Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Опасное пробуждение |
английское название: |
Wake in Fright |
год: | 1970 |
страны: |
США,
Австралия,
Великобритания
|
слоган: | «Have a drink, mate? Have a fight, mate? Have a taste of dust and sweat, mate? There's nothing else out here.» |
режиссер: | Тед Котчефф |
сценаристы: | Кеннет Кук, Тед Котчефф, Эван Джонс |
продюсеры: | Джордж Уиллогби, Ховард Дж. Барнс, Билл Хэрмон, Морис Сингер |
видеооператор: | Брайан Уэст |
композитор: | Джон Скотт |
художники: | Дэннис Джентл, Рон Уильямс |
монтаж: | Энтони Бакли |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $50 394 |
Мировые сборы: | $50 394 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 мая 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Приятное удивление. Старый фильм, да еще австралийский. Но так иногда бывает — находишь там, где не собирался искать. В данном случае, сильное впечатление и удовольствие. Впечатление от обманчиво банального сюжета, удовольствие от того, как он подан — великолепная игра актеров, работа оператора. Нет смысла погружаться в его перипетии, хочу сказать о другом — вечности поданных на рассмотрение тем. Их несколько. Заглавная — влияние на человека среды, в которой он вынужден существовать, не имея возможности ее поменять. Еще — влияние человека на среду обитания, которая не в состоянии от человека избавиться. О полном бессилии «Культуры» и «образования» в тех случаях, когда человек попадает в тиски (капкан) созданных им же жутких обстоятельств, нося в себе адамову предрасположенность к пороку.
А после — стремительное (или замедленное) падение в пропасть, на дне которой смерть или новый вид существования, уже в иной ипостаси. «Человек может быть хуже животного» — верное замечание.
Но я не об этом. А о том, что этот австралийский фильм, волшебным образом стал для меня великолепной кино-иллюстрацией к двум русским рассказам. «Учитель» Бунина, и «Мелюзга» Куприна. Этакая смесь с преобладанием Бунина. С той разницей, что герои Бунина и Куприна (учителя и фельдшер) обречены, а у австралийского педагога шанс остаться живым. Не знаю, читали ли эти рассказы режиссер и сценарист. Но убеждена, что настоящие таланты неизбежно будут друг друга повторять. Так как при разнообразии изобразительных средств и возможностей метафизический пейзаж человеческого бытия всегда один и тот же.
«Лунный свет, как снег на пыльном лице пустыни»
3 сентября 2021
Режиссер Тед Котчефф, многим известный как режиссер прежде всего таких фильмов как «Рембо — Первая кровь» (1982) или «Уик-энд у Берни» (1989) на заре своей карьеры снял свой самый нетипичный фильм, который по сути является зачинателем Ozploitation. Этот фильм является малоизвестным, по своей сути это «Соломенные Псы» Пекинпы.
Нам показана история учителя Джона Гранта работающего в австралийской глубинке и отправляющегося на рождественские каникулы в Сидней, но застревающем в весьма гостеприимном городке Бундеяббе, с его безумными обитателями. В этом городке Джон должен был провести всего одну ночь, но в итоге задержался надолго.
Здесь происходит постепенное затягивание Джона в пучину безумства и пьяного угара, разбоя и дикой охоты. Джон Грант правильных манер человек, воспитан и вежлив, всеми силами он хочет вырваться из австралийской глубинки и уехать со своей девушкой в Лондон. Он едет в Сидней, для встречи с ней. Но на пути встает весьма милый и дружелюбный в кавычках городок. В этом городке совершенно естественными для жителей являются весьма жуткие для примерного гражданина вещи. Здесь все сумасшедшие для Джона Гранта, угощающие выпивкой и обижающиеся если ты отказался с ними махнуть рюмку другую. Но несколько не держащие на тебя зла если ты захотел к примеру увести чью ту женщину. Все нутро Джона, добросовестного учителя противится этому, но противостоять естественным нравам и обычаям жителей он не в силах. Он становится такой же как они, сам того отчетливо не замечая. Социальный подтекст режиссера очевиден, изменения в человеке столкнувшимся с другим, не типичным для себя социумом. Апогей всего этого звериного безумства конечно же охота на кенгуру. После нее наш герой оканчательно свой человек в Яббе. Но Джон все же поймет и осознает произошедшие с ним перемены, но вот будет ли найден выход? Конец картины расскажет об этом с беспристрастностью.
Картина получилась реалистичной и по настоящему точной в своей передачи всего задуманного. Но если всмотреться повнимательней то очевидна будет необычность ленты если сравнивать ее с такими же представителями жанра. Прежде всего тем что здесь нашему герою опасность как таковая от лица местных жителей не угрожает, они ему не хотят причинить вреда. Они жестки, чопорны, много пьют но по своему гостеприимны и приветливы. Опасность в другом. О че я выше и написал.
Актерская игра великолепна. Дональд Плезенс в роли доктора — алкоголика живой и настоящий. Это его еще одна гениальная роль безумного и падшего человека. Гари Бонд в роли учителя сыграл наверное свою самую большую роль. Отличная роль, яркий и запоминающийся образ человека борющегося со своим я, но медленно сползающего к пропасти, все эмоции и трагизм ситуации у него на лице.
Опасное пробуждение — по сути родоначальник целого большого направления в кинематографе, очень яркий но в то же время малоизвестный представитель. Ключевой фильм данного направления, временной срез. Ознакомится с этой работой должны все любители эксплуатационного направления кино.
9 из 10
P. S: Кульминационная сцена охоты на кенгуры натуральна и реалистична до предела, очень жестоко, не для впечатлительных и слабонервных.
2 ноября 2015
Это история молодого парня, который работает учителем в далеком австралийском поселке. Герой явно недоволен своим положением, его девушка в Сиднее, а ему приходится жить одному в такой глуши. Чтобы выбраться из этого положения, ему нужно выплатить долг за учебу.
На каникулы молодой человек отправляется в Сидней, но застревает в маленьком городке Ябба. Тут он проигрывает все свои деньги, но находит много людей, готовых угостить его выпивкой. Таким образом, мы видим человека со стороны, который попадает в новую для себя среду. Тут царят пьянство, веселье и вседозволенность. Интересно наблюдать, как герой мечется между соблазнами окончательно влиться в общую струю и попытками вырваться.
Больше всего этот фильм мне напомнил картины Сэма Пекинпа. Только тут крови почти нет, но атмосфера и актеры похожи.
И конечно выделяется эпизод охоты на кенгуру. Очень интересно и необычно.
8,5 из 10
10 октября 2014
Трудно поверить, что за постановку этой экзистенциальной притчи ответственен канадский режиссер Тед Котчефф, с переменным успехом работавший в самых разных жанрах. Естественно, многие скажут, что в копилке постановщика имеются знаменитая «Первая кровь» (1982) или неглупый «Уик-энд у Берни» (1989). Но, все-таки, эти ленты в корне отличаются от снятой в Австралии картины «Опасное пробуждение» (1971) — амбициозной по своему замыслу и нерядовой по исполнению.
В отличие от зажатых в студийные условия 80-х и 90-х, эта картина Котчеффа совершенно не выглядит скованной. Она сделана с пресловутой «семидесятнической» свободой и эффектна во всех отношениях — резкий монтаж, подвижная камера, раскрепощенность в демонстрации сцен секса, жестокости и натурализма. При этом все перечисленное настолько неделимо с историей, что режиссер не уходит в чистый формализм или эксплуатейшн.
Лента повествует об учителе по имени Джон Грант, преподающем в местечке под названием Тибунда — не самом лучшем месте Австралии. Впереди Рождество. Дети уходят на каникулы, а Джон собирается вырваться в Сидней. Далее следует целый водоворот событий, в результате которых он вынужден на некоторое время остаться в небольшом, но очень гостеприимном (без кавычек) городке Бундеяббе. Произведение Котчеффа — это отнюдь не популярная разновидность жанра — «яппи в опасности». Наоборот, как таковых угроз по отношению к жизни героя здесь нет. Режиссера интересует другое — ситуация, когда выходец одной социальной прослойки (либо культуры) попадает в другую, в результате чего сам постепенно становится другим. И это несмотря на то, что душа всячески противится такому «перевоплощению».
Застенчивый обыватель интеллигентского склада Джон оказывается в естественном мире жителей Яббы, которые привыкли выпивать компаниями, охотиться на кенгуру, открыто заниматься любовью с женой друга. Такой вот мир «без стеснений» кажется и главному герою, и зрителю чем-то диковатым и непривычным. При желании, фильм можно сопоставить с вышедшим в этом же году «Обходом» (1971) Николаса Роуга. Как по части мотива «дикости», так и в плане медитативности обеих лент.
Но конечно главное, кульминационное событие ленты — это эпизод охоты на кенгуру. Интересно, что у картины Котчеффа есть схожие черты с совершенно другим по настроению, гениальным фильмом Сэма Пекинпа «Соломенные псы» (1971). В обеих картинах присутствует и охота. Но если в «Псах» данный эпизод, наполненный символическим звучанием, носит в большей степени психологический и сюжетный характер, то в «Пробуждении» — это целая иллюстрация человеческого безумства. И как может не всплыть в памяти работа Карлоса Сауры «Охота» (1966)?
Впрочем, несмотря это, фильм Котчеффа совершенно отличается и от «Охоты», и от вышеупомянутого фильма Пекинпа, и от вышедшего через год «Избавления» (1972) Джона Бурмена, которое давило на зрителя практически сюрреалистическим ужасом. Насилия в «Опасном пробуждении» меньше, и оно носит иной характер.
Нельзя пройти мимо актерских работ. Популярный актер Дональд Плэзенс крайне убедителен в роли местного доктора-пьяницы. А вот для Гэри Бонда партия Гранта так и осталась лучшим появлением на большом экране. Стоит также отметить супругу Котчеффа — Сильвию Кэй, которая исполнила роль Джанетт. Ну и кроме главных героев, в картине достаточно ярких, второплановых персонажей.
К сожалению, этот уникальный во всех отношениях фильм провалился в прокате и не возымел должной известности (хотя и получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь»), оставшись в тени более именитых соперников. А ведь по своим художественным достоинствам лента безо всяких скидок вполне может встать с ними в один ряд.
9 августа 2013