Не люблю понедельник
Nie lubie poniedzialku
7.2
7.5
1971, комедия
Польша, 1 ч 38 мин
В ролях: Казимеж Виткевич, Жигмунт Апостол, Богуш Билевский, Анджей Хердер, Иоанна Касперска
и другие
Действие фильма происходит в Варшаве, в 70-х годах прошлого века, а точнее - в один-единственный осенний день 15 сентября. Дороги множества людей случайно пересекаются, создавая множество трагикомических ситуаций. Итальянский предприниматель, горцы, встречающие эмигранта, снабженец из провинции, посланный за редкими деталями, добрый милиционер и незадачливые грабители банков - вот главные герои фильма. Но еще главнее город, в котором все они встречаются - прекрасная и горячо любимая Варшава.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Не люблю понедельник

английское название:

Nie lubie poniedzialku

год: 1971
страна:
Польша
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Мечислав Яхода
композитор:
художники: Галина Добровольская, Барбара Птак, Рената Власов, Ева Ковальска
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 августа 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Видео к фильму «Не люблю понедельник», 1971

Видео: ТВ-ролик (Не люблю понедельник, 1971) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
ТВ-ролик

Постер фильма «Не люблю понедельник», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Не люблю понедельник», 1971

На злобу понедельника

«Не люблю понедельник» («Nie lubie poniedzialku») — популярная польская кинокомедия режиссёра Тадеуша Хмелевского, вышедшая на экраны в конце августа 1971 года. Этот фильм, в основе которого лежит комедия положений, в эксцентрической манере рассказывает о буднях (вернее, об одном сентябрьском понедельнике) Варшавы 1970 года. В этой ленте причудливым клубком запутываются многочисленные истории самых разных людей: от постового до приезжего итальянца, от грабителей банка до рабочих на стройке. «Не люблю понедельник» является довольно типичным представителем особого жанра фильмов, представляющих собой своего рода посвящение — оду одному отдельно взятому городу.

Данный фильм — пусть в комедийном и гротескном стиле — обыгрывает различные ситуации из повседневной жизни польской столицы, что даёт возможность рассмотреть его как исторический источник, вобравший в себя дух времени и злобу того дня, в течение которого развиваются события фильма. Особенный интерес к этой ленте придаёт то обстоятельство, что именно конец 1970 — начало 1971 года стали одним из ключевых моментов в истории Польской Народной Республики. В это время страну сотрясают рабочие забастовки и массовые беспорядки, имеющие в себе социальные и экономические истоки. Современному зрителю сложно не заметить в данном кинофильме отображения определённых социальных проблем польского общества, которые наиболее ясно и отчётливо воспринимаются именно сейчас, когда уже известно, к чему они привели; в тот период, к которому относятся как сюжет фильма, так время его создания, они являлись неотъемлемой частью повседневности. В качестве примера можно привести следующий эпизод: жительница Варшавы стремглав несётся через оживлённую улицу на красный сигнал светофора, чтобы успеть купить в магазине туалетную бумагу, пока ту не разобрали. На обратном пути она благодарит отпустившего её с миром постового шестью рулонами дефицитного продукта. Отблагодарить человека туалетной бумагой — это дикость для современного человека, но норма жизни, нечто само собой разумеющееся для героев фильма, живущих в условиях дефицита.

«Не люблю понедельник», оставаясь, по сути, лёгкой развлекательной комедией, в силу обилия задействованных в ней лиц, представляет весьма широкий срез польского общества (по крайней мере, применительно к Варшаве): интеллигенция, служащие, чиновники, маргиналы и, разумеется, пролетариат. Эпизоды, в которых задействованы различные представители рабочего класса, занимают в фильме далеко не самое большое место, однако, что характерно, именно в этих фрагментах юмористика картины приобретает сатирический окрас.

Реализуя средства, которые предлагает кинематография, режиссёр в довольно едкой форме обличает плохую организацию и низкую эффективность труда, отвратительную трудовую дисциплину. Так, ровно в 8:00 рабочие с энтузиазмом приходят на стройку, где энергично переодеваются в спецовки — и сразу же выстраиваются у ближайшего ларька в очередь за пивом; лишь один остаётся на стройке затем, чтобы, спрятавшись под соломой, заснуть на бетонной плите. Кадры, на которых диктор «Телевизионного дневника» («Dziennik Telewizyjny») рапортует об ударном труде строителей, перемежаются со сценами, в которых строители бездельничают или гоняют технику вхолостую. Показанная самым крупным планом зевота одного из рабочих становится антитезой озвученным диктором телевидения государственным планам по строительству в текущем году. Фильм выдвигает вполне конкретные обвинения против польского рабочего класса: в то время как страна составляет планы, а руководство предприятий заключает выгодные договора с иностранными компаниями, сам пролетариат безалаберно относится к своей работе. Более того: в фильме изображены так называемые «несуны», которые растаскивают продукцию завода «Машиногурт», и автомеханики, которые склонны затягивать ремонт автомобиля, не получив неофициального вознаграждения. Фильм вообще начинается со сцены, в которой пьяные дорожные рабочие абы как малюют разметку на асфальте. Закрадывается мысль: разве эти люди имеют право требовать что-то от правительства и глав производств?

Впрочем, в ещё большей степени фильм «проходится» по изъянам самой системы, разве что в этой части накал слабее, выдержана скорее юмористическая, а не сатирическая манера. «Не люблю понедельник» подвергает серьёзной критике в целом реалии Польши начала 1970-х, которые включают в себя как декларируемую безответственность пролетариата, так и издержки социализма. Но если развести и противопоставить друг другу рабочий класс и социалистическую систему (что применительно к Польской Народной Республике на данном историческом этапе вполне логично), то более жёсткие обвинения (выдвинутые хоть и не прямым текстом, но прекрасно читаемым языком кинематографа) достаются именно рабочим, в то время как многочисленные недостатки системы оказываются аккуратно и органично вписаны в сюжетную канву.

Характерен следующий эпизод. На упомянутом ранее строительстве оператора башенного крана срочно снимают с работы и вызывают на «Машиногурт» для починки лифта, в котором застряло руководство завода (это грозит срывом договора с итальянской кампанией). Крановщик, который когда-то монтировал оборудование для этого лифта, демонстрирует свою некомпетентность, но найти механика, который разбирался бы в этой нестандартной модели, не представляется возможным. К слову, причиной поломки оказывается то, что кто-то «унёс» одну из фаз. Так или иначе, крановщика отрывают от места работы, а поднятая краном бетонная плита (со спящим на ней строителем, которого не видно из-за соломы) так и остаётся висеть в воздухе.

Тот строитель, кстати, не просто так спит на работе. Основной зарплаты не хватает для выплат по мелкому потребительскому кредиту, что вынуждает его по ночам разносить молоко, а днём отсыпаться. Причём из одного диалога следует, что все на стройке об этом знают, но смотрят сквозь пальцы.

Всё описанное выше представлено фильмом в виде череды комических ситуаций, что не мешает при анализе выявить не только их развлекательный смысл, но и завуалированный юмором посыл: рабочие вынуждены заниматься несвойственными для них задачами, что самым пагубным образом сказывается на результатах их работы. Зависшая в небе бетонная плита со спящим на ней строителем становится символом и олицетворением глубокого кризиса системы.

С этим кризисом непосредственно связана одна из сюжетных линий. Рабочий машинной станции, посланный из провинции в Варшаву за шарнирными головками для комбайна, носится в их поисках по всей столице, но в городе, где и туалетную бумагу достать — большая проблема, их не найти. Дефицит простейших деталей ставит под угрозу все мероприятия по сбору урожая и грозит сорвать план. Сцена, в которой этот уже отчаявшийся рабочий всё-таки находит злополучные шарнирные головки, лишь придаёт абсурдности ситуации. Ибо головки для комбайна нашлись не на «Машиногурте» и не в ремонтной мастерской, а на выставке современного искусства, где из них была составлена одна из инсталляций. Кстати, хоть автор фильма и высмеивает довольно жёстко неформальное искусство, в этом моменте именно интеллигенция протягивает руку пролетариату — как оно было в «Золоте» («Zloto») Войцеха Хаса.

7 из 10

20 марта 2014

Комедия Не люблю понедельник появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Тадеуш Хмелевский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Казимеж Виткевич, Жигмунт Апостол, Богуш Билевский, Анджей Хердер, Иоанна Касперска, Юлиуш Калиновский, Теофила Коронкевич, Митчел Коваль, Галина Ковальска, Вацлав Ковальский, Чеслав Лясота, Хенрик Лапински, Богдан Лазука, Ванда Маерувна, Адам Мулярчик.

Страна производства - Польша. Не люблю понедельник — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.