Эквинокс
Equinox
5.4
5.2
1970, ужасы, приключения, детектив
США, 1 ч 20 мин
В ролях: Эдвард Коннелл, Барбара Хьюит, Робин Кристофер, Фриц Лейбер мл., Джим Дюрон
и другие
Четыре студента решили провести летний денек за городом на пикнике, а заодно навестить своего старого преподавателя – доктора Артура Уотермана. Прибыв на место, они обнаруживают, что коттедж доктора в развалинах, а сам он исчез. Осматриваясь на местности, компания натыкается на пещеру, в которой обнаруживает полусумасшедшего старика – он дает им таинственную книгу, полную колдовских заклинаний и неведомых формул. Как выяснилось, чтением запретной книги, сначала профессор Уотерман, а потом и его студенты разбудили потусторонние силы, и теперь их начинает преследовать сам дьявол.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Эквинокс

английское название:

Equinox

год: 1970
страна:
США
слоган: «Occult Barrier Between Good and Evil»
режиссеры: , ,
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Майк Хувер
композитор:
монтаж:
жанры: ужасы, приключения, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 февраля 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, приключения, детектив

Постеры фильма «Эквинокс», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Эквинокс», 1970

Не все книги одинаково полезны

Университетский профессор, доктор Артур Уотерман, пригласил на выходные в свой коттедж одного из своих учеников. Тот, в свою очередь, позвал с собой друга. Ну а друг взял с собой двух хорошеньких девушек-блондинок, решив совместить приятное с полезным и устроить пикничок в живописном лесу в горах, где и был коттедж доктора. Причем, добравшись до места, компания увидела, что коттедж именно был, поскольку домик они нашли полностью разрушенным, а доктор Уотерман исчез. Подыскивая место для пикника, раз уж приехали, ребята обнаружили странные следы на дороге, словно их оставили копыта громадного животного, а затем они услышали дикий смех, доносившийся из пещеры. В самой пещере обнаружился хохочущий сумасшедшим смехом старик, утверждающий, что они пришли за книгой, и он им ее отдаст. Книга оказалась огромным гримуаром со множеством заклинаний, картинок, схем и формул. Начав читать ее из любопытства, молодые люди разбудили древнее зло, которое начало охоту за их телами и душами, овладевая ими по очереди и подчиняя себе их разум, дабы заставить нападать друг на друга в попытке убить. Кроме того, книга вызвала к жизни огромных злобных монстров и самого Дьявола, чтобы никто уж точно не ушел живым. Да еще местный рейнджер странной внешности со столь же странным именем Асмодеус стал преследовать компанию, требуя отдать ему книгу. Пикник превратился в яростную борьбу за выживание против целой армии сил тьмы.

Многим покажется знакомым этот сюжет. Да, именно этим фильмом вдохновлялся Сэм Рэйми, снимая свою бессмертную трилогию о зловещих мертвецах, которых подняло заклинание из старинной книги, и которые потом задали жару компании молодежи, случайно остановившейся на ночлег в старом домике в лесу. Но это будет только в 1981 году

«Эквинокс» же снимался в конце 60-х по рассказу Марка Томаса МакГи, который вместе со своим другом Джеком Вудсом и решил его экранизировать. Как и многие фильмы этого жанра, «Эквинокс» снимала группа энтузиастов, любителей кино, которые сами писали сценарий, сами режиссировали и продюсировали картину, сами делали монтаж и играли в нем разные по величине роли, приглашая на площадку друзей, знакомых и подруг. Из всей съемочной группы только у Фрэнка Боннера сложилась долгая актерская и режиссерская карьера в будущем. У режиссера Джека Вудса «Эквинокс» так и остался единственной попыткой, хотя как монтажер он работал потом еще на пяти фильмах. Для многих актеров — это касается и ряда исполнителей главных ролей — фильм так и остался единственной работой в кино. Но ведь мир держится на энтузиастах, идеи которых подхватывают и доводят до ума профессионалы. Потому можно простить им и недостаточность актерского мастерства, и режиссерские промашки.

Первый показ фильма состоялся еще в 1967 году, после чего были досняты некоторые сцены, кое-что перемонтировали, что-то вырезали, и 3 февраля 1971 года состоялась официальная премьера фильма. Культовый режиссер-трешмейкер Ллойд Кауфман позже назовет «Эквинокс» своим любимым фильмом, а зрители включат его в список 500 лучших фильмов ужасов по версии IMDb. Несмотря на любительского уровня режиссуру, актерскую игру и пластилиновых монстров, сам сюжет о том, как инфернальное зло третирует парней и девушек, неосторожно это зло пробудивших, послужил источником, из которого черпали идеи многие сценаристы и режиссеры, аранжируя и преобразовывая его в соответствии со своими творческими планами и воображением.

Ужасные огромные мультяшные монстры из пластилина и кусочков меха сейчас скорее вызовут смех, а не страх, но в конце 60-х они выглядели вполне органично на фоне других фильмов с подобными чудовищами — например, в тех же экранизациях приключений Синдбада. Да и в то время основное внимание уделялось сюжету, а не крутизне спецэффектов, особенно в малобюджетном жанровом кино. Они были лишь приправой к основному блюду — самой истории героев. Но и огромный осьминог-Ктулху, сминающий домик, как пустую картонную коробку, и огромный монстр, похожий на Кинг-Конга, и синекожий дикарь-великан, которого играл живой актер, и красный летающий демон с огромными крыльями, нападающие на героев, если и не пугают, то развлекают в полной мере, заставляя вспоминать столь любимые в детстве мультики. Все это придает фильму особое очарование, а кого-то, наверняка, заставит поностальгировать.

Особенно колоритен образ рейнджера Асмодеуса, которого сыграл сам режиссер. Его густые экзотические брови и магнетический взгляд выдают дьявольскую сущность, что подтверждается его именем и магическим кольцом. Все это дополняется умением корчить действительно мерзкие и страшные рожи, пускать слюни и строить коварные козни несчастному молодняку, невзначай вставшему поперек дороги самому Дьяволу. Хотя все эти ужимки и гримасы сейчас вызывают улыбку своей нарочитой театральностью, напоминая мимику отъявленных злодеев из индийских фильмов — те же выпучивание глаз и «страшный» голос — но образ Асмодеуса получился у Джека Вудса очень выразительным и запоминающимся.

Также впечатляют кадры с автомобилем без водителя, который преследует и сбивает одного из парней — эта идея удачно использована еще в нескольких фильмах. Съемка летящей камерой добавляет динамики и атмосферы мистического ужаса сценам и из фильма Сэма Рэйми. А огромная черная туманная фигура в виде человека в развевающемся плаще с капюшоном, произносящая фразу: «Тебе не убежать. Ты умрешь через год и один день» — выглядит и воспринимается как Смерть, назначающая свидание своему визави. Демон, летящий и врезающийся в огромный каменный крест, полыхнувший огнем — тоже хорошая находка в кадре.

Так что минусы, безусловно, в фильме имеющиеся, компенсируются достаточным количеством плюсов, которые делают просмотр картины увлекательным и смягчают очевидную «устаревшесть» форм и методов съемки. Тем более, что такие культовые фильмы как «Эквинокс» стоит смотреть уже только для того, чтобы знать, куда уходят корнями намного более известные шедевры классики мирового хоррора.

6 из 10

21 ноября 2017

В прошествии лет на этот фильм будет ссылаться Сэм Рейми в постановке своих «Зловещие мертвецы», порой откровенно цитируя не только сюжетный узел, но и даже парочку кадров. Ллойд Кауфман (известный кинорежиссёр) назовёт «Эквинокс» своим любимым кино. О схожести творения Джека Вудса и Сэма Рейми Вы и сами узнаете многое непосредственно в сюжете, но сразу укажу, что разбираемая кинокартина была создана ещё в конце 60-х, а в 70-ом была доработана. Поэтому сделайте соответствующие выводы, особенно о манере передачи ужаса с экрана. То есть, монстры там чудеса рукоделья, если точнее выразиться — из пластилина и кусочков шерсти. Правда один синий переросток (кстати, не он ли надоумит Джеймса Кэмерона на инопланетный народ из «Аватар», а то, как знать?..) в гриме окажется актёром.

Кстати, на счёт актёров… Будет один злобный персонаж — псевдо шериф, так он там такую рожу скорчит, слюной потечёт и прямо к зрителю в экран в упор — все пластилиновые чудики просто отдыхают, они сплошной детский лепет по сравнению с гримасой актёра, причём без всякого грима. Он ещё и режиссёр всего фильма, по совместительству тоже. В остальном все действующие лица изображены как-то по театральному однобоко, не особенно взаимодействуя друг с другом в подобной ситуации жути; они будут всё время топтаться на месте, ломая голову над очевидным, да и то после долгих скитаний пикника. Вообще сам фильм, можно сказать, морально изжил себя, прошло много времени и придумано немало иных подходов съёмки, чтобы современный зритель откровенно зевал при просмотре, но вот несколько моментов для конца 60-х выглядят новаторскими или же просто смелыми (злобные перекошенные лица в операторский экран, например, или монтажные клипы для ускорения действия в побеге главного персонажа, к тому же редкая летающая камера по лесу в одной из сцен, после такая частая у Сэма Рейми в «Зловещие мертвецы»). К тому же не стоит забывать, что весь этот «пластилин» в создании монстров опять-таки для своей эпохи логичен, да за него даже другим фильмам награду Оскар давали, если припомнить киноленты о мифических богах и героях.

Если выносить оценку словами, а не безмолвными баллами, то выскажу, что в качестве экскурса в прошлую эпоху остросюжетных творений на мистическую тему кино заслуживает просмотра; на нём росли те, кто творил в 80-е и далее, продолжая вложенный смысл. Ах, да и ещё — забавно видеть одну из актрис, у которой на протяжении всего хронометража то парик, то настоящие волосы. Это бросается в глаза, если чуть присмотреться за её изменчивой причёской: длиннее и короче.

10 января 2012

Scary movie?

Вот бежит мужчина в светлой рубашке. Куда? Наверняка за помощью. От кого? Пока не показывают, но наверное от кого-то страшного. Затем мужчину сбивает машина без водителя и его, еле живого, находят и сажают в дурку, где он начинает свой рассказ о том, что произошло.

Крайне смешное и любопытное кино, «Эквинокс» снят на рубеже двух десятилетий, и тут отчётливо чувствуется привкус шестидесятых — в манере съёмки, в одежде и причёсках персонажей, в музыке, в допотопных спецэффектах. Это фильму и мешает и вредит, ибо в ретро-стилистике чувствуется своё обаяние, но при этом всё выглядит весьма лубочно, так что ни о каком страхе лучше и не заикаться.

Как выясняется из сюжета, главгерой с тремя друзьями приехали на пикник к некоему профессору, которого они, однако, на месте не нашли. Зато нашли пещеру, в которой некто весьма противно хихикал, будто эту сволочь там щекотали. Как оказалось, хихикал некий дед, который передал нашим героям некую дьявольскую книгу. Потом нашли и профессора, который вёл себя в высшей степени странно, и злобного лесничего Асмодея, который на поверку оказывается одним из дьяволов, и целый бестиарий, включающий в себя: Гигантские Аццкие Щупальца — раз, Огромную Аццкую Гориллу — два, Здорового Аццкого Зелёного Австралопитека — три и Аццкого Чёрта из Папье-маше — четыре.

Эта катавасия представлена в виде богомерзких спецэффектов, выполненных в основном в виде стоп-моушна, от которого ослеп бы Рэй Харрихаузен. Австралопитек выглядит немногим лучше (ибо его играл живой человек), но и он при этом крайне дурацко загримирован. Про чёрта я вообще молчу. Неужели создатели фильма думали, что зрители будут настолько одноклеточны, чтобы испугаться это летающее картонное пугало?! Также можно заметить заигрывания с монтажом (типа невидимая грань, скрывающая другре измерение). А ещё персонажей изредка охватывают Злые Силы. Если герой стал сурово смотреть, ещё более сурово разговаривать, сильно кривить рот и лезть целоваться с камерой — значит он под воздействием Злых Сил. Грааргх.

Тем не менее, скатиться в абсолютный трэш фильму не мешают весьма неплохие (местами) диалоги, нелинейность повествования и пресловутая атмосфера 60-х. Данная картина — не классика и никогда ей не являлась, это просто такой памятник тем временам — смешной и неказистый, но заслуживающий долю внимания, ежели вы решили обратить взор на хорроры тех времён. К тому же Сэм Рейми наверняка взял на заметку некоторые детали этой ленты, перед тем как снять «Зловещих мертвецов». А это чего-то да стоит.

6 из 10

16 сентября 2011

Предтеча «Зловещих мертвецов»

Забавный, слегка нелогичный и в чем-то наивный фильм, который, однако, стал культом, пусть и малоизвестным. Ведь однажды посмотрев «Равноденствие», всякий поклонник трилогии «Evil Dead» сразу же поймет, откуда в классических фильмах Рэйми взялась «Книга мертвых», четверка молодых людей, старая хижина в горах, профессор, открывший дверь в потусторонний мир, «одемонение» главных героев, наконец, знаменитые пролеты камеры, имитирующие атаки демонических существ. Нет, в «Evil Dead» не было плагиата; скорее, «творческое переосмысление». «Равноденствие» высот (да и класса!) «Зловещих мертвецов» не достигло, но все же это один из пунктов «обязательной кинопрограммы» для любого хоррормана. Но пройдемся по минусам, которых здесь, поверьте, хватает. Спецэффекты ужасающе смешны и убоги (но, простите, бюджет равнялся шести с половиной тысячам долларов!): Годзилла-подобные «зверушки», кукольные монстры, обитающие в столь же кукольном мире, разрушая кукольные дома. К этому прилагаются «адские» вспышки «дьявольского» света. Проще говоря: без смеха смотреть на это нельзя. Впрочем, и трэшем отчего-то не пахнет. Далее. Сюжет пестрит ляпами; Асмодей больше веселит, чем пугает; да и добрые сорок минут из восьмидесяти скупы на действие. При всем при этом, фильм не чужд определенного новаторства, происходящее (даже в первой части ленты) вызывает неподдельный интерес, скопище разномастных порождений ада приятно удивляет (и чего уж там — развлекает!), диалоги вполне адекватны, а атмосфера для столь дешевого творения удивительно неплоха. Но главное признание ценности этого фильма — то, что именно на его основе был создан культ из культов. Как минимум, в качестве ликбеза «Равноденствие» достойно внимания любого поклонника жанра.

6,5 из 10

16 августа 2010

Ужасы Эквинокс появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссерами являются Деннис Мурен, Джек Вудс, Марк Томас МакГи. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Эдвард Коннелл, Барбара Хьюит, Робин Кристофер, Фриц Лейбер мл., Джим Дюрон, Шэрон Грэй, Луис Клэйтон, Norvelle Brooks, Ирвинг Л. Лихтенштейн, Форрест Дж Экерман, Чак Нилс, Джек Вудс, Фрэнк Боннер, Джеймс Филлипс, Патрик Бурк.

Страна производства - США. Эквинокс — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.