Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эквинокс |
английское название: |
Equinox |
год: | 1970 |
страна: |
США
|
слоган: | «Occult Barrier Between Good and Evil» |
режиссеры: | Деннис Мурен, Джек Вудс, Марк Томас МакГи |
сценаристы: | Джек Вудс, Марк Томас МакГи |
продюсеры: | Деннис Мурен, Джек Х. Харрис |
видеооператор: | Майк Хувер |
композитор: | Хайме Мендоса-Нава |
монтаж: | Джон Джойс |
жанры: | ужасы, приключения, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 февраля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Университетский профессор, доктор Артур Уотерман, пригласил на выходные в свой коттедж одного из своих учеников. Тот, в свою очередь, позвал с собой друга. Ну а друг взял с собой двух хорошеньких девушек-блондинок, решив совместить приятное с полезным и устроить пикничок в живописном лесу в горах, где и был коттедж доктора. Причем, добравшись до места, компания увидела, что коттедж именно был, поскольку домик они нашли полностью разрушенным, а доктор Уотерман исчез. Подыскивая место для пикника, раз уж приехали, ребята обнаружили странные следы на дороге, словно их оставили копыта громадного животного, а затем они услышали дикий смех, доносившийся из пещеры. В самой пещере обнаружился хохочущий сумасшедшим смехом старик, утверждающий, что они пришли за книгой, и он им ее отдаст. Книга оказалась огромным гримуаром со множеством заклинаний, картинок, схем и формул. Начав читать ее из любопытства, молодые люди разбудили древнее зло, которое начало охоту за их телами и душами, овладевая ими по очереди и подчиняя себе их разум, дабы заставить нападать друг на друга в попытке убить. Кроме того, книга вызвала к жизни огромных злобных монстров и самого Дьявола, чтобы никто уж точно не ушел живым. Да еще местный рейнджер странной внешности со столь же странным именем Асмодеус стал преследовать компанию, требуя отдать ему книгу. Пикник превратился в яростную борьбу за выживание против целой армии сил тьмы.
Многим покажется знакомым этот сюжет. Да, именно этим фильмом вдохновлялся Сэм Рэйми, снимая свою бессмертную трилогию о зловещих мертвецах, которых подняло заклинание из старинной книги, и которые потом задали жару компании молодежи, случайно остановившейся на ночлег в старом домике в лесу. Но это будет только в 1981 году
«Эквинокс» же снимался в конце 60-х по рассказу Марка Томаса МакГи, который вместе со своим другом Джеком Вудсом и решил его экранизировать. Как и многие фильмы этого жанра, «Эквинокс» снимала группа энтузиастов, любителей кино, которые сами писали сценарий, сами режиссировали и продюсировали картину, сами делали монтаж и играли в нем разные по величине роли, приглашая на площадку друзей, знакомых и подруг. Из всей съемочной группы только у Фрэнка Боннера сложилась долгая актерская и режиссерская карьера в будущем. У режиссера Джека Вудса «Эквинокс» так и остался единственной попыткой, хотя как монтажер он работал потом еще на пяти фильмах. Для многих актеров — это касается и ряда исполнителей главных ролей — фильм так и остался единственной работой в кино. Но ведь мир держится на энтузиастах, идеи которых подхватывают и доводят до ума профессионалы. Потому можно простить им и недостаточность актерского мастерства, и режиссерские промашки.
Первый показ фильма состоялся еще в 1967 году, после чего были досняты некоторые сцены, кое-что перемонтировали, что-то вырезали, и 3 февраля 1971 года состоялась официальная премьера фильма. Культовый режиссер-трешмейкер Ллойд Кауфман позже назовет «Эквинокс» своим любимым фильмом, а зрители включат его в список 500 лучших фильмов ужасов по версии IMDb. Несмотря на любительского уровня режиссуру, актерскую игру и пластилиновых монстров, сам сюжет о том, как инфернальное зло третирует парней и девушек, неосторожно это зло пробудивших, послужил источником, из которого черпали идеи многие сценаристы и режиссеры, аранжируя и преобразовывая его в соответствии со своими творческими планами и воображением.
Ужасные огромные мультяшные монстры из пластилина и кусочков меха сейчас скорее вызовут смех, а не страх, но в конце 60-х они выглядели вполне органично на фоне других фильмов с подобными чудовищами — например, в тех же экранизациях приключений Синдбада. Да и в то время основное внимание уделялось сюжету, а не крутизне спецэффектов, особенно в малобюджетном жанровом кино. Они были лишь приправой к основному блюду — самой истории героев. Но и огромный осьминог-Ктулху, сминающий домик, как пустую картонную коробку, и огромный монстр, похожий на Кинг-Конга, и синекожий дикарь-великан, которого играл живой актер, и красный летающий демон с огромными крыльями, нападающие на героев, если и не пугают, то развлекают в полной мере, заставляя вспоминать столь любимые в детстве мультики. Все это придает фильму особое очарование, а кого-то, наверняка, заставит поностальгировать.
Особенно колоритен образ рейнджера Асмодеуса, которого сыграл сам режиссер. Его густые экзотические брови и магнетический взгляд выдают дьявольскую сущность, что подтверждается его именем и магическим кольцом. Все это дополняется умением корчить действительно мерзкие и страшные рожи, пускать слюни и строить коварные козни несчастному молодняку, невзначай вставшему поперек дороги самому Дьяволу. Хотя все эти ужимки и гримасы сейчас вызывают улыбку своей нарочитой театральностью, напоминая мимику отъявленных злодеев из индийских фильмов — те же выпучивание глаз и «страшный» голос — но образ Асмодеуса получился у Джека Вудса очень выразительным и запоминающимся.
Также впечатляют кадры с автомобилем без водителя, который преследует и сбивает одного из парней — эта идея удачно использована еще в нескольких фильмах. Съемка летящей камерой добавляет динамики и атмосферы мистического ужаса сценам и из фильма Сэма Рэйми. А огромная черная туманная фигура в виде человека в развевающемся плаще с капюшоном, произносящая фразу: «Тебе не убежать. Ты умрешь через год и один день» — выглядит и воспринимается как Смерть, назначающая свидание своему визави. Демон, летящий и врезающийся в огромный каменный крест, полыхнувший огнем — тоже хорошая находка в кадре.
Так что минусы, безусловно, в фильме имеющиеся, компенсируются достаточным количеством плюсов, которые делают просмотр картины увлекательным и смягчают очевидную «устаревшесть» форм и методов съемки. Тем более, что такие культовые фильмы как «Эквинокс» стоит смотреть уже только для того, чтобы знать, куда уходят корнями намного более известные шедевры классики мирового хоррора.
6 из 10
21 ноября 2017
В прошествии лет на этот фильм будет ссылаться Сэм Рейми в постановке своих «Зловещие мертвецы», порой откровенно цитируя не только сюжетный узел, но и даже парочку кадров. Ллойд Кауфман (известный кинорежиссёр) назовёт «Эквинокс» своим любимым кино. О схожести творения Джека Вудса и Сэма Рейми Вы и сами узнаете многое непосредственно в сюжете, но сразу укажу, что разбираемая кинокартина была создана ещё в конце 60-х, а в 70-ом была доработана. Поэтому сделайте соответствующие выводы, особенно о манере передачи ужаса с экрана. То есть, монстры там чудеса рукоделья, если точнее выразиться — из пластилина и кусочков шерсти. Правда один синий переросток (кстати, не он ли надоумит Джеймса Кэмерона на инопланетный народ из «Аватар», а то, как знать?..) в гриме окажется актёром.
Кстати, на счёт актёров… Будет один злобный персонаж — псевдо шериф, так он там такую рожу скорчит, слюной потечёт и прямо к зрителю в экран в упор — все пластилиновые чудики просто отдыхают, они сплошной детский лепет по сравнению с гримасой актёра, причём без всякого грима. Он ещё и режиссёр всего фильма, по совместительству тоже. В остальном все действующие лица изображены как-то по театральному однобоко, не особенно взаимодействуя друг с другом в подобной ситуации жути; они будут всё время топтаться на месте, ломая голову над очевидным, да и то после долгих скитаний пикника. Вообще сам фильм, можно сказать, морально изжил себя, прошло много времени и придумано немало иных подходов съёмки, чтобы современный зритель откровенно зевал при просмотре, но вот несколько моментов для конца 60-х выглядят новаторскими или же просто смелыми (злобные перекошенные лица в операторский экран, например, или монтажные клипы для ускорения действия в побеге главного персонажа, к тому же редкая летающая камера по лесу в одной из сцен, после такая частая у Сэма Рейми в «Зловещие мертвецы»). К тому же не стоит забывать, что весь этот «пластилин» в создании монстров опять-таки для своей эпохи логичен, да за него даже другим фильмам награду Оскар давали, если припомнить киноленты о мифических богах и героях.
Если выносить оценку словами, а не безмолвными баллами, то выскажу, что в качестве экскурса в прошлую эпоху остросюжетных творений на мистическую тему кино заслуживает просмотра; на нём росли те, кто творил в 80-е и далее, продолжая вложенный смысл. Ах, да и ещё — забавно видеть одну из актрис, у которой на протяжении всего хронометража то парик, то настоящие волосы. Это бросается в глаза, если чуть присмотреться за её изменчивой причёской: длиннее и короче.
10 января 2012
Вот бежит мужчина в светлой рубашке. Куда? Наверняка за помощью. От кого? Пока не показывают, но наверное от кого-то страшного. Затем мужчину сбивает машина без водителя и его, еле живого, находят и сажают в дурку, где он начинает свой рассказ о том, что произошло.
Крайне смешное и любопытное кино, «Эквинокс» снят на рубеже двух десятилетий, и тут отчётливо чувствуется привкус шестидесятых — в манере съёмки, в одежде и причёсках персонажей, в музыке, в допотопных спецэффектах. Это фильму и мешает и вредит, ибо в ретро-стилистике чувствуется своё обаяние, но при этом всё выглядит весьма лубочно, так что ни о каком страхе лучше и не заикаться.
Как выясняется из сюжета, главгерой с тремя друзьями приехали на пикник к некоему профессору, которого они, однако, на месте не нашли. Зато нашли пещеру, в которой некто весьма противно хихикал, будто эту сволочь там щекотали. Как оказалось, хихикал некий дед, который передал нашим героям некую дьявольскую книгу. Потом нашли и профессора, который вёл себя в высшей степени странно, и злобного лесничего Асмодея, который на поверку оказывается одним из дьяволов, и целый бестиарий, включающий в себя: Гигантские Аццкие Щупальца — раз, Огромную Аццкую Гориллу — два, Здорового Аццкого Зелёного Австралопитека — три и Аццкого Чёрта из Папье-маше — четыре.
Эта катавасия представлена в виде богомерзких спецэффектов, выполненных в основном в виде стоп-моушна, от которого ослеп бы Рэй Харрихаузен. Австралопитек выглядит немногим лучше (ибо его играл живой человек), но и он при этом крайне дурацко загримирован. Про чёрта я вообще молчу. Неужели создатели фильма думали, что зрители будут настолько одноклеточны, чтобы испугаться это летающее картонное пугало?! Также можно заметить заигрывания с монтажом (типа невидимая грань, скрывающая другре измерение). А ещё персонажей изредка охватывают Злые Силы. Если герой стал сурово смотреть, ещё более сурово разговаривать, сильно кривить рот и лезть целоваться с камерой — значит он под воздействием Злых Сил. Грааргх.
Тем не менее, скатиться в абсолютный трэш фильму не мешают весьма неплохие (местами) диалоги, нелинейность повествования и пресловутая атмосфера 60-х. Данная картина — не классика и никогда ей не являлась, это просто такой памятник тем временам — смешной и неказистый, но заслуживающий долю внимания, ежели вы решили обратить взор на хорроры тех времён. К тому же Сэм Рейми наверняка взял на заметку некоторые детали этой ленты, перед тем как снять «Зловещих мертвецов». А это чего-то да стоит.
6 из 10
16 сентября 2011
Забавный, слегка нелогичный и в чем-то наивный фильм, который, однако, стал культом, пусть и малоизвестным. Ведь однажды посмотрев «Равноденствие», всякий поклонник трилогии «Evil Dead» сразу же поймет, откуда в классических фильмах Рэйми взялась «Книга мертвых», четверка молодых людей, старая хижина в горах, профессор, открывший дверь в потусторонний мир, «одемонение» главных героев, наконец, знаменитые пролеты камеры, имитирующие атаки демонических существ. Нет, в «Evil Dead» не было плагиата; скорее, «творческое переосмысление». «Равноденствие» высот (да и класса!) «Зловещих мертвецов» не достигло, но все же это один из пунктов «обязательной кинопрограммы» для любого хоррормана. Но пройдемся по минусам, которых здесь, поверьте, хватает. Спецэффекты ужасающе смешны и убоги (но, простите, бюджет равнялся шести с половиной тысячам долларов!): Годзилла-подобные «зверушки», кукольные монстры, обитающие в столь же кукольном мире, разрушая кукольные дома. К этому прилагаются «адские» вспышки «дьявольского» света. Проще говоря: без смеха смотреть на это нельзя. Впрочем, и трэшем отчего-то не пахнет. Далее. Сюжет пестрит ляпами; Асмодей больше веселит, чем пугает; да и добрые сорок минут из восьмидесяти скупы на действие. При всем при этом, фильм не чужд определенного новаторства, происходящее (даже в первой части ленты) вызывает неподдельный интерес, скопище разномастных порождений ада приятно удивляет (и чего уж там — развлекает!), диалоги вполне адекватны, а атмосфера для столь дешевого творения удивительно неплоха. Но главное признание ценности этого фильма — то, что именно на его основе был создан культ из культов. Как минимум, в качестве ликбеза «Равноденствие» достойно внимания любого поклонника жанра.
6,5 из 10
16 августа 2010