Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мир хижинам — война дворцам |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Исаак Шмарук |
сценарий: | Александр Шемшурин |
видеооператор: | Владимир Давыдов |
композитор: | Герман Жуковский |
художник: | Михаил Юферов |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 апреля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 1 мин |
Украина
начало XX века
Гервасий Драгомирецкий /Ефим Копелян/ – врач, чуждый политике и старающийся держаться в стороне от бурно развивающихся событий
Александр /Николай Олялин/ - старший сын Драгомирецкого, офицер царской армии, легко меняющий своё мнение под влиянием обстоятельств
Ростислав /Леонид Бакштаев/ - средний сын Драгомирецкого, лётчик-герой, дезертир, не желающий сам проливать кровь и видеть, как это делают другие; встал на сторону большевиков
Марина /Галина Шмакова/ - младшая дочь Драгомирецкого, ярая сторонница свободной Украины, не принимающая идеи большевизма
Евгения Бош /Клара Лучко/ - активная участница Большевистской партии, разворачивает бурную революционную деятельность на территории Украины
Владимир Винниченко /Владислав Стржельчик/ - один из руководителей Центральной Рады, думающий только о том, как бы удержать власть
Симон Петлюра /Евгений Зубовский/ - главный атаман войска и флота Украины
Фильм является экранизацией одноимённого романа, потому в нём присутствуют как реальные деятели истории, так и выдуманные персонажи. Выдумана, в частности, семья Драгомирецкого, на фоне судеб членов которой автор показывает, как политика и разные на неё взгляды превращают родных людей в кровных врагов.
Фильм, конечно, если вникать, страшен, поскольку страшным было время и события, в нём описываемые. В картине показано, что далеко не все украинцы хотели свободы, отделившись от России. Большинство искренне желали нормальных бытовых условий и достойной жизни, хотели работать вместе со всеми национальностями, населявшими Россию.
Конечно, этот фильм вряд ли показывают на Украине. Это невозможно хотя бы потому, что в нём звучат, например, такие слова из уст одного из персонажей: «Независимость и свободу Украины можно завоевать только в союзе с русскими и другими народами». Ну кто же такое сейчас пропустит?
Одна сцена меня довела до слёз. Роте солдат было приказано: «Русские, два шага вперёд» - выступили вперёд абсолютно все до единого. «А теперь украинцы – два шага вперёд» - и вновь шаги вперёд сделали все те, кто только что отозвался на призыв выйти вперёд, если является русским…
Я не буду рекомендовать этот фильм, являющийся мини-сериалом. Он вряд ли кому-то покажется интересным, хотя снят хорошо. В нём очень много политики /что не удивительно, ведь фильм-то о том, как на Украине устанавливалась советская власть/. В нём мало романтики и интриги /считай, нет вообще/. В нём много страха и боли. Его в свете нынешних событий вообще смотреть тяжело, поскольку, как вы увидели из пары примеров, сейчас можно увидеть в этой картине что-то перекликающееся…
21 августа 2024
История циклична. Тема автономии Украины — ее отделения от России — была актуальна еще 100 лет назад. Наверное, будет актуальной и сто лет спустя.
Четырехсерийный фильм 1970 года рассказывает о периоде борьбы за власть на Украине после свержения Николая II. Белые, красные, Центральная рада, Петлюра… На фоне противостояния разных политических интересов показаны человеческие судьбы. Авторы фильма раскрывают персонажей через их идейные убеждения.
Интересно, что при явной «коммунистической» линии фильма, достойно показаны антагонисты. И это приятно отличает фильм 70-го года от нынешних фильмов с патриотической составляющей, в которых положительные герои — положительны до тошноты, а антагонисты — сплошь дегенераты. В данном случае антагонисты прекрасно сыграны и, наряду со сторонниками большевиков, показаны умными интеллигентными людьми. Прекрасен актерский состав. В отличие от современных исторических фильмов, где хорошо играют только главные герои, а остальные играют как-нибудь, в «Хижинах» — веришь каждому персонажу. У каждого — есть свои убеждения, и они отчетливо видны. Несмотря на большое количество задействованных актеров, персонажи которых выводятся на «арену событий», характеры большинства из них — раскрыты. Герои — понятны. В фильме нет долгих нудных монологов, но даже в нескольких фразах диалога между отдельными героями авторы умудряются высказывать глубокие мысли, которые актуальны и сейчас. И в этом — большая заслуга сценаристов.
Не могу не отметить красивую черно-белую «картинку», — хорошую операторскую работу.
Из минусов — пожалуй, некоторая затянутость, но, во-первых, в 70-е годы и ритм жизни был другой, а во-вторых, без подробной экспозиции смысл действия героев был бы не понятен.
7 из 10
13 июня 2020