Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возвращение «Святого Луки» |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Анатолий Бобровский |
сценаристы: | С. Дерковский, Н. Кондашов, Владимир Кузнецов, Борис Шустров |
видеооператор: | Роман Веселер |
композитор: | Исаак Шварц |
художники: | Саид Меняльщиков, Семен Валюшок |
монтаж: | Галина Спирина |
жанр: | криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июня 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Второй фильм из серии про расследования полковника Зорина получился с налетом богемности и питерского шика. Ведь предметом кражи стала не мебель или драгоценности, а шедевр живописи - картина 'Святой Лука'.
В прекрасном Ленинграде промышляет шайка из вполне себе приличных людей (инженеров, художников, работников антикварных магазинов), сплавляющая русские раритеты иностранным туристам. Коих в городе на Неве всегда было предостаточно.
Живут, они не тужат, 'работают' потихоньку, пока не сталкиваются с очень заманчивым предложением - украсть из музея картину Франса Хальса 'Святой Лука', на которую давно уже облизывается зарубежный коллекционер. Конечно, самим им такую махинацию не провернуть, руки коротки. Потому 'на дело' приглашается специальный гость - недавно сбежавший из колонии вор-рецидивист Михаил Карабанов. Тот с заданием блестяще справляется (что не делает чести охране советских музеев). Казалось бы, вот она удача, но каждый из участников сделки затевает свою игру, и получается такая шарада, распутать которую способен только один человек - старый и мудрый полковник Зорин.
Мне фильм очень нравится, пожалуй, больше всех из трилогии. Несмотря на некую однобокость повествования - плохие иностранцы, хорошие сыщики, картина получилась очень яркой. Главным образом, благодаря актерам. Чудесные Владислав Дворжецкий и Всеволод Санаев, Олег Басилашвили и Екатерина Васильева.
И сама история по-настоящему захватывает.
8 из 10
25 сентября 2023
Сюжет о том, как украсть из великого музея творение великого мастера, в мировом кинематографе столь же не нов, как и сам наш мир. Давайте-ка вспомним хотя бы старый киношедевр «Как украсть миллион» (1966, США, режиссёр У. Уайлер). В советский прокат картина вышла только через 10 лет, в 1975 году. Но нельзя исключить возможность её просмотра кинематографистами страны в порядке «ознакомления», так сказать, «служебного пользования» и т. п. Поймите меня правильно, я никого не обвиняю в каком-то плагиате или краже идей… Однако спустя 5 лет после творения Уайлера на экранах Страны Советов появляется тематически схожий, но уже не комедийный, а крутой детектив «Возвращение Святого Луки». Что же особенно удивительно: в следующем году (1972) наши зрители уже давились в очередях за билетами на опять-таки тематически схожий (в особенности, по комедийности) с вышеупомянутым фильмом Как украсть миллион бестселлер Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Конечно, «угол наклона» у всех этих картин различен, но он- в одну сторону!
Что же касается нашего, вполне шедеврального фильма «Возвращение «Святого Луки», то… он на самом деле и есть шедевральный, за что спасибо режиссёру-постановщику Анатолию Бобровскому, сценаристам и великим актёрам — Всеволоду Санаеву, Владиславу Дворжецкому, Олегу Басилашвили и другим, а также талантливейшему питерскому композитору Исааку Шварцу!
Не хочется, да и не стоит расписывать все достоинства «Возвращения…». А вот стоит обратить ваше внимание на противостояние двух сторон (грубо говоря, «полицейских и воров»), то есть полковника Зорина (Санаев) и рецидивиста Карабанова (Дворжецкий). Не стану спойлерить и говорить, когда они наконец-то встретятся лицом к лицу. Скажу лишь, что в то время оба актёра как раз обретали всенародную популярность благодаря своим неординарным талантам и колоритной фактуре. Они по сути не менялись, а просто переносили всё это в новые картины, в новые обстоятельства. Так, Санаев, снявшийся у Озерова в двух частях его «Освобождения» в роли полковника Лукина, в «Возвращении…» и последующих частях «франшизы» никак не изменился, просто став уже милиционером и опять же «при погонах»- полковником Зориным. Дворжецкий, накануне блестяще сыгравший генерала Хлудова в «Беге» (1970), и здесь — крутой холерик с неповторимо тяжёлым взглядом из подлобья. В дальнейшем имидж актёров остался почти таким же. Наверное, правильно…
8 из 10
3 октября 2020
«Возвращение Святого Луки», СССР, 1970, реж. Анатолий Бобровский
Один из моих самых любимых сатирических мультфильмов для взрослых, снятых Ефимов Гамбургом, — «Ограбление по…», представляет собой пародию на так называемые гангстерские фильмы разных стран (в частности, США, Франции, Италии). И поскольку «Ограбление по…» снято в стиле советского взгляда на «их нравы», первый фильм из трилогии про полковника Зорина чем-то очень напомнил мне этот мультфильм. Здесь нет сатиры или пародии, но здесь тоже в изобилии имеются «их нравы» и наш взгляд.
«Их нравы» показаны не только колоритно, но со вкусом и знанием дела: история на фоне вполне реального советского быта в эпоху дефицита. Интересные комиссионные магазины; фарцовщики и стиляги; закулисная жизнь советских спекулянтов: рестораны, бары, сауны. Как всегда нищие художники, и как всегда деловитые и упакованные спекулянты.
Снято все очень органично и динамично, даже захватывающе. Да, и сама история в предложенном формате детектива, вполне интересная. Фильм снят по реальным событиям.
Прекрасный актерский состав: Всеволод Санаев в роли умного, скромного (полковника Зорина мы не видим в форме), наблюдательного и человечного Зорина. Великолепный Олег Басилашвили очень реалистично сыграл спекулянта антиквариатом. Владислав Дворжецкий хорош в роли вора-рецидивиста. Михаил Иванович, «Граф» — опытный грабитель. Умен, хитер, немногословен, жесток. Стильный, интересный, опасный. Женщины таких очень любят.
Прекрасно подобранная музыка, как и съемки в музее.
Очень понравилась режиссерская находка: немой «разговор» сначала Графа, а затем Зорина с картинами. Две прекраснейшие сцены!!! Как неодобрительно и даже гневно смотрят на Графа персонажи картин, когда он вырезает из рамы Св. Луку!
Фильм жанровый и развлекательный, поэтому ни драматизма, ни ненужного реализма тем нет. Советский формат требовал покаяния Червонца и заслуженной кары преступников, но эти «мелочи» не портят впечатление от фильма.
Исходя из предложенного детективного жанра, за сюжетный динамизм и игру актеров,
8,5 из 10
18 января 2018