Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Неблагодарный |
английское название: |
Namak Haraam |
год: | 1973 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Ришикеш Мукхерджи |
сценаристы: | Biresh Chatterjee, Сампуран Сингх Гульзар, Чандра Канта Сингх, Мохини Н. Сиппи, Д.Н. Мухерджи, Ришикеш Мукхерджи |
продюсеры: | Джайендра Пандья, Раджарам, Satish Wagle |
видеооператор: | Джайвант Патхар |
композитор: | Рахул Дев Бурман |
художник: | Ажит Баннерджи |
монтаж: | Дас Дхаймаде |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 ноября 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 26 мин |
«Почти по Карлу Марксу…»
Это еще один фильм из списка «Лучшие фильмы Болливуда». Осилила его за неделю, но не потому, что он плохой, а потому, что он тяжелый. Ну, может он для меня он таковым показался, ибо я воспринимаю все в ассоциации со своей жизнью. И друзья, которые переставали быть таковыми, лишь только у меня менялось социальное положение (и в худшую, и, странно сказать, в лучшую сторону), у меня тоже были. Или это были не друзья? Хотя с некоторыми я дружила и по 10 лет, и по 20. Или мы все так зависим от денег, власти и мнения общества?…
Нужно, нужно иногда смотреть такие фильмы. Несмотря на то, что здесь много рассуждений о классовом неравенстве, борьбе бедных за свои права и прочая и прочая. Во-первых, здесь не заламывают руки от страданий, а страдают на самом деле. Я, как истый индоман, уже вижу разницу. Во-вторых, Амитабх здесь красив, как черт. Где-то я читала, что этот фильм считается закатом эры Раджеша Кханны, и началом эры «сердитого молодого человека», то бишь Амитабха. Не знаю, как насчет Раджеша, он после этого еще добрых 30 лет снимался, а у Амита именно в 73 году начался взлет — с «Гордыни», «Затянувшейся расплаты» и вот с этого фильма.
Фильм начинается с того, что Вики (Амитабх) выпускают из тюрьмы после 14 лет заключения за убийство. Его встречает его любимая девушка Ниша (Сими Гаревал) и дяденька по имени Бипинлал. Приехав домой, он видит на стене портрет Сому (Раджеш), украшенный гирляндой, и весь фильм — это воспоминания о том, что привело к тому, что мы видим. Выясняется, что Вики и Сому были лучшие друзья. Они настолько близки и похожи, что иногда непредумышленно одевают одинаковые рубашки и в публичном доме западают на одну и ту же девицу. Но только Сому — из среднего класса, а Вики — сын богача, и по большей части семейство Сому живет на его деньги. Окружающие считают его подхалимом и приживалом, хотя на самом деле он уступает скорее в силу мягкости характера и нелюбви к конфликтам. Все меняется, когда Вики начинает управлять отцовской фабрикой и сталкивается с тем самым Бипинлалом, возглавляющим профсоюз рабочих. Сому для помощи другу тайно внедряется в профсоюз и вытесняет Бипинлала, но во время всей этой интриги он вынужденно живет среди рабочих — и когда интрига завершена, уже не может покинуть их на произвол судьбы и остается сражаться за их права. То есть уже становится тем самым пролетариатом, против кого пытался подложить бяку.
Амитабх здесь прекрасен. Молод, горяч, вспыхивает, как порох, по поводу и без, и чуть-чего — лезет драться и орет на всех без разбору. Но еще он почтительный сын, верный друг и хороший, в общем-то, человек. Просто еще его жизнь не обтесала. В конце фильма все его суждения меняются на диаметрально противоположные.
У Раджеша тоже отличная роль. Вначале он милый раздолбай, слоняющийся по жизни без дела, потом он хитрый интриган, и в конце — трагический герой. Все это ему удалось сыграть блестяще. И все это напоминает историю о том, как король Генрих поставил своего приятеля Томаса Бекета архиепископом Кентерберийским, чтобы подчинить себе церковь, а тот вдруг осознал свой долг как архиепископа и начал с королем сражаться за права церкви. Не в таких масштабах, но все же. По моему, даже фильм такой есть.
Рекху здесь не узнать, такая кругленькая вся, с пухленькими щечками, но уже красавица. Роль Шьямы у нее была второстепенная, но справилась, как всегда, на отлично. Сими Гаревал — настоящая красавица (но все же, местами напоминала лягушку — в некоторых ракурсах). Настоящим открытием стал тут для меня Раза Мурад в роли неудачника-алкоголика-поэта. А он, оказывается, был очень симпатичным, это сейчас он играет низкопробных злодеев, а был то ого-го. Ом Шивпури (отец Вики) здесь являлся главным злодеем. И как всегда, сыграл на ура. В конце получил по заслугам, и даже больше.
В общем, рекомендовать этот фильм я бы стала лишь поклонникам Амитабха. Молодые индоманы, думаю, не поймут все эти разговоры про социализм и страдания бедных — опыта жизненного маловато будет. А вот поколение постарше посмотрит с удовольствием.
9 из 10
23 января 2017