Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черное солнце |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Спешнев |
сценаристы: | Кузьма Киселев, Алексей Спешнев |
видеооператор: | Юрий Марухин |
композитор: | Лев Солин |
художник: | Евгений Игнатьев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 апреля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Что происходит в фильме? Происходят волнения в некоей получившей независимость африканской стране. Молодой премьер-идеалист Муссобме пытается стабилизировать обстановку, заложить основы для строительства развитого государства… но против него ровным счётом все — правые круги правительства, страны запада…
Конечно, несмотря на заверения авторов фильма, выраженных в титрах, реальные прототипы есть почти у каждого персонажа и угадываются они легко. Страна — Конго. ГГ — это Патрис Лумумба, представитель ООН Барт — Даг Хаммаршельд, «губернатор Западной провинции» Жан Лу — Моис Чомбе, а «Западная провинция», понятное дело, Катанга.
Понятное дело, что Лумумба, сыгравший не последнюю роль в разжигании войны, выведен чуть ли не святым подвижником, а Чомбе, пытавшийся построить развитую страну, взаимовыгодно действуя с бывшими колонизаторами — моральный урод и реакционер. Симба, мочившие всех, кто не они, выведены благородными революционерами, а командиры наёмников Чомбе слились в образ утырка и палача «Фредди Африки».
Но это ожидаемо. Хуже другое.
Герой, говоря о том, что мечтает увидеть детей людьми образованными и свободными от предрассудков, тут же сваливается в чёрный расизм, клеймя колонизаторов за то, как они издевались над африканскими народами, и миссионеров за то, как они неправильно просвещали. Да, подвижники, добровольно отправлявшиеся в африканские дребеня, чтобы учить и прививать другую мораль — мерзкие твари. Лучше было бы без них. Жили бы по-старому. О том, как это «по-старому» выглядело, фильм умалчивает.
Другая мерзкая идея, которая проходит через фильм — это социальная вина белых, которую они должны искупать. За то, что построили на континенте инфраструктуру, за то, что пытались дать африканцам возможность тянуться к европейскому уровню (и ведь были такие, кто дотянулся!). А негры будут извиняться за судьбы европейцев, окончивших свой жизненный путь на обеденном столе африканцев? Будут отказываться от опыта своих предков? Или, может, хотя бы одно племя извинится за геноцид другого?
Таким образом, под обычной агиткой, идеализирующей «наших» и демонизирующей «врагов» лежит второй слой — вполне себе расистский…
18 июля 2016
Итак, «Черное солнце». Советский фильм 1970-го года о войне в Конго, рассказывающий про такого человека, как Патрис Лумумба… Вот на этом можно было и закончить, ибо фильм — очень топорная агитка, которая призвана обелить «партнеров» СССР в центральной Африке. Ну а что такое — «хомячки» тех лет это вполне себе «ели и просили добавки» и митинговали у бельгийского посольства с плакатами… а тем временем симба вырезали всех несогласных, насиловали женщин и даже ели людей.
А раз нельзя «очернять» союзников, надо найти тех, кого очернять можно. Например войска Катанги вообще и наемников в частности. Вот уж они то показаны настоящими зверьми, на которых и скинули всех жертв гражданской войны.
Что с картинкой? Ну картинка как картинка — СТГ44 в роли всех возможных иностранных винтовок, показная жестокость со стороны «чужих» и белые и пушистые «свои».
В общем агитка и есть агитка и что про нее рассуждать то? Своих целей она добилась, а вот ценность ее как произведения равна нулю.
9 апреля 2016