Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ухо |
английское название: |
Ucho |
год: | 1970 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Карел Кахиня |
сценаристы: | Карел Кахиня, Ян Прохазка, Ладислав Винкельхофер |
продюсер: | Карел Вейржик |
видеооператор: | Йозеф Иллик |
композитор: | Сватоплук Гавелка |
художники: | Олдржих Окач, Эстер Крумбахова |
монтаж: | Мирослав Гайек |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июня 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Дитя Пражской весны, этот фильм показал изнанку не только устройства коммунистической Чехословакии, но и любой тоталитарной системы. Работа режиссера Карела Кахини и сценариста Яна Прохазка сразу отправилась на полку, где пролежала ровно 20 лет.
Заместитель министра строительства Людвик на вечеринке высокопоставленных работников узнает об аресте своего начальника и нескольких людей из его ближайшего окружения. Людвику становится не по себе. Еще больше его страх усиливается дома: у калитки останавливается автомобиль с выключенными фарами, телефон не работает, пробки перегорели, задняя дверь не заперта, ключи от квартиры исчезли… Людвик и его жена Анна начинают паниковать, вспоминая, кто им пришлось покривить душой, пойти на компромисс с собственной совестью, смолчать. При этом, супруги догадываются, что все их разговоры слушает «ухо» спецслужб, а потому правду они могут говорить лишь в ванной и на кухне.
Страшный, пугающий фильм, позволяющий зрителю посмотреть со стороны на собственный конформизм, на страхи взрослого человека. Конечно, в подобных историях не обходится без ассоциаций с произведениями Кафки и Оруэлла, с той лишь разницей, что Людвик — не «маленький человек в тисках системы», в Большой человек этой самой системы.
Кстати, за год до премьеры фильма Карел Кахиня получил звание «Заслуженный артист ЧССР». А Ян Прохазка до того, как стать писателем, возглавлял совхоз.
В 1990-ом году «Ухо» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил «Золотую пальмовую ветвь». Кинокритики Андрей Плахов и культуролог Кирилл Разлогов тогда назвали чешский фильм «архаичным театральным спектаклем», отметив при этом великое мужество его создателей.
Мне фильм не показался устаревшим, а камерность лишь усугубляет гнетущую атмосферу паранойи. В обществе, построенном на лжи, не бывает ни личной, ни общественной жизни, не говоря уже о любви и дружбе. Над всем главенствует инстинкт самосохранения.
8 из 10
5 июня 2015
Блестящий фильм от запрещенного в тоталитарный период чехословацкого режиссера. Вспоминается вся русская литературная классика: от «Записок сумасшедшего» Гоголя до «Дьяволиады» Булгакова. Плюс непременный при данной сюжетной канве Франц Кафка. Т. н. «маленький человек в тисках системы», сотрудник особо важного министерства начинает ощущать явственную прослушку у себя дома. Подозрения усугубляет арест непосредственного руководства, отстраненность ближайших знакомых и внезапный визит «друзей» из ГБ, якобы, для «дружеской вечеринки». Черный гротеск нарастает по мере приближения к финалу.
Абсурдистский юмор, «трагедия смешного человека» и антитоталитарный сарказм, пробудившийся со всей возможной злобой в кратковременную пражскую весну — фильм дарит полную палитру смыслов и подтекстов, возможную только в той исключительно-изощренной «дьяволиаде», которая существовала с странах «реального социализма». Спасибо режиссеру, за ту жемчужину кинематографа, которую он оставил.
10 из 10
14 октября 2012