Бронзовый бюст
I teti në bronx
7.6
1970, драма, военный
Албания, 1 ч 41 мин
В ролях: , , , ,
и другие
Семеро соратников героя партизанской войны против фашистских оккупантов Ибрагима Ковача везут бюст павшего за свободу бойца в родное село. В дороге, что пролегает по труднодоступным горам, они вспоминают военные годы, в которые им довелось встретить на своем пути замечательного человека. Именно встреча с Ибрагимом привела всех семерых в ряды борцов за свободу. Кто-то пришел в партизаны со студенческой скамьи, кто-то (доктор Христо и его дочь Алма) помог раненому командиру вернуться в строй, а кому-то (бойцу отряда националистов Рустему) он помог занять верную сторону…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бронзовый бюст

английское название:

I teti në bronx

год: 1970
страна:
Албания
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Ilia Terpini
композитор:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 февраля 1970 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 41 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Отзыв критика о фильме «Бронзовый бюст», 1970

Бронзовый и живые

Если до 1967-го года в албанском кино еще можно было встретить проявления свободы творчества и идей (как пример — фильм Хисена Хакани «Наша земля»), то после того, как Энвер Ходжа запретил любые религиозные отправления в своей стране, установилось полное и окончательное идеологическое господство «албанского социализма». Соответственно, и без того немногочисленные кинодеятели страны вынуждены были взять под козырек и исправно выполнять поручения партии и правительства по воспитанию «нового человека». В полном соответствии с заветами В. И. Ленина о «самом важном из искусств». Ведь несмотря на то, что в этот период Албания стала злейшим врагом «оппортунистического» Советского Союза, идеям Ленина ее руководители оставались верны (по крайней мере, на словах).

Снятый в 1970-м году фильм режиссера Виктора Джики «Восьмой в бронзе» стал хрестоматийным примером пропагандистского кино в духе социалистического реализма. С монументальной фигурой несгибаемого бойца за светлое коммунистическое будущее в центре экрана. То есть, в буквальном смысле — в центре экрана. Потому что, никаких вторых планов, эпизодов и уходов в тень образ пламенного коммуниста Ибрагима Ковача не подразумевает. Прочим же персонажам остается только внимать, проникаться, осмысливать и… вступать в ряды «несокрушимой и легендарной» — или как там албанцы свою партизанскую армию называли.

Впрочем, с тем фактом, что армия эта практически полностью контролировалась коммунистами, сегодня согласны почти все историки. Так что, при всей плакатности образов, создатели «Восьмого в бронзе» против истины не так уж и сильно грешили. Одного из своих героев Джика даже сделал бывшим националистом, бойцом военизированных формирований «Балы Комбтар». Впрочем, встреча с Ибрагимом быстро открывает Рустему глаза, и тот, видя предательство своих руководителей, вступает в ряды «правильных» борцов за свободу. С остальными же — представителями крестьянства, студенчества, научной (доктор Христо) и творческой (скульптор Андони) интеллигенции, что присоединяются к Ибрагиму во время его «квеста» во имя свободы по захваченной фашистскими оккупантами Албании — и без того все ясно.

Сюжет же фильма представляет собой обратный «квест»: семеро соратников павшего героя несут его бюст на родину — в высокогорное село. И по дороге вспоминают события, приведшие их в партизанские ряды. Эти эпизоды, складываясь в мозаику, должны составить тот самый монументальный образ идеального коммуниста, который воплощает Ибрагим Ковач.

Собственно, так и происходит. Мевлан Шанадж, игравший главную роль, честно выполняет возложенные на него партией, правительством и режиссером обязанности, и представляет протагониста малоотличимым от его бронзовой копии. Таким же несгибаемым, прямым, железным и так далее, и тому подобное… И не имеющим права на личные чувства. Даже к девушке, во взгляде которой написано восхищение героем. Ведь «первым делом — самолеты».

Вообще-то сделать из подобного расклада вполне человеческое кино было можно. Но, учитывая ситуацию в тогдашней Албании, явно не нужно. Стальной взгляд главного героя, его непоколебимая идейность служили для Джики абсолютной индульгенцией. Под их прикрытием можно было даже сделать себе маленькую поблажку в виде такого «сомнительного» героя, как бывший националист и (кошмар!) мусульманин Рустем. Он ведь исправился, в конце концов. Да и девушка Алма, терявшая голову от красавца Ибрагима, тоже предпочла борьбу за свободу всяким глупым шашням.

Что поделать! Правила социалистического реализма требовали от художника неукоснительного соблюдения. А Албания после 1967-го года — это ведь был даже не СССР 30-х. Там можно было попасть под «расстрельную» статью просто за обрезание или крещение своего ребенка. Что уж говорить о кино, которого снималось совсем немного. Достаточно было того, что фильм можно было просто смотреть. Для чего Виктор Джика сделал все возможное, оставив главного героя «бронзоветь», но сделав живыми людьми остальных.

12 марта 2013

Драма Бронзовый бюст появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссером является Виктор Гика. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Mevlan Shanaj, Bexhet Nelku, Vangjush Furxhi, Yllka Mujo, Aleksandër Prosi, Петрика Риза, Robert Ndrenika, Пиро Мани, Кадри Роши, Vangjush Grabocka, Qerim Mata, Михаль Стефа, Dhimitër Trajçe, Bujar Kapexhiu, Pandi Raidhi.

Страна производства - Албания.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.