, что с ним связано. Но «Банда» красноречиво подтверждает фразу «Не выпендривайся и это спасёт тебе жизнь». Вот правдивее некуда. Есть люди, век которых недолог по определению. И это чертовски логично. А что касается жизни, чьей угодно — грабителя или обычного человека — то когда и где она чего-то стоила?..
3 мая 2010