Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чёрный цезарь |
английское название: |
Black Caesar |
год: | 1973 |
страна: |
США
|
слоган: | «Hail Caesar, Godfather of Harlem...The Cat with the .45-Caliber Claws!» |
продюсеры: | Джеймс Диксон, Питер Сэбистон, Джанелл Коэн, Бенжамин Фиш, Кеннет Райв |
видеооператор: | Фентон Хэмилтон |
композитор: | Джеймс Браун |
художник: | Larry Lurin |
монтаж: | Джордж Фолси мл. |
жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
И все же фильм заслуживает десятки, решил я. Все тут ладно и складно. Практически каждая сцена проработана лаконично, просто и самодостаточно. Пускай они даже несколько автономны друг от друга — но их синергия приводит к достаточно мощному эффекту. Модный в те годы, благодаря «Крестному отцу» гангстерский мотив получает изящную обработку в стилистике blaxploitation. Драматизм и динамика тонко перекликаются с искренними балладами Джима Брауна. Мощная фигура афроамериканского атланта Фреда Уильямсона дополняется его незабываемой харизмой. Нельзя не верить восхождению его криминальной карьеры, равно как и сумерках вечной человеческой души. Как правильно прочувствована слабость личной жизни емко вместившаяся в сексуальную грубость в отношении жены. Не менее правдивой получается и встреча с незнакомым ранее папой, после долгих лет разлуки. Очевидно, что пребывание в мире насилия делает нашего главного героя жертвой своих профессиональных устремлений. Впрочем, чем не повод для того, чтобы любителям гангстерского кино представить как выглядело бы восхождение и лидерство Сантино Корлеоне.
Ларри Коэн показывает мир призрачного глянца и реального насилия свернутым в спираль Фибоначчи, где полицейские оказываются одним из самых опасных хищников, «страшные» итальянские гангстеры — заурядными конформистами, а выпущенное на свободу зло всегда вернется с лихвой. Затянувшаяся концовка оказывается позабытой шедевральной феерией. А ведь тут еще появится Арт Лунд в роли жесточайшего визави Фреда Уильямсона. Не будет тут места для раздумий, ничего лишнего. Только драйв, только амбиции. Понравилось
10 из 10
21 марта 2015
«Черный цезарь» — всего лишь второй фильм Ларри Коэна в качестве режиссера, снискавшего определенный успех сначала написанием сценариев к вестернам и нуарам, позже в 1970—80х постановкой дешевых, но чудовищно стильных ужастиков, таких как «Оно живое 1—3», «Кью», «Бог приказал мне» и «Возвращение в Сайлемс Лот», и наконец, сценарием к фильму «Телефонная будка» с Колином Фаррелом. В общем, личность, скажем так, разносторонняя. А свою режиссерскую карьеру Ларри начал с постановки двух блэкэксплуатейшенов (гангстерские ленты о чернокожих — то есть, афроамериканцах) — «Кость» и непосредственно «Черный Цезарь» 1973 года выпуска, естественно, по собственным же сценариям.
На съемку фильму потрачено 18 дней — уже интересно. Большая часть антуража — Лос-Анджелеский дом самого Ларри Коэна (ранее находившийся во владении другого занимательного режиссера — Сэмуэля Фуллера), где очень кстати оказался бассейн, здоровый холл и количество комнат, достаточное для съемок в них полнометражного фильма. Это ещё не всё. Не забыл Ларри так же и про квартиру свей мамы в высотке на Манхеттане. И плюс сцена, снятая (естественно бесплатно) в кабинете адвоката Ларри Коэна.
А чего только стоят съемки на улицах Нью-Йорка партизанским методом, когда настоящие люди в кадре реагируют на происходящее, словно это не кино! Или погоня на такси по тротуару — дабы никто не выходил из зданий, съемочная группа протянула вдоль целого квартала веревку, перегородив ею двери. Дважды полицейские чуть было не арестовали (во второй раз — чуть не пристрелили) актеров, бегущий по Манхеттану с оружием в руках — и не мудрено.
Я не в курсе, знаком ли Коэн с другим выдающимся Нью-Йорским евреем по имени Ллойд Кауфман — владелецем трэш-компании ТРОМА, но общий язык они бы точно нашли. Ведь это настоящее высокое искусство «создания илллюзии за гроши», когда режиссер способен снять «ночной клуб» у себя в гостиной, просто выключив свет, пустив немного дыма, и посадив перед камерой в качестве массовки пару своих знакомых и жену. В лентах Коэна люди входят в здание в Нью-Йорке, а оказываются в Лос-Анджелесе. Всё в этом фильме — иллюзии — та самая «магия кино» в действии.
История в целом очень напоминает «Лицо со шрамом» Брайана де Пальмы, вышедший лет через десять после «Черного цезаря». Но здесь нет наркотиков — Коэн всегда сторонился этой темы. А Томми Гиббс — это безусловно черный Тони Монтана. Такой же собственник и эгоист, мстящий кажется всему миру за то, что не родился богатым и белым.
Предфинальная сцена убийства своего давнего врага, полицейского, избившего Томми ещё в детстве, а ныне, делового партнера, действительна сильна и жестока, но при этом не лишена смысла. По концепции ей не уступает и финальный эпизод, где раненый Томми, прихрамывающий в обнимку с бесценными бухгалтерскими книгами сквозь руины своего родного района, погибает от рук малолетних преступников. Они убивают его, Томми Гиббса, который лишь недавно был владельцем всего мира и отцом Гарлема, забирают бумажник, снимают с его руки часы, но оставляют бухгалтерские книги.
Фильм не производит впечатление классического блэкэксплуатейшена. В комментариях к фильму Коэн не раз упоминает что пытался отойти от стереотипов данного жанра, загнанного, в довольно узкие рамки. Лента не только занимательна в качестве развлекательного кино, но так же представляет интерес как драма и живой пример того, что можно, вопреки всякой логике, снимать быстро, дешево и качественно.
Что-то я забыл… Точно. Ещё музыка. За музыкальное оформление фильма отвечал сам Джеймс Браун — и это его первый саундтрек. Ну что тут сказать — великолепные негритянские песни, спиричуэлс, рок — всё на своём месте.
И вот ещё интересный факт: существует продолжение. Сиквел называется «Разборки в Гарлеме» (Hell Up in Harlem) и несмотря на «не сильно позитивный» конец первой части тому есть разумное объяснение:
Ларри Коэн и продюсер Сэмуэль Аркофф не могли никак договориться о том, стоит ли убивать в конце Томми Гиббса. Коэн сделал по своему. Но на предпоказе зрителям отсутствие хэппи-энда категорически не пришлось по вкусу. А копии по кинотеатрам уже разосланы. Что делать? — В день премьеры Ларри обошел кинотеатры Нью-Йорка и лично вырезал финал фильма — отныне раненый Томми Гиббс бредет по руинам Гарлема, а следом — титры. Ну а в Европу продали «трагичную» концовку — этим европейцам не привыкать.
И фильм сорвал банк — это был настоящий хит. Оригинальную версию «Черного цезаря» видели только в Европе. И конечно Аркофф решил снимать продолжение, раз главный герой жив, а деньги рекой текут.
P.S. фильм занял 18-ое место в списке «Лучший гангстерский фильм, который вы наверняка не видели» по версии журнала Empire
8 из 10
11 октября 2010