Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Долгая ночь дезертиров |
английское название: |
La lunga notte dei disertori - I 7 di Marsa Matruh |
год: | 1970 |
страны: |
Италия,
Египет
|
режиссер: | Марио Сичильяно |
сценаристы: | Марио Сичильяно, Пьеро Реньоли |
продюсеры: | Марио Сичильяно, Пьеро Реньоли |
композитор: | Стельвио Чиприани |
художник: | Claudio Giambanco |
монтаж: | Альберто Галлитти |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 марта 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
В основу картины итальянца Марио Сичильяно легли реальные события, связанные с африканским театром военных действий Второй мировой войны, касающихся июня 1942 года. Вынужденная отступить под ударами бронированного кулака танковой армии «Африка», 8-я британская армия страдала от беспрестанных атак противника, преследующего её с целью полного разгрома, и попутно взявшего египетскую крепость-порт Марса-Матрух. Нетрудно понять, что в таких чрезвычайных условиях многие англичане потеряли связь с основными силами, и пробивались к своим только в расчёте на везение и боевые навыки. Подобную смертельно опасную попытку предпринимает несколько бойцов 8-й армии, пользующаяся тотальной неразберихой между наступающими и отступающими, из-за которой даже транспортное средство с характерными опознавательными знаками вовсе не подтверждало гражданство тех, кто в нём находится..
Сюжетные перипетии словно сами напрашиваются на то, чтобы основанная на них работа, как минимум, не ударила в грязь лицом перед другими достойными фильмами схожего происхождения и подобной тематики, такими, как вышедшие годом ранее «Битва за Эль-Аламейн» Джорджио Феррони или «Битва последнего танка» испанца Хосе Луиса Мерино. Возможность снимать прямо на месте событий, используя преимущества совместного с Египтом производства, дарила самую что ни на есть натуральность антуража, а крепкий актёрский состав слаженной игрой вполне мог заставить зрителя забыть о презрительном ярлыке «warploitation». Казалось бы, Сичильяно, как и герои его кино-блюда, двигается в правильном направлении, стремясь показать разные стороны войны, рельефно выступающие из приключенческого бульона, но беда в том, что режиссёру отчаянно не хватает таланта для чего-то по настоящему серьёзного.
До того сделав лишь две картины, последняя из которых, «Семь красных беретов», также оказалась посвящена африканским сражениям из несколько иного периода истории, посредственный творец, вечно болтавшийся между вторым и третьим эшелоном индустрии, не отходя от границ чёрного континента, вновь обратился к услугам харизматичного Ивана Рассимова и внушительного атлета Кирка Морриса, раньше с небольшим успехом подвизавшегося на ниве пеплумов. Компанию им составили узнаваемый Джузеппе Кастеллано и тёртый калач Альдо Ланди, опыт которого виден за версту, тем более если речь идёт о бескрайних просторах пустыни. Представительницы женской части труппы тоже во всех смыслах примечательны. Прекрасная в своей странной задумчивости Ольга Штребель, сдержанная леди Марчелла Микеланджели и честолюбивая болтушка Джоэнна Сандерс в числе прочих достоинств хороши отсутствием излишнего кокетства, неуместного для повествования.
Оператору Джино Сантини, постоянно сотрудничавший с Сичильяно, начиная с его первого фильма, не откажешь в умении находить эффектные панорамные кадры, сами по себе способные вызвать эстетическое удовольствие. Тоже самое можно сказать и о знакомой манере разбавить зрелище своеобразными ракурсами, от переизбытка которых ранее пострадал неудачный вестерн «Шанго» Эдуардо Мулагрии. Здесь же они краткосрочны, и только увеличивают способность картины не наскучить, как, например, сцена с явлением героини Штребель пред светлыми очами немецкого солдата. Поддерживать картинку призвана прекрасная музыка маэстро Стельвио Чиприани, прослушивание которой порой отвлекает, и заставляет задуматься, а достойное ли видео- приложение она получила, сама формально являясь приложением. К сожалению приходится констатировать, что нет, поскольку лента в целом слабовата.
У режиссёра не получается добавить нужной глубины для настоящего воздействия, затрагивающий то одну, то другую тему слишком легко, из-за чего путешествие дружной компании превращается в историю о чём-то важном, и в то же время ни о чём. Эмоциональная неопределённость фильма и постоянные «рояли в кустах», приятные и не очень, приводят к забавному эффекту, когда ничуть не удивишься появлению в очередной сцене инопланетян, духов подземных пещер или оживших мертвяков с автоматами, если бы такие темы были модны в то время.
Ситуацию несколько оживляет идейное противостояние идеализма и реализма, столкнувшихся в лице капитана и лейтенанта, а также по-житейски грамотно построенные взаимоотношения персонажей, в условиях постоянно грозящей опасности сохраняющих поистине пуританскую выдержку и взаимоуважение, как и «положено» англичанам. Недораскрытость характеров смело можно списывать на войну, которая уродует и калечит человеческие жизни, делая их недо-жизнями. Любителям военной техники тоже есть на что взглянуть, со скидкой на невеликий бюджет.
И всё-таки от «La lunga notte dei disertori - I 7 di Marsa Matruh» веет духом пресловутого «warploitation», усреднённым продуктом, где есть место «недо-схваткам», «недо-любви» и «недо-идеям», а на месте их полноценного проявления повисает пустынная тишина. От этого страдают ранее очерченные сильные стороны ленты, но именно они, а также доступность разным возрастам при отсутствии чрезмерного насилия и пошлятины, делают её достойной просмотра среди любителей военно-приключенческого кино. Хотя и он из-за провисающих отрезков при солидном хронометраже того и гляди может превратиться в недо-просмотр)
19 апреля 2023