Ветер с Востока
Le vent d'est
6
5.8
1970, драма
Франция, Италия, Германия (ФРГ), 1 ч 35 мин
В ролях: Кристиана Туллио-Алтан, , Гёц Георге, Мильвия Деанна Фрозини, Марио Яннилли
и другие
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ветер с Востока

английское название:

Le vent d'est

год: 1970
страны:
Франция, Италия, Германия (ФРГ)
режиссеры: , , ,
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Марио Вульпиани
художник: Лина Нерли Тавиани
монтаж: , ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 августа 1970 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин

Постер фильма «Ветер с Востока», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Ветер с Востока», 1970

Не ветер, а спертый идеологический воздух

Когда я садился смотреть одну из первых лент «Дзига Вертов групп» «Ветер с Востока», я думал, что мое мнение о негативных для гения Годара результатов его сотрудничества с Гореном изменится: ведь «Все в порядке» — яркая картина, хоть снята с Гореном и балансирует на грани документальных социологических лент, а его работы второй половины 70-х («Здесь и там», «Как дела?»), вроде бы обогащенные годами деятельности в «Дзига Вертов групп» (по крайней мере так считал сочувствующий Годару левацкий киножурнал «Кайе дю синема») тоже вполне достойны, как ясно из моего вышеизложенного анализа этих фильмов. Однако, я жестоко ошибся.

Быть может, эту картину смотреть не так скучно, как «Владимира и Розу»: в ней довольно интересный закадровый текст, но визуально она невероятно бедна. Актеры (среди которых Джан Мария Волонте и Анн Вяземски), одетые в костюмы конца 19-го века, тщетно изображают классовую борьбу в плакатных, прямолинейных символах. Годар и Горен на этот раз рассинхронизировали изображение и звук настолько, насколько это вообще возможно: герои говорят мало, звуков, объясняющих происходящее на экране еще меньше, в то время, как закадровый текст устроен полифонически сложно.

В чем-то дублируя символику годаровского «Уикенда» (подробнее о фильме — в следующей статье) режиссеры противопоставляют антибуржуазные силы в образах индейцев и героев вестернов — носителей империалистической идеологии. В «Ветре с Востока» Годар и Горен не просто критикуют западный капитализм и советский ревизионизм, он пытаются разоблачить механизмы буржуазной репрезентации реальности, но делают это не путем сложной монтажной фразы, как в «Здесь и там» и «Как дела?», а чисто вербально.

Для Годара и Горена брежневский «Мосфильм» и никсоновский «Парамаунт» делают одну и ту же работу: создают иллюзию реальности на экране, подаваемую идеологически. Необходимо разрушить эту иллюзию, создать дистанцию между зрителем и экраном, сделав фильм как бы самопознающим (тем же путем в те годы двигались Штрауб и Юйе), обнажающим процесс собственного производства. В «Ветре с Востока» достается даже Эйзенштейну (и «Броненосцу Потемкину»!), который противопоставляется Вертову: Эйзенштейн якобы насмотрелся «Нетерпимости» Гриффита и сделал свой киноязык реакционным и уже в «Генеральной линии» скатился к классическим формам драматургии, даже Вертов («священная корова» для Годара и Горена) в «Одиннадцатом» предпочел ревизионизм в формальном плане подлинной революционности.

Что же Годар и Горен? Неужели «Ветер с Востока» — подлинно революционное кино? Обвинение всех и вся, даже великих советских новаторов 1920-х, предполагает сектантскую фанатическую уверенность авторов «Ветра с Востока», что они и есть подлинные революционеры в кино. Однако, семантическая и монтажная нищета этого фильма, его как это не странно фоноцентризм, пренебрежение изображением говорит о том, что он реакционее многих даже голливудских картин. Сравним фильмы «Дзига Вертов групп», которые при всем том, пытаются быть художественным кино, ибо в них играют актеры, с политическим кино Франческо Рози, например, (отсылаю за более подробным анализом к моей статье «Франческо Рози: путь к правде»).

Фильмы Рози более традиционны в сюжетном и драматургическом плане, но они не менее аналитичны и антибуржуазны, чем картины Годара и Горена, в них по крайней мере есть уважение и доверие к зрителю, хотя классическим реализмом тут и не пахнет, слишком они экспериментальны (возьмите для примера «Сальваторе Джулиано» или «Дело Маттеи»). Для Годара сотрудничество с Гореном оказалось катастрофическим: иначе как его влиянием нельзя объяснить то, что Годар стал пренебрегать монтажом (!) — ядром своих картин, аналитичность тоже ушла на второй план, уступив место догматическому вдалбливанию сектантских формулировок, тезисности в использовании речи в фильме, пренебрежению визуальностью.

«Ветер с Востока» (никогда не думал, что это напишу) во многом справедливо критиковался в советской кинопрессе как пример гошистского фанатизма в понимании киноязыка. И хотя упреки режиссеров в адрес СССР, ФКП и профсоюзов в ревизионизме и в целом содержание закадрового текста лично мне кажутся убедительными, но в плане формы я не могу не признать фильм провальным, и если не реакционным, то уж точно не революционным, потому ума не приложу, как в сценаристы (у этого фильма есть оказывается сценарий!) попал Даниэль Кон-Бендит — икона мая 68-го. Вообще аналитичность позднего Годара, его почти полный отказ от нарративности, осколки которой все же были в его лентах 60-х, стремление сопоставить образы и звуки, понять, как они устроены, начинается где-то со второй половины 70-х, с сотрудничества с Анн-Мари Мьевиль, и во многом, наверное, ее заслуга, что Годар все же выбрался из того творческого тупика, в который завело его сотрудничество с Гореном, ведь даже фильм «Все в порядке» удался во многом потому, что был возвращением к традиционным способам кинопроизводства, нейтрализовавшим деструктивное влияние Горена хоть на время.

17 июня 2019

Драма Ветер с Востока появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссерами являются Жерар Мартин, Жан-Пьер Горен, Группа «Дзига Вертов», Жан-Люк Годар. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Кристиана Туллио-Алтан, Paolo Pozzesi, Гёц Георге, Мильвия Деанна Фрозини, Марио Яннилли, Федерико Бойдо, Альдо Биксио, Марко Феррери, Хосе Варела, Джан Мария Волонте, Анна Вяземски, Фабио Гарриба, Аллен Миджетте, Глаубер Роша, Энцо Порчелли.

Производство стран Франция, Италия и Германия (ФРГ). Ветер с Востока — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.