Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Москва — Кассиопея |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ричард Викторов |
сценаристы: | Исай Кузнецов, Авенир Зак |
продюсер: | Георгий Федянин |
видеооператор: | Андрей Кириллов |
композитор: | Владимир Чернышев |
художники: | Константин Загорский, И. Красулин, Валерий Павлотос |
монтаж: | Ольга Катушева |
жанры: | фантастика, комедия, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 сентября 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Несколько школьников отправляются в далекий космос спасать неизвестных инопланетян от неизвестной угрозы. Путь займёт почти 50 лет, а на Земле пройдет 500 лет. Казалось бы что могло пойти не так?
Из-за нештатной ситуации путешествие принимает неожиданный поворот.
Фильм вызывает теплую ностальгию из детства, когда каждый год еще ребенком прилипал к экрану и смотрел увлекательное путешествие. Фильм казался идеальным, очень напоминал Звёздный Путь.
Однако с годами критичнее стал к нему относиться.
Сразу стало видно шаблонность персонажей, недостаточную продуманность некоторых вещей (есть камера, которая может создавать все (как голодек из того же Звёздного пути, причем здесь он появился раньше!)), но вот экраны черно-белые.
Местами очень плохой монтаж и актерская игра оставляет желать лучшего. Однако проделана отличная работа с декорациями и спецэффектами для того времени и бюджета фильма.
Все сюжетные дыры легко закрыты ИОО, который в нужный момент всё исправляет и нарушает законы физики, а иногда и логики.
Фильну нужен хороший ремастер, чтобы была чёткая картинка и поработать над монтажом и эффектами. Как образец ремастер Звёздного Пути 60-х годов, где сохранена эстетика, но качество картинки словно снято вчера.
В целом это очень доброе, по-советски наивное кино, которое хочется показать каждому ребенку, как символ эпохи освоения космоса и увлечения детей наукой.
26 марта 2024
Великий фильм советского детства «Москва-Кассиопея» и его логическое продолжение «Отроки во Вселенной» удивляют во всём. Нет, это не корабли с инопланетянами, такого добра в любой фантастике про космос навалом.
Самый основной вопрос: кто такой ИОО, обладающий паранормальными способностями и разгуливающий во времени? Постоянно подчёркивающий, что выполняет чью-то неведомую никому Волю, он — вестник богов Гермес или же архангел Гавриил? Или всё-таки человек, алхимик-масон из ордена, получившего контроль над временем и направляющим события в нужном русле? Больше всего похоже на последнее предположение, особенно если обратить внимание на его вычурные жесты и витиеватую, архаичную манеру изъяснения, на современную одежду, примоднённую под 18-й век. ИОО нужен не только для детей, ещё не отвыкших от добрых волшебников и колдуний из сказок, но и как память об истоках сегодняшнего прогресса и благополучия масс, за которое нужно благодарить масонство века Просвещения.
Опять же Перст Указующий, зависание над ним с погружением в воду — в купель с водой…
Слово «отроки» в названии продолжения явно не из эпохи НТР. Оно отсылает к преданию о Семи Эфесских отроках, замурованных в пещере, погружённых в длительный сон и пробуждённых через века. Выпавших из времени, как и юные космонавты, путешествие которых уподобилось ритуалу инициации с прохождением тяжёлых испытаний.
Федька Лобанов — как Джокер из колоды Таро или Дурак из сказок, способный победить Зло при помощи своей же «глупости», когда всё другое бессильно.
Зачем вложен этот символизм? Просто у людей, каким бы атеистическим ни было общество, всегда было и остаётся мифологическое сознание…
23 января 2019
Довольно неоднозначный фильм. Достоинства безусловно есть (как-никак один из первых советских фильмов подобной тематики), но и недостатков хватает. Прежде всего слабая техническая база и спецэффекты. Совершенно не чувствуется отношение фильма к такой богатой теме как космические исследования. И дело не в возможностях того времени, а равнодушном отношении создателей, дескать и так сойдет. Взять например сцену старта звездолета (один из ключевых моментов). В те времена я посещал один провинциальный кружок ракетно-космического моделизма. И могу сказать, что даже наши ребята могли бы сделать что-то более эффектное, чем невнятное мелькание на красном фоне. Причем совершенно бесплатно, на одном энтузиазме.
Психологически очень тяжелая сцена прощания с Землей. Поход по памятным местам, последняя фотография и прочее — чем-то сильно напоминает прощание с японскими смертниками-камикадзе. И ведь фактически они и есть смертники. Даже детям понятно, что ни один нормальный человек добровольно не согласится провести десятилетия в железной коробке и ограниченном коллективе. Моряки-подводники выдерживают автономку несколько месяцев, прошедшие жесточайший отбор космонавты — максимум год. Да и то летают вокруг земли. Создателям надо было придумать анабиоз, изначально запланированный скачок через пространство, или что-то подобное, но не в таком виде.
Много можно найти и других недостатков, которые не спишешь на эпоху или ограниченный бюджет. Но все-таки среди советской фантастики этот фильм не самый худший.
28 августа 2013
В данном случае, собственно, всё с точностью до наоборот, но… Не легче почему-то.
Ключевой эпизод картины — назовем его условно скачком через пространство — просто убил своей беспомощностью. И это при том, что речь идет о самой, по сути, концовке фильма, и основное впечатление от просмотра уже сформировалось. Кардинально что-то исправить было, признаться, крайне сложно, а вот окончательно испортить, как оказалось, большого труда не составило.
Очень слабая картина. Основным принципом развития сюжета, такое ощущение, был определен (уж не знаю, насколько осознано) тезис «говорить одно и делать другое». Не особо, что самое печальное, размениваясь на внятные (подчеркиваю) объяснения.
Девочка выступает против экспедиции и… отправляется в полет. Капитан корабля призывает отправить нарушителя на Землю и… принимает прямо противоположное решение. История с таинственной запиской вообще видится не имеющей отношения к делу — нулевое влияние на происходящее! Впрочем, не удивился бы, обыграй авторы эту тему во втором фильме.
К слову о делении картины на две части. Представляю, сколько пришлось бы выслушать в свой адрес авторам аналогичного проекта в наши дни. Собственно, недавняя история с «Обитаемым островом» — отличный пример. Честно говоря, не вижу разницы. По мне так выделить «Отроков во Вселенной» в отдельный фильм — все равно, что выпустить порознь на экраны две серии «Короны Российской империи».
Нелепая роль И. Смоктуновского — что-то похожее, только смешнее, было в картине «Семь стариков и одна девушка» — и чрезмерная участливость героя Л. Дурова не только не сглаживают, а, напротив, усугубляют откровенно непрофессиональную работу актеров-детей. Даже к спецэффектам таких нареканий нет — Вы вдумайтесь только!
Сплошные недостатки… И хотя я по-прежнему удивлен, что это кино прошло мимо меня в детстве — было бы интересно сравнить ощущения: как знать, может, на волне безоговорочного успеха «Гостьи из будущего» и «Лилового шара» запомнилась бы и «Москва — Кассиопея», считаю ее всё-таки скорее заменителем качественного продукта. Поэтому только
3 из 10
13 июня 2012
Советская фантастика всегда будет сильно отличаться от любой другой, и дело тут не в технологиях, а в особой атмосфере, которую она с собой несёт. И в книгах, и в фильмах она одинаково цепляет тебя своей относительной простой и одновременно глубиной продумывания каждой детали, каждой мелочи насколько это возможно. И на всяком интересном и чуть-чуть волшебном сюжете, сценарии, графика отступает на второй план. Во всяком случае, «Москва-Кассиопея», на мой взгляд, как раз такой случай. Пусть я уже и насмотрелась и «Тронов», и «Аватаров» и «Трансформеров», этот фильм стоит на порядок выше всех них.
Первый фильм дилогии рассказывает нам, как одному школьнику приходит в голову интересная идея: построить корабль и отправится в космос к неведомой Альфе-Кассиопее, с которой на Землю приходят сигналы, присланные, несомненно, разумными существами. И не без помощи таинственного И. О. О. (Исполняющего Особые Обязанности) звездолёт «Заря» отправляется в путь…
То, что экипаж корабля состоит из детей, подростков, уже является одной из причин, из-за которой фильм становится ещё более притягательным и захватывающим. А ведь правда, если и им удалось так полетать, то и мне, зрителю, когда-нибудь это тоже удастся, а может даже и сейчас?.. Сильнее начинаешь сопереживать героям, если ты их сверстник, а уж фильм, конечно, был рассчитан на ребят 14—15 лет в первую очередь. Но, даже если вы и постарше, фильм вам придётся по душе, так как сделан он очень «приятно на глаз», нету зависаний, нету глупых, неуместных фраз, а восклицание Середы: «Мы в космосе, думать пора уже начинать!» заслуживает отдельной десятки.
Актёры подобраны прекрасно. И Лев Дуров, сыгравший академика Филатова, и уже упомянутый И. О. О. в исполнении Иннокентия Смоктуновского да и все главные герои сыграли блестяще. Они действительно вписались в историю, не выпадают из неё и действуют, разговаривают очень живо, по настоящему. Все их отношения, переживания, поступки понятны, потому что объяснены, раскрыты, и никакого резонанса в сюжете не возникает.
Музыка заслуживает отдельных слов. Она красивая и навевает мысли о звёздах, космосе, неведомых планетах и цивилизациях, а главная песня… Ну, я уже начинаю разучивать её на гитаре. Скажем так: если мелодия до сих пор всплывает у меня в голове и мне хочется её напевать вслух и я напеваю, значит музыка и в правду написана прекрасно.
«Москва-Кассиопея» — прекрасный фантастический фильм, лишённый всяких баталий, лазерных лучей, взрывающихся кораблей, но при этом имеющий прекрасный сюжет, музыку, картинки космоса, неповторимую игру замечательных актёров. Если вы благоговите «Аватар» и ставите его на вершину кинофантастики — продолжайте в том же духе, туда вам, как говорится, и дорога. Если же нет… — добро пожаловать на звездолёт «Заря».
Продолжение следует…
10 из 10
31 октября 2011
Давным-давно этот фильм и его продолжение «Отроки во вселенной» были одними из самых моих любимых фильмов. Тогда не было фантастики и эта дилогия было прорывом. Мне запомнился из того времени только сам фантастический сюжет, экшен — как бы сейчас сказали. Тогда не я не обращал внимание на идеологию, что была заложена в фильме, на нереальность или абсурд некоторых эпизодов фильма. Он мне просто нравился! И при всякой любой возможности я его смотрел или в кинотеатре или по телевизору. Фильм был мне очень близок и хотелось даже походить на некоторых героев.
Сейчас когда прошло достаточно много времени после последнего просмотра, я пересмотрел его еще раз. Сейчас, когда уже были просмотрены всякие Аватары и Звездные войны, он смотрелся совсем по-другому, не так как в детстве. Потерялась та атмосфера от просмотра, что была раньше, в голове возникает множество разных вопросов. Но все равно мне доставил большое удовольствие его простора, но в следующий раз я его пересмотрю лет так через 20.
8 из 10
13 января 2011
Знаете, есть такие фильмы, про которые говорят, что когда их показывали по телевизору — дворы и площадки, заполненные обычно шумной ребятней, пустели. Это тот самый случай. «Москва-Кассиопея» — легендарный советский фильм в жанре космической фантастики. Кто из нас не завидовал семерке главных героев — таким же обычным ребятам и девушкам, как и мы, которым посчастливилось отправиться в далекое путешествие по Вселенной, побывать на неизвестных планетах, встретиться с их обитателями. Все хотели оказаться на борту космического корабля «ЗАРЯ»…
Советская фантастика всегда обладала какой-то особенной притягательностью. Именно в тех фильмах все выглядело по-настоящему, «по-родному» чтоли. Сейчас, многим зрителям, избалованным современными «сногсшибательными» визульными эффектами, все это кажется нелепым и смешным. Но даже миллиардом пикселей не создашь ту обстановку, частью которой хотелось быть не только в «Москве-Кассиопее», но и «Отроках во вселенной», «Большом космическом путешествии», «Через тернии к звездам», «Планете бурь», мультфильме «Перевал», и еще многих-многих других отличных картинах.
Ричард Викторов обессмертил свое имя этим замечательным фильмом, и его продолжением («Отроки во Вселенной»), не говоря уже о том, что он также является режиссером картины «Через тернии к звездам». Для «Москва-Кассиопея» он подобрал потрясающий актерский состав. Из представителей старой школы здесь: Иннокентий Смоктуновский, Василий Меркурьев, Лев Дуров, Наталья Фатеева. Молодые актеры — исполнители главных ролей — Битюкова, Григорьев, Савин, Овчаров, Ершов, Савина, также прекрасно сыграли свои роли. Фильм по заслугам отмечен множеством национальных и международных наград, что совершенно справедливо.
Если вы любите фантастику, да и просто хорошее, доброе кино, смотрите (или еще раз пересмотрите) этот фильм. И можете немного помечтать…
8 из 10
30 марта 2010
Один из любимейших фильмов детства. Наверное, единственная научная фантастика, поданная в жанре приключения и юношеской комедии, поданная нам с советском детстве.
Смотрели почти каждые школьные каникулы в кинотеатре, ждали продолжения, влюблялись в героев…
Сейчас с удовольствием пересмотрела бы, так как отдельные кадры помнятся до сих пор очень ярко.
8 из 10
4 октября 2009