Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страх в ночи |
английское название: |
Fear in the Night |
год: | 1972 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Джимми Сэнгстер |
сценаристы: | Джимми Сэнгстер, Майкл Сайсон |
продюсер: | Джимми Сэнгстер |
видеооператор: | Артур Грант |
композитор: | Джон МакКейб |
художник: | Дон Пиктон |
монтаж: | Питер Уитерлей |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июля 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Помните, была юмористическая сценка у Яна Арлазорова о кино, в которой звучали примерно такие слова: «Я тут триллер принёс! Зря смеёшься. Ничего заразного!». Вот и студия «Hammer» на сей раз принесла нам триллер. В семидесятых, заметно теряя прежнюю популярность, «молоточная» британская кинокомпания начала снижать съёмку фирменного готического хоррора, экспериментируя с жанрами. Стали появляться даже комедии, но остросюжетное направление не угасало, помимо ужастиков, радуя фанатов триллерами. «Страх в ночи» — один из них, когда уже нет никакой традиционной мистики, экранизации различных жутких суеверий с чудищами да вампирами, костюмированный дух ретро испарился, зато студийная звёзда на месте с роскошными декорациями. Изначально сценарий был написан для американской студии «Universal», который ждали долгие годы мытарств, всевозможных переделок, пока он не обрёл жизнь у англичан в виде детективной истории, происходящей в прозаическом мире современности, где самое страшное чудище не заколдованная мумия, бессмертный кровосос или пугающий призрак, а корыстный человек.
Всё начинается с молодой девушки, покинувшей психиатрическую лечебницу, которая недавно вышла замуж за школьного учителя. Испытывая надежду на счастливую жизнь в будущем с любимым супругом, получившим работу в загородной школе-интернате, она замалчивает о нападении на себя таинственного типа с протезом вместо руки — репутация бывшей сумасшедшей не способствует, чтобы ей верили, к тому же никаких доказательств нет. Приехав на место, наша героиня попадает в безлюдный мир просторного учебного заведения, оказавшегося заброшенным. Давит на психику сама обстановка пустых кабинетов, огромной столовой, зала для занятий физкультурой, футбольного поля и осеннего леса вокруг. Каждый гулкий коридор и силуэт мебели, укрытой от пыли простынями, внушает нечто зловещее, не говоря о загадочном директоре интерната. Седовласый мужчина, несмотря на солидный вид с обходительными манерами, таит в себе какую-то пугающую тайну, пряча под преподавательской мантией неподвижную руку, словно там протез. Его красавица жена является полной противоположностью гостье — уверенная, активная, безжалостно стреляющая по кроликам на охоте. Рядом с такой неловко и неуверенно, особенно когда ты сама напоминаешь маленькую тихую зверюшку, шарахающуюся от каждого громкого звука и мечтающую обрести душевный покой в домике-норке. Естественно, исходя из жанра, ни о каком покое не может быть и речи.
Сразу стоит отметить, что картина не является безупречной, заметно буксуя в развитии событий. Сюжет движется медленно, используя лишь намёки и предвкушение подвоха в каждой нейтральной фразе, взгляде, месте, не усиливая саспенс чем-то очевидным. Зрителю отводят роль наблюдателя за хрупкой девушкой, оказавшейся в новой для себя обстановке, где интуитивно неуютно и зловеще, однако всё это может быть вызвано лишь личной мнительностью. Мы, как и она, не можем с полной уверенностью определить истинный источник угрозы. Попутно не следует сбрасывать со счетов былое психическое расстройство героини, которая и сама не доверяет себе. Происходящее на экране воспринимается параноидальным триллером с малыми проблесками детектива, который трудно разгадать. Первые зрительские теории терпят фиаско неслучайно, ведь ближе к кульминации история обретает удачную остроту, открывая второе дно. Интерес усиливается за счёт авантюрного поворота, позволяющего взглянуть на всю ситуацию по-новому, когда многие участники событий предстают в ином свете, меняя очевидную положительность на отрицательность или наоборот. Криминальный детектив вносит долгожданное напряжение и весьма захватывающий апогей. Он, увы, скоротечен в сравнении с подготовительным заделом на добрых две трети хронометража, но увлекателен. Хитроумный план с убийством, манипуляции, коварный сговор, притворные маски, двойная игра, вчерашняя добыча ставшая охотником, беспощадные охотники оказавшиеся добычей и «чеховское ружьё», которое обязательно сюжетно выстрелит не раз — отличные составляющие для любого детективного триллера. К тому же для любителей детищ студии его украшает участие Питера Кушинга, ставшего одной из неотъемлемых персон «Hammer». Актёр, чувствуя статус заслуженной звезды в эпизоде, умело справляется с амплуа таинственного директора, от которого можно ожидать чего угодно. Этот персонаж таит загадку, умудряясь казаться добродушным и зловещим попеременно. Его экранную супругу исполняет так же известная Джоан Коллинз, которая в начале семидесятых вернулась на родину уже международной звездой, принявшись за негласный цикл остросюжетных картин в своей карьере. Роль несложная, больше рассчитанная на типаж привлекательной дьяволицы, какую актриса воплотила на экране без труда. Остальные участники тоже хорошо справляются, несмотря на схожую незамысловатость героев — всё-таки фильм больше делает акцент на авантюрный детектив, чем сложные образы. Постановка не стала знаковой для студии, которую бы мы называли в числе первых в привязке к «Hammer», тем не менее, детективная страшилка способна украсить вечерний или даже ночной просмотр, если помнить её заглавие.
6 из 10
21 апреля 2019