Рейтинг сериала | |
IMDb | 8.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свет черной свечи |
английское название: |
Das Licht der schwarzen Kerze |
год: | 1972 |
страна: |
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Петер Хаген |
сценаристы: | Петер Хаген, Вольфганг Хельд |
видеооператор: | Рольф Зоре |
композитор: | Walter Kubiczeck |
художники: | Гюнтер Поль, Эрих Крюльке |
монтаж: | Маргрит Брузендорф |
жанры: | приключения, военный |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 октября 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Что-что, а приключенческое кино в Восточной Германии снимать умели, не жалея для этого ни времени, ни средств. И дело не только в знаменитой «индейской» серии DEFA, хотя она мало чем уступит большинству классических вестернов. Множество полузабытых сейчас художественных и телевизионных лент, будучи извлеченными из пыльных запасников, оказываются увлекательным и динамичным зрелищем, с профессионально поставленными трюками, дотошностью в изображении эпохи и отличными актерскими работами. Разве что спецэффектов, подобных тем, что привлекали зрителей в «Бондиане» и подобных ей блокбастерах, не было. Ну, да не велика беда…
«Свет черной свечи» — один из таких фильмов. Не самая известная и уж точно далеко не лучшая картина, с актером-дебютантом Гизо Вайссбахом, в главной роли держит в напряжении все три часа, что длится действие. Не претендуя на оригинальность и открытия, не слишком увлекаясь психологизмом и почти не касаясь идеологии, фильм честно и откровенно предназначен для развлечения — и это предназначение целиком и полностью выполняет. Что же до того, что главный герой — немецкий коммунист и советский разведчик, то сегодня это выглядит просто штрихом на поверхности сюжета. Никто ведь не будет «болеть» против товарища Сухова в «Белом Солнце Пустыни» только за то, что он красноармеец… К тому же цель главного героя мини-сериала, снятого Петером Хагеном по роману Вольфганга Хельда, вполне благородна — он пытается открыть миру формулу новейшего нервно-паралитического газа, созданного в секретных немецких лабораториях, чтобы лишить гитлеровцев возможности его тайного применения.
С этой целью Фред Лоренц завербовывается в легион «Кондор», который принимает участие в гражданской войне в Испании на стороне Франко и должен испытать новый газ «Табун» в боевой обстановке. Разведчику удается выкрасть формулу и бежать к республиканцам, но в одном из боев он попадает в плен и оказывается в страшном лагере смерти, расположенном в Западной Сахаре. Тем временем, гестапо выходит на след похитителя и требует у франкистов выдачи Фреда. Во время экстрадиции тому удается бежать… Начинается долгое странствие по пустыне и рискованная игра с эмиссарами немецкой, испанской, французской и еще черт знает какой разведки одновременно.
Герой-одиночка в априори враждебном окружении — благодатная почва для приключенческого кино. Но для того, чтобы на ней выросло что-то, кроме сорняков ее необходимо как следует удобрить. И немецкие кинематографисты этих самых удобрений не жалеют. Фред постоянно попадает из огня да в полымя: сначала его подбирают бандиты французского авантюриста по кличке Кобра, затем он попадает в руки агента французской разведки, вновь бежит — в пустыне натыкается на очаровательного геолога Моник Перро, которую спасает от смерти, и так далее, и тому подобное. Хаген ни на секунду не забывал про то, что снимает приключенческий фильм с экзотической атмосферой. Пейзажи жуткой пустыни с бедуинскими становищами сменяются суетой восточных городов, в которых интриги международных разведок делают из главного героя «Света черной свечи» едва ли не Джеймса Бонда. Впрочем, в последней трети фильма это «едва ли» отваливается словно хвост у ящерицы, а Гизо Вайссбах практически забывает, что играет советского разведчика — того и гляди в его речи проскользнет сакраментальное: «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд!». Тем более, что Моника Хильдебранд откровенно играет «девушку Бонда» и ничуть того не стесняется… Фред влюбляется в ее героиню, а та ведет двойную игру, работая на испанскую и немецкую разведку одновременно.
Но несмотря (а может быть, благодаря) тому, что развязка фильма очень сильно напоминает франшизу о приключениях агента 007, смотрится «Das Licht der schwarzen Kerze» на одном дыхании. И даже отдельные забавные ляпы картину совсем не портят: туркменские статисты, конечно, мало похожи на арабов, зато Каракумы вполне могут заменить Сахару. Правда, объяснить, каким образом на бежавшем из концлагеря, много дней странствовавшем по пустыне и попадавшем в руки многочисленных врагов Фреде оказались сверхмодные плавки, когда он оказался рядом с обнаженной Моник на берегу уединенного оазиса — довольно сложно. Но ведь любому зрителю должно быть очевидно — Бонд обязательно должен быть элегантен, в любой ситуации.
А ситуацию эту авторы фильма в конце концов окончательно лишили всяческой идеологии: просто один хороший парень побеждает злодеев, которые хотят ввергнуть Мир в катастрофу. Чем, собственно, обычно и занимаются герои любого уважающего себя боевика. «Свет черной свечи» себя уважает и скучать любителей винтажного приключенческого кино не заставит.
1 января 2013