Великий экстаз резчика по дереву Штайнера
Die große Ekstase des Bildschnitzers Steiner
7.7
7.6
1974, документальный, биография, спорт
Германия (ФРГ), 45 мин
В ролях: Вальтер Штайнер, Вернер Херцог
Швейцарский чемпион по прыжкам на лыжах с трамплина Вальтер Штайнер в фильме «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера» — один из самых любимых режиссером героев. Профессия резчика по дереву, когда из древесины создаются эстетически значимые предметы, в известном смысле «поэтическая», но Штайнеру этого «отрыва» от прозы жизни недостаточно. Хотя бы на несколько секунд он стремится оторваться от земли. Для Штайнера победа в соревнованиях — не самое главное. Главное для него — преодоление страха. Страха смерти. Херцог толкует прыжки Штайнера как акт протеста и одиночества, как попытку бегства в иную реальность. «Я должен быть совсем один в мире. Я, Штайнер, и больше никого».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Великий экстаз резчика по дереву Штайнера

английское название:

Die große Ekstase des Bildschnitzers Steiner

год: 1974
страна:
Германия (ФРГ)
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Йёрг Шмидт-Райтвайн
композитор:
монтаж:
жанры: документальный, биография, спорт
Поделиться
Финансы
Бюджет: 72000
Дата выхода
Мировая премьера: 1 января 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 45 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, биография, спорт

Отзывы критиков о фильме «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера», 1974

Касаясь пустоты

Выдающегося западногерманского режиссёра Вернера Херцога всегда интересовали люди, существующие словно бы на грани бытия — своего рода отчаянные смельчаки или же харизматичные безумцы. Интерес этот объясняется, в первую, очередь принципиальным неприятием Херцогом любой заурядности, будь то агрессивный конформизм или же безобидная социальная мимикрия. Герои его картин, как игровых, так и документальных — дикари, карлики, психопаты, работорговцы, диктаторы, альпинисты — все, кто, так или иначе, не вписывается в устоявшуюся социальную парадигму.

Одним из таких героев является Вальтер Штайнер — искусный резчик по дереву, а также непревзойдённый прыгун на лыжах с трамплина родом из страны банков, часов, шоколада и сыра. Он появляется в первом кадре фильма прямо в небе, словно бы материализуясь из иного пространства под атмосферно-медитативную музыку группы «Popol Vuh». Его полёт, показанный в замедлении, — этот поэтический пролог станет своего рода лейтмотивом и смыслообразующим центром ленты. Каждый прыжок Штайнера Херцог будет снимать в замедлении, смакуя поэзию полёта швейцарского мастера. Столь любовно в фильме поданы, пожалуй, лишь эпизоды, демонстрирующие Штайнера за работой — вырезающего фигуры из дерева и готовящего лыжи к очередному прыжку. Всё остальное — не более чем спортивный репортаж, в котором Херцог предстаёт этаким пронырливым спортивным обозревателем, дающим комментарии происходящему и желающем всюду поспеть дабы запечатлеть наиболее интересные моменты соревнований.

Лишь в моменты отрыва от бренной земли Вальтер Штайнер чувствует себя по настоящему свободным. Только в моменты грозящего травмами и даже смертью полёта он ощущает себя истинно живым. Познание жизни через максимальное приближение к смерти. Таков негласный жизненный девиз Штайнера. Таков, в свою очередь, и творческий метод Херцога, снимающего свои фильмы в максимально экстремальных, практически невыносимых условиях. Сортсмен и режиссёр — они оба похожи и оба достойны друг друга. Они оба практики, познающие жизнь, в первую очередь, плотью и ведущие непрестанную игру с самой смертью из которой всякий раз выходят победителями. Посему неудивительно смакование Херцогом прыжков Штайнера, в котором проглядывается не только лишь восхищение, но и определённая белая зависть, которая может удивить людей, знакомых с биографией Херцога, ведь такой человек, казалось бы, по определению не может некому завидовать. Вальтер Штайнер один из немногих, кому удалось вызвать зависть неистового баварца.

Спустя одиннадцать лет после фильма об так и не опалившем крылья Икаре в лице Вальтера Штайнера, Херцог запечатлеет на камеру подвиги альпинистов Рейнхольда Месснера и Ханса Каммерландера. Так появится фильм «Гашербум — сияющая гора» — своеобразная кинематографическая вариация фильма о Штайнере. Отчаянные поиски ницшеанского сверхчеловека неоднократно заводили Вернера Херцога в самые опасные места планеты, со временем всё больше наталкивая на мысль, что место его обитания — зеркало.

18 августа 2014

Прыжок в вечность

«Я всегда хотел делать вещи, которые для людей просто невозможны, к которым они не способны физически. Я всегда хотел научиться летать. Я хотел стать чемпионом мира по прыжкам с трамплина. Это занимает меня до сегодняшнего дня. Когда показывают олимпиаду, я сижу с потными руками перед телевизором и смотрю, как люди летают практически без какой-либо помощи…»

Werner Herzog

«Великий экстаз резчика по дереву Штайнера» — документальный фильм, снятый по заказу немецкого телевиденья и повествующий о соревнованиях прыгунов на лыжах с трамплина. Казалось бы, банальная тема и малоинтересный жанр, но в руках признанного мастера получается один из самых захватывающих и впечатляющих фильмов о внутренней борьбе человека с самим собой. Херцог утверждает, что эта документальная новелла (продолжительность первой версии составляла более часа), является одной из вершин его творчества, а сам герой — прыгун Штайнер и вовсе любимый персонаж его фильмов, оставляющий далеко позади даже признанные роли Клауса Кински.

Фильм снят в репортажной манере, сам Херцог выступает в роли интервьюера, а все внимание камеры сосредоточено только на одном человеке — Вальтере Штайнере, обычном плотнике из Швейцарии, специализирующимся на декоративной резьбе по дереву, но как оказывается, не такой уж он и обычный. Работа резчика творческая и требует большой силы духа, большого эстетского начала в человеке, каждый раз, погружаясь в процесс резки, Штайнер по сути погружается в самого себя, бежит от реальности, но это только одна сторона Штайнера. Другая сторона, его истинное призвание это прыжки с трамплина, каждый раз взмывая в воздух, он совершает победу над собой, он освобождает свой дух.

Прыжок с трамплина, только называется прыжком, на самом деле это симбиоз планирования и падения, успешность прыжка и здоровье прыгуна напрямую зависят от того, на какую поверхность спортсмен приземлится: если на наклонную — то все хорошо, а если на плоскую, начинающуюся далеко за красной чертой — то он покалечиться, а быть может и вовсе разобьется. Герой фильма, выбран Херцогом не просто так, Штайнер обладает настолько идеальной техникой и динамикой прыжка, что небывало далеко улетает от своих ближайших преследователей, как раз за ту самую пресловутую красную черту. В глазах Херцога швейцарец настоящий титан, воплощение сверхчеловека, каждый его прыжок это не столько полет, сколько наивысшее проявление человеческого духа — осознанное преодоление страха перед возможной смертью. Каждый раз, совершая прыжок, Штайнер осознает, что возможно это его последний полет, и очередной рекорд может стоить ему жизни.

На фоне проходящих соревнований, Херцог, замедляя съемку, обнажает красоту прыжков, проявляет мягкость и пластичность отточенных движений спортсменов. Контрастом монтируя ускоренную кинохронику, он демонстрирует ужасающие падения — тела на скорости спортивного болида врезаются в землю: покореженные лыжи, разбитые люди, разбитые надежды.. Постепенно темп монтажа увеличивается, и зрителя начинает охватывать необъяснимая паника и тревога, предчувствие, что все эти прыжки закончатся для Штайнера очень трагически..

Расспрашивая Штайнера, Херцог стремиться постигнуть сущность этого человека, ощутить накал психологической борьбы в нем, понять, что же постоянно заставляет идти его на смертельно опасный риск, понять каково это — переступить запретную черту. Вальтер рассказывает о том, как представляет себя разбивающимся под возбужденные возгласы толпы, рассказывает о своем тяжелом детстве и о погибавшем молодом вороне, которого он подобрал и выходил. Ворон со временем стал для него лучшим другом детства, но когда тот состарился, Вальтер не смог видеть издевательств других птиц над ним и застрелил его. Постепенно мы начинаем понимать, что на протяжении всей своей жизни Штайнер был очень одинок, и его прыжки скорее подобны крику прокаженного. Прыжки Штайнера — это экстаз, это отчаянный акт протеста, протеста против одиночества человека; каждый его прыжок это гимн силе и несгибаемости людского духа..

Вальтер Штайнер становился двукратным чемпионом мира и завоевывал серебро Олимпийских игр, ныне проживает в Швеции, работая.. сельским садовником. Воистину удивительный человек, заслуживающий столь же удивительного фильма.

13 февраля 2012

Преодолеть себя

Фильм серьезно заставляет задуматься над жизнью. Хотя нет, это Штайнер заставляет о ней задуматься. Всегда нужно быть лучшим в своем деле, а это дело должно быть любимым. Для себя из этого фильма я вынес идею что есть что то больше чем просто быть лучшим в своем деле, это дело должно поглотить с головой, и тогда не будет общего чувства страха и тогда достигаются фантастические результаты и тогда ты всё в этом мире. Это видно со стороны, но для Вальтера это обычное дело, тяжелое но именно его дело. В этом он служит примером.

10 из 10

14 ноября 2011

Документальный фильм Великий экстаз резчика по дереву Штайнера появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Вернер Херцог. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вальтер Штайнер, Вернер Херцог.

На фильм потрачено свыше 72000. Страна производства - Германия (ФРГ). Великий экстаз резчика по дереву Штайнера — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.