Рейтинг фильма | |
![]() |
7.6 |
![]() |
7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кувшин |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ираклий Квирикадзе |
сценаристы: | Луиджи Пиранделло, Реваз Габриадзе |
продюсеры: | Амиран Чичинадзе, Тамаз Кешелава |
видеооператор: | Ломер Ахвледиани |
композитор: | Гия Канчели |
художник: | Кристесиа Лебанидзе |
монтаж: | Александра Шульц, Нутса Шошиташвили |
жанры: | комедия, короткометражка |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
5 июня 1970 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
25 мин |
Феномен грузинского короткометражного кино оспорить трудно. «Короткий метр» снимали и снимают многие режиссёры, но только грузинские кинематографисты создали целую галерею выдающихся «мини-фильмов». «Кувшин» Ираклия Квирикадзе занимает в этом ряду почётное место. Ираклий Михайлович в 1969—1974 годах работал режиссёром творческого объединения «Телефильм» (Тбилиси), где снял несколько документальных фильмов, в том числе и блистательный «Кувшин». Сценарий написал Резо Леванович Габриадзе — человек с удивительным чувством юмора, уже первой своей работой «Не горюй!» (1968) покоривший сердца миллионов зрителей. В основе сценария лежит искромётный одноимённый рассказ итальянского писателя и драматурга, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года Луиджи Пиранделло, написанный в… 1917 году! Вообще-то рассказ Пиранделло называется «Чиара» (на сицилийском диалекте — большой сосуд для вина).
Резо Габриадзе «адаптировал» его к грузинским условиям. Нужно обязательно отметить следующий нюанс, который прояснит подоплёку комедийной ситуации. Дело в том, что «в восточной Грузии (Кахетия, Карталиния) употребляются винные кувшины с широким горлом, которые чистят, залезая внутрь, а в западной Грузии (Имеретия, Мегрелия, Абхазия, Гурия) — с узким горлом, и чистят снаружи. Вся интрига фильма заключается в том, что хозяин-скряга из восточной Грузии, погнавшись за дешевизной, привозит кувшин из Имеретии, о чем он, конечно, не предупреждает мастера-починщика. Вот тот и застревает в кувшине. Понятная для каждого грузина причина, для непосвященных остаётся загадкой, и вместо остроумия зритель может заподозрить глупую демонстрацию абсурдности или примитивного юмора!» (Мокарнахе)
Впрочем, едва ли найдётся зритель, который «заподозрит глупую демонстрацию абсурдности или примитивного юмора» по причине абсолютной блистательности миниатюры. И всё же хочу выразить свою благодарность Мокарнахе за то, что своим пояснением добавил сюжетной глубины кинорассказу. Грузинский кинематограф по-своему уникален. Лично для меня многие картины, созданные в этой благословенной стране, являются синонимами чистоты, любви и света: чистоты народных традиций; искренней любви к зрителю; яркого света в каждом фильме, рождённым под щедрым солнцем. В 1984 году итальянские режиссёры Паоло и Витторио Тавиани сняли альманах по рассказам Луиджи Пиранделло. Среди новелл есть и рассказ «Кувшин». Вот только он не идёт ни в какое сравнение с первой режиссёрской работой Ираклия Михайловича Квирикадзе.
P.S. «Закон Лавуазье», о котором говорит один из персонажей, пытаясь извлечь бедолагу из сосуда, — это закон сохранения массы. В данном случае — весьма и весьма нетривиальный способ продемонстрировать суть физического закона: сколько бы ты не тянул несчастного за ноги или за голову — его масса при этом не меняется!
21 марта 2018