Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.3 |
IMDb | 3.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Скворец и Лира |
год: | 1974 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Григорий Александров |
сценаристы: | Александр Лапшин, Н. Пекельник, Григорий Александров |
продюсер: | Владимир Цейтлин |
видеооператор: | Николай Олоновский |
композитор: | Оскар Фельцман |
художник: | Стален Волков |
монтаж: | Эсфирь Тобак |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 17 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 17 мин |
Последний художественный фильм режиссёра Григория Александрова, как и последний в актёрской карьере Любови Орловой, который коллеги по цеху ехидно прозвали 'Склероз и климакс', а в своё время его и вовсе не выпустили в широкий прокат, положив на пресловутую 'полку'. Притом, первой, кто выступил против выпуска фильма, была сама Орлова, которая в свои 72 года здесь играла героиню лет 30-ти - увиденный результат абсолютно не устроил актрису. Становится очевидно и понятно, почему фильм забраковали практически все, кто его тогда увидел, включая самих участников - опустим колкости в адрес актрисы, существенная разница в возрасте которой с её персонажем бы, возможно, не настолько критично смотрелась бы в театре, но никак не в кино, а отметим проблему куда более существенную.
Дело в том, что Григорий Александров, также растерявший режиссёрскую хватку, что было и так заметно в экспортно-лубочном до аляповатости 'Русском сувенире' (1960), который не любят даже ярые фанаты всего советского, словно остался в 1930-40-х годах с его сталинским пропагандистским кинематографом, и уж особенно на фоне таких проектов, как, например, 'Щит и меч', 'Мёртвый сезон', 'Ошибка резидента', и вышедший за год до этого 'Семнадцать мгновений весны', фильм выглядит запоздало и устарело. Это ощущение усугубляет нескладность и анемичность повествования, создающая впечатление, что режиссёр большую часть съёмочного процесса спал по ту сторону камеры, чья увядающая энергетика передаётся и зрителю, да ещё и через внушительный хронометраж почти 2,5 часа. При размахе и дороговизне съёмок в глаза бросаются очевидные анахронизмы в виде автомобилей из 1970-х, в то время, как действие развивается немногим после Дня Победы. Это прозвучит довольно странно, но, временами, в фильме улавливались едва ощутимые ноты фассбиндеровского кино, хотя, не исключено, что такое могло почудиться сквозь полудрёму. А ведь вышел бы любопытный экземпляр, для своего-то времени и основной страны-производителя.
25 апреля 2024
Интересная работа, да и сюжет не глуп. Хотите — смотрите как пародию, а можно как арт-хаус. Как результат соревнования с аналогично неувядающей Марлен Дитрих. За далью лет сложно понять, в каком десятилетии развивается действие: время размыто в деталях реквизита, декорациях, технике, манере игры. Возраст героини строго не оговорен, по сюжету во время войны она обгорела. Не каждый актёр способен играть возрасты от юности до старости, великая Любовь Орлова решилась и попробовала. Подобных картин мало в истории кино, а потому посмотреть её стоит.
1 января 2020
«Скворец и Лира» фильм уникальный в своем роде, это последние работы режиссера Александрова и актрисы Орловой, это снятое с советским размахом действо, и фильм, вышедшей в неудачное время, когда был арестован секретарь канцлера ФРГ за шпионаж. Столько сплетений и на выходе скучнейшее зрелище, до судорог сводящее скулы.
Орлова была не плоха, она старалась, но ее время прошло, и играть тридцатипятилетнюю в семьдесят невозможно чисто физически. Одним надменным взглядом не вытянешь роль. Александров великий режиссер, но в данной ленте его академический подход сыграл злую шутку — выверено до запятой все, но пресно и не интересно. Само действо заторможенное, любование Орловой в кадре переходит границы разумного, остальные актеры смотрятся массовкой. Увы, всему свой срок и уходить из кино надо вовремя, чтобы запомнили лучшими, что актрису, что режиссера.
В итоге просмотрел агитационную ленту, смысла в которой не было, да красиво снятую, но абсолютно не зрелищную.
22 апреля 2019
Последний фильм с участием Любови Орловой — которая, как вы знаете, панически боялась старости, и, надо сказать, смогла успешно её отсрочить с помощью припарок, отваров, настоев и здорового образа жизни. Благодаря этому в «Скворце и лире» она играет 35-летнюю женщину, хотя на тот момент ей было ни много ни мало 72.
Фильм рассказывает о буднях советской разведки на территории послевоенной Германии. Большая часть событий происходит в вертепах буржуазного разврата; декорации и костюмы соответствующие, то есть высокобюджетные. В эпизодической роли американской шпионки занята Светлана Светличная; кроме того, «Скворец и лира» — первый фильм с участием Любови Полищук.
Орлова присутствует на экране с первой до последней минуты, активно использует секретный радиопередатчик, спрятанный в клетке с канарейкой, применяет против западных джеймсбондов приёмы рукопашного боя, соблазняет немецких дельцов из окружения самого Круппа, а также исполняет легкомысленные песенные номера, а-ля «Колыбельная» из х/ф «Цирк», которую все помнят благодаря смелой рифме «гуд найт — засыпайт». И это, напомню, в 72 года; как выразилась бы современная молодёжь — респект, Любовь Петровна.
20 декабря 2018