Рейтинг фильма | |
![]() |
6.6 |
![]() |
5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В тридевятом царстве... |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Шерстобитов |
сценарий: | Виталий Губарев |
продюсер: | Н. Вайнтроб |
видеооператор: | Николай Журавлев |
композитор: | Игорь Ключарев |
художники: | Валерий Новаков, Михаил Терещенко |
монтаж: | Алла Голубенко |
жанры: | комедия, семейный, детский |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
31 января 1972 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 22 мин |
Познакомился с этим фильмом неожиданно.
В конце ушедшего года почему-то стал часто вспоминать о советском писателе Виталии Губареве. В далёком детстве и потом тоже всегда с удовольствием читал и перечитывал его произведения — «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове», «Путешествие на Утреннюю Звезду»… Стало интересно, а что ещё кроме «Королевства» и «Троих» экранизировано? Хотелось найти фильм (или мультфильм), снятый по «Утренней Звезде». Часто так в жизни бывает — ищешь одно, а находишь другое. Вместо «Путешествия» встретилось «В тридевятом царстве…». Фильм понравился сразу, «зацепил», не прошёл мимо. Создатели сумели переработать и подать сюжет, не исказив, на мой взгляд, замысел автора книги.
Очень понравилась Наталья (в титрах Наташа) Давыдова — молоденькая актриса, красавица (на любителя), сыгравшая главные роли. Да! Не роль, но роли. Их, как будто бы, две — Оксана и Изабелла. Но какие они разные — и первая, и вторая! Оксана — советская школьница, не без озорства, Изабелла — юная королева Карликии со своими аристократическими манерами. Совершенно случайно они пересекаются друг с другом, и начинается действо…
Удивительно, насколько они не похожи. Даже фраза «Ваше Величество, я Вам признательна!», произнесённая ими в разные моменты, звучит по-разному. Да и озорничают они по-разному — Оксана пытается изобразить аристократку, а Изабелла, позабыв о манерах, балуется, как обычная школьница. И всё это в исполнении одного человека! Таким можно только восхищаться…
Фильм замечательный. Вызвал целую волну ностальгии — школа, дополнительная школа, дружба, первая любовь… Огромная благодарность и признательность автору книги и создателям фильма!
10 из 10
17 февраля 2018
Давно хотел пересмотреть заново этот хороший детский фильм, поискать по старой привычке и в нём скрытые смыслы.
Теперь подробно по пунктам.
Прежде всего, отмечу, что сценарий фильма отличается от одноимённой повести Виталия Губарева весьма в значительной степени. В оригинале юная королева Карликии Изабелла вовсе не собирается притворяться заезжей фигуристкой, а просто сбегает за границу со своим возлюбленным, возвращаясь в Карликию уже в самом конце. В свою очередь её неожиданная двойница — советская девушка Оксана семнадцати лет отроду — тоже исполняет роль главы капиталистического государства отнюдь не по обоюдному соглашению, а всего лишь волей обстоятельств. И, кстати, в повести она не фигуристка, а горнолыжница.
Маленькое европейское королевство Карликия, как я смог понять, снималось где-то в ГДР. В повести это вымышленное государство представляет из себя некую смесь Швейцарии с Бельгией: древняя история, средневековая архитектура, горные ландшафты и немаленькая колония где-то в Африке, снабжающая метрополию очень многим, начиная с бананов и ананасов и кончая алмазами и урановой рудой (см. Бельгийское Конго).
Оксана Завьялова из фильма — явно более дерзкая озорница, чем её книжный аналог. Пошутковав в самолёте с VIP-собачками, незамедлительно предоставив свою венценосную двойницу исполнению собственной роли и вдоволь погоняв за собой по улицам туповатых лбов из королевской охраны, не в меру прыткая советская девушка-комсомолка на удивление быстро осваивается в своей новой роли и принимается за дело. Явно опрометчивый шаг! Если юная королева, пусть ни слова не зная по-русски, стоит на коньках почти столь же уверенно, сама Оксана в вершении государственных дел теперь может полагаться только на свои сообразительность и здравый смысл, поскольку Изабелла никаких ценных указаний дать ей не смогла.
«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок», — гласит ветхозаветный Экклезиаст. И королевства Карликия сие уже коснулось в полной мере. Когда верховная власть в государстве слаба и неопытна в силу своего возраста и откровенно не желает вникать в государственные дела, этим ради корысти не преминут воспользоваться все, кому не лень. А уж если ты крупнейший финансовый магнат, то… Думаю, мы и на художества отечественных Березовского с Ходорковским в своё время насмотрелись вдосталь!
Папанов, как всегда, характерен и уморителен в любой своей ипостаси. Особенно это коронное «Идиот!» из уст его «собачьего олигарха». Кстати, в повести об этом персонаже и его афёре не было ни слова.
И несмотря на детскость кинокартины всё-таки трудно, зная современную жизнь у нас и в Западной Европе, провести в ней чёткую грань между идеологической наигранностью сцен и практически доподлинной реальностью. Чего только не бывает там, где закон долго даёт слабину!..
Зреющий в Карликии военный переворот — явно ультраправой, пронацистской ориентации, о чём свидетельствуют как чёрная офицерская форма, остромодные усики заговорщиков и приветствие «хайль!», так и собственно большой портрет фюрера на стене. Прозрачен намёк и на «чёрных полковников», совершивших переворот в Греции в 1967 году. До кучи где-то среди них мелькает и морда с повязкой на левом глазу, подозрительно похожая на Моше Даяна — «специалист по сжиганию библиотек, кандидат в министры культуры»…
Словом, уверенно резюмирую: фильм, несмотря на лёгкую наивность, обусловленную требованием жанра, оказывается на диво современен и в наши дни. И даже в чём-то злободневен, если глянуть на ситуацию в соседней Украине.
Могли ли подозревать об этом 46 лет назад его авторы? Вопрос риторический…
Не могу не отметить, что в фильм попал довольно редкий образец оружия — немецкий автомат «Штурмгевер» StG-44, которым вооружены солдаты карликийской армии. Производившийся в последние годы существования Третьего Рейха, он долго ещё применялся в ГДР вместе с автоматом Калашникова, а после воссоединения Германии оставшиеся исправные «штурмгеверы» были распроданы по Ближнему Востоку и сейчас ещё иногда встречаются в Сирии.
А бронетранспорт — советский, БТРы-152.
Транспортом в королевском кортеже служат Cadillac Fleetwood 1959 года (что соответствует оригиналу), советская «Чайка» ГАЗ-13 и довоенный ещё кабриолет BMW 326. Но это уже так, для гурманов…
Очень умилила крупная надпись «Ogneopasno» на борту карликийского ГАЗ-53 газовой службы…
Интересный киноляп. Во время полёта в Карликию в салон лайнера доносится характерное урчание винтов, тогда как на виде снаружи ясно видно, что самолёт, похожий силуэтом на Ту-134, — реактивный.
5 ноября 2016
Волей случая советская школьница становится ненадолго королевой, а королева вместо неё выступает в ледовом шоу.
В основу этой истории положена сказка Виталия Губарева. Подмены персонажей похожих как две капли воды нам известны и от Марка Твена, Леонида Гайдая, Юрия Олеши. Авторы фильма предлагают свою версию.
Конечно, советская школьница не может быть королевой, воспитание не позволяет, а королеве хочется свободы. Интриги во дворце, интриги в балете, все это захватывает, но непонятно зачем приплетен государственный переворот, происшедший незадолго до создания фильма. Актёры советской школы играют великолепно, поэтому и ужасна на их фоне главная героиня, не блещущая ни талантом, ни внешностью.
Посредственный, абсолютно нечем не примечательный фильм.
5 из 10
7 декабря 2014