Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Самый сильный |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Николаевский |
сценарий: | Ярослав Филиппов |
видеооператор: | Василий Кирбижеков |
композитор: | Евгений Стихин |
художник: | Владислав Расторгуев |
монтаж: | Т. Протопопова |
жанры: | фэнтези, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 января 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Субботним утром я проснулся неожиданно рано и на «автомате» включил телевизор в надежде на просмотр какого-нибудь хорошего фильма. (Такой рефлекс выработался уже давно – «вкусное и полезное» центральные телеканалы, как правило, показывают ближе к ночи или на рассвете. Сейчас, правда, некоторые телеканалы могут показать «вкусное и полезное» в любое время суток.)
И, знаете, чутьё меня не подвело!!!
Совсем неожиданно в 06:10 (неожиданное время для показа детского фильма, судя по тегу «6+») передо мной побежали, будто небрежно стряхнутые с кисти, аляповатые голубые титры советской киносказки «Самый сильный».
Ещё неожиданней для меня был тот факт, что я, сколько ни напрягал свои мозги, не мог вспомнить даже её обрывочного предыдущего просмотра за всю свою уже довольно продолжительную жизнь. А фильм-то, как выяснилось сразу, старше меня!
И далее опять по обычной для советского кино схеме – первые 15 минут я откровенно скучал, наблюдая стандартные начальные ходы по мотивам народных сказок.
Нет, лейтмотив своеобразного сюжета про колобка в обличии человека с недюжинной силушкой, как всегда, чист, приятен и очень задушевен. И избушечка ничего, и дедок с бабулей (вместе с козлёночком) что надо! А уж куда деваться от взгляда большущих красивых глаз Татьяны Клюевой, в которых запросто можно утонуть и не всплыть обратно!!!
Но вот после незатейливой песенки главного героя про себя «сикамбрического» и ловли товарища в сапогах-скороходах моя рука потянулась к пульту и… остановилась (я прочитал программу телепередач – альтернативы нет!). Да и чего это я! Смотрю ведь советскую сказку, которую никогда не видел!
И далее так неожиданно понеслись такие мотивы закадровой песенки после входа нашего силача-батыра (именно батыра, а не богатыря!) в такой неожиданный населённый пункт.
Теперь подробнее о сказанном.
Нет, конечно, звучащие мотивы не имеют ничего общего с «блатными» песнями. Но вот их содержимое удивляло.
Нет, песни про бандитов и разбойников в советской киносказке – элемент обязательной программы. Но вот чтобы в начале 1970-х на весь СССР прозвучало слово «рэкетир»!!!
Нет, окрепшим и набирающим оборотам дельцам «теневой» (советской) экономики с одной стороны и окрепшим и набирающим обороты элементам организованных (советских) преступных сообществ с другой слово «рэкетир», наверное, уже давно не в новинку. Но песенка, как я понимаю, адресовалась в первую очередь обычным (советским) детям обычных (советских) родителей!!! Неожиданно!!!
Про неожиданность населённого пункта я вообще молчу. Это надо видеть!!!
Какой-то неожиданный флэшмоб на «стадионе» (там даже воин крутил на палочке чёрную дощечку с понятными цифрами, но непонятным «счётом») в антураже площадок (советского) детсада: бутафорские ворота отдельно от бутафорских стен и причудливая башенка с вечно недовольной кричащей тётей.
Но больше всего сбивали с толку одежды главных людей этого населённого пункта (по упоминаниям, претендующего на роль самого Царьграда!) – халифа (в Царьграде???) и его визиря (по совместительству – родного брата-близнеца). Их обоих добротно отыграл Евгений Весник.
Он попеременно представал передо мной то в чёрной пиратской повязке на глазу и чалме, то в неопределённых матерчатых шапочках, а то и вовсе в огненно-оранжевом витиеватом парике эпохи Просвещения.
Решил было силач стать родственником этих персонажей, но… дверцы в полу открылись та-а-ак неожиданно (и привет усато-полосатым!)!!!
Я отвлёкся от просмотра на десяток секунд и… батыр неожиданно снова посреди танца ансамбля по самому минимуму одетых девушек – для советских киносказок с восточным колоритом также номер обязательной программы.
И лишь после всех этих пертурбаций сказка начала выдавать «на гора» таки-и-ие смысловые сюжеты:
1) противостоять вдолгую злу жизни без друзей надёжных – самоубийство в чистом виде (и с этим я ожидаемо согласен);
2) пельмешки и корка хлеба с квасом, порой, куда вкуснее всех деликатесов;
3) враг лучше всех друзей и родственников (слова, «вливаемые» с полным обоснованием в уши батыру в кандалах от халифа (или от визиря? – я в них, честно говоря, уже запутался), с которыми, прожив почти полвека, я неожиданно полностью согласен тоже!!!);
4) и главное – незамутнённая ничем настоящая жертвенная любовь таки-и-ие чудеса творит!!!
P.S. Ближе к концу фильма халиф задаёт всем три (див)ных вопроса, на которые общий разум и человеческое сердце в конечном итоге находят правильные ответы (с таким неожиданным последним выводом, что счастливым человека сделает не коммунистическая партия, а…).
Но вот вам, друзья, три моих вопроса (на которые лично я так и не нашёл ответа!!!):
1) вопрос для разминки – «Что же всё-таки означали числа на той чёрной дощечке?»;
2) вопрос существеннее – «Почему в сказке неживой первоначально человек становится живым, а в реальной жизни первоначально живой человек становится неживым (не в смысле физической смерти, как Вы понимаете!!!)?»;
3) и самый «убойный» вопрос – «Как совместить в реальной жизни первое с третьим (если Вы ещё не потеряли ход развития событий!!!)?».
Неожиданные вопросики, да???
P.P.S. О, я неожиданно даже первый рецензент этой сказки для взрослых. А лично по мне сказку «Самый сильный», как ни странно, лучше смотреть взрослым, а не ребёнком!
(А в СССР были не только сказки для взрослых, но даже и мультфильмы для взрослых, которые под таким названием и фигурировали в программах телепередач. И никому в голову не приходили какие-то параллельные ассоциации!)
8 из 10
(на фоне сказочных шедевров Александра Роу и Александра Птушко не поднимается рука поставить больше!)
15 июля 2024