Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Молодые |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Москаленко |
сценаристы: | Александр Червинский, Александр Андреев |
видеооператор: | Николай Олоновский |
композитор: | Марк Фрадкин |
художник: | Наталья Мешкова |
монтаж: | Е. Бармина |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
«А любовь всегда бывает первою, и другою быть не должна: самой нежною, самой верною, и всегда — одна…»
«Живут в разных концах земли два человека, и вот они, подчиняясь непостижимому закону, движутся навстречу друг другу, неотвратимо, обречённо, и чужие, встретившись, становятся близкими на всю жизнь: одна река сливается с другой — страдания и удачи поровну.» Так начинается первый роман «Рассудите нас, люди» из дилогии «Спокойных не будет» русского писателя Александра Дмитриевича Андреева, посвящённый молодым людям, их жизни, борьбе, спорам, любви, исканиям, надеждам и творчеству. Роман исключительно интересный, со своеобразной подачей материала — одни и те же события показаны глазами двух главных героев: Алексея (Евгений Киндинов) и Жени (Любовь Нефёдова).
Режиссёр Николай Иванович Москаленко только что снял замечательную душевную ленту «Журавушка» (1969) о Любви с огромной буквы, и вот вновь обратился к теме, на которой держится вся человеческая цивилизация. Сценарист Александр Михайлович Червинский «обработал» текст романа, сильно изменив некоторые акценты. По-иному сделать было нельзя: роман был написан почти десятью годами ранее (1962 год), поэтому пришлось «адаптировать» реалии к 1970 году. Это сильно исказило роман, зато по-новому «насытило» картину, смотреть которую крайне интересно из-за прекрасных актёров.
Дуэт главных героев, без преувеличения, — замечательный. Киндинов идеально подходит для этой роли — сильный, волевой, целеустремлённый человек. Любовь Нефёдова, для которой Женя Колесова стала первой и последней главной ролью в кино, — хорошо сыграла чуточку манерную героиню, борющуюся с самой собой. Люди не идеальны. Кому-то для счастья нужно совсем немного — любимый человек рядом и дело, которым ты с удовольствием занимаешься. Но другим нужно гораздо больше. Не потому, что они избалованы жизнью или крайне привередливы. Нет, просто они воспитывались и жили совсем в другой обстановке.
Женя Колесова — именно такая. Её бунтарская натура требует пойти наперекор воли матери, но привычки воспитания, воспоминания о комфорте и уюте мешают ей принять «суровую реальность». Это не вина девушки. Ведь она не забывает об Алексее. Просто ей нужно «прийти в себя», понять себя, определить, что для неё в жизни самое главное: спокойствие, комфорт, уют, или настоящая любовь?.. Подобная жизненная дилемма — далеко не редкость во взаимоотношениях молодых людей. Что же до старшего поколения, то у него всегда найдутся советы: «Из двоих один любит, а другой — тешится», или «Любовь, что птица: не удержишь — непременно улетит…» Непросто определиться и непросто выбрать.
Лёгкий, светлый, конечно местами наивный фильм, задевающий «больную» тему «С милым и рай в шалаше». К сожалению, времена беззаветных романтиков давным-давно миновали, и к любви с первого взгляда многим хочется «приложения» в виде уюта. Ничего зазорного в этом нет, но мне лично очень симпатичны слова отца Жени:» — Вспомни, какими мы сами были!». А жена ему в ответ:» — Тогда были другие времена… Почему наша дочь должна испытывать те же трудности?» Вопрос, что называется, отцов и детей. Но решается он просто: каждое поколение должно пройти через СВОИ ошибки и испытать СВОИ трудности. Иначе грош ему цена…
P.S. У Николая Москаленко всего три режиссёрских работы, но все три — замечательные. Бесконечно жаль, что у такого талантливого человека столь трагически сложилась судьба. Он окончил актёрский факультет ГИТИСа в 1947 году. В 1947—1957 годах — актёр театров Москвы и Минска. С 1957 года работал на киностудии Мосфильм. Начинал ассистентом режиссёра, потом вторым режиссёром. Во время съёмок фильма «Директор» в ноябре 1965 года в Каракумах трагически погиб актёр Евгений Урбанский. По стечению обстоятельств первый режиссёр Алексей Салтыков отсутствовал, съёмочным процессом на площадке руководил Николай Москаленко. «Всех собак» повесили именно на него. Молодой режиссёр вполне мог очутиться за решёткой. Но затем было принято решение обойтись более мягким наказанием, и в течение нескольких лет Москаленко сидел в глухом запасе. И только в конце 60-х годов, после чехословацких событий, смог заняться любимым делом. Он успел снять всего три фильма: «Журавушка» (1969), «Молодые» (1970), «Русское поле» (1971). Скончался в 1974 году в возрасте 47 лет…
В свете вышенаписанного совсем иначе понимаешь слова из песни о трагической дуэли Пушкина: «Тает жёлтый воск свечи, стынет крепкий чай в стакане. «Саша, слышишь, как в ночи едут пьяные цыгане? Полно, слышишь этот смех? Полно, что ты, в самом деле!» Самый белый в мире снег выпал в день твоей дуэли. Помнишь, где-то там вдали, в белом серпантинном зале, молча встала Натали с удивлёнными глазами…»
9 февраля 2016
Ничего так кино, в принципе. Интересная тема: она — генеральская дочь, он — простой («Хотя не исключено, что в последнее время тебя стали продвигать — по профсоюзной линии») работяга, любовь побеждает социальное неравенство («Аполитично рассуждаешь!»), и всё такое прочее. Плюс отвергнутый ухажер, развенчание «старых» авторитетов, отвержение «гнилой буржуазной морали» и поиск золотой середины в попытке ответить на вопрос: начальник или друг. Насыщенно, ничего не скажешь.
Но как-то всё «общо» слишком, мне кажется. Всего понемногу и… ни о чем — в результате. Концовка вообще никудышная — словно растворилась в море знамен, лозунгов и пр. Очередной эмоциональный поступок, ничем, по большому счету, не отличающийся от такого же, ему предшествовавшего, почему-то выдается за окончательное и бесповоротное решение. Это при том, что «дан приказ ему на запад». Странно.
Не вдохновили совершенно второстепенные герои. Вроде бы и актеры достойные заняты в картине, а толку. Разве что Н. Мордюкова очень удачно свою небольшую роль сыграла — всё просто и понятно. Или Т. Пельтцер — тут вообще без вопросов. Вот с А. Джигарханяном, к примеру, сложнее: как руководитель, старший товарищ и т. п. он смотрится, а как начинается «история любви» — тоска. Не тянет.
Или родителей «невесты» взять. Ну просто штамп какой-то, честное слово. Ни объяснений, ни подробностей. Я против, и точка. «Ты туда не ходи, ты сюда ходи!» Причем именно мать. Отец, разумеется, изображает либерала. Скучно.
С друзьями-приятелями похожая история: «Для Атоса это слишком много, а для графа Де Ля Фер — слишком мало», если Вы понимаете, о чем я.
Вот и получается, что фильм, с одной стороны, и пустым не назовешь, и глупым — тем паче, а восхищаться, всё одно, нечем. И любить его проблематично, на мой взгляд, потому что… не цепляет. Разве что какие-то личные ассоциации у кого.
6 из 10
29 июня 2010