Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бомбейское кино |
английское название: |
Bombay Talkie |
год: | 1970 |
страна: |
США
|
режиссер: | Джеймс Айвори |
сценаристы: | Джеймс Айвори, Рут Правер Джхабвала |
продюсер: | Исмаил Мерчант |
видеооператор: | Субрата Митра |
композиторы: | Джайкишан Дайябхай Панкал, Шанкарсинх Рагуванши, Shankarsingh Raghuwanshi |
художник: | А. Рангарай |
монтаж: | Дэвид Глэдвелл |
жанры: | мелодрама, драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 ноября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Я очень люблю старые болливудские фильмы, и 70-е — моя любимая киноэпоха. И посмотреть на весь этот мир со стороны, глазами западного кинематографа, было безумно интересно. Будто я попала в параллельную реальность, и сказочная ностальгическая Индия заиграла совсем другими красками.
Но... на этом положительные впечатления заканчиваются, потому что сама история мне не понравилась совсем.
То, что Болливуд — не фабрика грёз, а похотливый гадюшник, для меня не новость, и фильм не то чтобы разбил мне розовые очки. Моя претензия в том, что в истории нет глубины, нет неразрешимых конфликтов, нет драмы, зато есть чернуха. Как по мне, этим недугом страдало вообще все западное кино 1970-х, особенно фильмы про любовь. И даже коснувшись темы Индии и индийской культуры, которая суть целый Клондайк для глубоких и трагичных сюжетов, авторы просто взяли и... вымазали её в эротоманской грязи.
Сразу предупреждаю фанатов болливудских мелодрам — любви здесь нет, если не считать влюблённости Хари. Ни мило-романтичной, ни страстно-безумной (второе я презираю и в кино, и в жизни, но это хотя бы обыграть интересно можно). И вообще я слабо понимаю, на чем держатся отношения главных героев, кроме похоти и желания новизны. Ну, вернее, Викрама ещё можно понять: он привык к женскому вниманию и хочет пополнить свою коллекцию трофеев эксцентричной иностранкой.
Но Люсия-то что в него так вцепилась? Он ведь ужасно с ней обращался, за глаза говорил о ней как о вещи (sic!), оскорблял ее творчество и т.д. Причём началось это практически сразу, без предварительного окучивания и соблазнения.
В заголовке рецензии я сослалась на фильм 'Последнее танго в Париже'. Но по мере написания поняла, что даже поделка Бертолуччи во многом уступает 'Бомбейскому кино' по содержанию тлена. Тамошняя героиня хотя бы сама осознала опасность отношений со старым козлом и додумалась от него избавиться.
Самой Люсии (в исполнении безумно талантливой Дженифер Кендал, кстати) мне было сложно сочувствовать. Местами её действительно жаль, например в сцене разговора с дочерью. Но большую часть времени она вызывала раздражение и недоумение.
А вот за кого у меня сердце болело весь фильм, даже когда её не было в кадре — Мала, жена Викрама. Молодая, красивая, хорошо воспитанная женщина, которая разрывается между образом идеальной индийской жены и попытками сохранить достоинство... Она явно заслуживает лучшего.
Несмотря на всю мерзость сюжета, концовка у него очень... Удовлетворяющая. Хоть и трагичная.
После всей этой гадости хочется помыться. Остаётся утешаться тем, что в жизни отношения Капура и Кендал были (я надеюсь) далеки от того, что показано здесь.
9 декабря 2023
Фильм, на мой вкус, очень тяжёлый. Во всяком случае, мне было очень тяжело смотреть. С одной стороны — было тяжело, и я хотела, чтоб это быстрее закончилось, а с другой — я не могла оторваться от экрана.
Бомбейское кино затягивает в своё повествование и говорит о многих нелицеприятных вещах. Весь фильм состоит, по сути, из таких нелицеприятностей. Правда, здесь нет физической жестокости и насилия. Зато есть масса элементов нравственной жестокости: унижения человеческого достоинства, использования одним человеком другого, эксплуатации чужих чувств в угоду собственному эгоизму.
Главные герои: Викрам — звезда болливудского коммерческого кино и богатая американка-писательница — Люсия Лайн, приехавшая развлечься в Индию.
Фильм о грехе. Фильм об одной душе — о женщине иностранке, Бог весть каким ветром занесённой в Индию. О душе страстной, гипер-эмоциональной, эгоистичной, мятущейся. Женщине, которая разрушает чужие жизни и судьбы и калечит свою собственную в том числе. Это женщина, которая не понимает слова «нет». Женщина, которая живёт только для удовольствия. Причём удовольствия исключительного физиологического.
В редкие моменты просветления от этого жизненного угара, в который она погружена — Люсия понимает, что творит и тянется к свету. Но любая попытка заменить физиологическое наслаждение на духовное не увенчивается у неё успехом. Всё духовное кажется ей скучным и неинтересным.
А главная забота этой души — это уходящая вместе с годами молодость и красота, и стремление удержать любовника любыми средствами.
Что это за любовь такая тут показана? И любовь ли это?
Что касается чувств Викрама, то здесь мне всё предельно ясно — никакой любви с его стороны не было. Это была только страсть, тешущая самолюбие, страсть к этой женщине, которая наверняка позволяла много такого, чего не позволит себе целомудренная индианка. И как любая страсть она, конечно же, прошла.
А вот с чувствами Люсии много сложнее — это не страсть и не любовь. Это какая-то безумная одержимость одним человеком, трудно поддающая рациональному объяснению, а может и неподдающаяся вовсе. Одержимость, доходящая временами до исступлении. Что же ей так нужно было в Викраме? Возможно, она видела в нём своё последнее увлечение. И чувствуя закат своей красоты, желала как можно дольше отсрочивать этот момент. И может воплощением этого заката стал для неё уход Викрама. Возможно…
Актёрская игра превосходна! Все основные персонажи реалистично и чрезвычайно живо воплощены. Я забыла, когда смотрела, что это начало 70-х и что вообще это кино!
Как бы то ни было — это серьёзное кино. Кино о людях и отношениях. Кино непростое для просмотра, кино которым нельзя развлечься, кино, которое давит на эмоции и будоражит. Кино о том, как пагубно жить ради одних физических удовольствий. Кино о разрушенных жизнях и попранных нравах.
7 из 10
3 июня 2011
Лента снималась американским режиссёром, в Индии, в 70е. В итоге это не похоже ни на Америку, ни на Индию: кино зависло где-то посередине, причем вобрав в себя отнюдь не лучшие черты обоих кинематографов. Не стоит ждать от этого фильма песен и танцев. Позитивных эмоций, цветов и красок тут тоже не дают. Безусловно, кино не серое, но, черт побери, это же Индия. Впрочем, драматически картина тоже получилась не убедительной.
Главная героиня — типичная блондинка-американка, которая разбогатела, четыре раза развелась, отправила ребенка учиться в Европу, а сама в это время поехала колесить по Азии и вообще жить в своё удовольствие. Как человек неплохой, но страшно эгоистичный и привыкший добиваться своего, она воплощает собой «лихо», разрушая жизни всех вокруг.
Занесло это лихо в индию, и началось… Столкновение культур: в левом углу ринга — американские сексуальные страсти, в правом — индийские страсти житейские. Тут покажут и болливудский бэкстейдж, и ашрам гуру, и все виды проживания местного населения, и ночные улицы Бомбея. А ещё покажут много главной героини, которая почему-то жёстко подбухивает почти в каждом кадре по поводу и без повода, несчастных индийских актеров, их не менее несчастных жен и одиноких сценаристов. В общем, не очень веселая лента о несчастных людях, и о том, как западный мир вечно разрушает гармонию мира восточного.
Кино вышло поверхностным со смазанной, но вполне ожидаемой концовкой, которая не особо трогает. Единственное, что есть в этом фильме — это музыка. восхитительный саунд от дуэта Шанкар-Джайкишан ласкает слух.
Посоветовать этот фильм можно отчаянным киноманам и любителям индийского кино за Шаши Капура в главной роли. Остальным, вероятнее всего, будет скучно и жаль потраченных двух часов времени.
Оценка за музыку и гигантскую пишущую машинку!
5 из 10
6 января 2011