Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 4.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пятерка отважных |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Мартынюк |
сценарий: | Алесь Осипенко |
видеооператор: | Юрий Шалимов |
композитор: | Лев Абелиович |
художник: | Владимир Аронин |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Леонид Владимирович Мартынюк дебютировал в кино короткометражной лентой «Западня» (1966), снятой по мотивам одноимённой повести Василя Быкова. Это был фильм о войне, а режиссёр всегда тяготел к детской тематике. Именно за такие фильмы Мартынюк позднее получал медали и дипломы: «Большой трамплин» (1973), «Паруса моего детства» (1981), «Белое озеро» (1992). «Пятёрка отважных» не числится в лучших работах режиссёра, но это вовсе не значит, что фильм плохой. К сожалению, на странице на указаны два главных жанра: «детский» и «приключения». Вообще-то можно было добавить и третий — «фантастика». Именно сочетание всех этих трёх жанров даёт реальное представление о том, что увидит зритель на экране.
Синопсис тоже не отражает сути фильма. На самом деле, пятеро школьников приходят в музей Великой Отечественной войны, и слушают рассказ экскурсовода о партизанской войне. Мысленно они переносятся на 30 лет назад, и оказываются в городе, только что занятом немцами. И лишь после этого начинается то, о чём написано в синопсисе. Это существенная деталь, потому что она полностью меняет восприятие фильма. На похожую тематику имеется немало картин. Например, «Орлёнок» (1957), «Всадники» (1972) или «Если это случится с тобой» (1972), частично копирующий сюжет «Пятёрки отважных». Личная оценка всегда субъективна и слагается из многих составляющих.
Для меня такой составляющей (самой главной) стал первый просмотр этой картины много-много лет назад. Тогда я был младше актёров-подростков, но на всю жизнь запомнил две сцены: как немец показывает круг пальцами («Яйко! Ко-ко!»), а мальчишка ему в ответ… комбинацию из трёх пальцев; и как гипнотизёр ввёл в транс полицая. С тех пор лет прошло больше, чем отделяет школьников из фильма от начала войны, но моё мнение о картине не изменилось. Я прекрасно понимаю, что многим не понравилась подчёркнутая сказочность происходящего на экране. В защиту могу сказать, что в картине речь идёт о первом месяце войны. Немцы ещё относятся к детям «как к детям», именно поэтому мальчишкам удаётся творить свои подвиги.
Кроме того, фильм рассчитан, прежде всего, на детскую аудиторию, и судить его с высоты прожитых лет, и сотен просмотренных фильмов — не совсем справедливо. Не секрет, что дети воспринимают действительность несколько иначе, нежели взрослые. Объективную реальность дети зачастую дополняют собственными фантазиями. Всё это нашло отражение в сценарии Алеся Осипенко, написавшего героическую сказку в духе «Неуловимых мстителей» (1966), являющихся эталоном приключенческого боевика. Но если «Неуловимые» рассчитаны на любую аудиторию, то фильм Леонида Мартынюка — преимущественно на подростков. Поэтому, чтобы проникнуться его духом, нужно (хоть ненадолго) впасть в детство, когда из ржавого пистолета можно легко подбивать немецкие «Тигры»…
23 февраля 2020