Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прикосновение бабочки |
английское название: |
Dotek motýla |
год: | 1973 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Юрай Герц |
сценаристы: | Юрай Герц, Иван Тургенев, Ярослав Вокрал |
видеооператор: | Додо Шимончич |
композитор: | Любош Фишер |
жанры: | мелодрама, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 50 мин |
Первое впечатление — приятное удивление. Даже не ожидала что чешские кинематографисты могут так точно, так интеллигентно не то что снять, понять прозу Тургенева, всё-таки у чехов другой менталитет, другое мировоззрение, но режиссёру Юраю Герцу удалось на сто процентов передать это романтичное чисто тургеневское ощущение томления, тайны, каких-то подчас смутных разбитых надежд, светлой грусти.
Весь фильм является соединением потрясающей музыки композитора Любоша Фишера с импрессионистскими картинами объединяющими сны и реальность, в тоже же время перед нами стройная экранизация рассказа Ивана Тургенева «Три встречи», впрочем не дословно буквальная, а с некоторыми переделками. Перед создателями стояла сложная задача ибо история рассказанная Тургеневым мимолетна именно как прикосновение бабочки и строится в основном не на словах, а на взглядах, на скрытых чувствах. Поэзия в картинах, мечты о любви, любовь к мечте, превращающая даже грубую реальность в мечту. Но Герц увидел всё это в собственном магическом кристалле, как всегда уделив много внимания визуальной стороне, а она в «Прикосновении бабочки» изысканно красива, но мрачновата: засыпанный осенней листвой парк со странными и страшными барочными статуями, угрюмый старик-смотритель, сны героя где среди белых безжизненных скал гуляют призраки, старинный заброшенный дом с анфиладой некогда нарядных расписанных зал, тревожные воспоминания о итальянском карнавале…
Ещё одна трудность стояла перед создателями фильма найти убедительную актрису на роль прекрасной и таинственной незнакомки трижды встреченной героем, необыкновенной женщины в которую можно влюбиться с первого взгляда не требую взаимности, и именно такая здесь актриса Яна Брейхова, звезда чехословацкого кинематографа. В трех сценах она совершенно разная, то совсем юная, нежная и влюбленная, то элегантная неприступная, томная амазонка, то сломленная, покинутая и всё-таки прекрасная. Конечно она появляется и в снах главного героя бледная и зовущая, но не голосом а одним лишь взглядом, но каким взглядом! Поистине актриса, созданный её образ царит в фильме. Театральный актёр Павел Павловский с живым говорящим лицом и темной бородкой стал отличным персонификатором образа молодого Тургенева/влюбленного наблюдателя.
Безусловно ещё один ключевой герой фильма это тревожная, какая-то сокровенная, даже надрывная музыка Любоша Фишера и романс «Ты знаешь» в исполнении Хелены Вондрачковой, текст которого материализует слова так и не сказанные никем из героев: Твоя любовь, что ты дал мне, превратилась в горе, как будто бабочка села тихо на ладонь.
23 ноября 2018